Поведенческие нарушения, обусловленные особенностями возраста
С одной стороны, конфликтное поведение обусловлено социально-педагогическими причинами. Например, неумение вести себя в общественном месте, затруднения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, нежелание выполнять требования учителей и воспитателей — результат низкого уровня культуры семейных взаимоотношений и ошибок семейного воспитания, издержек учебно-воспитательного процесса, невнимания учителей к ребенку, безразличия к его интересам, запросам и потребностям со стороны школы и семьи. С другой стороны, в его основе лежат причины психофизиологического или психобиологического характера. Они возникают в определенный период возрастного развития или проявляются вследствие каких-либо нарушений в физическом или психическом развитии ребенка.
Многочисленные исследования (Л.И.Божович, Т. В.Драгунова, А.И.Краковский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн и др.) свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребенка, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования его характера, эмоционально-волевой и мотивационной сферами. На них, в свою очередь, оказывают влияние социально-педагогические факторы.
К психобиологическим причинам конфликтного поведения относят состояние здоровья и возрастные особенности подростков.
Состояние здоровья трудных подростков, особенно психического и психологического здоровья, внушает серьезные опасения. Экспериментальное обследование 700 трудных подростков, находящихся в массовых школах или в специальных коррекционных образовательных учреждениях, показало, что у 80 % из них имеются признаки резидуально-органического поражения ЦНС анте-, пери- и постнатального генеза, наличие которых, как и начало проявления поведенческих девиаций, ретроспективно установлено в ясельном или дошкольном возрасте. Исследователи выявили широкий спектр нарушений: задержку психического развития, эписиндром, гипердинамический синдром, задержку речевого и моторного развития и др.
Психолого-педагогическое изучение таких детей установило снижение работоспособности, высокую утомляемость, слабость памяти на этапе воспроизведения, нарушение устойчивости, переключаемости и распределения внимания, замедленный темп мыслительных операций. Дети, как правило, имели низкую динамику в успеваемости по основным предметам, недостаточный уровень знаний и сведений об окружающем, обедненность словарного запаса. Характерно негативное отношение к процессу обучения, учителям, наличие несколько завышенной самооценки при низком уровне притязаний, трудности установления эмоциональных контактов со сверстниками. Таким образом, проблемы со здоровьем предопределили школьные трудности таких подростков и послужили одной из причин нарушений поведения.
Подростковый возраст имеет большое значение для развития личности человека. В этот период существенно увеличивается объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. Все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, его духовного становления. Поэтому подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный и трудный. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость действий и поступков, которая воспринимается взрослыми как аномалия, отклонение от общепринятых правил. В. А. Сухомлинский, выделяя такие противоречия в духовном развитии подростка, считал их естественными и соответствующими данному периоду возрастного развития ребенка. Это непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратиться к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе.
Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружает, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями.
Для подросткового возраста характерно неравномерное развитие костно-мышечной системы, отставание роста мышечной массы от темпов роста костной системы. В связи с неравномерностью роста и развития, у подростков наступает дисгармония координации движений, определенная неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются.
В связи с бурным ростом и перестройкой всего организма, у подростков резко возрастает интерес к своей внешности, формируется новый образ физического Я. Из-за его чрезвычайной значимости подросток остро переживает все недостатки внешности — реальные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к формированию чувства неполноценности и даже неврозу.
Психологи констатируют влияние темпа полового созревания на образ физического Я и развитие самосознания в целом. Дети с поздним созреванием оказываются в менее выгодном положении. Даже девочки с ранним физическим развитием более уверены в себе и держатся спокойнее, хотя различия между девочками и не слишком заметны. Для мальчиков же сроки физического созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях с девочками. Взрослые также с большим доверием и уважением относятся к физически крепкому подростку, чем к мальчику, выглядящему как ребенок. Исследования американских психологов показали, что отстающие в физическом развитии мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.
Несоответствия развития сердечно-сосудистой системы, сопровождаемые усиленным ростом сердца и отставанием развития кровеносных сосудов, также ведут к нарушениям психического и физического самочувствия ребенка. Этот процесс сопровождается повышенным кровяным давлением, головокружениями, неприятными ощущениями в области сердца. Не понимая своего состояния, стыдясь самочувствия, подростки пытаются избавиться от неприятных ощущений повышением активности в движениях, резкой сменой поведения.
Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка, его самочувствие и общее состояние оказывает процесс полового созревания. Пубертатный период важен в жизни подростка и в физиологическом, и в социальном плане. Наряду с внутренними изменениями организма, развитием желез внутренней секреции происходят и внешние изменения в конституции тела, проявляются вторичные половые признаки, в связи с этим повышается интерес к самому себе и противоположному полу. Процесс полового созревания, по убеждению специалистов (медиков, психологов, педагогов), сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, чрезмерной обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, резкостью.
Подросток просто вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать по выражению медиков «гормональную бурю». Общую эмоциональную нестабильность возраста усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все больше начинают осознавать истоки этого возбуждения, у девочек же в большинстве случаев сексуальные ощущения неотчетливы и играют намного меньшую роль в общей эмоциональной жизни.
Подростковый возраст — период бурных внутренних переживаний, эмоциональной нестабильности. Подростки особенно чувствительны и у них часто и резко меняется настроение. В исследовании 14-летних подростков, проведенном М.Раттером, было обнаружено, что половина из них временами чувствует себя настолько несчастными, что они плачут или хотят бросить всех и все.
Появление психических новообразований в подростковом возрасте сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый. И вот эти «уже» и «еще» создают массу проблем для подростка и его окружения.
Стремление к взрослости проявляется у подростка как потребность в приобщении к миру взрослых, к их жизни и деятельности. На вооружение берутся внешние признаки взрослости: облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям со взрослыми, порождают конфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если при их возникновении учитывать особенности психического развития подростков.
Различные направления в развитии взрослости определяются разными образцами, на которые подросток равняется в приобретении взрослости. Ориентация на образцы во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей, общее направление в формировании личности подростка.
Исследователи выделяют основные направления взросления современных подростков:
1. Подражание внешним признакам взрослости. Подражание внешним признакам является для подростка самым легким путем достижения взрослости. Опасность такого пути заключается в появлении и закреплении вредных привычек, стремлении к легкой, «красивой» жизни.
2. Подражание качествам «настоящего мужчины». Мальчики-подростки (а в последнее время данная тенденция отмечается и среди девочек) активно ориентируются на определенное содержание мужского идеала — силу, смелость, выносливость. В группах подростков существует иерархия по силе. Высокая оценка по линии мужественности чрезвычайно важна для мальчика-подростка в целях самоутверждения. Отсюда — драчливость, боязнь показать себя «слабаком», «девчонкой». При недостаточном нравственном воспитании у подростков формируется культ силы вне зависимости от ее моральной направленности.
3. Взрослый как образец деятельности. В условиях сотрудничества взрослого с подростком в разных видах деятельности развивается социально-моральная взрослость. Подросток равняется на взрослого как на образец, занимает позицию его помощника. В это время мальчики стремятся овладеть разнообразными взрослыми умениями — чинить, ремонтировать, водить машину, паять радиотехнику, разбираться в компьютерах и т.п. Девочки учатся шить, вязать. Проблема трудных подростков заключается в том, что они зачастую не имеют в близком окружении взрослого, способного выступить в качестве образца деятельности.
4. Развитие взрослости в познавательной деятельности. Обычно по этому направлению идут дети родителей, уделяющих большое внимание познавательному развитию детей. Для подростка характерны любопытство и любознательность. Он открыт к восприятию нового, интересного, однако наибольший интерес у подростка вызывают те сведения, которые взрослые скрывают от него по разным причинам. Один подросток как-то поделился своим предположением, что если бы взрослые объявили запретным чтение романа «Война и мир», то подростки зачитали бы его до дыр.
Взросление подростка может происходить по-разному. Охарактеризуем три его основных этапа.
На первом этапе развития противоречий отмечается полное расхождение во мнениях между взрослым и подростком; претензии подростка на большую самостоятельность, уважение к себе воспринимаются взрослыми как нереальные, неосуществимые, необоснованные; полный отказ в понимании вызывает у подростков агрессивную реакцию, снижение авторитета взрослого.
На втором этапе противоречия носят эпизодический характер, взрослые вынуждены иногда идти на уступки требованиям подростка, разрешать то, чего не разрешали раньше. В такой ситуации развитие взрослости подростка зависит от содержания его интересов и стремлений.
