Раздел 1. Общие основы дошкольной сурдопедагогики

Тема: Предмет, задачи, методы и актуальные проблемы дошколь­ной педагогики и дошкольной сурдопедагогики.

Тема: Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Тема: Дифференцированная система специальных дошкольных учреждений.

Тема: Развитие и воспитание детей раннего возраста с наруше­ниями слуха.

Раздел. 2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Тема: Умственное воспитание детей дошкольного возраста с на­рушениями слуха.

Тема: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Тема: Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с нару­шениями слуха.

Тема: Эстетическое и эмоциональное воспитание детей дошколь­ного возраста с нарушениями слуха.

Раздел 3. Организация и руководство специальным дошкольным учреждением

Тема: Единство общественного и семейного воспитания.

Семинарские занятия:

Тема: Современная система образовательных учреждений для дошкольников с нарушением слуха

Вопросы:

1. Характеристика основных типов образовательных дошкольных учреждений, в которых могут обучаться и воспитываться дети с нарушением слуха.

2. Перечислите принципы комплектования групп в специаль­ном детском саду для глухих и слабослышащих детей.

3. Определите значение термина «интеграция» применитель­но к специальной педагогике. Перечислите возможные формы интеграции.

4. Раскройте основные условия, которые позволяют говорить о возможности полноценного воспитания ребенка с нарушенным слухом в массовом детском саду.

Практические задания:

1. Составьте схему «Типы специальных дошкольных учреж­дений для детей с нарушением слуха».

Литература:

1. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.

2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2001.

3. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. - М., 1997.

4. Миронова Э. В., Шматко Н. Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. - 1995. - № 4.

5. Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А. И. Шусто­ва. - М., 1980.

6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование в России: Сб. действ, нормативно-правовых |документов и науч.-метод, материалов. - М., 1996.

7. Шматко НД. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. - 1999. - № 1-2.

Тема: Физическое воспитание детей с нарушением слуха в специальных дошкольных учреждениях

Вопросы:

1. Особенности развития двигательной сферы детей с нарушением слуха.

2. Значение физического воспитания для глухих и слабослы­шащих дошкольников.

3. Содержание и методы физического воспитания детей с нарушением слуха.

4. Значение и роль режима дня в охране и укреплении здоровья детей с нарушением слуха.

Практические задания:

1. Выпишите из программы для специальных детских садов основные задачи физического воспитания дошкольников с нарушением слуха.

2. Перечислите формы физического воспитания в специаль­ном дошкольном учреждении.

3. Изучите режим дня, выявите его особенности по возраст­ным группам. Заполните таблицу.

Содержание жизни и деятельности записывается в полном объеме.

Содержание жизни и деятельности в СДОУ Младшая группа (1-2-й год обучения) Средняя группа (2-3-й год обучения) Старшая группа (3-4-й год обучения) Подготовительная группа (4-5-й год обучения)
         

Литература:

1. Коржова А. Л. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

2. Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушени­ями слуха. - М., 1979.

3. Физическое воспитание // Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Программа. - М., 1991.

4. Физическое воспитание // Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программа. - М., 1991.

Тема: Дидактика специального детского сада.

Вопросы:

1. Программа воспитания и обучения в детс­ком саду. Характе­ристика программы дошкольного обучения.

2. Принципы отбора знаний, умений и навыков. Поэтапное освоение дошкольниками знаний, навыков и умений.

3. Использование в обучении наглядных, практических и словес­ных методов в различном их сочетании.

4. Формы обучения в детском саду.

Литература:

1. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Программа. - М., 1991.

2. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программа. - М., 1991.

3. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2001.

Тема: Детский сад и школа.

Вопросы:

1. Понятие преемственности в работе детского сада и школы.

2. Содержание преемственности в воспитательно-образователь­ной работе детского сада и школы: в принципах, программных требованиях, формах и методах обучения и воспитания. Преем­ственность педагогических требований и условий воспитания де­тей.

3. Готовность детей к обучению в школе. Особенности готовности детей с нарушениями слуха к школе на современном этапе (Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина, М. К. Шеремет).

4. Формы связи специального детского сада и школы. Комплектование специальных школ. Роль меди­ко-педагогической комиссии в комплектовании специальных школ.

Литература:

1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2001.

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993.

3. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных груп­пах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1990.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обу­чению в школе. - М., 1991.

5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988.

6. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. - М., 2000.

Лабораторные работы:

Тема: Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.

Вопросы и задания

1. Зада­чи и функции медико-психолого-педагогической комиссии. Ин­струкция и положение по отбору и комплектованию дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха. Создание медико-пси­холого-педагогических консультаций; их задачи.

