Расчет времени для самостоятельных занятий
Какое количество времени необходимо уделять музыканту ежедневным самостоятельным занятиям на духовом инструменте? Чем больше, тем лучше? Это не совсем так. Игра на духовом инструменте связана с физическим напряжением и пренебрегать этим не следует. Каждый играющий должен соблюдать рациональный режим занятий, обеспечивающий развитие его исполнительской техники без ущерба для здоровья. Такой способ занятий вырабатывается музыкантом в прямом соответствии с его индивидуальными данными: степенью подготовленности, состоянием исполнительского аппарата. Одна из наиболее важных особенностей - правильное соотношение между работой и отдыхом в процессе игры. Для начинающих музыкантов - чаще отдых, для опытных - реже. Но те и другие должны помнить, что необходимо прекращать игру при появлении первых признаков утомления. Общее количество времени для ежедневных занятий на инструменте можно ограничить тремя часами (желательно, чтобы это были утренние часы):
Ø длинные ноты (20-25 минут);
Ø отдых (5-10 минут);
Ø гаммы и этюды (45-50 минут);
Ø отдых (5-10 минут);
Ø этюды или специальные упражнения (40-45 минут);
Ø отдых (15-20 минут);
Ø художественные произведения (1 час).
В практике встречаются и другие схемы занятий.
§ 2. Работа над музыкальным материалом.
Для приобретения профессиональной исполнительской квалификации каждому музыканту необходимо овладеть навыками работы над разнообразным музыкальным материалом. Обычно, играющий на духовом инструменте имеет дело с двумя видами музыкального материала
1) инструктивным, куда входят различные упражнения, гаммы и этюды;
2) художественным. включающим в себя различные музыкальные произведения.
Работа над продолжительными звуками.
Исполнение продолжительных звуков является одним из наиболее распространенных упражнений, их играют все музыканты независимо от уровня своей подготовки. Из практики известно, что продолжительные звуки музыканты играют по-разному: в хроматизме, октавами, арпеджио. Наиболее рациональным считается исполнение продолжительных звуков в виде арпеджио. Ценность упражнения - музыкант затрачивает меньше времени на обыгрывание всего звукоряда инструмента и при таком способе исполнения легче контролировать точность интонации.
Работа над гаммами и арпеджио.
В формировании исполнительского мастерства музыканта работа над гаммами и арпеджио играет существенную роль. Она дает возможность улучшить интонацию, добиться четких комбинированных движений пальцев, развить необходимую координацию их с действиями губ, языка и дыхания, добиться ровного звучания различных регистров инструмента, овладеть ритмичностью исполнения, закрепить аппликатурные навыки. Гаммы и арпеджио помогают музыканту овладеть "готовыми" образцами музыкальной фактуры и тем самым сократить сроки технического освоения музыкального материала. В практике игры на духовых инструментах применяются различные виды гамм и арпеджио. Наиболее распространенные - диатонические (мажорные и минорные) и хроматические. Значительно реже применяются гаммы целотонные. В виде арпеджио чаще всего используются трезвучия и септаккорды. Все гаммы исполняются в две, а на некоторых инструментах и в три октавы. Работать над гаммами и арпеджио следует регулярно, но не за счет других видов занятий. Поэтому, музыкант должен работать над одной-двумя гаммами.
Наиболее типичные недостатки в исполнении гамм и арпеджио:
Ø неритмичность исполнения;
Ø отсутствие ровности звучания различных регистров;
Ø неточное интонирование;
Ø отсутствие выразительности исполнения.
Работа над этюдами и художественными произведениями.
В процессе работы над музыкальными произведениями большие трудности представляет обычно музыкальная фразировка. Учащиеся часто не умеют грамотно фразировать, то есть правильно найти конец мотива, фразы, предложения, периода и в соответствии с этим сменить дыхание.
Зачастую учащиеся не могут правильно определить и начальный темп, который должен соответствовать характеру музыки.
Тщательная работа над произведениями включает прочное запоминание его наизусть. При запоминании произведения особое внимание рекомендуется обращать на сходные по своей мелодико-ритмической структуре эпизоды.
При наличии у учащегося хорошего внутреннего слуха необходимо пробовать запоминать и без помощи инструмента.
На последнем этапе работы над произведением выполняется исполнение его целиком, по возможности без остановок, в сопровождении аккомпанемента. Играя произведение целиком, музыкант должен обратить внимание на точное воплощение авторского замысла, а также вложить в исполнение свое понимание, темперамент, добиться полного единства мысли и чувства.
Работу учащегося над художественным произведением обычно завершает концертное исполнение, дающее возможность познакомить слушателей с содержанием музыки, ее красотой и выразительностью.
Известно, что далеко не всем музыкантам удается высококачественное исполнение на сцене. Основной причиной является волнение. Как предупредить чрезмерное волнение на эстраде?
Ø Музыкальнее произведение намеченное сольному исполнению на эстраде не должно превышать возможностей исполнителя.
Ø Для успешного концертного выступления необходимо, чтобы учащийся твердо знал музыкальное произведение наизусть и успел обыграть его на репетициях в зале.
