Промежуточное тестирование
Тестирование может проводиться как во время аудиторных занятий, так и во внеучебное время.
Тестирование на лекциях занимает последние 10-15 минут учебного времени. Тема (темы, предшествующего тестирования) объявляется преподавателем заранее (не позже чем за неделю) или проводится в рамках заранее утвержденного графика тестирования. Тестирование может проводиться как в традиционной форме, в письменном виде, так и с использованием информационных технологий.
Примерные варианты промежуточных тестов по курсу «Основы специальной психологии и специальной (коррекционной) педагогики»
Инструкция:прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный
Вопрос 1. Предметом специальной психологии является?
А) изучение причин нарушения психофизического развития аномальных детей;
В) изучение системы специального (коррекционного) образования аномальных детей;
С) изучение особенностей психического развития лиц с особыми образовательными потребностями;
Д) Изучение особенностей обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями.
Вопрос 2. 3 типа психического дизонтогенеза выделил:
а) В.В. Лебединский; б) Л.И. Переслени; в) М.И. Буянов; г) В.В. Ковалев.
Вопрос 3. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза выделил:
а) Рубинштейн С.Я.; б) Лебединский В.В.; в) В.В. Ковалев; г) Л.И. Переслени.
Вопрос 4. Чем раньше произошло поражение ЦНС, тем вероятнее явление:
а) недоразвитие психических функций; б) повреждение психических функций;
в) акселерации психических функций; г) регресса психических функций.
Вопрос 5. В.В. Лебединский выделил ____________ психического дизонтогенеа.
а) 3 параметра; б) 4 параметра; в) 5 параметров; г) 6 параметров.
Вопрос 6. Механизмы изоляции, патологической фиксации, регрессии играют большую роль в формировании различных видов:
а) психического недоразвития; б) ретардации психического развития; в) асинхронии психического развития; г) дефицитарного психического развития
Вопрос 7. Органическая деменция является характерной моделью:
а) задержанного психического развития; б) поврежденного психического развития;
в) дефицитарного психического развития; г) дисгармонического психического развития.
Вопрос 8. Замедление темпа переработки информации характерно:
а) только для одного вида нарушения; б) для некоторых групп аномальных детей;
в) для всех аномальных детей; г) для всех детей (и нормальных, и аномальных).
Вопрос 9. Неравномерность психического развития по В.И.Лебединскому относится к _ уровню закономерностей психического развития аномальных детей.
а) первому; б) второму; в) третьему; г) четвертому.
Вопрос 10. ЗПР – это
а) Стойкое нарушение развития психики в целом; б) Стойкое недоразвитие только эмоционально-волевой сферы; в) временное замедление развития только познавательной сферы; г) временное замедление развития познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Вопрос 11. Синдром РДА является наиболее характерной моделью:
а) психического недоразвитие; б) поврежденного развития; в) искаженного развития;
г) дисгармонического развития
Вопрос 12. Психическое развитие слепоглухих детей является проявлением:
а) поврежденного психического развития; б) дисгармонического развития;
в) искаженного психического развития; г) дефицитарного психического развития.
Вопрос 13 . Наиболее велика возможность психических нарушений в период:
а) от 0 до 3 лет и от 11 до 15 лет; б) от 4 до 11 лет; в) от 3 до лет и от 13 до 17 лет;
г) от 11 до 15 лет.
Вопрос 14. Общий дефект является следствием:
а) нарушения подкорковых регуляторных систем; б) повреждения отдельных анализаторных систем; в) нарушения корковых анализаторных и регуляторных систем;
г) нарушения корковых и подкорковых анализаторных систем.
Вопрос 15. Об умственной отсталости говорят в случаях:
а) органического стойкого нарушения преимущественно познавательной сферы;
б) органического стойкого нарушения преимущественно поведенческой и личностной сферы; в) органического нарушения преимущественно познавательной сферы;
г) стойкого нарушения познавательной сферы, вызванное биологическими и социальными факторами.
Ключ:
1 в; 2 г; 3 б; 4 а; 5 б; 6 в; 7 б; 8 б; 9 а; 10 г; 11 в; 12 г; 13 а; 14 в; 15 а.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Абилитация (от лат. abilitas - создание возможностей, быть способным к чему-либо) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка. В отношении раннего возраста речь идет о первоначальном формировании способности к чему-либо.
Аномалия развития(от греч. anomalos - неправильный) понимается как "уклонение от обычного, несходство с обыкновенным, исключение, уклонение, причуда, необычайность, странность".Семантика слова "аномалия" включает наличие нетипичного, иного, при этом данное слово не рассматривается как несущее негативный оттенок. Дополнительное значение аномалии как "отклонения от нормы, общей закономерности; неправильность" (С.И.Ожегов), в этом смысле понятие аномалия сходно по смыслу с понятием девиация, ("отклонение от правильной линии, от должного направления"). Социальную позицию нетипичных людей можно охарактеризовать как предписанную большинством членов общества, назначаемую без учета онтогенетических особенностей или предпочтений.
