О пользе занятий в сухом бассейне
Сухие бассейны — это игровое оборудование для дошкольных и школьных учреждений, для детских развлекательных центров, загородных домов и т. д. Материалы, из которых изготовлены бассейны, отвечают требованиям безопасности детей. Наполнитель для бассейнов — цветные шарики (красные, желтые, синие, зеленые).
Сухие бассейны органично включаются в предметно- развивающую среду игровых комнат, рекреационных помещений, физкультурных залов. Они используются для проведения подвижных игр и игровых упражнений с детьми, на их основе организуются дидактические игры (сериация по цвету, количеству и т. п.)
Сухой бассейн может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности. Таким образом, «плавание» в сухом бассейне полезно людям любого возраста, главное, чтобы размеры бассейна соответствовали росту и объему тела «пловца».
Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети (подростки, взрослые), принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела человека, находящегося в нем. Это особенно важно для людей с двигательными нарушениями.
Не останавливаясь подробно на вопросах психомоторного развития человека, отметим некоторые ключевые понятия, обусловливающие, на наш взгляд, необходимость занятий в сухом бассейне. В ходе движений («плавания» и других процедур, проводимых в сухом бассейне) у ребенка в большей или меньшей степени происходит формирование психомоторных способностей. Поэтому занятия с использованием сухого бассейна — это
7активный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие психомоторных задатков и двигательной деятельности детей.
Отметим, что психомоторная обучаемость в ходе занятий в сухом бассейне характеризуется не столько содержательной стороной учения (приобретаемыми знаниями и умениями), сколько скоростью и легкостью их усвоения, овладения необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности, степенью ее активности, самостоятельности, гибкости, достигаемыми в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Сухой бассейн — незаменимый помощник в процессе формирования перцептивных действий детей, то есть значимых структурных единиц процесса восприятия человека. Ведь именно эти действия обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации в образы, адекватные предметному миру и задачам деятельности. Генетическая связь перцептивных и практических действий проявляется в их развернутом внешне- двигательном характере, что позволяет детям усваивать сенсорные эталоны (объем, глубина, ширина и другие пространственные характеристики бассейна, цвет, форма и фактура шариков). Дети постепенно начинают использовать эти эталоны как своеобразные чувственные мерки. В результате возрастает точность и произвольность сенсорно-перцептивных процессов. Именно эти факторы учитывали специалисты ПКФ «АЛЬМА» при выборе цвета шариков (только основные цвета), форм, размеров, фактуры стенок бассейнов и т. п.
Задачи сенсомоторного развития, в том числе и коррекции его нарушений у детей (подростков), решаются в процессе занятий с использованием сухих бассейнов, если эти занятия организуются с учетом следующих направлений:
• развитие способности к точному управлению движениями в пространстве сухого бассейна (чувство пространства);
• формирование способности к реагированию на изменение положение тела во время перемещения в сухом бассейне (время сложной двигательной реакции);
• развитие способности сохранять равновесие, перемещаясь в «море» шариков (статическая координация);
• обучение навыкам поддержания максимально возможного темпа движений во время «плавания» в сухом бассейне (частота движений за единицу времени);
• развитие моторной асимметрии;
• обучение и развитие словесной регуляции движений в сухом бассейне (выполнение двигательных действий по словесной инструкции, оречевление собственных действий, рассказ о своих ощущениях и т. п.);
• снижение повышенного психического возбуждения (релаксация);
• развитие способности к активному воображению.
Таким образом, полифункциональность сухого бассейна позволяет решать различные задачи развития, коррекции нарушений движения, повышения двигательной активности детей. Все это дает основание отнести сухие бассейны к современному игровому оборудованию, эффективно использующемуся в игровых комнатах дошкольных и школьных учреждений, а также в интерактивной среде светлой и темной сенсорных комнат.
Очень кратко рассмотрим влияние занятий с использованием сухих бассейнов на различные функциональные системы формирующегося организма ребенка.
Мышечная система. Большинство упражнений в сухом бассейне выполняются с помощью крупных мышечных групп рук, ног, туловища. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и мелкие группы мышц. Используя местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений в ходе движений в сухом бассейне, можно вызывать возбуждение периферических отделов нервно-мышечного аппарата, внутренних органов и сосудов.
Чередование упражнений и игр, требующих определенного мышечного напряжения и расслабления, позволяют ребенку справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени. Это создает условия для гармоничного формирования пропорций тела.
Сердечно-сосудистая система. Особенность сердечнососудистой системы детей требует частого отдыха и смены физических упражнений.
Сердце ребенка быстро утомляется при напряжениях, возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Горизонтальное расположение тела при выполнении упражнений в сухом бассейне, а также механическое воздействие шариков на поверхность тела способствуют току крови по периферии и облегчают ее передвижение к сердцу.
Опорно-двигательный аппарат. Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования, поэтому позвоночник у него мягкий, эластичный, его естественные изгибы еще не закреплены и в положении лежа выпрямляются. Из-за такой податливости позвоночник легко подвергается деформации. При движении в сухом бассейне туловище ребенка скользит по шарикам, при этом снижается давление на скелет, особенно на позвоночник. Поэтому «плавание» в сухом бассейне является эффективным средством укрепления скелета и его коррекции.
Органы дыхания. В детском возрасте отмечается узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие кровеносных и лимфатических сосудов, слабость дыхательной мускулатуры. В процессе усиленной деятельности во время игр и упражнений в сухом бассейне дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Итак, подведем итог сказанному. Очевидно, что занятия с детьми в сухом бассейне дают массу преимуществ. Наряду с другими тренажерами и оборудованием, способствующими физическому развитию детей, сухие бассейны помогают решать задачу их соматического оздоровления. Сухие бассейны располагают широким спектром возможностей, как для профилактики различных заболеваний, так и для лечения детей с различными двигательными и неврологическими нарушениями.
В бассейне можно проводить различные занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику
Занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релак- юсации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Имея безопасную опору, ребенок в то же время может двигаться, ощущая постоянный контакт тела с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности.
Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улуч- шают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.