Внешние признаки утомления 1 страница
Признаки | Степень утомления | ||
легкая | значительная | очень большая | |
Цвет кожи лица и тулошшца | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледиение, появление синюшности губ |
Потливость | Небольшая, чаше на лице | Большая, головы и туловища | Оченьсильная. выступление соли |
Дыхание | Учащенное ровное | Значительное учащение, периодически через рот | Резко учащенное, поверхностное, появление одышки |
Движения | Не нарушены | Неуверенные | Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей |
Внимание | Безошибочное | Неточность выполнения команд | Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду |
Сахюч у встии с | Жалоб нет | Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку и т.д. | Сильная усталость, больв ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др. |
Все указалные выше показатели в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе занятия.
Теоретико-методическую основу оптимального дозирования нагрузок составляют закономерности адаптации организма к воздействию физических упражнений, развития тренированности. Исходя из этого сформулированы и научно обоснованы следующие методические положения: адекватность нагрузок (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения нагрузок (обеспечивающая развитие функциональных возможностей), систематичность нагрузок (их последовательность и регулярность).
Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха), что обеспечивает тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере учебного времени, а чрезмерные — наносят вред организму.
Если нагрузка остается прежней и не меняется, то ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим стимулом, поэтому постепенное увеличение физической нагрузки — необходимое требование.
Наиболее информативным, объективным и широко используемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является величина частоты сердечных сокращений (ЧСС).
При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки.
В оздоровительных делях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин (А. А. Виру, 1988, и др.).
Следовательно, наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).
Диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130— 160 уд./мин и большой интенсивности — 161 — 175 уд./мин.
Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических Упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.
Регулирование параметров нагрузки на уроке физической кулъ- достигается многими разнообразными способами и методи-
ческими приемами; наиболее эффективные и доступные из них следующие:
— изменение количества повторений одного и того же упраж
нения;
— изменение суммарного количества упражнений;
— изменение скорости выполнения одного и того же упражне
ния;
— увеличение или уменьшение амплитуды движений;
— варьирование величин внешних отягощений;
— выполнение упражнений в усложненных или облегченных
условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по до
рожке стадиона и бег по песку и т.д.);
— изменение исходных положений (например, выпрыгивания
вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в
упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической ска
мейке и т.д.);
— изменение длины дистанций в беге, плавании, в беге на
лыжах;
— проведение занятий на обычной, увеличенной или умень
шенной площадке (в спортивных играх);
— варьирование применяемых методов (равномерньтй, игро
вой, соревновательный и др.);
— увеличение или уменьшение времени (интервалов) и харак
тера отдыха между выполнением упражнений.
В каждом конкретном случае преподаватель применяет наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока.
Общая и моторная плотность урока. Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.
Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.
Общая плотность урока — это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.
Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В.Ф. Новосельский, 1989):
1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, по
становку учебных задач;
2) сообщение и закрепление теоретических сведений;
3) проведение общеразвивающих упражнений;
4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправле
ние ошибок), помощь, страховку;
5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения
учащихся на уроке и т.д.;
6) изучение техники физических упражнений, воспитание
физических качеств;
7) методическую подготовку учащихся, формирование умений
самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;
8) мотивацию учащихся;
9) использование наглядных пособий, технических средств,
показ упражнений;
10) педагогический контроль;
11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслаб
ление, постановку домашних заданий;
12) воспитательную работу на уроке.
Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке / . Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока /общ:
/ -100%
П
общ
Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:
— неоправданные простои на уроке (опоздание с началом,
несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожида
ние очереди перед выполнением упражнений);
— неподготовленность учителя к уроку; непродуманные орга
низация и содержание урока, приводящие к паузам;
— излишняя и малоэффективная словесная информация для
учащихся на уроке;
— неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что при
водит к нерациональному использованию времени из-за много
кратного повторения команд и распоряжений, замечаний учени
кам, повторений объяснения и т.п.
Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:
оп = 39мин.100% 40 мин
Моторная плотность урока — это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.
Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время вы полнения физических упражнений гфу умножить на 100% и разде лить на общее время занятия, урока "/общ:
л -100%
'общ
Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:
25минЮ0%
----- —----------
40 мин
= 62,5%,
Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70—80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.
При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.
Формирование навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями
Самостоятельная работа учащихся выступает и как форма организации занятия, и как способ деятельности учащихся по решению определенных задач. Основная, специфическая цель самостоятельной работы заключается в формировании самостоятельности.
Исходным признаком самостоятельной работы является деятельность учашихся без посторонней помощи или при сравнительно небольшой помощи.
Степень самостоятельности зависит от возрастных и познавательных возможностей учащихся, содержания учебного материала.
У детей младшего школьного возраста самостоятельность в первую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей де-
ятельности. В среднем и старшем школьном возрасте самостоятельная работа проводится: 1) с различными источниками знаний — учебником, учебными и наглядными пособиями по физической культуре; 2) с практическим учебным материалом, представленным в учебных карточках-заданиях, упражнениях-заявках, контрольно-обучающих заданиях, обучающих программах, составленных по принципу алгоритмических предписаний и др.
Самостоятельная работа с учебными и наглядными пособиями по физической культуре проявляется в ответах учащихся (после чтения текста, рассмотрения наглядного пособия) на вопросы преподавателя или программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний).
В учебных карточках-заданиях перечисляются упражнения (на закрепление ранее изученных двигательных действий, для общефизической подготовки), которые каждый занимающийся выполняет за урок (или за несколько уроков). Успешная работа по карточкам возможна в случае полного взаимопонимания преподавателя с учащимися и наличия хорошей материально-технической базы. Это позволяет учащимся заниматься, не мешая друг другу и не ожидая своей очереди к тому или иному снаряду.
Суть упражнений-заявок заключается в том, что занимающимся предлагается упражнение, для успешного выполнения которого необходимо проявить смекалку, определенную сноровку, с целью реализации своих двигательных возможностей.
Контрольно-обучающие задания (установки-задания) направлены на самостоятельную творческую деятельность учащихся с учетом задач урока. Они разрабатываются для каждого класса, урока, этапа обучения. На уроках физической культуры применяются следующие контрольно-обучающие задания: а) по формированию двигательных умений и навыков; б) по общей и специальной физической подготовке; в) по осмыслению рациональных форм организации двигательных действий, целесообразности тактических приемов в индивидуальных и групповых упражнениях, в играх и состязаниях.
Первая часть заданий носит обучающую направленность (например, из разрозненных упражнений, предложенных для разминки, составить комплекс с соблюдением их последовательности), вторая часть — контрольную направленность (например, по составленному комплексу провести разминку с классом).
Обучающие программы алгоритмического типа содержат в себе комплекс взаимосвязанных учебных заданий последовательно нарастающей сложности и направленных на постепенное подведение учащихся к успешному освоению двигательного действия. Комплекс состоит из 5—6 серий учебных заданий. Первая серия содержит упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовленности учащихся, необходимого для овладе-ния изучаемого двигательного действия. Вторая — упражнения на
освоение исходного положения (или основного элемента) изучаемого двигательного действия. Третья — упражнения, с помощью которых изучаются действия, обеспечивающие выполнение изучаемого движения. Четвертая и пятая серии — упражнения, связанные с обучением отдельным частям (элементам) техники двигательного действия. Шестая серия — упражнения, направленные на совершенствование техники.
При подготовке учащихся к самостоятельной работе следует дать им четкие указания об объеме и содержании предстоящей самостоятельной деятельности, о ее целях, а также о технике выполнения (если эта техника им еще неизвестна), т.е. проинструктировать учеников о том, что делать и как выполнять задание.
