Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Из сказанного следует, что отдельные институты социокультурного пространства чтения в годы реформ не только сохранились, но даже получили определенное развитие. Однако в целом инфраструктура поддержки и развития чтения в масштабах страны понесла серьезные потери. Более того, Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.
Начиная со второй половины XX века объемы информации в каждой стране и в мире в целом стремительно возрастают, ее распространение ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях быстрого формирования глобального информационного общества развитие России все более зависит от содержания, упорядоченности и освоенности информации, циркулирующей в стране.
В усложняющемся и быстро меняющемся российском обществе, как и в других обществах переходного типа, информационные процессы стали менее упорядоченными как по сравнению с предыдущим (в советское время) состоянием, так и по сравнению с развитыми странами:
• Намного более затруднен информационный об
мен между разными регионами России; между разны
ми типами поселений (мегаполис, крупный город,
средний город, село), между различными слоями и
группами населения, между представителями различ
ных профессий; недостаточен информационный обмен
между Россией и другими странами;
• В информационном пространстве страны доми
нируют источники и каналы получения фрагментарной
аудиовизуальной информации, в то время как запросы
преобладающей части населения страны на точную и
систематизированную письменную (печатную и элект
ронную) информацию не удовлетворяются;
• Необходимое знание своевременно не доходит до
массового потребителя в доступных для него формах, а
та информация, которой он располагает, оказывается
недостаточной, чтобы помочь в решении жизненно
важных проблем;
• Обмен жизненно важными сведениями между го
сударством и обществом недостаточен, что мешает
широкому участию граждан в решении социально зна
чимых проблем;
• Социально необходимое знание в обществе об
новляется медленнее, чем требуется для эффективной
социокультурной адаптации его членов.
Эти факторы тормозят развитие России как информационного общества, то есть постиндустриального, с инновационной экономикой, которое адекватно вписывается в современные глобальные процессы и успешно конкурирует в мировой экономике, политике, культуре.
В этих условиях обмен письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтение, то есть активное освоение письменной информации, играют чрезвычайно важную для развития страны роль, поскольку именно благодаря печатной, главным обра-
зом, книжной продукции (в традиционном и электронном виде), письменным документам (рукописи, дневники, переписка — служебная, частная) происходит накопление социально значимой информации и знаний. Чтение — основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего.
Чтение — это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации — профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, — составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка.
Понимание, оценка и освоение текущих изменений в России и в мире, особенно быстрых в условиях глобализации, интеграция их в контекст уже существующего социокультурного пространства во многом зависят от степени освоенности письменной культуры, зафиксированной в печатной продукции и сконцентрированной в специальных институциональных структурах — учебных и научных учреждениях, библиотеках, архивах, издательствах, агентствах по распространению печатной продукции. А это возможно только при таком уровне читательской компетентности, который обеспечивает эффективность поиска, отбора, организации и осознанность использования членами общества необходимой и значимой для них информации (текстов).
Чтение обеспечивает:
A) в экономической области —углубленное понима
ние экономических тенденций и их социальных послед
ствий;
Б) в политической области:
— профессиональных политиков — профессио
нальными знаниями и навыками выработки и контроля
над реализацией социально приемлемых решений;
— членов общества — средствами распознавания и
избегания манипуляторских интенций политиков;
B) в правовой области:
— на профессиональном уровне — накопление и
организацию правового опыта, порождаемого в обще
стве;
— на обыденном уровне — массовый доступ к пра
вовой информации;
Г) на уровне мировоззрения — накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих (философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего;
Д) на уровне трансляции социально значимого опыта — получение общеобязательных социально значи-
мых знаний; возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности; получение сведений о текущих событиях.
Однако сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения:
• Увеличивается доля россиян, вообще не читаю
щих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991
году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну
книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%.
Доля систематически читающей молодежи снизилась с
48% в 1991 до 28% в 2005 году.
• Утрачиваются традиции семейного чтения: в
1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, се
годня — только в 7%.
• Снижается интерес населения к печатной прессе.
Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газе
ты, то в 2005 году — только 24%. Для журналов анало
гичные цифры составляют 16% и 7% соответственно.
• Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в
области чтения — выбор профессиональной, художест
венной, массовой литературы свидетельствует об их
упрощении даже в интеллектуальной среде.
• Ухудшается владение родным языком: в обществе
родная речь де-факто становится все более примитив
ной; в ответ на это в молодежной, профессиональной и
деловой средах нарастает использование англоязыч
ных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшие
ся русскоязычные аналоги.
