Раздел 1. Общие основы дошкольной сурдопедагогики
Тема: Предмет, задачи, методы и актуальные проблемы дошкольной педагогики и дошкольной сурдопедагогики.
Тема: Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Тема: Дифференцированная система специальных дошкольных учреждений.
Тема: Развитие и воспитание детей раннего возраста с нарушениями слуха.
Раздел. 2. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Тема: Умственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Тема: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Тема: Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Тема: Эстетическое и эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Раздел 3. Организация и руководство специальным дошкольным учреждением
Тема: Единство общественного и семейного воспитания.
Семинарские занятия:
Тема: Современная система образовательных учреждений для дошкольников с нарушением слуха
Вопросы:
1. Характеристика основных типов образовательных дошкольных учреждений, в которых могут обучаться и воспитываться дети с нарушением слуха.
2. Перечислите принципы комплектования групп в специальном детском саду для глухих и слабослышащих детей.
3. Определите значение термина «интеграция» применительно к специальной педагогике. Перечислите возможные формы интеграции.
4. Раскройте основные условия, которые позволяют говорить о возможности полноценного воспитания ребенка с нарушенным слухом в массовом детском саду.
Практические задания:
1. Составьте схему «Типы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха».
Литература:
1. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2001.
3. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. - М., 1997.
4. Миронова Э. В., Шматко Н. Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. - 1995. - № 4.
5. Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А. И. Шустова. - М., 1980.
6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование в России: Сб. действ, нормативно-правовых |документов и науч.-метод, материалов. - М., 1996.
7. Шматко НД. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. - 1999. - № 1-2.
Тема: Физическое воспитание детей с нарушением слуха в специальных дошкольных учреждениях
Вопросы:
1. Особенности развития двигательной сферы детей с нарушением слуха.
2. Значение физического воспитания для глухих и слабослышащих дошкольников.
3. Содержание и методы физического воспитания детей с нарушением слуха.
4. Значение и роль режима дня в охране и укреплении здоровья детей с нарушением слуха.
Практические задания:
1. Выпишите из программы для специальных детских садов основные задачи физического воспитания дошкольников с нарушением слуха.
2. Перечислите формы физического воспитания в специальном дошкольном учреждении.
3. Изучите режим дня, выявите его особенности по возрастным группам. Заполните таблицу.
Содержание жизни и деятельности записывается в полном объеме.
Содержание жизни и деятельности в СДОУ | Младшая группа (1-2-й год обучения) | Средняя группа (2-3-й год обучения) | Старшая группа (3-4-й год обучения) | Подготовительная группа (4-5-й год обучения) |
Литература:
1. Коржова А. Л. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.
2. Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. - М., 1979.
3. Физическое воспитание // Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Программа. - М., 1991.
4. Физическое воспитание // Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программа. - М., 1991.
Тема: Дидактика специального детского сада.
Вопросы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Характеристика программы дошкольного обучения.
2. Принципы отбора знаний, умений и навыков. Поэтапное освоение дошкольниками знаний, навыков и умений.
3. Использование в обучении наглядных, практических и словесных методов в различном их сочетании.
4. Формы обучения в детском саду.
Литература:
1. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Программа. - М., 1991.
2. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста: Программа. - М., 1991.
3. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2001.
Тема: Детский сад и школа.
Вопросы:
1. Понятие преемственности в работе детского сада и школы.
2. Содержание преемственности в воспитательно-образовательной работе детского сада и школы: в принципах, программных требованиях, формах и методах обучения и воспитания. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
3. Готовность детей к обучению в школе. Особенности готовности детей с нарушениями слуха к школе на современном этапе (Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина, М. К. Шеремет).
4. Формы связи специального детского сада и школы. Комплектование специальных школ. Роль медико-педагогической комиссии в комплектовании специальных школ.
Литература:
1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2001.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993.
3. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1990.
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988.
6. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. - М., 2000.
Лабораторные работы:
Тема: Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.
Вопросы и задания
1. Задачи и функции медико-психолого-педагогической комиссии. Инструкция и положение по отбору и комплектованию дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха. Создание медико-психолого-педагогических консультаций; их задачи.