I |
Основным средством контроля за самостоятельным выполнением физических упражнений являются ответы и двигательные действия учащихся, а также аналитическая деятельность преподавателя по определению степени их правильности, числа и характера ошибок. Логическим завершением педагогических усилий по формированию у учащихся навыков самостоятельной деятельности на уроке становятся разбор при подведении итогов всей или части проделанной работы, выявление их достижений, определение правильности и характера их дальнейших учебных действий.
Для повышения эффективности самостоятельной работы учащихся весьма важно, чтобы в учебном процессе наряду с внешней существовала внутренняя обратная связь. Под ней подразумевается та информация, которую учащийся сам получает о ходе и результатах своей работы. Одной из возможностей создания внутренней обратной связи при самостоятельной работе является использование элементов самоконтроля и самопроверки.
Показателями уровня развития навыков самоконтроля являются способности учащихся самостоятельно соотносить свои действия при выполнении физических упражнений и их результаты с поставленными педагогом задачами. Весьма важно, чтобы учащиеся определяли недостатки и положительные стороны своей деятельности, представляли мысленно возможные результаты тех или иных изменений в своих действиях, самостоятельно оценивали выполнение заданий.
Самостоятельная работа дает большой эффект, если она связана с образовательно-воспитательными задачами конкретного урока, организуется планомерно и в определенной системе, обеспечивается взаимосвязью одних видов работы с другими (при этом соблюдается преемственность между ними), обусловлена уровнем , развития школьников.
Необходимо также учитывать следующие общедидактические
и методические требования. Работа проводится под опосредован
ным руководством преподавателя и занимает не весь урок, а часть I
его. Материал для самостоятельной деятельности школьников еле- \
дует подбирать посильным для его выполнения. J
11.11. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры
В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:
1) подготовка к процессу физического воспитания;
2) практическая деятельность на уроке;
3) контроль за эффективностью педагогического процесса.
Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды
деятельности.
Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составление плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:
— основных, подводящих и специальных упражнений;
— определение количества повторений каждого упражнения;
— определение продолжительности выполнения отдельных
упражнений;
— выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ,
объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисун
ков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий,
непосредственный показ учителем движений и двигательных дей
ствий) и специфических методов обучения двигательным действи
ям и воспитания физических качеств.
Успешность процесса физического воспитания во многом зависит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:
— целостного учебно-воспитательного процесса;
— каждого урока.
Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода.
Организация отдельного урока включает совокупность профессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке предусмотренных учебной программой и запланированных учителем педагогических задач. В этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение опти-
мальных условий для обучения и воспитания учащихся на каждом уроке:
—подготовка предстоящих мест занятий (организация безо-;
ласности мест занятий);
—подготовка необходимого для урока оборудования и ин
вентаря.
В процессе физического воспитания (второй этап) практик ческая деятельность учителя физической культуры направлена управление учеб но-практической и познавательной деятельное* тью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:
—организационные мероприятия на уроке;
—непосредственно педагогические воздействия;
—текущий контроль на уроке.
Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:
—построение класса;
—сообщение учащимся задач урока;
—проведение перестроений, необходимых для руководства
классом;
—выбор места для руководства классом (отделением, подгруп
пами);
—организация дисциплины;
—установка необходимого оборудования и спортивного ин
вентаря;
—организация безопасности учащихся при выполнении дви
гательных действий;
—рациональное распределение учебного времени;
—уборка мест занятий (оборудования и инвентаря);
—подведение итогов урока и сообщение домашнего задания
(индивидуального или для всего класса).
Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся:
—объяснение учебного материала;
—показ упражнений;
—демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий
и т.п.;
—непосредственная помошь учащимся при выполнении дви
гательных действий.
Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность играют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, за-, поминание; служат источником чувственного восприятия;^
контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности, сознательности, самостоятельности, интереса, наблюдательности и т.п.
Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний), организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.
Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степени подготовленности и возраста обучаемых.
Основные сведения о двигательных действиях и способах их выполнения учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют их. Объяснение учителем разучиваемого упражнения подкрепляется его показом, а по возможности и демонстрацией рисунков, кинограмм и т.п. При изучении нового двигательного действия учитель обычно объясняет его, а затем с помощью различных наглядных приемов подтверждает или уточняет полученные при объяснении представления.