• Снижается уровень грамотности населения: по
результатам международных исследований функ
циональной грамотности PISA свыше 10% российс
ких школьников функционально неграмотны, в то
время как в странах-лидерах этот показатель не
превышает 1%.
• Издательская политика смещается в сторону вы
пуска литературы сниженной (с точки зрения сложнос
ти форм и содержания) информационной ценности.
• Возрастают сугубо развлекательная составляю
щая чтения и стремление людей (в особенности млад
ших поколений) свести к минимуму затраты интеллек
туальных усилий при чтении.
• Снижается востребованность «высокой», наибо
лее сложной и информативной профессиональной и
художественной литературы даже в крупных библиоте
ках.
• Растущее расхождение между читательским
спросом и возможностями предложения библиотек
среднего и малого масштаба, особенно в небольших
городах и в сельской местности, вызывает неуклонное
снижение интереса к ним со стороны общества.
• Утрачиваются ценностные ориентиры в литератур
ной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих мо
ду на чтение качественной литературы.
• В обществе нарастают — даже на уровнях управ
ления и «интеллектуальной элиты» — представления и
мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе
уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сой
дет на нет при полном развитии его возможностей.
Проблема, соответственно, состоит в том, что при очевидной незаменимости и социальной значимости чтения для:
• развития человеческого потенциала — повыше
ния уровня культуры и образованности населения;
• принятия компетентных решений на уровне госу
дарства, муниципальных властей, учреждений, предп
риятий, общественных организаций;
• развития интеллектуальной элиты, которая способ
ствует поддержанию и повышению общего культурного
уровня в стране;
• повышения качества жизни и культурной актив
ности граждан;
• повышения статуса страны в мире
количество читающей публики уменьшается, а каче
ство чтения снижается.
Это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения, к неспособности понять и принять не только другие культуры (в пределе — ксенофобия), но и незнакомые области собственной культуры, что чревато накоплением нерешенных проблем в обществе и даже последующими социальными беспорядками и взрывами (поскольку некомпетентные граждане не умеют адекватным образом ни определить, ни сформулировать социально значимые проблемы, ни найти пути их решения).
Определенное снижение интереса к чтению — это сегодня общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и интенсивным развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение как престижный источник социально значимой информации и как средство рекреации. Однако в разных странах — модернизованных и активно модернизирующихся — представители культурных, интеллектуальных, политических, деловых элит предпринимают активные попытки противодействовать этим тенденциям. Они ищут эффективные способы целенаправленных контрмер, осознавая пагубность угасания интереса к чтению для культурного уровня членов общества, для успешного взаимодействия внутри него, для обмена информацией с другими странами.
Проблемы чтения в России имеют специфику, порожденную ее переходным состоянием. Возникли и усиливаются факторы, снижающие читательскую активность в массовом масштабе. Эти факторы обусловлены тем, что прежние институциональные структуры, обеспечивавшие массовую распространенность и престиж чтения в советское время, перестали отвечать изменившимся требованиям, а новые находятся в стадии становления.
БИБЛИОТЕКИ
Расширение числа задач, стоящих сегодня перед библиотеками, необходимость усиления их роли в обществе недостаточно осознаются и обществом, и властными структурами на всех уровнях.
Существующий в библиотечной сфере уровень оплаты труда значительно ниже, чем в среднем по стране и даже в сфере культуры, что делает практически невозможным существенное совершенствование информационно-библиотечного обслуживания населения. Это проблема представляет особую значимость в связи с постоянно растущими требованиями к профессии
библиотекаря в информационном обществе на фоне отсутствия притока молодежи и старения библиотечных кадров.
Система библиотек лишена адекватной системы управления и действует в недружественном (а зачастую и враждебном) нормативно-правовом поле:
• В Положении о Министерстве культуры РФ даже не
указано, что Минкультуры несет прямую ответствен
ность за разработку государственной политики в облас
ти библиотечного дела и сети общедоступных (публич
ных) библиотек, хотя про другие отрасли культуры (ар
хивы, кинематографию, музеи) говорится подробно.
• В Министерстве культуры были последовательно
ликвидированы Управление по делам библиотек, а за
тем Отдел библиотек. В настоящее время в Министер
стве культуры нет специалистов, отвечающих за библио
течное дело. Отдел библиотек Федерального агентства
по культуре и кинематографии не имеет достаточных
ресурсов и полномочий для оказания серьезного влия
ния на деятельность библиотек страны.
• Библиотеки находятся в ведении разных органов
госвласти (Минкультуры, Минобрнауки и др.), не имею
щих в своем составе подразделений с достаточными
ресурсами и полномочиями для эффективного управ
ления библиотечными подсистемами. Координация
между Минобрнауки и Минкультуры — основными фе
деральными ведомствами в сфере развития библиотек —
не осуществляется. Никто не несет ответственности за
развитие библиотечной системы РФ в целом.