На третьем этапе противоречия постепенно исчезают, так как взрослые осознают и саму тенденцию взросления со стороны подростков, и изменение социальной ситуации их поведения в связи с данной тенденцией. Возникает больше доверия и уважения к личности подростков. В зависимости от того, какой вариант во взаимоотношениях превалирует, складывается характер вхождения подростка во взрослую жизнь, а следовательно, его поведения.
Потребность осознать собственное Я, понять свое предназначение, место среди сверстников заставляет подростка вглядываться в самого себя, пытаться оценить свои способности и возможности. Для объективной самооценки необходимы жизненный опыт, верная оценка своих способностей, но самооценка подростка может быть заниженной, и его поведение, взаимоотношения со сверстниками становятся сдержанными. Самооценка может быть и завышенной, тогда потребности в самовыражении резко изменяются, становятся непомерными. Если они не удовлетворяются (в учебе, спорте, игре, во взаимоотношениях с окружающими), то возникают конфликты.
С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватных самооценке и самоутверждении может сложиться негативное поведение. Это может быть утверждение с помощью силы, лжи, обмана, вызывающего, демонстративного поведения. Это могут быть драки со сверстниками, дерзкое поведение в классе перед учителями. Самоутверждение может осуществляться на фоне стремления к взрослости (использование атрибутов «взрослой жизни»: употребление спиртных напитков, сексуальные связи).
Самоутверждение не может происходить без формирования и культивирования каких-то качеств личности, т.е. без самовоспитания. Оценивая свои способности и возможности в сравнении со сверстниками, подростки могут неосознанно создавать свою программу самовоспитания, опирающуюся на какой-то идеальный образ. Причем в подростковом возрасте идеал может быть как обобщенный, выдуманный, так и конкретный, приближенный к реальной действительности. И если идеал имеет положительную направленность (а весь учебно-воспитательный процесс школы и старания родителей направлены на это), то подросток будет формировать у себя самокритичность, настойчивость, уверенность в себе, положительные нравственные качества (честность, порядочность, доброту). Если же самооценка подростка окажется неадекватной, а у него есть желание воспитать в себе волевые черты характера, то в качестве идеала могут быть выбраны примеры для подражания и из криминогенной среды. «Нравственный идеал подростка — исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения».
В самооценке и самоопределении подростка важную роль играют друзья, сверстники, их мнения и оценки, которые проявляются в отношении к событиям, явлениям, фактам или в общении. Потребность в общении — одна из ведущих, определяющих в подростковом возрасте. Только в общении происходит обмен информацией, мыслями, идеями, идеалами, ценностями. В общении подросток становится членом классного и общешкольного коллектива, группы сверстников, которые являются для него все более авторитетными и личностно значимыми.
Наряду с общением в процессе социализации у подростков-школьников главным видом деятельности остается учеба. От того, как учится подросток, во многом зависят его интеллектуальное развитие, формирование мировоззрения.
К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков. В средних классах вводятся новые предметы, их ведут разные учителя, уровень преподавания неодинаков, неодинаковы и требования, и мотивация к учебной деятельности учеников. Поэтому и интерес к учебной деятельности у подростков различен. У одних — познавательные интересы носят аморфный характер и отличаются изменчивостью и ситуативностью, у других — охватывают широкий круг учебных предметов и учебной деятельности, у третьих — проявляются стержневые, доминирующие интересы. Наряду с познавательными интересами важную роль в формировании положительного отношения к учению подростков играет понимание значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем обществе не всегда способствуют формированию этого понимания. Отсюда — снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным учебным предметам или школе вообще, опоздания, пропуски уроков. Все это ведет к неуспеваемости, проблемам во взаимоотношениях учеников и учителей.
Неуспеваемость — один из показателей педагогической запущенности школьников. Зачастую именно неуспеваемость может служить причиной девиантного поведения. Так, по мнению М. Раттера, плохая успеваемость приводит подростка к разочарованию, он становится недоволен школой и отношениями с учителями, решает, что все обучение связано с неприятными переживаниями, и враждебно реагирует на сложившуюся болезненную ситуацию.
Таким образом, возрастные особенности подростков, противоречивость и неадекватность их действий и поступков, желаний и возможностей при отсутствии теплых, доверительных отношений со взрослыми могут провоцировать трудности поведения и общения, сложности в школе и дома, делая подростка трудновоспитуемым.