Аномальные дети (от греч. anomalos - неправильный) К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития
Деменция органическая (от лат. dementiа - безумие, слабоумие) - стойкое, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы, в результате органических и воспалительных заболеваний мозга, черепно-мозговых травм. Возникает вследствие повреждения нормально сформированного мозга (на четвертом году жизни и позже). Интеллектуальный дефект в большинстве случаев необратим. Условно выделяют две формы деменции: резидуально-органического и текущего характера.
Депривация(от лат. deprivatio - лишение) - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Характеризуется отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социокультурных контактов.
Дети с ограниченными возможностями– это дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к людям-инвалидам в целом.
Дети с особыми образовательными потребностями Новый, не устоявшийся термин; отражающий потребность общества отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека. Он предполагает смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей. В отличие от термина "дети с особыми нуждами" ("Children with Special Needs"), содержание термина "дети с особыми образовательными потребностями" отражает понимание ребёнка с нарушениями в развитии как нуждающегося в "обходных путях" достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования.
Детский церебральный паралич (ДЦП), полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения корковых функций, речи.
Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется.
Дизонтогенез психический. Впервые термин «дизонтогения» введен Швальбе (1927), для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченней теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.
Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Это нарушение нормального темпа психического развития. Сам термин "задержка" подчеркивает временной характер нарушения, то есть несоответствие уровня психофизического развития паспортному возрасту ребенка.
Запущенность педагогическая – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Как правило, к педагогически запущенным относят детей, не страдающих аномалиями развития, но не обладающих знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности(нередко, однако, эти знания могут быть ребенком усвоены, но не включены им в систему нравственных убеждений, а потому они не оказывают регулирующего влияния на поведение).
Интеграция(от лат. integratio-восстановление, соединение) - включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение - процесс совместного образования обычных и аномальных детей.
Классы выравнивания, организуются в общеобразовательных школах для детей с более выраженной формой ЗПР (церебрально-органического происхождения) по заключению ПМПК (МПК). Создаются на начальной ступени обучения: подготовительный, 1-2-й классы (в 3-й класс дети принимаются только в порядке исключения). Учащиеся, успешно освоившие программу, переводятся на массовые формы обучения по решению педагогического совета школы (школьного консилиума).
Классы компенсирующего обучения (ККО) для детей "группы риска" (в основном дети с ЗПР конституционального, психогенного, соматогенного происхождения). Рассматриваются как тип дифференцированного традиционного обучения. Создаются (с 1992) на начальной ступени обучения срок обучения в этих классах на один год больше, чем в обычных.
Классы коррекционно-развивающего обучения, термин, используемый наряду с «классами компенсирующего обучения» - новая форма дифференцированного обучения. Создаются преимущественно на ступени начального общего образования в начале 1-го или 2-го года обучения и функционируют до 9-го класса включительно. Не принимаются дети с выраженными нарушениями речи, зрения, слуха, умственной отсталостью, аутизмом. При успешном усвоении учебной программы по решению школьного консилиума учащиеся могут быть переведены в обычные классы.
Компенсация психических функций (от лат. corn pensatio — уравновешивание, уравнивание) — сложный многоаспектный процесс перестройки/замещения нарушенных/ недоразвитых психофизических функций организма, попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными. В связи с тем, что нетипичные дети крайне подвержены негативным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки - аффекты, стрессогенные факторы, травмы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется психофизическое развитие. Это явление называетсядекомпенсация(от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие).
Компенсация психологическая(от лат. corn pensatio — уравновешивание, уравнивание). 1) возмещение недостаточно развитых свойств личности другими, обеспечивающими нужные способности к определенной деятельности; 2) возмещение телесных и физиологических недостатоков свойствами личности.
Коррекционная педагогикаохватывает область психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования детей и подростков, имеющих не ярко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении. Объектом коррекционной педагогики являются дети, имеющие не ярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. deprivatio – лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (фр. des .. – от.., нарушение, лат. adapto – приспособление) и проявляющие девиацию (лат. deviatio – отклонение) в поведении.
Коррекция (от лат. correctio - исправление) – система специализированных и общепедагогических мер, направленных на ослабление/преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей, подростков, взрослых. Коррекция может выступать как отдельное мероприятие, в то же время она может быть составной частью учебно-воспитательного процесса.
