Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

Из сказанного следует, что отдельные институты социокультурного пространства чтения в годы реформ не только сохранились, но даже получили определен­ное развитие. Однако в целом инфраструктура подде­ржки и развития чтения в масштабах страны понесла серьезные потери. Более того, Россия подошла к кри­тическому пределу пренебрежения чтением, и на дан­ном этапе можно говорить о начале необратимых про­цессов разрушения ядра национальной культуры.

Начиная со второй половины XX века объемы ин­формации в каждой стране и в мире в целом стреми­тельно возрастают, ее распространение ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях быстрого формирования глобального информационного обще­ства развитие России все более зависит от содержа­ния, упорядоченности и освоенности информации, циркулирующей в стране.

В усложняющемся и быстро меняющемся российс­ком обществе, как и в других обществах переходного типа, информационные процессы стали менее упоря­доченными как по сравнению с предыдущим (в совет­ское время) состоянием, так и по сравнению с разви­тыми странами:

• Намного более затруднен информационный об­
мен между разными регионами России; между разны­
ми типами поселений (мегаполис, крупный город,
средний город, село), между различными слоями и
группами населения, между представителями различ­
ных профессий; недостаточен информационный обмен
между Россией и другими странами;

• В информационном пространстве страны доми­
нируют источники и каналы получения фрагментарной
аудиовизуальной информации, в то время как запросы
преобладающей части населения страны на точную и
систематизированную письменную (печатную и элект­
ронную) информацию не удовлетворяются;

• Необходимое знание своевременно не доходит до
массового потребителя в доступных для него формах, а
та информация, которой он располагает, оказывается
недостаточной, чтобы помочь в решении жизненно
важных проблем;

• Обмен жизненно важными сведениями между го­
сударством и обществом недостаточен, что мешает
широкому участию граждан в решении социально зна­
чимых проблем;

• Социально необходимое знание в обществе об­
новляется медленнее, чем требуется для эффективной
социокультурной адаптации его членов.

Эти факторы тормозят развитие России как инфор­мационного общества, то есть постиндустриального, с инновационной экономикой, которое адекватно впи­сывается в современные глобальные процессы и ус­пешно конкурирует в мировой экономике, политике, культуре.

В этих условиях обмен письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтение, то есть активное освоение письменной информации, играют чрезвычайно важную для развития страны роль, поскольку именно благодаря печатной, главным обра-

характеристика проблемы, на решение которой направлена программа - student2.ru зом, книжной продукции (в традиционном и электрон­ном виде), письменным документам (рукописи, днев­ники, переписка — служебная, частная) происходит на­копление социально значимой информации и знаний. Чтение — основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российс­кого и зарубежного. Все остальные каналы (телевиде­ние, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и вы­полняют вспомогательную роль своего рода «путево­дителей», побудителей к поиску достоверной письмен­ной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего.

Чтение — это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации — профессиональ­ного и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически неп­реходящих и текущих событиях, нормативных предс­тавлений, — составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской куль­туры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессио­нальную, и обыденную его составляющие. Чтение явля­ется самым мощным механизмом поддержания и при­умножения богатства родного языка.

Понимание, оценка и освоение текущих измене­ний в России и в мире, особенно быстрых в условиях глобализации, интеграция их в контекст уже сущест­вующего социокультурного пространства во многом зависят от степени освоенности письменной культу­ры, зафиксированной в печатной продукции и скон­центрированной в специальных институциональных структурах — учебных и научных учреждениях, библи­отеках, архивах, издательствах, агентствах по расп­ространению печатной продукции. А это возможно только при таком уровне читательской компетентнос­ти, который обеспечивает эффективность поиска, от­бора, организации и осознанность использования членами общества необходимой и значимой для них информации (текстов).

Чтение обеспечивает:

A) в экономической области —углубленное понима­
ние экономических тенденций и их социальных послед­
ствий;

Б) в политической области:

— профессиональных политиков — профессио­
нальными знаниями и навыками выработки и контроля
над реализацией социально приемлемых решений;

— членов общества — средствами распознавания и
избегания манипуляторских интенций политиков;

B) в правовой области:

— на профессиональном уровне — накопление и
организацию правового опыта, порождаемого в обще­
стве;

— на обыденном уровне — массовый доступ к пра­
вовой информации;

Г) на уровне мировоззрения — накопление, обоб­щение и упорядочение мировоззренческих (филосо­фских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего;

Д) на уровне трансляции социально значимого опы­та — получение общеобязательных социально значи-

мых знаний; возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности; получение сведений о текущих событиях.