2. Содержание и методы обследования детей при приеме в дет­ский сад (Т. В. Николаева): наблюдение за игрой, педагогическая проверка речи и слуха, проверка уровня развития восприятия и интеллектуально­го развития, наблюдение за поведением, вниманием, моторикой. Учет при диагностике следующих важнейших показателей: при­нятие задачи, способы выполнения действий, обучаемость.

3. Составление характеристики на ребенка, выводы и заключе­ние медико-педагогической комиссии о характере дефекта. Уточ­нение диагноза в процессе обучения и повторного обследования.

Практические задания

1. Заполнить таблицу «Характеристика психического разви­тия нормально развивающихся, глухих, слабослышащих, ум­ственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста»:

  Игра Речь Сенсорика и интеллект Моторика Особенности поведения
Слух. воспр. Сенсорика и интеллект
0-3 3-7 0-3 3-7 0-3 3-7 0-3 3-7 0-3 3-7 0-3 3-7
Слышащие дети Слабослышащие Глухие Умственно-отсталые                        
                               

2. Подготовить материалы (пособия, игрушки, протоколы) для проведения деловой игры по теме «Психолого-медико-педагоги­ческое обследование» и провести игру.

Тема: Сюжетно-ролевые игры детей с нарушением слуха.

Вопросы и задания:

1. Основные этапы развития игровой деятельности, особенности развития игровой деятельности дошкольников с на­рушением слуха.

2. Специфические особенности сюжетно-ролевых игр глухих дошкольников.

3. Охарактеризуйте тематику сюжетно-ролевых игр в програм­ме для специальных детских садов.

4. Роль словесной речи в сюжетно-ролевой игре глухих детей.

5. Объясните необходимость педагогического руководства игрой детей с нарушением слуха.

Практические задания:

1. Понаблюдайте и опишите самостоятельную игру глухих детей 1-2-го года обучения и 4-5-го года обучения. Сравните, ис­пользуя схему:

- характер игры;

- использование игрушек;

- использование предметов-заместителей;

- индивидуальная или коллективная игра;

- речевое оформление игры (устная речь, устно-дактильная, дактильная, жестовая, применение естественных жестов);

- развитие сюжета игры.

2. Посетите занятие воспитателя по игре в подготовительной группе детского сада для глухих детей. Подготовьте конспект и проанализируйте занятие. Проиллюстрируйте теоретические воп­росы практическими примерами по конспекту занятия.

3. Составьте конспект занятия по сюжетно-ролевой игре в под­готовительной группе детского сада для глухих детей. Опишите подготовительные этапы, предшествующие проведению игры. Укажите речевой материал, который отрабатывается на занятиях сурдопедагога.

4. Подберите наглядный и дидактический материал для про­ведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе дет­ского сада для слабослышащих детей. Обоснуйте свой выбор.

Тема: Фронтальные и индивидуальные занятия в специальном детском саду

Вопросы и задания:

1. Основные формы организации работы в специаль­ном дошкольном учреждении.

2. Структура фронтальных занятий в дошкольном уч­реждении для детей с нарушением слуха.

3. Проанализируйте расписание занятий сурдопедагога специ­ального детского сада по годам обучения.

4. Перечислите методы и приемы, используемые сурдопедаго­гом на фронтальных и индивидуальных занятиях. Сравните их по годам обучения.

Практические задания:

1. Посетите серию занятий (фронтальных и индивидуальных) в разных группах специального детского сада. Сделайте разверну­тые конспекты занятий с хронометрированием по основным эта­пам плана занятий. Проанализируйте занятия по плану: а) про­граммное содержание, цель, задачи; б) структура и длительность занятия; в) обстановка для проведения занятия (место для детей, сурдопедагога, используемые технические средства); г) методы и приемы, применяемые педагогом на занятии, их соответствие по­ставленным задачам; д) виды наглядных пособий и дидактических материалов; е) характеристика речевой деятельности сурдопеда­гога и детей на занятии; ж) использование и развитие слухового восприятия в ходе занятия; з) приемы коррекции недостатков про­изношения у детей с нарушением слуха; и) приемы педагога, орга­низующие поведение детей на занятии; к) формы оценки и само­оценки работы детей на занятии, в том числе стимулирующие ин­терес к работе над слухом и речью.

2. Познакомьтесь с планами фронтальных и индивидуальных занятий сурдопедагога и воспитателя. Установите преемственность в речевом материале на занятиях сурдопедагога, воспитателя, в режимные моменты. Заполните таблицу.