В процессе обучения двигательным действиям учащихся старших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере использует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретенный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще использовать слово.
Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.
Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью Учащихся. Основной принцип здесь — видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и предусмотреть при этом необходимые меры безопасности.
Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий контроль. Текущий контроль — это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланированными и при необходимости на оперативное устранение замеченных отклонений от плана.
На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса (трет и й эта п) деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.
В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструктивная деятельность, направленная на выработку программы деятельности на уроках физической культуры.
Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:
1) формирование личности учащихся, характера и объема их
теоретических знаний, двигательных умений и навыков;
2) отбор и последовательное расположение учебного материала;
3) составление программы деятельности учащихся на уроке
физической культуры;
4) программирование учителем своей роли по управлению учеб
но-практической и познавательной деятельностью учащихся.
Конструктивная деятельность включает в себя поиск и создание оптимальной методики урока физической культуры, поскольку каждая предлагаемая специалистами методика дает максимальный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий.
Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умений:
— заранее определять и формулировать цель и задачи пред
стоящего урока физической культуры;
— заранее подбирать упражнения по обучению технике двига
тельных действий и определять последовательность их выполне
ния;
— заранее подбирать упражнения, направленные на воспита
ние физических качеств с учетом сенситивных (наиболее благо
приятных для воспитания) периодов;
— заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эс
тафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершен
ствование двигательных действий и на воспитание физических
качеств;
— заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эф
фективные упражнения по обшей физической подготовке (ОФП),
продумывать последовательность их выполнения и дозировку;
— подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из
других видов спорта (не входящих в школьную программу);
— заранее обдумывать последовательность этапов обучения и
воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа полу
чать ожидаемый эффект;
— заранее определять характер своего руководства уроком при
выполнении учащимися различных видов деятельности;
— рационально распределять время между отдельными частя
ми урока;
— переходить от одного вида деятельности к другому, не вы
зывая организационного беспорядка или нежелательного состоя
ния у учащихся;
— подводить учащегося в случае необходимости к выполнению
основного задания через вспомогательные и подводящие упражне
ния;
— оптимально сочетать на уроке показ со словесным объясне
нием;
— рационально использовать имеющийся инвентарь, техниче
ские средства обучения (ТСО), подручные (вспомогательные)
средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры
(предметные регуляторы) и т.п.;
— в процессе урока осуществлять воспитательную работу;
— в процессе урока (исходя из конкретной ситуации) изме
нять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т.п.;
— соединять в оптимальном отношении техническую и физи
ческую подготовку учащихся;
— координировать в процессе урока деятельность всего класса
и выполнение индивидуальных заданий;
— предусматривать возможные у учащихся затруднения и на
мечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;
— развивать активность школьников, делая их активными уча
стниками организации урока физической культуры.
Деятельность учителя физической культуры может осуществляться на следующих уровнях эффективности (Н.В.Кузьмина, 1970).
1. Минимальный уровень (репродуктивный) — учитель может
передать учащимся только то, что знает и умеет сам.
2. Низкий уровень (адаптивный) — учитель может передать
знания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить кон
кретное содержание осваиваемого материала к возрастным и ин-
дивидуалъным особенностям занимающихся, к уровню их физической подготовленности.
3. Средний уровень (локально-моделирующий) — учитель мо
жет формировать у занимающихся прочные знания, умения и навы
ки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.
4. Высокий (системы о-моделирующий) — учитель умеет форм и-1
ровать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всемз|
основным аспектам (сторонам) их двигательной деятельности.
5. Высший уровень (системно-моделирующий двигательную
деятельность и поведение учащихся) — учитель умеет использо
вать свой учебный предмет как средство формирования личности
занимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческое
мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обоб-
щать их и перестраивать свою двигательную деятельность в но
вых, изменяющихся условиях.