Однако сегодня в российском обществе совершен­но очевидно снижается статус чтения:

• Увеличивается доля россиян, вообще не читаю­
щих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991
году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну
книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%.
Доля систематически читающей молодежи снизилась с
48% в 1991 до 28% в 2005 году.

• Утрачиваются традиции семейного чтения: в
1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, се­
годня — только в 7%.

• Снижается интерес населения к печатной прессе.
Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газе­
ты, то в 2005 году — только 24%. Для журналов анало­
гичные цифры составляют 16% и 7% соответственно.

• Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в
области чтения — выбор профессиональной, художест­
венной, массовой литературы свидетельствует об их
упрощении даже в интеллектуальной среде.

• Ухудшается владение родным языком: в обществе
родная речь де-факто становится все более примитив­
ной; в ответ на это в молодежной, профессиональной и
деловой средах нарастает использование англоязыч­
ных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшие­
ся русскоязычные аналоги.

• Снижается уровень грамотности населения: по
результатам международных исследований функ­
циональной грамотности PISA свыше 10% российс­
ких школьников функционально неграмотны, в то
время как в странах-лидерах этот показатель не
превышает 1%.

• Издательская политика смещается в сторону вы­
пуска литературы сниженной (с точки зрения сложнос­
ти форм и содержания) информационной ценности.

• Возрастают сугубо развлекательная составляю­
щая чтения и стремление людей (в особенности млад­
ших поколений) свести к минимуму затраты интеллек­
туальных усилий при чтении.

• Снижается востребованность «высокой», наибо­
лее сложной и информативной профессиональной и
художественной литературы даже в крупных библиоте­
ках.

• Растущее расхождение между читательским
спросом и возможностями предложения библиотек
среднего и малого масштаба, особенно в небольших
городах и в сельской местности, вызывает неуклонное
снижение интереса к ним со стороны общества.

• Утрачиваются ценностные ориентиры в литератур­
ной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих мо­
ду на чтение качественной литературы.

• В обществе нарастают — даже на уровнях управ­
ления и «интеллектуальной элиты» — представления и
мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе
уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сой­
дет на нет при полном развитии его возможностей.

Проблема, соответственно, состоит в том, что при очевидной незаменимости и социальной значимости чтения для:

характеристика проблемы, на решение которой направлена программа - student2.ru развития человеческого потенциала — повыше­
ния уровня культуры и образованности населения;

• принятия компетентных решений на уровне госу­
дарства, муниципальных властей, учреждений, предп­
риятий, общественных организаций;

• развития интеллектуальной элиты, которая способ­
ствует поддержанию и повышению общего культурного
уровня в стране;

• повышения качества жизни и культурной актив­
ности граждан;

• повышения статуса страны в мире
количество читающей публики уменьшается, а каче­
ство чтения снижается.

Это неизбежно ведет к быстрой культурной дегра­дации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения, к не­способности понять и принять не только другие культу­ры (в пределе — ксенофобия), но и незнакомые облас­ти собственной культуры, что чревато накоплением не­решенных проблем в обществе и даже последующими социальными беспорядками и взрывами (поскольку не­компетентные граждане не умеют адекватным образом ни определить, ни сформулировать социально значи­мые проблемы, ни найти пути их решения).

Определенное снижение интереса к чтению — это сегодня общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и ин­тенсивным развитием индустрии развлечений, кото­рые вытесняют чтение как престижный источник соци­ально значимой информации и как средство рекреа­ции. Однако в разных странах — модернизованных и активно модернизирующихся — представители куль­турных, интеллектуальных, политических, деловых элит предпринимают активные попытки противодейство­вать этим тенденциям. Они ищут эффективные спосо­бы целенаправленных контрмер, осознавая пагубность угасания интереса к чтению для культурного уровня членов общества, для успешного взаимодействия внутри него, для обмена информацией с другими стра­нами.

