Программа самостоятельной познавательной деятельности студента
Наименование модулей, разделов и тем курса 1 | Самос- тоятель-ная работа |
Модуль 1 | |
Раздел I. Общие основы педагогики | |
Тема 1. Общая характеристика педагогической профессии | |
Тема 2.Объект, предмет и функции педагогики | |
Тема 3. Категориально-понятийный аппарат педагогики | |
Тема 4. Структура педагогики как науки и ее связь с другими науками | |
Раздел II. Целостный педагогический процесс как основной фактор развития и формирования личности | |
Тема 1. Понятие о целостном педагогическом процессе, его закономерностях и принципах | |
Тема 2. Понятие о педагогических системах. Виды педагогических систем | |
Тема 3. Общая характеристика системы образования | |
Тема 4. Сущность педагогического процесса и логика его построения | |
Модуль 2 | |
Раздел III. Методология и организация педагогических исследований | |
Тема 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога | |
Тема 2. Философские основания педагогики | |
Тема 3. Методологические принципы педагогических исследований | |
Тема 4. Организация и логика педагогического исследования | |
Тема 5. Методы и методика педагогического исследования | |
Модуль 3 | |
Раздел IV. Аксиологические основы педагогики | |
Тема 1. Аксиология. Аксиологический подход в педагогике | |
Тема 2. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей | |
Тема 3. Образование как общечеловеческая ценность | |
ИТОГО: |
МОДУЛЬ 1
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ (26 часов)
Тема 1. Общая характеристика педагогической профессии (6 часов)
Вопросы для самостоятельного изучения
Возникновение педагогической профессии. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
Форма контроля: тезисы
Найдите и выпишите 3 высказывания ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии, 5 пословиц или поговорок об учителе и педагогической профессии (работа в читальном зале, с интернет-ресурсами).
Форма контроля: конспект высказываний
Подготовьте конспект по теме: «Сущность, виды и структура педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности: социальная и профессиональная позиции. Профессионально-обусловленные требования к личности педагога».
Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педвузов / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. / Под ред. А. С. Роботовой. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – 208 с. – с. 5-27
Форма контроля: конспект
Подготовьте реферат по темам:
1. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
2. Развитие личности учителя в систем педагогического образования. Профессиональное самовоспитание учителя: понятие, этапы, методы и средства.
Форма контроля: реферат
Тема 2.Объект, предмет и функции педагогики (8 часов)
Вопросы для самостоятельного изучения
Объект педагогики. Предмет педагогики. Задачи педагогики. Функции педагогики. Теоретическая функция. Технологическая функция (В.А. Сластенин).
Форма контроля: тезисы
Подготовьте конспект по теме: «Объект, предмет и функции педагогики: разные подходы к их определению»
Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004. – 432 с.- с. 10-12
Форма контроля: конспект
Подготовьте письменные сочинения-рассуждения на одно из высказываний известных педагогов, психологов, философов:
· «Человеку, если он должен стать человеком, необходимо получить образование» (Я.А. Коменский).
· «Образование понимается или как последствие всех тех влияний, жизнь накладывается на человека, или как самое влияние на человека всех жизненных условий» (Л. Толстой. Собр. соч. в 22 т. - т.16. М., Худ. лит., 1983г, с.447).
· «Образование – это изменение взгляда человека на мир, его отношения к вещам и др. людям, следовательно, это самого человека и воспринимаемого им мира. Понимание мира становится выражение сущности человека, как человек, воспринимает и понимает мир, проявляется его сущность» (Л. Ильин).
· «Образованность определяет человека, который сформирован конкретно-историческим идеалом. Культура является человеку в представлениях направлениях, ценностях, языка и способностях как вторая природа» (Ясперс).
· «Образование в самом общем виде может быть определено как создание, созидание человеком образа мира, в себе посредством полагания себя в мир культуры, формирования систем отношений к природе, другим людям обществу и к самому себе» (А.А. Вербицкий, И.В. Зимняя).
Форма контроля: сочинение
Подумайте и ответьте, чем объясняется тот факт, что происхождение и первоначальное содержание понятия «педагогика» не соответствует современному содержанию этого понятия. Правомерно ли говорить о педагогике взрослых?