График выполнения курсовых работ
Учебная дисциплина | Курс | Семестр | Специализация |
«Технология СКД» | 1-23 01 14 01 1-23 01 14 03 | ||
«СКД в санаторно-курортных и спортивно-туристских учреждениях» | 1-23 01 14 03 | ||
«СКД в учреждениях культуры» | 1-23 01 14 01 |
Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:
– рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в научной литературе или новую постановку известной проблемы;
– содержать элементы научного исследования и выполняться на актуальную тему;
– иметь четкое построение, логическую последовательность в изложении материала;
– содержать убедительную аргументацию, факты, данные, раскрывающие взаимосвязь между явлениями и т.д.;
– содержать нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов эмпирических исследований, в которых проявляется авторское видение проблемы и ее решение;
– завершаться обоснованными, доказательными выводами и рекомендациями.
Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа должна содержать следующие структурные части:
1. Титульный лист является первой страницей курсовой работы исодержит информацию о теме и исполнителе курсового исследования. Оформляется титульный лист с учетом требований и по форме, представленной в приложении 1.
2. Оглавление. Внем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов курсовой работы с указанием страниц, на которых размещается начало соответствующих частей (приложение 2).
3. Введение раскрывает тему, проблему и структуру будущего исследования.
Введение содержит:
– актуальность темы исследования;
– степень ее научной разработанности;
– цель и основные задачи;
– объект и предмет исследования;
– методы исследования;
– база исследования;
– практическая значимость.
Актуальность темы исследования – это доказательство важности избранной проблемы, определение необходимости и значимости ее разработки с позиций социальной значимости и своевременности.
Степень разработанности выбранной проблемы отмечается на основании краткого обзора литературы по данной проблеме, который должен отражать публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, и указывать не решенные ранее вопросы.
Цель курсовой работы – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. Намечая логику исследования, формулируется ряд задач, которые дадут представление о том, что нужно сделать для достижения цели (как правило, не более 4–5, т.к. решению каждой из них будет посвящен отдельный раздел курсовой работы).
Например:
Цель: теоретически обосновать и разработать сценарий культурно-досуговой программы и осуществить ее режиссерскую постановку в конкретном социуме.
Задачи:
1) раскрыть теоретические основы сценарно-режиссерских аспектов проблемы;
2) проанализировать практический опыт учреждений культуры и образования по организации культурно-досуговой деятельности;
3) изучить уровень культурных интересов и потребностей конкретного социума (например, студенческой молодежи);
4) разработать сценарий культурно-досуговой программы;
5) представить режиссерскую экспликацию культурно-досуговой программы;
6) осуществить ее режиссерскую постановку в конкретном социуме;
7) предложить рекомендации по совершенствованию методики работы над культурно-досуговой программой.
Объект исследования – это процесс, явление, существующее независимо от субъекта познания, на которые обращено внимание исследователя. Соответственно, предмет – это те элементы, связи или отношения объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании.
Например, объект – организация досуга молодежи; предмет – процесс подготовки и проведения новогоднего бала.
Методы исследования – это система правил и предписаний, включающих методику и технологию исследования, направляющих всю деятельность к достижению цели. Следует дифференцированно указывать методы, использованные в курсовой работе.
Например:
теоретические (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, контент-анализ и другие),
эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие),
статистические и математические (ранжирование, шкалирование и другие).
База исследования – учреждение, организация, предприятие, на которой проводилось исследование.
Практическая значимость исследования определяется характером использования результатов и степенью их внедрения в практику и отражает публикацию результатов, введение их в научный оборот на конференциях или на заседаниях научного студенческого общества. Практическая значимость подтверждается наличием актов о внедрении результатов в практику, участием автора в разработке или реализации научных тем кафедры или факультета, республиканских или региональных программ.
4. Основная часть курсовой работы включает в себя две главы: первую (теоретическую) и вторую (практическую).
В первой главе раскрываются теоретические и исторические аспекты заявленной проблемы исследования, осуществляется анализ научной литературы и периодических изданий, рассматривающих основные понятия и категории по проблеме, определяются и характеризуются теоретические подходы к изучению указанной проблемы, обобщаются результаты анализа научной литературы, определяется позиция автора.
Кроме того, в первой главе должны быть охарактеризованы современное состояние и тенденции развития социально-культурной сферы, закономерности функционирования ее подсистем, актуальные направления деятельности учреждений культуры, искусства и туризма Республики Беларусь. Необходимо дать анализ содержательной стороны работы социально-культурных учреждений: тематики проводимых мероприятий и разнообразия форм воздействия на конкретный социум, психолого-педагогических особенностей конкретной аудитории и специфических особенностей выбранной формы для разработки сценария и режиссерско-постановочного плана.
Во второй главе излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного исследования. Здесь рассматриваются особенности работы над сценарием, где определяют идейно-тематический замысел сценария; сюжетный или сценарный ход; композиционное построение действия в сценарии; выполняется литературная запись сценария культурно-досуговой программы; определяется режиссерский замысел и постановочный план культурно-досуговой программы, включающий сверхзадачу программы и ее композиционное решение, событийный ряд и режиссерский ход, обоснование использования выразительных средств (музыкально-художественное оформление, световое, шумовое решение, мультимедийные средства, костюм, сценография и др.); ключевые мизансцены; разрабатывается монтажный лист, предлагаются рекомендации режиссеру-постановщику.
В курсовых работах по специализациям «социально-культурная деятельность в учреждениях культуры» и «социально-культурная деятельность в санаторно-оздоровительных и спортивно-туристских учреждениях» приводятся также предложения студента по совершенствованию практики организации туристско-экскурсионной и социально-культурной деятельности, которые могут быть сформулированы в форме рекомендаций по различным направлениям их деятельности; рекомендации по осуществлению взаимодействия между учреждениями культуры, спорта и туризма, образования и др. в целях организации досуга различных социальных групп, сохранения и развития историко-культурных и природных ценностей; новых программ туристско-экскурсионного и культурно-досугового обслуживания конкретного региона.
5. Заключение. В нем кратко и обстоятельно излагаются итоги исследования с учетом поставленных задач, важнейшие выводы, к которым пришел автор и дальнейшие перспективы исследования темы; указывается возможность внедрения результатов работы и формулируются рекомендации.
6. Список литературы. Список литературы составляется по правилам библиографического описания (ГОСТ 7.1-2003). В обязательном порядке указывается автор, название, выходные данные (место издания, кем выпущено и когда, количество страниц). Если это статья, то где опубликована – полное название сборника или журнала с выходными данными. Список строится в алфавитном порядке (сначала издания на русском языке, затем – на иностранных) по фамилиям авторов; если автор не указан, то по названиям источников. Список нумеруется, в тексте курсовой работы при цитировании или ссылке в скобках указывается номер источника в списке литературы и, через запятую, номер страницы в издании. Например, при ссылке на весь источник – (42), при цитировании или указании на конкретное место в книге – (42, с. 8).
7. Приложения – вспомогательный материал, необходимый для более полного раскрытия содержания и результатов исследования, оценки его практической значимости. В приложениях помещаются анкеты, тесты, с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, протоколы наблюдений, рисунки участников исследования, фотографии, сценарии мероприятий, режиссерская экспликация и материалы, подтверждающие постановочную работу. Число приложений определяется автором.