Методы и приемы воспитания
Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — это путь достижения заданной цели воспитания.
Методы(применительно к школьной практике — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу. Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания.
Выделяется понятие средства воспитания. Под приемом понимается единичное воздействие, под средством — совокупность приемов. Средство — это уже не прием, но еще не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы. Слово (в широком понимании) — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно.
Выбор методов воспитания
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели.
Факторы определяющие выбор методов воспитания:
1. Цели и задачи воспитания. Цель определяет методы.
2. Содержание воспитания Очень важно правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом.
3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же за
дачи решаются различными методами в зависимости от возрас
та воспитанников.
4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития
коллективных форм самоуправления методы педагогического
воздействия не остаются неизменными.
5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуаль
ность.
6. Условия воспитания. Климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.
7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания: наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.).
8. Уровень педагогической квалификации.
Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие,
применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных
условиях используются «щадящие» методы воспитания.
10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.
но того, достаточно ли школьного времени для формирования устойчивых качеств личности, нет. Некоторые педагоги считают, что времени недостаточно, а поэтому склоняются в пользу сильнодействующих методов. Как бы там ни было, фактор времени остается очень важным при проектировании и выборе методов воспитания.
10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.