Проблемы чтения в России имеют специфику, по­рожденную ее переходным состоянием. Возникли и усиливаются факторы, снижающие читательскую ак­тивность в массовом масштабе. Эти факторы обуслов­лены тем, что прежние институциональные структуры, обеспечивавшие массовую распространенность и престиж чтения в советское время, перестали отвечать изменившимся требованиям, а новые находятся в ста­дии становления.

БИБЛИОТЕКИ

Расширение числа задач, стоящих сегодня перед библиотеками, необходимость усиления их роли в об­ществе недостаточно осознаются и обществом, и властными структурами на всех уровнях.

Существующий в библиотечной сфере уровень оп­латы труда значительно ниже, чем в среднем по стране и даже в сфере культуры, что делает практически не­возможным существенное совершенствование инфор­мационно-библиотечного обслуживания населения. Это проблема представляет особую значимость в свя­зи с постоянно растущими требованиями к профессии

библиотекаря в информационном обществе на фоне отсутствия притока молодежи и старения библиотеч­ных кадров.

Система библиотек лишена адекватной системы уп­равления и действует в недружественном (а зачастую и враждебном) нормативно-правовом поле:

• В Положении о Министерстве культуры РФ даже не
указано, что Минкультуры несет прямую ответствен­
ность за разработку государственной политики в облас­
ти библиотечного дела и сети общедоступных (публич­
ных) библиотек, хотя про другие отрасли культуры (ар­
хивы, кинематографию, музеи) говорится подробно.

• В Министерстве культуры были последовательно
ликвидированы Управление по делам библиотек, а за­
тем Отдел библиотек. В настоящее время в Министер­
стве культуры нет специалистов, отвечающих за библио­
течное дело. Отдел библиотек Федерального агентства
по культуре и кинематографии не имеет достаточных
ресурсов и полномочий для оказания серьезного влия­
ния на деятельность библиотек страны.

• Библиотеки находятся в ведении разных органов
госвласти (Минкультуры, Минобрнауки и др.), не имею­
щих в своем составе подразделений с достаточными
ресурсами и полномочиями для эффективного управ­
ления библиотечными подсистемами. Координация
между Минобрнауки и Минкультуры — основными фе­
деральными ведомствами в сфере развития библиотек —
не осуществляется. Никто не несет ответственности за
развитие библиотечной системы РФ в целом.

• Принятие ряда федеральных законов (ФЗ №94,
122, 131) в отсутствие Государственного библиотечно­
го стандарта и зачастую недостаточной квалификации
муниципальных и региональных властей приводит не
только к сокращению комплектования библиотек, но и к
их закрытию в ряде регионов.

В результате почти полного прекращения финанси­рования текущей деятельности большей части библио­тек в 1990-е годы, когда средства выделялись практи­чески только на заработную плату, сложилось крайне тяжелое положение с пополнением и обновлением библиотечных фондов, обеспечением их доступности для пользователей.

Приток новых изданий в публичные библиотеки в 2005 году, по сравнению с 1990 годом, сократился в два раза. При нормативе ЮНЕСКО для развивающихся стран — ежегодное поступление 250 новых книг на 1000 жителей — разница между регионами России по этому показателю достигает десятков раз. Регионы, где этот показатель не превышает 100—150 книг (а это значительно больше половины страны), можно смело называть зоной информационной изоляции.

В большинство сельских библиотек новая литерату­ра с начала 1990-х годов практически не поступала. В тысячах населенных пунктов нет даже изданий Консти­туции Российской Федерации, Гражданского кодекса, карты России, правительственных изданий.

Две федеральные библиотеки России со статусом общенациональных — РГБ и РНБ — в настоящий мо­мент не осуществляют методическое руководство биб­лиотеками страны в должной мере. Отсутствует сис­темная деятельность по выявлению и популяризации перспективных инновационных моделей библиотечного

характеристика проблемы, на решение которой направлена программа - student2.ru обслуживания. Научные наработки библиотек в облас­ти социологии и психологии чтения практически не востребованы книжной отраслью и органами государ­ственной власти.