• Принятие ряда федеральных законов (ФЗ №94,
122, 131) в отсутствие Государственного библиотечно
го стандарта и зачастую недостаточной квалификации
муниципальных и региональных властей приводит не
только к сокращению комплектования библиотек, но и к
их закрытию в ряде регионов.
В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большей части библиотек в 1990-е годы, когда средства выделялись практически только на заработную плату, сложилось крайне тяжелое положение с пополнением и обновлением библиотечных фондов, обеспечением их доступности для пользователей.
Приток новых изданий в публичные библиотеки в 2005 году, по сравнению с 1990 годом, сократился в два раза. При нормативе ЮНЕСКО для развивающихся стран — ежегодное поступление 250 новых книг на 1000 жителей — разница между регионами России по этому показателю достигает десятков раз. Регионы, где этот показатель не превышает 100—150 книг (а это значительно больше половины страны), можно смело называть зоной информационной изоляции.
В большинство сельских библиотек новая литература с начала 1990-х годов практически не поступала. В тысячах населенных пунктов нет даже изданий Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, карты России, правительственных изданий.
Две федеральные библиотеки России со статусом общенациональных — РГБ и РНБ — в настоящий момент не осуществляют методическое руководство библиотеками страны в должной мере. Отсутствует системная деятельность по выявлению и популяризации перспективных инновационных моделей библиотечного
обслуживания. Научные наработки библиотек в области социологии и психологии чтения практически не востребованы книжной отраслью и органами государственной власти.
Типовая муниципальная публичная библиотека не отвечает запросам современного посетителя. Это вызвано целым комплексом факторов:
• Неудобство, некомфортность и несовременность
помещения библиотеки и расположения книг (основ
ная часть фондов расположена не на полках в открытом
доступе, а в хранилищах);
• Отсутствие привлекательных помещений для
культурно-массовых мероприятий, конференц-залов,
учебных аудиторий;
• Неудобное для посетителей местоположение;
• Несоответствие фондов запросам читателей;
• Отсутствие или недостаток компьютерной, копи
ровальной, аудио-, видео- и др. техники;
• Низкий социальный статус и зачастую недоста
точная квалификация библиотекаря;
• Отсутствие материально-технической базы для
посетителей с ограниченными возможностями (слепых
и слабовидящих и др.).
Как следствие всего комплекса указанных проблем библиотеки сегодня не могут выполнять в должной мере свои родовые функции по обеспечению граждан России необходимой для них информацией.
В то же время становление высокоразвитого книжного рынка (который берет на себя значительную часть нагрузки по поддержке чтения в развитых странах) потребует длительного времени, больших усилий и инвестиций. Темпы этого процесса напрямую связаны с темпами роста покупательной способности населения и развитием его интереса к чтению. Вот почему необходимо увеличивать доступность новой литературы (т. е. современных идей, знаний и информации) в первую очередь с помощью публичных библиотек.
КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ
Переход к рыночным отношениям, много давший для развития отечественного книгоиздания и книжной торговли в крупных городах, сказался на развитии отрасли на остальной территории страны. Сегодня сложилась ситуация, когда в книжные магазины большинства средних и малых городов (даже там, где они сохранились) не попадает до 90% издаваемых в стране книг. Сначала из-за слабости книготорговых технологий и недостатка оборотных средств, а теперь в основном из-за низкой покупательной способности населения книготорговцы в провинции могут себе позволить продавать весьма ограниченный ассортимент книг.
В то время как в развитых странах мира на 100 тыс. жителей приходится 5—10 книжных магазинов, в РФ эта цифра составляет 1,5—2. Единицами исчисляются книжные магазины с ассортиментом более 50 тыс. наименований. В большинстве магазинов он не превышает 2—3 тыс., что не позволяет им выполнять культурно-просветительские и популяризаторские функции в должной мере
Время доставки книги по почте в удаленные регионы страны достигает трех недель (менее 3 дней в США и Канаде), причем величина почтового тарифа на книги
делает этот канал недоступным для значительной части населения. Административные барьеры и высокие арендные ставки препятствуют развитию книжной торговли на значительной части территории РФ — по сути везде, кроме городов-миллионников. В стране продолжается процесс приватизации муниципальных книжных магазинов с их последующим немедленным перепрофилированием.
Основная часть книжных магазинов (до 90% по оценкам участников рынка) не имеет внутренней электронной базы данных, что существенно тормозит развитие отраслевой системы возвратов и вынуждает книготорговцев в средних и малых городах ограничивать ассортимент только «бестселлерами».