2. Содержание и методы обследования детей при приеме в детский сад (Т. В. Николаева): наблюдение за игрой, педагогическая проверка речи и слуха, проверка уровня развития восприятия и интеллектуального развития, наблюдение за поведением, вниманием, моторикой. Учет при диагностике следующих важнейших показателей: принятие задачи, способы выполнения действий, обучаемость.
3. Составление характеристики на ребенка, выводы и заключение медико-педагогической комиссии о характере дефекта. Уточнение диагноза в процессе обучения и повторного обследования.
Практические задания
1. Заполнить таблицу «Характеристика психического развития нормально развивающихся, глухих, слабослышащих, умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста»:
Игра | Речь | Сенсорика и интеллект | Моторика | Особенности поведения | |||||||||||
Слух. воспр. | Сенсорика и интеллект | ||||||||||||||
0-3 | 3-7 | 0-3 | 3-7 | 0-3 | 3-7 | 0-3 | 3-7 | 0-3 | 3-7 | 0-3 | 3-7 | ||||
Слышащие дети Слабослышащие Глухие Умственно-отсталые | |||||||||||||||
2. Подготовить материалы (пособия, игрушки, протоколы) для проведения деловой игры по теме «Психолого-медико-педагогическое обследование» и провести игру.
Тема: Сюжетно-ролевые игры детей с нарушением слуха.
Вопросы и задания:
1. Основные этапы развития игровой деятельности, особенности развития игровой деятельности дошкольников с нарушением слуха.
2. Специфические особенности сюжетно-ролевых игр глухих дошкольников.
3. Охарактеризуйте тематику сюжетно-ролевых игр в программе для специальных детских садов.
4. Роль словесной речи в сюжетно-ролевой игре глухих детей.
5. Объясните необходимость педагогического руководства игрой детей с нарушением слуха.
Практические задания:
1. Понаблюдайте и опишите самостоятельную игру глухих детей 1-2-го года обучения и 4-5-го года обучения. Сравните, используя схему:
- характер игры;
- использование игрушек;
- использование предметов-заместителей;
- индивидуальная или коллективная игра;
- речевое оформление игры (устная речь, устно-дактильная, дактильная, жестовая, применение естественных жестов);
- развитие сюжета игры.
2. Посетите занятие воспитателя по игре в подготовительной группе детского сада для глухих детей. Подготовьте конспект и проанализируйте занятие. Проиллюстрируйте теоретические вопросы практическими примерами по конспекту занятия.
3. Составьте конспект занятия по сюжетно-ролевой игре в подготовительной группе детского сада для глухих детей. Опишите подготовительные этапы, предшествующие проведению игры. Укажите речевой материал, который отрабатывается на занятиях сурдопедагога.
4. Подберите наглядный и дидактический материал для проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе детского сада для слабослышащих детей. Обоснуйте свой выбор.
Тема: Фронтальные и индивидуальные занятия в специальном детском саду
Вопросы и задания:
1. Основные формы организации работы в специальном дошкольном учреждении.
2. Структура фронтальных занятий в дошкольном учреждении для детей с нарушением слуха.
3. Проанализируйте расписание занятий сурдопедагога специального детского сада по годам обучения.
4. Перечислите методы и приемы, используемые сурдопедагогом на фронтальных и индивидуальных занятиях. Сравните их по годам обучения.
Практические задания:
1. Посетите серию занятий (фронтальных и индивидуальных) в разных группах специального детского сада. Сделайте развернутые конспекты занятий с хронометрированием по основным этапам плана занятий. Проанализируйте занятия по плану: а) программное содержание, цель, задачи; б) структура и длительность занятия; в) обстановка для проведения занятия (место для детей, сурдопедагога, используемые технические средства); г) методы и приемы, применяемые педагогом на занятии, их соответствие поставленным задачам; д) виды наглядных пособий и дидактических материалов; е) характеристика речевой деятельности сурдопедагога и детей на занятии; ж) использование и развитие слухового восприятия в ходе занятия; з) приемы коррекции недостатков произношения у детей с нарушением слуха; и) приемы педагога, организующие поведение детей на занятии; к) формы оценки и самооценки работы детей на занятии, в том числе стимулирующие интерес к работе над слухом и речью.
2. Познакомьтесь с планами фронтальных и индивидуальных занятий сурдопедагога и воспитателя. Установите преемственность в речевом материале на занятиях сурдопедагога, воспитателя, в режимные моменты. Заполните таблицу.
