Функции специальных федеральных государственных стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

СФГОС призван выполнять следующие функции:

· максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

· дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где он получает образование;

· гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

· обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи, и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;

· обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;

· эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ;

· обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного типа образовательного учреждения в другое;

· создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно-функциональном, содержательном и технологическом аспектах.

Предмет стандартизации

В соответствии с отечественной традицией, развивающейся в контексте становления ценностей современного мира, целью образования детей с ОВЗ, в наиболее общем смысле является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства.

Культура в данном случае понимается как система ценностей (частных, семейных, государственных), взрослея и присваивая которые, ребенок реализует свои личные устремления, берет на себя посильную ответственность за близких, занимает активную жизненную позицию в сообществе. Только полноценно развиваясь в поле своей культуры, ребенок с ОВЗ может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе.

Предметом стандартизации образования детей с ОВЗ становится прежде всего уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.

В соответствии с возможностями детей выделяют несколько уровней, при этом каждый должен обеспечивать ребенку не только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и возможность их реализации в жизни для достижения личных целей (компонент «жизненной компетенции»):

· I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка.

· II уровень школьного образования - нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка;

· III уровень школьного образования, также нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

В образовании детей с ОВЗ предметом стандартизации являются:

· Конечный уровень результата школьного образования;

· Результаты образования на каждой ступени;

· Структура образовательной программы;

· Условия получения образования.

2.3. Дифференциация специального стандарта образования детей с ОВЗ – четыре варианта

Для гарантированного получения различного по уровню школьного образования детей с ОВЗ разработаны 4 варианта специального стандарта.

Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень) предусматривает, что ребёнок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обязательным условием первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание специальных условий для реализации особых образовательных потребностей, формирования полноценной жизненной компетенции.

Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень) предполагает, что ребёнок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки.

Реализация третьего варианта специального стандарта (нецензового) связана с организацией специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Ребёнок находится в коллективе сверстников со сходными ограничениями возможностей здоровья, поэтому требуется специальная работа по ведению ребенка в более сложную и богатую социальную среду, по расширению его повседневного жизненного опыта.

Согласно четвёртому варианту специального стандарта (индивидуальный уровень) ребенок получает образование, уровень которого в наибольшей степени определяется его индивидуальными возможностями. В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребёнок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка.

Наши рекомендации