Нарушения в психофизическом развитии у детей, общее наименование разнообразных нарушенийв психофизическом развитии у детей любого возраста, которое вытеснило употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей". В качестве синонима используется термин "отклонения в психофизическом развитии".
Нарушения двигательные (нарушения функций опорно-двигательного аппарата), отклонения, проявляющиеся в ограничении объёма и силы движений, нарушении их темпа, координации, наличии непроизвольных движений. Встречаются у 5-7% детей. Причины: заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, которым страдает большинство детей с Н.д., полиомиелит), врождённые деформации (аномалии развития позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей) или приобретённые заболевания (полиартрит и др.) и травмы. Для всех заболеваний и повреждений основным является двигательный дефект - задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.
Нарушения интеллектуальные (умственная отсталость).В отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретённого). Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. Понятие "умственная отсталость" включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: лёгкую (IQ в пределах 40- 69), умеренную (IQ в пределах 35-39), тяжелую (IQ в пределах 20-34), глубокую (IQ ниже 20).
Нарушения сложные (комбинированные), сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка. Подходы к классификации детей со сложным дефектом сроятся по принципу комбинирования сенсорного и интеллектуального дефектов или нескольких сенсорных дефектов, или сочетание сенсорных нарушений с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В современной специальной литературе наиболее точно определена только одна категория сложных нарушений - слепоглухота.
Норма здоровья -состояние человека (включая биологический, психологический, социальный уровень), позволяющее ему эффективно взаимодействовать с природой и социокультурной средой (Т.И.Черняева). Другими словами, норма - это узаконенное установление, обычный, общепринятый, обязательный порядок, состояние чего-либо, а также как установленная мера, размер чего-либо.
Олигофрения(от греч. olygos-немного, мало; phren-ум) - это стойкое, необратимое, непрогредиентное нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга от момента зачатия до 2-3-х лет. Термин введен в 1915 г. немецким психиатром Крепелином Э., который также впервые начал разрабатывать проблему соотношения утомляемости, работоспособности и психического заболевания
Психолого-медико-педагогическая консультация(ПМПК)–специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения. Дает родителям и педагогам рекомендации для работы с аномальными детьми.
Ранний детский аутизм (РДА) (от греч. autos - сам), представляет собой особый вариант атипичного развития, при котором нарушение общения является доминирующим во всем развитии и поведении ребенка.
Речевое нарушение. Выделяются: нарушения языковых средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР) и нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект) заикание, проявление речевого негативизма и др.
Сенсорная депривация (от лат. sensus – чувство, ощущение, deprivation – потеря чего-либо) – психическое состояние, возникающее у человека при недостатке информации, в условиях изоляции или при нарушениях функций основных органов.
Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) - особая область педагогики изучающая проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. Становление специальной педагогики происходило в рамках дефектологии (лат. defectus – недостаток и греч. logos –учение).
Специальная психология, область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими их потребность в особых условиях обучения и воспитания. Становление специальной психологии также происходило в рамках дефектологии. Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология). Современная с пециальная психология обращена и к детям с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха, зрения, ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями и др. Кроме того, помогая преодолевать тяжёлые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, наука накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение- образовательное учреждение, созданное для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии. Создаются с целью организации педагогического процесса, позволяющего предупредить дезадаптацию детей с нарушениями в психофизическом развитии в условиях образовательного учреждения, обеспечить коррекцию нарушений здоровья и отклонений в развитии детей, восполнить пробелы дошкольного развития и первоначального школьного обучения, преодолеть трудности в усвоении учебных дисциплин.
Специальные образовательные потребности - потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, включая технические средства; потребности в особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных с образованием и необходимых для успешного обучения.
Специальное образование – система дошкольного, общего и профессионального образования для получения которого лицам с ограниченными возможностями создаются специальные условия: условия обучения и воспитания, в том числе, специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а так же педагогические, социальные, медицинские и психологические услуги, без которых невозможно/затруднено освоение общеобразовательных/профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Структура дефекта (структура нарушений). Для описания происхождения, сочетания и взаимообусловленности различных нарушений в развитии у конкретного ребёнка Л.С.Выготский предложил использовать термины "структура дефекта" или "структура нарушений". Различают первичные и вторичные нарушения развития.Первичные нарушения- это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Вторичные нарушения по своей природе качественно отличны от первичных, хотя и производны от них. Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные нарушения приводят к "выпадениям" ("социальными вывихами") ребёнка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно-исторического опыта. Согласно Л.С.Выготскому их можно предотвратить, если найти "обходные пути", чтобы обеспечить доступ аномального ребёнка к культуре как источнику развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не появляются вслед за первичными. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к новым "социальным вывихам", в результате которых возникают третичные (личностные) нарушения в развитии.