Речевой материал Фронтальные занятия сурдопедагога Индивидуальные занятия сурдопедагога Занятия воспитателя Режимные моменты
         

3. Составьте развернутый конспект фронтального занятия по развитию речи в младшей группе (1—2-й год обучения) детского сада для глухих. Подготовьте наглядные пособия и дидактические материалы, необходимые для проведения занятия.

4. Напишите конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению в подготовительной группе детского сада для слабослышащих детей. Подберите дидактические материалы и пособия.

Тема: Обучение языку дошкольников с нарушением слуха

Вопросы и задания:

1. Место языка в системе воспитательно-образова­тельной и коррекционной работы в специальных дошкольных уч­реждениях.

2. Раскройте психолингвистические основы коммуникативно-деятельностной системы обучения языку глухих детей дошколь­ного возраста.

3. Принципам системы обу­чения языку (генетический, деятельностный, структурно-семан­тический).

4. Охарактеризуйте основные условия развития речи дошколь­ников с нарушением слуха.

5. Понятие «языковая способность». Развитие языковой способности у дошкольников с наруше­нием слуха

Практические задания:

1. Посетите занятие по развитию речи в специальном дошколь­ном учреждении. Проанализируйте его и отметьте: а) какие виды речи формировались в процессе обучения; б) каково их соотноше­ние на занятии, зависит ли это соотношение от года обучения до­школьников; в) как формируются на занятии синтагматические и парадигматические отношения, присущие языковой системе.

2. По конспекту просмотренного занятия проанализируйте, какие методы работы использовались педагогом по развитию речи детей с нарушением слуха.

3. Подберите методики обследования уровня речевого разви­тия слабослышащих и глухих дошкольников 4-5 лет, протести­руйте их и определите, на каком этапе речевого развития они на­ходятся. К исследованию привлеките двух-трех детей с различной степенью снижения слуха.

Тема: Планирование и учет в детском саду

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте виды планирования, содержание планов работы сурдопедагога и воспитателя.

2. Решение общевоспитательных задач в детском саду, отражение в планах сурдопедагога и воспитателя.

3. Рассмотрите, как происходит планирование сурдопедагогом индивидуальных занятий.

Практические задания

1. Сравните календарные планы сурдопедагога и воспитателя. Определите, что общего и что различного в них.

2. Определите взаимосвязь планов сурдопедагога и воспита­теля по следующим критериям: темы занятий, речевой матери­ал, методические приемы, наглядные и дидактические пособия.

3. Проанализируйте последовательность решения про­граммных задач в плане сурдопедагога: изучение нового с опо­рой на пройденный материал; концентричность в изучении ма­териала.

4. Установите соотношение перспективного и календарного планов сурдопедагога.

5. Выпишите в тетрадь формы планов (календарного и перс­пективного) сурдопедагога и воспитателя.

6. Подберите диагностический материал для определения уровня усвоения программы по развитию речи, развитию слухо­вого восприятия и обучению произношению, формированию эле­ментарных математических представлений глухих детей старшей группы (3-4-й год обучения).

Самостоятельная работа:

1. Современные образовательные программы для дошколь­ных учреждений (в норме и в специальной педагогике).

2. Специфика организации обучения:

- в специальном детском саду;

- в системе М. Монтессори;

- в вальдорфском детском саду;

- в условиях интеграции;

- в билингвистической системе.

3. Технические средства обучения в специальном детском саду.

4. Интегрированное обучение неслышащих дошкольников. Виды интегрированного обучения. Формы интеграции.

Основные понятия:

Аналитико-синтетический метод

Аналитическое чтение

Артикуляция

Внятность речи

Вокализация

Вызывание голоса

Генетический принцип

Глобальное чтение

Глухота

Гнусавость

Дактилология

Дактиль

Дактильная азбука

Деятельностный принцип

Диалог

Дозировка слуховой нагрузки

Дыхательный аппарат

Жестовая речь

Занятие индивидуальное

Занятие фронтальное

Знакомый на слух речевой материал

Значение слова

Игровые приемы

Интонация

Информальный подход

Коммуникативная система обучения языку

Концентрический метод

Круги Эйлера

Лабиализация

Методический прием

Монолог

Надставная труба

Незнакомый на слух речевой материал

Неречевые звуки

Образец речевых действий

Описание

Описательно-повествовательная речь

Опознавание

Орфография

Орфоэпия

Остаточный слух

Отраженное проговаривание

Палатализация

Письменная речь

Повествование

Полисенсорный метод

Предложение

Рабочее расстояние

Различение

Распознавание

Рассуждение

Резервное расстояние

Речевая деятельность

Речевое дыхание

Речевое поведение

Речевой аппарат

Речевой артикуляционный аппарат

Речевой материал

Ритмическая структура слова

Связная речь

Семантическое поле

Сенсорная база для усвоения речи

Слитность

Словесная речь

Слоговая структура слова

Слогосочетание

Слуховой резерв

Слуховые представления

Смысл слова

Сопряженное проговаривание

Способы постановки звуков речи

Структурно-семантический принцип

Темп произнесения

Тренировка слуха

Тугоухость

Ударение логическое

Ударение синтагматическое

Ударение словесное

Уровни языка

Условно-двигательная реакция на звук

Устная речь

Фальцет

Фонема

Фонетическая зарядка

Фонетическая ритмика

Формальный подход

Членораздельность речи

Этапы выработки УДР на звук

Языковая способность


Программа итоговой аттестации:

