Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
1. Политические и социальныекомпетенции — способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участвовать в функционировании гражданских институтов.
Базовые:
Общекультурные (ОК).
· Владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
· способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
· умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
· готов к толерантному восприятию социальных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
· способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
Профессиональные (ПК).
Общепрофессиональные (ОПК):
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
· способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
· владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения.
В области педагогической деятельности:
· способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников.
В области культурно-просветительской деятельности:
· умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
· способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.
2. Межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга.
Базовые:
Общекультурные (ОК).
· Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
· владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
· способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.
Профессиональные (ПК).
Общепрофессиональные (ОПК):
· владеет основами речевой профессиональной культуры.
В области педагогической деятельности:
· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
· готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
· готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
В области культурно-просветительской деятельности:
· способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности.
Вариативные:
Общекультурные (ОК).
· Готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;
· владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного.
Профессиональные (ПК).
Общепрофессиональные (ОПК):
· владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения.
В области культурно-просветительской деятельности:
· умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
· способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
· способен выявлять и использовать возможности региональной культурно-просветительской образовательной деятельности.
3. Коммуникативнаякомпетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet.
Базовые:
Общекультурные (ОК).
· Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Профессиональные (ПК).
Общепрофессиональные (ОПК):
· владеет основами речевой профессиональной культуры.
В области культурно-просветительской деятельности:
· способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности.
Вариативные:
Общекультурные (ОК).
· Владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;
· владеет основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
· готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.
Профессиональные (ПК).
Общепрофессиональные (ОПК):
· владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;
· способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.
4. Социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ.
Базовые:
Общекультурные (ОК).
· Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
· способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
Профессиональные (ПК).
Общепрофессиональные (ОПК):
· способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
· способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
Вариативные:
Общекультурные (ОК).
· Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Профессиональные (ПК).
Общепрофессиональные (ОПК):
· способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.
5. Персональная компетенция — готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию (ОК).
Базовые:
Общекультурные (ОК).
· Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
· способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
· способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности.
Профессиональные (ПК).
Общепрофессиональные (ОПК):
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
· способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Вариативные:
Общекультурные (ОК).
· Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Профессиональные (ПК).
В области культурно-просветительской деятельности:
· умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы современных информационно-коммуникационных технологий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПЕДАГОГИКА»
№ п/п | Всего часов | Наименование темы | Аудиторные часы | Часы на с/р | Вид контроля | Компетенции | |||
лекции | семинары | лабораторные | всего | ||||||
(12 кред.) | «ПЕДАГОГИКА» | ||||||||
(1 кред.) | 1 КУРС (1 сем.): базовые модули №№1, 2 | зачет | |||||||
Модуль № 1. Введение в педагогическую деятельность | ОК — 1, 3. ОПК — 1, 3. ПК — 4, 6. | ||||||||
Модуль № 2. Общие основы педагогики. | ОК — 1, 6, 7, 16. ОПК — 1, 2. ПК — 5, 6. | ||||||||
(3 кред.) | 2 КУРС (3,4 сем.): базовые модули №№3, 4 | ||||||||
Модуль № 3. Теория обучения. | экзамен | ОК — 4, 5, 7, 9, 10, 11, 14. ОПК — 5, 6. ПК — 8, 10, 11. | |||||||
Модуль № 4. Теория и методика воспитания. | экзамен | ||||||||
(2 кред.) | 3 КУРС (5 сем.): базовые модули № 5. | ||||||||
Модуль № 5. История педагогики и образования. | экзамен | ОК — 4, 5, 7, 9, 10, 11, 14. ОПК — 5, 6. ПК — 8, 10, 11. | |||||||
(2 кред.) | 3 КУРС (6 сем.): базовые модули №№ 6, 7 | зачет | |||||||
Модуль № 6. Социальная педагогика. Педагогические технологии. | ОК — 1, 2, 7, 13. ОПК — 1, 2, 4. ПК — 2, 3, 5, 6; ОК — 1,2, 4. ОПК-2,4 ПК- 2,3,4,8,9,10 | ||||||||
Модуль № 7. Сравнительная педагогика. Этнопедагогика. | ОК — 1, 2, 3, 4, 6, 7, 12, 13, 14. ОПК — 2, 3. ПК — 3, 5, 8, 9, 10, 11. | ||||||||
(1 кред.) | 4 КУРС (7 сем.): базовые модули №№ 8, 9 | зачет | |||||||
Модуль № 8. Управление образовательными системами. | ОК — 7. ОПК — 4. ПК — 2, 4, 5. | ||||||||
Модуль № 9. Нормативно-правовое обеспечение образования. Психолого-педагогический практикум | ОК — 13. ОПК — 6. ПК — 1. ОК-1,2,3,14. ОПК-2. ПК-3,5. | ||||||||
(3 кред.) | Три экзамена и три зачета |
Модуль I
Введение в педагогическую деятельность
22 часа (14 ауд. + 8 внеауд.)
Освоение содержания данного модуля обеспечивает формирование следующих компетенций:
ОК — 1, 3, 13. ОПК — 1, 3. ПК — 4, 6.
Знать:
· сущность, структурные компоненты и виды педагогической деятельности;
· слагаемые педагогической культуры;
· концептуальные основы компетентностного подхода;
· сущностные характеристики педагогического общения;
· особенности правового партнерства в системе отечественного образования.
Уметь:
· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и образования;
· выстраивать педагогическую деятельность в контексте культурологического подхода;
· определять сущностные признаки базовых педагогических компетенций;
· продуктивно общаться с различными субъектами образовательного процесса;
· обосновать принципы образовательного права применительно к собственной профессиональной деятельности.
Владеть:
· способами освоения и присвоения ценностных оснований педагогической деятельности;
· нормами профессионально-педагогической деятельности;
· основными элементами теоретической и практической готовности учителя к педагогической деятельности;
· различными средствами коммуникации в профессионально-педагогической деятельности;
· основами правового и нравственного регулирования образовательных отношений.
Виды деятельности:
· анализ передового педагогического опыта;
· проектирование собственной системы ценностных ориентиров педагогической деятельности;
· моделирование процесса становления профессионально-педагогической культуры;
· проектирование основных этапов программы профессионального саморазвития;
· анализ современных подходов к сущности профессионально-педагогической компетентности.
Продукты деятельности:
· доклад «Педагоги-новаторы»;
· мини-реферат «Красноярский край как инновационная педагогическая площадка»;
· презентация «Наша новая школа»;
· эссе «Мое педагогическое кредо»;
· модель «Слагаемые педагогической культуры»;
· программа самовоспитания «Создай себя сам»;
· проект «Высшее образование как средство становления компетентности учителя».