Типовая муниципальная публичная библиотека не отвечает запросам современного посетителя. Это выз­вано целым комплексом факторов:

• Неудобство, некомфортность и несовременность
помещения библиотеки и расположения книг (основ­
ная часть фондов расположена не на полках в открытом
доступе, а в хранилищах);

• Отсутствие привлекательных помещений для
культурно-массовых мероприятий, конференц-залов,
учебных аудиторий;

• Неудобное для посетителей местоположение;

• Несоответствие фондов запросам читателей;

• Отсутствие или недостаток компьютерной, копи­
ровальной, аудио-, видео- и др. техники;

• Низкий социальный статус и зачастую недоста­
точная квалификация библиотекаря;

• Отсутствие материально-технической базы для
посетителей с ограниченными возможностями (слепых
и слабовидящих и др.).

Как следствие всего комплекса указанных проблем библиотеки сегодня не могут выполнять в должной ме­ре свои родовые функции по обеспечению граждан России необходимой для них информацией.

В то же время становление высокоразвитого книж­ного рынка (который берет на себя значительную часть нагрузки по поддержке чтения в развитых странах) пот­ребует длительного времени, больших усилий и инвес­тиций. Темпы этого процесса напрямую связаны с тем­пами роста покупательной способности населения и развитием его интереса к чтению. Вот почему необхо­димо увеличивать доступность новой литературы (т. е. современных идей, знаний и информации) в первую очередь с помощью публичных библиотек.

КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ

Переход к рыночным отношениям, много давший для развития отечественного книгоиздания и книжной тор­говли в крупных городах, сказался на развитии отрасли на остальной территории страны. Сегодня сложилась ситуация, когда в книжные магазины большинства сред­них и малых городов (даже там, где они сохранились) не попадает до 90% издаваемых в стране книг. Сначала из-за слабости книготорговых технологий и недостатка оборотных средств, а теперь в основном из-за низкой покупательной способности населения книготорговцы в провинции могут себе позволить продавать весьма ог­раниченный ассортимент книг.

В то время как в развитых странах мира на 100 тыс. жителей приходится 5—10 книжных магазинов, в РФ эта цифра составляет 1,5—2. Единицами исчисляются книжные магазины с ассортиментом более 50 тыс. наи­менований. В большинстве магазинов он не превыша­ет 2—3 тыс., что не позволяет им выполнять культурно-просветительские и популяризаторские функции в должной мере

Время доставки книги по почте в удаленные регио­ны страны достигает трех недель (менее 3 дней в США и Канаде), причем величина почтового тарифа на книги

делает этот канал недоступным для значительной час­ти населения. Административные барьеры и высокие арендные ставки препятствуют развитию книжной тор­говли на значительной части территории РФ — по сути везде, кроме городов-миллионников. В стране продол­жается процесс приватизации муниципальных книжных магазинов с их последующим немедленным перепро­филированием.

Основная часть книжных магазинов (до 90% по оценкам участников рынка) не имеет внутренней элект­ронной базы данных, что существенно тормозит разви­тие отраслевой системы возвратов и вынуждает книго­торговцев в средних и малых городах ограничивать ас­сортимент только «бестселлерами».

Новая качественная литература не циркулирует сво­бодно по территории всей страны, а оседает в основ­ном в тех городах, в которых издается. «Книжного голо­да» нет только в Москве, Санкт-Петербурге и в несколь­ких десятках крупных городов. На основной части территории страны главным образом продается изда­ваемая широкими тиражами литература низких художе­ственных достоинств (для взрослого населения — бое­вики, триллеры, детективы, сентиментальные дамские романы, а для детей — «ужастики», детективы и комик­сы). Таким образом, большая часть как детского, так и взрослого населения имеет усеченный, неполноценный репертуар чтения и обречена на приобретение и чтение преимущественно книжных и журнальных «суррогатов». Иностранная книга почти не представлена.

В России недостаточно издается научно-популяр­ной и технической литературы (11% от общего числа издаваемых наименований против 20—25% в развитых странах), скуден ассортимент наименований литерату­ры для детей и подростков (7% против 25—30%).

Население плохо или почти не информировано о том, какая литература по всем отраслям знаний изда­ется сегодня в стране; подавляющая часть россиян доступа к ней не имеет. В особенно сложной ситуации находится подрастающее поколение в малых городах и на селе, поскольку отсутствие разнообразной и новой литературы для этой категории населения ведет не только к ее отчуждению от чтения в настоящем и буду­щем, но и к потере стартовых возможностей и тем са­мым жизненной перспективы, связанной с интегриро-ванностью в полноценную социокультурную жизнь.