1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики.

2. Достижения и перспективы дошкольной сурдопедагогики.

3. Гуманистические тенденции в образовательно-воспита­тельной работе с детьми с нарушениями слуха.

4. Состояние общественного дошкольного воспитания на со­временном этапе. Интеграция. Билингвизм. Альтернативные под­ходы (вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори и др.).

5. Развитие общественного дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха в России в XX веке. Вклад современных оте­чественных ученых в становление системы дошкольного воспита­ния детей с нарушениями слуха.

6. Задачи дошкольного воспитания детей с нарушениями слу­ха на современном этапе. Содержание воспитания.

7. Основные принципы современной системы образовательно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях.

8. Типы дошкольных учреждений для детей с проблемами. Перспективы развития (создание учреждений интегративного ха­рактера). Структура специальных дошкольных учреждений.

9. Задачи и функции медико-психолого-педагогической ко­миссии.Инструкция и положение по отбору и комплектованию дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха.

10. Содержание и методы обследования детей при приеме в дет­ский сад.

12.Проверка уровня развития восприятия и интеллектуаль­ного развития.

13.Глухие и слабослышащие дети в раннем возрасте. Их пси­хофизические особенности и возможности (развитие моторики, движений, развитие восприятия речи, слухового восприятия).

14.Особенности физического и моторного развития глухих и слабослышащих дошкольников.

15.Задачи и содержание умственного воспитания детей с на­рушениями слуха дошкольного возраста.

16.Основа умственного воспитания детей дошкольного возра­ста с нарушениями слуха раннего.

17.Особенности развития мышления глухих и слабослыша­щих дошкольников.

18.Методы и приемы умственного воспитания детей с наруше­ниями слуха.

19.Задачи и содержание нравственного воспитания детей до­школьного возраста с нарушениями слуха, возможности и особен­ности их реализации в процессе образовательно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях.

20.Сочетание разных методов в формировании нравственного поведения и положительных качеств личности детей с недостат­ками слуха.

21. Особенности эстетического воспитания в специальных дет­ских садах.

22.Формы организации эстетического и эмоционального вос­питания.

23.Характеристика программы специального дошкольного обучения.

24. Использование в обучении наглядных, практических и сло­весных методов в различном их сочетании.

25.Формы обучения в специальном детском саду. Структура занятий.

26.Коррекционно-развивающая и воспитывающая направлен­ность современной системы обучения и воспитания глухих и сла­бослышащих детей.

27.Система обучения языку глухих и слабослышащих детей.

28.Использование разных форм речи и их соотношение в за­висимости от года обучения.

29.Содержание преемственности в воспитательно-образова­тельной работе специального детского сада и специальной школы.

30.Готовность детей к обучению в школе. Диагностика.

31. Задачи, условия, содержание и формы работы дошкольных учреждений с семьей.

32.Организация методической работы в специальных до­школьных учреждениях.

Литература:

1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2000.

2. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1980.

3. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного воз­раста / Отв. ред. Л. П. Носкова. - М., 1982.

4. Головчиц Л. А. Возможности дифференциации обучения и воспи­тания слабослышащих дошкольников // Дефектология. 1987. № 2.

5. Коррекционное обучения как основа личностного развития ано­мальных школьников / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1989.

6. Носкова Л. П. Особенности работы сурдопедагога и воспитателя по развитию речи глухих дошкольников // Дефектология. - 1985. - № 4.

7. Носкова Л.П. К переходу специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха на новые программы воспитания и обу­чения // Дефектология. - 1983. - № 3.

8. Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глу­хих. - М., 1995.

9. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1984.

10. Программы обучения и воспитания глухих (слабослышащих) детей дошкольного возраста. - М., 1990.

11. Программы воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей / Сост. Л. П. Носкова. - М., 1991.

12. Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи до­школьников с нарушенным слухом. - М., 2003.

13. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих де­тей дошкольного возраста к обучению в школе. - М., 2000.

Наши рекомендации