Классификация педагогических принципов
Принцип наглядности. В педагогическом процессе приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Фрэнсис Бэкон (1561-1620) сформулировал принцип наглядности так: вначале вещь, познанная сама по себе, и только потом уже говорение об этой вещи.
С тех пор дидактика заметно обогатилась, и используется как преподносящий, так и поисковый характер обучения, учитывая психофизическое развитие учеников. Известно, что младший школьный возраст (7—12 лет) характеризуется конкретно-образным мышлением. Дети получают возможность более глубоко овладеть материалом при осуществлении практической деятельности с применением наглядности, чем при обучении с помощью исключительно слова. А при обучении старших школьников на первый план выступает словесно-логическое мышление.
Эти обстоятельства должны обязательно учитываться при преподавании общетехнических и специальных дисциплин с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Куписевичу).
1. Прямое изучение действительности, т. е. изучение, основано на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на уроке темы.
2. Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить, т.е. обеспечить его системой соответствующих указаний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета.
С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядности. Предметная наглядность в технологии предполагает непосредственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п. Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебнонаглядных пособий и средств наглядности', моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов. Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению процесса обучения слова (устного или письменного).В правильном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.
Принцип систематичности и последовательности. Успех любой деятельности решающим образом зависит от систематичности в работе по достижению поставленной цели. Принцип систематичности предполагает соблюдение строгой логики в обучении, с тем, чтобы учащиеся последовательно овладевали знаниями, умениями и навыками. Он требует, чтобы переход к изучению нового материала осуществлялся лишь после того, как будет усвоен предшествующий материал. Характерно, что это дидактическое правило охватывает как классные занятия, так и внеклассную работу со школьниками.
И хотя данный принцип находит отражение в построении программ, учебной и методической литературы, преподавателю целесообразно придерживаться следующих дидактических правил.
1. При изучении конкретного раздела необходимо расчленить материал по урокам, стараясь сделать эти «порции» равномерными.
2. Важным условием успешности в ознакомлении учащихся с новым материалом является предварительное определение достигнутого ими уровня знаний и систематическое использование этих знании.
3. Очень важно на каждом уроке установить его, так сказать, содержательный центр и на его фоне и в связи с ним представить систему практических действий, производных знаний и умений.
4. С первых занятий технологией или физкультурой нужно приобщать учащихся к самостоятельной работе, стремясь создать ситуацию, когда они сами выясняют пробелы в своих знаниях и сами восполняют их.
Принцип доступности и посильности. Я.А. Коменский, который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие дидактические правила.
1. В обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.
2. В обучении следует переходить от легкого к более трудному. Строгое соблюдение этого дидактического правила является залогом успеха любой учебно-воспитательной работы независимо от уровня, на котором она ведется.
Предъявление к учащимся непосильных для них требований подрывает веру в собственные силы, снижает желание учиться, воздвигает серьезные психологические барьеры на пути достижения учебных целей. Слишком низкий уровень требований отбивает интерес к учебе, не мобилизует усилия учащихся.
Вот почему учитель должен хорошо знать своих учеников, должен интересоваться их работой, чтобы, объяснив причины возникающих трудностей, помочь их преодолеть.
3. В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному. Здесь следует сделать оговорку. Переходя от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, мы ни в коем случае не подразумеваем, что обучение нужно сделать легким. Оно становится таковым для детей само, если учтены уровень развития учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности. Учитель технологии может, умело дозируя учебный материал, планомерно наращивать трудности в работе, последовательно приучая учащихся к их преодолению.
4. В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и в продвинутости в учебе отдельных учащихся. Заметим, что, к огромному сожалению, в школах за последние годы вырос процент школьников, нуждающихся в индивидуализации содержания и темпа обучения. Учителю технологии придется сталкиваться с детьми, у которых нарушена координация движений, ослаблено зрение или слух, затруднено восприятие. Где выход? В гуманистическом подходе к каждому ученику. Тот успех, который для способного ученика таковым может и не считаться, Для ребенка с замедленным развитием – ступень в развитии. В изучении технологии не должно быть «планов» – должна быть цель: постижение возможных оптимальных результатов при обучении реального школьника, наиболее полное раскрытие его способностей.
Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения.Это один из самых «молодых» принципов в дидактике. В те времена, когда учитель в традиционной школе рассматривался в качестве «центральной фигуры», а от учеников нужно было лишь, чтобы «сидели тихо» и заучивали материал, такой принцип не исповедовался. Современные дидактические системы вводят принцип активного и сознательного участия школьников в учебном процессе с целью выработки их активной жизненной позиции. В то же время делается акцент на вектор этой активности: как использовать ее для достижения поставленных целей и задач обучения, учитывающих как потребности общества, так и индивидуальные потребности каждого ученика.
Разработка принципа сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения технологии выработала ряд дидактических правил.
1. Учитель должен знать индивидуальные интересы учащихся и развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективные потребности общества.
2. Учитель должен ставить учеников в ситуации, требующие от них умения анализировать. Научить чему-нибудь можно тогда, когда создаются ситуации, заставляющие учеников мыслить. Кроме всего прочего, опыт показывает, что удовлетворение от успеха, достигнутого за счет собственных усилий способствует приобретению богатых, прочных и оперативных знаний.
3. Учитель должен создать условия, содействующие приобщению учеников к коллективным формам работы. Коллективные формы работы воспитывают уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Сотрудничество в области решения задач представляет очень ценное завоевание современной школьной дидактики.
Принцип прочности знаний учащихся. В нашем понимании, применительно к профессиональному и техническому образованию, этот принцип важен не в прямом восприятии слова «прочен» как «вечен».
Память человека избирательна: мы не запоминаем всего, а помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно, да еще и часто повторяется. Видный психолог и педагог С.А.Рубинштейн утверждал, что запоминание и воспроизведение во многом зависит от отношения личности к материалу. Причем есть два основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Именно последняя, оценивая информационную ценность, интересуется смыслом и отбирает все необходимое для идущего из кратковременной.
Можно привести ряд дидактических правил для реализации принципа прочности знаний: это и упражнения, нацеленные на закрепление проработанного ранее материала, и частота его повторения, и систематизация, и опытная проверка – все это так!
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
В нормативных документах названный принцип заложен в основу достижения результата обучения. Что же касается связи обучения с жизнью, то здесь следует принимать во внимание следующее обстоятельство. Никто не может гарантировать, что полученные знания останутся в полном объёме на всю жизнь. Поэтому, все важнее становится сформировать качества мобильности, умения гибко приспосабливаться к требованиям соц.среды в различных ситуациях. На первый план выдвигаются проблемы правильного использования полученных теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, а не использования конкретных умений.
Принцип научности обучения. Преподаватель подготовлен к ситуации, когда, с одной стороны, он не может не учитывать возрастные особенности аудитории, а с другой – не должны отходить от принятых научных и технических определений. Это непросто, особенно если учесть, что сложные для восприятия детьми аспекты нужно научиться излагать, не выхолащивая научную ценность материала. В тоже время обучающие должны владеть общепринятой технической терминологией.
Принцип оперативности знаний учащихся. Оперативные знания играют в образовании современного человека настолько важную роль, что необходима целенаправленная деятельность по обучению будущих умениям пользоваться имеющимися знаниями. Учащиеся должны планомерно и сознательно использовать приобретенные знания, а это требует от них как можно более полной самостоятельности мышления и деятельности. Они должны постигнуть новую для них ответственность перед самим собой, ответственность за собственное будущее. Когда учащийся самостоятельно решает задачу, отличную от тех, что уже решал, он – в поиске. В результате приобретаются новые знания и умения – тогда учатся не «для школы, а для жизни». Такие оперативные знания существенно отличаются от пассивного, книжного обучения. Появляются умения четко сформулировать задачу, проанализировать возможные варианты, самостоятельно обосновать, а затем и выбрать оптимальное решение. Есть разные методики поиска решений творческих задач. От мозгового штурма до теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В итоге приобретаются умения делать выводы, проводить доказательства и проверки, объединять эти рассуждения с практическими действиями. Это представляет собой необходимые условия оперативности знаний. Дидактические принципы – это инструменты преподавателя, позволяющие грамотно организовать современный учебный процесс для достижения поставленных целей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студентов/ Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; Под ред. В.А.Сластёнина. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 368 с.
2.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2002.
3.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М., 2003.
4.http://5fan.ru/wievjob.php?id=76520
5.http://fb.ru/article/181356/didaktika-v-pedagogike---eto-chto