Ø Инструмент музыканта к моменту выступления должен быть исправным.
Ø Играющий должен полностью сосредоточить свои мысли на исполнении, не думать о постороннем.
Ø Для преодоления чувства страха и боязни сцены необходимо систематическое участие музыкантов в сольных концертах. Чем чаще музыкант будет выступать на сцене, тем лучше он научится владеть собой, своим исполнительским аппаратом, что в конечном итоге позволит поднять уровень его мастерства.
§ 3. Краткий обзор педагогической литературы для духовых инструментов.
· Флейта - Платонов:
· Гобой - Назаров, Пушечников;
· Кларнет - Розанов;
· Фагот - Терехин;
· Валторна - Солодуев;
· Труба - Арбан, Орвид;
· Тромбон, туба – Блажевич
§ 4. Функции языка и различные приёмы звукоизвлечения.
Понятие об атаке звука.
Разнообразные движения языка в сочетании с работой губ, дыхания и слуха помогают играющему на духовом инструменте овладеть различными приёмами извлечения звука.
Атакой звука при игре на духовом инструменте называют начальный момент звукоизвлечения. Моменту атаки звука придаётся особое значение, ибо она во многом характеризует культуру звука у данного исполнителя.
В практике игры на духовом инструменте условно принято различать 2 наиболее характерных оттенка атаки: твёрдая и мягкая.
Твёрдая атака звука обеспечивается энергичным отталкиванием языка от края верхних зубов вглубь рта с одновременным произношением звука “та” (ту).
Мягкая атака звука осуществляется при помощи смягчённого и менее энергичного толчка языка с одновременным произношением слога “да”.
Таким образом отличие между твёрдой и мягкой атакой звука – в различной степени уплотнённости выдыхаемой струи воздуха при его подаче в мундштук инструмента.
Большое практическое значение при выполнении атаки имеет также положение языка и определённое направление выдыхаемой струи воздуха.
Атака – начало звука. Каждый звук с момента его образования до своего окончания обладает известной протяжённостью во времени или длительностью. Поэтому характер исполнения звука, в пределах всей его длительности, обусловлен не только особенностью атаки, но и применением особых приёмов игры – называемых штрихами.
Сущность штрихов.
Немецкое слово “штрих” – в буквальном смысле переводится как черта, линия, насечка.
В качестве музыкального понятия штрих означает один из приёмов звукоизвлечения, ведения и соединения звуков, отображённых в нотной записи особыми значками (чёрточками, точечками и т.д.)
Смысл термина штрих связан также с немецким глаголом “штрихен” – что означает вести, протягивать. Именно смысловое значение этого глагола ясно указывает на то, что основанием для отличия одних штрихов от других послужили различные приёмы ведения смычка по струнам смычкового инструмента.
В настоящее время при игре на духовых инструментах применяются следующие общепринятые виды штрихов:
1. legato – связно. Приём связного исполнения звуков, при котором язык участвует лишь в воспроизведении первого звука, остальные звуки объединённые лигой извлекаются без участия языка, при помощи пальцев, дыхания и губного аппарата. В нотной записи обозначается дугообразной чертой – лигой.
2. detacher – отдельный. Приём исполнения отделения звуков. Характеризуется энергичным, но не резким, толчком языка при атаке и достаточно полной протяжённостью звука. В нотной записи иногда обозначается чёрточкой над или под нотой.
3. staccato – отрывисто. Приём исполнения отрывистых звуков с помощью быстрых и лёгких толчков языка при атаке. Степень отрывистости звуков определяется длительностью пауз. Чем больше пауза – тем короче и острее стаккато. В нотной записи обозначается точкой над или под нотой.
4. marteler (мартле) – отчеканенный, отчетливый. Приём исполнения отрывистых и слегка акцентированных звуков, при помощи очень чёткой и энергичной атаки подкреплённой усиленным выдохом. В отличие от стаккато обозначается короткими чёрточками называемыми клиньями.
5. non legato – не связно. Приём исполнения звуков при помощи отдельных смягчённых толчков языка. При игре нон легато звуки слегка укорачиваются, вследствие чего между ними образуется небольшая пауза. В нотном письме обозначается лигой и точками стоящими над или под нотой.
6. portamento – поступь, перенесение. Приём исполнения мягких и максимально выдержанных звуков, при котором толчок языка почти не прерывает плавного движения выдыхаемой струи воздуха. В нотной записи обозначается лигой и чёрточкой над или под нотой.
7. двойное staccato – особый приём исполнения быстрых звуков при помощи, так называемой комбинированной атаки звука, в основе которой лежат поочерёдные движения передним концом и спинкой языка.
8. фруллато (итал. frullare — вращаться) – специфический приём исполнения одного и того же повторяющегося звука. Подобие смычкового тремоло, достигаемый при выполнении языком движений называемых трещоткой (произношение слога “тр” или “фр”)
9. marcato – тяжеловесная атака, акцентируемые звуки.
10. акцент – выделение звука энергичной атакой языка и динамикой, слегка передерживается. Обозначается >