Речевой материал | Фронтальные занятия сурдопедагога | Индивидуальные занятия сурдопедагога | Занятия воспитателя | Режимные моменты |
3. Составьте развернутый конспект фронтального занятия по развитию речи в младшей группе (1—2-й год обучения) детского сада для глухих. Подготовьте наглядные пособия и дидактические материалы, необходимые для проведения занятия.
4. Напишите конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению в подготовительной группе детского сада для слабослышащих детей. Подберите дидактические материалы и пособия.
Тема: Обучение языку дошкольников с нарушением слуха
Вопросы и задания:
1. Место языка в системе воспитательно-образовательной и коррекционной работы в специальных дошкольных учреждениях.
2. Раскройте психолингвистические основы коммуникативно-деятельностной системы обучения языку глухих детей дошкольного возраста.
3. Принципам системы обучения языку (генетический, деятельностный, структурно-семантический).
4. Охарактеризуйте основные условия развития речи дошкольников с нарушением слуха.
5. Понятие «языковая способность». Развитие языковой способности у дошкольников с нарушением слуха
Практические задания:
1. Посетите занятие по развитию речи в специальном дошкольном учреждении. Проанализируйте его и отметьте: а) какие виды речи формировались в процессе обучения; б) каково их соотношение на занятии, зависит ли это соотношение от года обучения дошкольников; в) как формируются на занятии синтагматические и парадигматические отношения, присущие языковой системе.
2. По конспекту просмотренного занятия проанализируйте, какие методы работы использовались педагогом по развитию речи детей с нарушением слуха.
3. Подберите методики обследования уровня речевого развития слабослышащих и глухих дошкольников 4-5 лет, протестируйте их и определите, на каком этапе речевого развития они находятся. К исследованию привлеките двух-трех детей с различной степенью снижения слуха.
Тема: Планирование и учет в детском саду
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте виды планирования, содержание планов работы сурдопедагога и воспитателя.
2. Решение общевоспитательных задач в детском саду, отражение в планах сурдопедагога и воспитателя.
3. Рассмотрите, как происходит планирование сурдопедагогом индивидуальных занятий.
Практические задания
1. Сравните календарные планы сурдопедагога и воспитателя. Определите, что общего и что различного в них.
2. Определите взаимосвязь планов сурдопедагога и воспитателя по следующим критериям: темы занятий, речевой материал, методические приемы, наглядные и дидактические пособия.
3. Проанализируйте последовательность решения программных задач в плане сурдопедагога: изучение нового с опорой на пройденный материал; концентричность в изучении материала.
4. Установите соотношение перспективного и календарного планов сурдопедагога.
5. Выпишите в тетрадь формы планов (календарного и перспективного) сурдопедагога и воспитателя.
6. Подберите диагностический материал для определения уровня усвоения программы по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению, формированию элементарных математических представлений глухих детей старшей группы (3-4-й год обучения).
Самостоятельная работа:
1. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений (в норме и в специальной педагогике).
2. Специфика организации обучения:
- в специальном детском саду;
- в системе М. Монтессори;
- в вальдорфском детском саду;
- в условиях интеграции;
- в билингвистической системе.
3. Технические средства обучения в специальном детском саду.
4. Интегрированное обучение неслышащих дошкольников. Виды интегрированного обучения. Формы интеграции.
Основные понятия:
Аналитико-синтетический метод
Аналитическое чтение
Артикуляция
Внятность речи
Вокализация
Вызывание голоса
Генетический принцип
Глобальное чтение
Глухота
Гнусавость
Дактилология
Дактиль
Дактильная азбука
Деятельностный принцип
Диалог
Дозировка слуховой нагрузки
Дыхательный аппарат
Жестовая речь
Занятие индивидуальное
Занятие фронтальное
Знакомый на слух речевой материал
Значение слова
Игровые приемы
Интонация
Информальный подход
Коммуникативная система обучения языку
Концентрический метод
Круги Эйлера
Лабиализация
Методический прием
Монолог
Надставная труба
Незнакомый на слух речевой материал
Неречевые звуки
Образец речевых действий
Описание
Описательно-повествовательная речь
Опознавание
Орфография
Орфоэпия
Остаточный слух
Отраженное проговаривание
Палатализация
Письменная речь
Повествование
Полисенсорный метод
Предложение
Рабочее расстояние
Различение
Распознавание
Рассуждение
Резервное расстояние
Речевая деятельность
Речевое дыхание
Речевое поведение
Речевой аппарат
Речевой артикуляционный аппарат
Речевой материал
Ритмическая структура слова
Связная речь
Семантическое поле
Сенсорная база для усвоения речи
Слитность
Словесная речь
Слоговая структура слова
Слогосочетание
Слуховой резерв
Слуховые представления
Смысл слова
Сопряженное проговаривание
Способы постановки звуков речи
Структурно-семантический принцип
Темп произнесения
Тренировка слуха
Тугоухость
Ударение логическое
Ударение синтагматическое
Ударение словесное
Уровни языка
Условно-двигательная реакция на звук
Устная речь
Фальцет
Фонема
Фонетическая зарядка
Фонетическая ритмика
Формальный подход
Членораздельность речи
Этапы выработки УДР на звук
Языковая способность
Программа итоговой аттестации:
1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики.
2. Достижения и перспективы дошкольной сурдопедагогики.
3. Гуманистические тенденции в образовательно-воспитательной работе с детьми с нарушениями слуха.
4. Состояние общественного дошкольного воспитания на современном этапе. Интеграция. Билингвизм. Альтернативные подходы (вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори и др.).
5. Развитие общественного дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха в России в XX веке. Вклад современных отечественных ученых в становление системы дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха.
6. Задачи дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха на современном этапе. Содержание воспитания.
7. Основные принципы современной системы образовательно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях.
8. Типы дошкольных учреждений для детей с проблемами. Перспективы развития (создание учреждений интегративного характера). Структура специальных дошкольных учреждений.
9. Задачи и функции медико-психолого-педагогической комиссии.Инструкция и положение по отбору и комплектованию дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха.
10. Содержание и методы обследования детей при приеме в детский сад.
12.Проверка уровня развития восприятия и интеллектуального развития.
13.Глухие и слабослышащие дети в раннем возрасте. Их психофизические особенности и возможности (развитие моторики, движений, развитие восприятия речи, слухового восприятия).
14.Особенности физического и моторного развития глухих и слабослышащих дошкольников.
15.Задачи и содержание умственного воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.
16.Основа умственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха раннего.
17.Особенности развития мышления глухих и слабослышащих дошкольников.
18.Методы и приемы умственного воспитания детей с нарушениями слуха.
19.Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, возможности и особенности их реализации в процессе образовательно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях.
20.Сочетание разных методов в формировании нравственного поведения и положительных качеств личности детей с недостатками слуха.
21. Особенности эстетического воспитания в специальных детских садах.
22.Формы организации эстетического и эмоционального воспитания.
23.Характеристика программы специального дошкольного обучения.
24. Использование в обучении наглядных, практических и словесных методов в различном их сочетании.
25.Формы обучения в специальном детском саду. Структура занятий.
26.Коррекционно-развивающая и воспитывающая направленность современной системы обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей.
27.Система обучения языку глухих и слабослышащих детей.
28.Использование разных форм речи и их соотношение в зависимости от года обучения.
29.Содержание преемственности в воспитательно-образовательной работе специального детского сада и специальной школы.
30.Готовность детей к обучению в школе. Диагностика.
31. Задачи, условия, содержание и формы работы дошкольных учреждений с семьей.
32.Организация методической работы в специальных дошкольных учреждениях.
Литература:
1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2000.
2. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1980.
3. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Отв. ред. Л. П. Носкова. - М., 1982.
4. Головчиц Л. А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих дошкольников // Дефектология. 1987. № 2.
5. Коррекционное обучения как основа личностного развития аномальных школьников / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1989.
6. Носкова Л. П. Особенности работы сурдопедагога и воспитателя по развитию речи глухих дошкольников // Дефектология. - 1985. - № 4.
7. Носкова Л.П. К переходу специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха на новые программы воспитания и обучения // Дефектология. - 1983. - № 3.
8. Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. - М., 1995.
9. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1984.
10. Программы обучения и воспитания глухих (слабослышащих) детей дошкольного возраста. - М., 1990.
11. Программы воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей / Сост. Л. П. Носкова. - М., 1991.
12. Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. - М., 2003.
13. Речицкая Е. Г., Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. - М., 2000.