Большие объемы ценной и полезной информации представлены в Интернете, но им в той или иной степе­ни пользуются лишь 15 процентов населения. Даже ес­ли говорить об аудиовизуальной информации, переда­ваемой по радио и ТВ, то в малых городах и на селе их жителям доступны зачастую лишь 1—2 канала.

С этой точки зрения, проблема заключается в рас­хождении между необходимостью активно осваивать и использовать информацию, важную для социокультур­ной адаптации в переходных условиях, с одной сторо­ны, и отсутствием доступа к этой информации для мно­гих социальных групп во многих регионах, то есть для большинства населения, с другой.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетен­ций, в российской системе обязательного общего об-

характеристика проблемы, на решение которой направлена программа - student2.ru разования формированию основополагающей чита­тельской компетентности уделяется недостаточное внимание.

Цели в области обучения чтению и развития чита­тельской компетентности в значительной степени су­жены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание во­едино всех элементов информации, соотнесение про­читанного со знаниями из других областей и собствен­ным опытом, критическое осмысление текстов пока от­сутствуют в образовательных стандартах.

Нарушена преемственность между уровнями разви­тия читательской компетентности на разных стадиях и в разных подсистемах образования: требования, предъявляемые к специалистам, не находят отражения на более ранних ступенях образования.

Чтение практически не рассматривается как основ­ное средство обучения и развития. В условиях расту­щей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных про­изведениях. При этом упрощенный подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у обучающихся интереса к чтению, в том числе как спо­собу проведения досуга. Даже тот ограниченный объ­ем времени, который отведен на развитие читательс­кой компетентности, постепенно замещается частны­ми учебными дисциплинами. В результате у учащихся не формируется в достаточной степени навыков для обработки больших объемов специализированной ин­формации.

Не учитываются в полной мере и особенности раз­личных групп обучающихся, в частности, значимые для интеграции детей с ограниченными возможностями и детей иммигрантов в общеобразовательные школы РФ. Общеобразовательные школы не оснащены необ­ходимыми учебными пособиями, оборудованием, по­мещениями, несмотря на имеющиеся в стране нара­ботки в области современных технологий и подходов к обучению чтению, педагоги не имеют достаточной ква­лификации для их использования. Разница в стартовых возможностях получения высшего образования и уров­не подготовки обучающихся не находит пока отраже­ния ни в организации, ни в содержании процесса обу­чения чтению.

Отсутствие системы оценки уровня развития чита­тельской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет дос­товерно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия преподавателей разных предметов для совершенствования навыков чтения.

В удручающем состоянии находится и большинство школьных библиотек. По оценкам экспертов, их фонды на 80% состоят из учебников; поступление художест­венной и научно-популярной детской и юношеской ли­тературы в библиотеки практически полностью прекра­щено. Скудные уже сегодня, через 5—6 лет основные фонды (отраслевой и художественной литературы) школьных библиотек вообще перестанут соответство­вать современному потоку информации и необходимо­му уровню знакомства обучающихся с познавательной и досуговой литературой.

Школьная библиотека практически разрушена как центр читательского развития не только обучающихся, но и самих работников образовательных учреждений. Имеющаяся педагогическая литература устарела фи­зически и по содержанию.

Особого внимания заслуживает проблема подго­товки школьных библиотекарей — их квалификация не соответствует современным требованиям, а система их подготовки практически полностью разрушена. Вузы не готовят ни школьных библиотекарей, ни библиотека­рей для детских и юношеских библиотек; соответству­ющие методические разработки — единственный инструмент, позволяющий работникам школьных биб­лиотек повышать свой профессиональный уровень — создаются только отдельными энтузиастами.

Система учреждений дополнительного образова­ния в области развития читательской компетентности в РФ в принципе не сформирована, имеются лишь неко­торые разрозненные инициативы.

В целом существующая система общего обязатель­ного образования не в состоянии обеспечить необхо­димого сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсиро­вать ее недостатки. В результате значительная доля россиян, окончивших общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению все усложняющихся и увеличивающихся потоков информа­ции и знаний.

Наши рекомендации