Новая качественная литература не циркулирует свободно по территории всей страны, а оседает в основном в тех городах, в которых издается. «Книжного голода» нет только в Москве, Санкт-Петербурге и в нескольких десятках крупных городов. На основной части территории страны главным образом продается издаваемая широкими тиражами литература низких художественных достоинств (для взрослого населения — боевики, триллеры, детективы, сентиментальные дамские романы, а для детей — «ужастики», детективы и комиксы). Таким образом, большая часть как детского, так и взрослого населения имеет усеченный, неполноценный репертуар чтения и обречена на приобретение и чтение преимущественно книжных и журнальных «суррогатов». Иностранная книга почти не представлена.
В России недостаточно издается научно-популярной и технической литературы (11% от общего числа издаваемых наименований против 20—25% в развитых странах), скуден ассортимент наименований литературы для детей и подростков (7% против 25—30%).
Население плохо или почти не информировано о том, какая литература по всем отраслям знаний издается сегодня в стране; подавляющая часть россиян доступа к ней не имеет. В особенно сложной ситуации находится подрастающее поколение в малых городах и на селе, поскольку отсутствие разнообразной и новой литературы для этой категории населения ведет не только к ее отчуждению от чтения в настоящем и будущем, но и к потере стартовых возможностей и тем самым жизненной перспективы, связанной с интегриро-ванностью в полноценную социокультурную жизнь.
Большие объемы ценной и полезной информации представлены в Интернете, но им в той или иной степени пользуются лишь 15 процентов населения. Даже если говорить об аудиовизуальной информации, передаваемой по радио и ТВ, то в малых городах и на селе их жителям доступны зачастую лишь 1—2 канала.
С этой точки зрения, проблема заключается в расхождении между необходимостью активно осваивать и использовать информацию, важную для социокультурной адаптации в переходных условиях, с одной стороны, и отсутствием доступа к этой информации для многих социальных групп во многих регионах, то есть для большинства населения, с другой.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, в российской системе обязательного общего об-
разования формированию основополагающей читательской компетентности уделяется недостаточное внимание.
Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов пока отсутствуют в образовательных стандартах.
Нарушена преемственность между уровнями развития читательской компетентности на разных стадиях и в разных подсистемах образования: требования, предъявляемые к специалистам, не находят отражения на более ранних ступенях образования.
Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. При этом упрощенный подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у обучающихся интереса к чтению, в том числе как способу проведения досуга. Даже тот ограниченный объем времени, который отведен на развитие читательской компетентности, постепенно замещается частными учебными дисциплинами. В результате у учащихся не формируется в достаточной степени навыков для обработки больших объемов специализированной информации.
Не учитываются в полной мере и особенности различных групп обучающихся, в частности, значимые для интеграции детей с ограниченными возможностями и детей иммигрантов в общеобразовательные школы РФ. Общеобразовательные школы не оснащены необходимыми учебными пособиями, оборудованием, помещениями, несмотря на имеющиеся в стране наработки в области современных технологий и подходов к обучению чтению, педагоги не имеют достаточной квалификации для их использования. Разница в стартовых возможностях получения высшего образования и уровне подготовки обучающихся не находит пока отражения ни в организации, ни в содержании процесса обучения чтению.
Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия преподавателей разных предметов для совершенствования навыков чтения.
В удручающем состоянии находится и большинство школьных библиотек. По оценкам экспертов, их фонды на 80% состоят из учебников; поступление художественной и научно-популярной детской и юношеской литературы в библиотеки практически полностью прекращено. Скудные уже сегодня, через 5—6 лет основные фонды (отраслевой и художественной литературы) школьных библиотек вообще перестанут соответствовать современному потоку информации и необходимому уровню знакомства обучающихся с познавательной и досуговой литературой.
Школьная библиотека практически разрушена как центр читательского развития не только обучающихся, но и самих работников образовательных учреждений. Имеющаяся педагогическая литература устарела физически и по содержанию.
Особого внимания заслуживает проблема подготовки школьных библиотекарей — их квалификация не соответствует современным требованиям, а система их подготовки практически полностью разрушена. Вузы не готовят ни школьных библиотекарей, ни библиотекарей для детских и юношеских библиотек; соответствующие методические разработки — единственный инструмент, позволяющий работникам школьных библиотек повышать свой профессиональный уровень — создаются только отдельными энтузиастами.
Система учреждений дополнительного образования в области развития читательской компетентности в РФ в принципе не сформирована, имеются лишь некоторые разрозненные инициативы.
В целом существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимого сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать ее недостатки. В результате значительная доля россиян, окончивших общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению все усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний.