Вводное занятие. Диагностика стиля общения.
Цели: научить быстро диагностировать стиль общения — свой и собеседника; выяснить факторы, влияющие на выбор того или иного стиля общения.
Вводная беседа педагога-психолога может быть следующей: «… Я хочу, чтобы вы научились на сегодняшнем занятии определять стиль общения собеседника. Думаю, что в будущем вы сможете натренировать этот навык для того, чтобы мгновенно выбирать наилучший вариант собственного поведения. В результате нашей совместной работы мы сможем лучше представить, как тот или иной стиль общения влияет на отношения между людьми, на их здоровье…»
Упражнение 1. Игра „Угадай стиль общения"
Учащиеся делятся на три подгруппы по 5—6 человек. Разделение может быть произвольным, например, в однородной, сплоченной группе — по желанию учащихся. Группу с ярко выраженными лидерами и группировками разделить должен педагог-психолог по своему усмотрению. Учащихся, склонных к позиции „жертвы" в межличностном взаимодействии, лучше включить в подгруппы, где преобладает партнерское общение.
Условия игры.
Каждая подгруппа конструирует и готовит к демонстрации сцену, отражающую определенный стиль общения (краткое описание стиля на отдельной карточке предлагается каждой подгруппе). Во время демонстрации сценки „зрители" должны угадать, что это за стиль.
Подготовка сценок (конструирование сюжета и репетиция) и их демонстрация, как правило, требуют участия педагога-психолога в работе подгрупп. Это могут быть советы, реплики, акцентирующие тот или иной стиль.
Содержание заданий на карточках.
1. Ваша группа демонстрирует конвенциальный (деловой) стиль общения. Придумайте и покажите сценку из жизни, где этот стиль ярко проявляется. Учтите, что он предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций и чувств при этом ограничены. Люди общаются как носители определенных служебных функций.
2. Ваша группа демонстрирует манипулятивный стиль общения. Он предполагает наличие скрытой цели одного или нескольких собеседников, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулятивный стиль общения предполагает управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера. Например: ученики демонстрируют преувеличенный интерес к какому-либо вопросу на уроке, чтобы заставить учителя подольше его объяснять и сократить время на опрос домашнего задания. Вы можете продемонстрировать этот сюжет либо придумать свой.
3. Ваша группа демонстрирует примитивный стиль общения. Для него характерны реакции амбиции и знаки превосходства, акценты на внешних признаках человека. Например, обращение в общественном транспорте: «Эй, ты рыжая…», «Подвинься-ка, очкарик…» Примитивные формы общения связаны, как правило, с унижением одним другого. При общении с более сильным человеком попытки унизить быстро меняются на противоположное — льстивое обращение. Вы можете разыграть сцену дележа добычи на пиратском корабле или придумать свой сюжет.
При демонстрации сценок лучше удерживать группу от обсуждения. Плановое обсуждение строится по следующим вопросам.
Как вы можете назвать тот стиль общения, который демонстрировала 1-я (2, 3-я) группа?
В каких ситуациях этот стиль может быть, по-вашему, полезен?
В данном занятии полезно выделение конвенциального стиля и его анализ. На примере конвенциального общения можно хорошо продемонстрировать сложности, которые создает смешение стилей.
… Марина — секретарь. Ее обязанность — работа с документами директора. Начальник одного из отделов обращается к ней: «Мариночка, умничка ты наша, выручай! Срочно статью в журнал надо отослать, напечатай несколько страничек…» Согласие Марины может привести к тому, что для плановой работы ей придется задержаться после рабочего дня, что такие заказы будут нормой, что в будущем ее отказ выполнять эти заказы может быть воспринят с недоумением и негодованием… и т. д.
Описание сложностей ориентации секретаря при подмене конвенциальных взаимоотношений манипулятивными или примитивными обычно вызывает вопрос: «Что же делать в этой ситуации?»
Педагог-психолог, получив этот вопрос, предлагает отделить межличностные отношения от предмета обсуждения. Вместе с учащимися вырабатываются варианты ответа.
«…Я очень ценю ваше хорошее отношение ко мне, спасибо. Вы знаете, что у нас существуют правила. Я напечатаю вашу статью, если директор даст соответствующее распоряжение…»
«…Спасибо, я передам вашу просьбу директору. Если он согласится отсрочить подготовку документов, вашу статью начну печатать немедленно. Вы можете позвонить через полчаса и узнать о его решении…»
Следующий вопрос для обсуждения: «В чем „минусы" этого стиля и когда он может разрушать отношения между людьми?»
При обсуждении конвенциального стиля общения полезно отметить его ограниченность сферой официальных отношений и последствия некритичного использования конвенциальных отношений в дружеской компании, в семье.
Для дальнейшей разработки этой темы в Программе предлагаются материалы хрестоматии (стр. 14—15; 46—52) и описание игры „Почетный гость" (№ 48 в „Банке упражнений…", см. стр. 153—154).