Методические рекомендации преподавателю. Данное лабораторно-практическое занятие посвящено вопросу, связанному с проектировочной деятельностью классного руководителя
Данное лабораторно-практическое занятие посвящено вопросу, связанному с проектировочной деятельностью классного руководителя. На этом занятии целесообразно организовать работу с заданиями, выполнение которых поможет студентам в дальнейшем подготовить итоговое проектное заданиев рамках самостоятельной работы по модулю «Практическая педагогика».
Задание № 1.
1. Представьте, что вас назначили классным руководителем в новом для вас классе. На протяжении первых недель вы смогли составить следующую характеристику класса.
Характеристика класса:
«6 класс МОСШ в районном центре. В классе 28 человек: 13 мальчиков и 15 девочек. Класс по успеваемости средний: 1 отличник, 10 человек обучаются на «4» и «5», остальные – на «3» и «4», а иногда «проскальзывают» «двоечки». Познавательная мотивация слабо выражена. Большинство ходит в школу с целью «пообщаться», с удовольствием участвуют в разного рода воспитательных (досуговых) мероприятиях. В свободное время гуляют, смотрят телевизор. Лишь 6 человек занимаются в спортивных секциях и клубах, 2 человека – в кружке бальных танцев, 2 человека – в музыкальной школе, 5 человек поют в школьном хоре. Интерес к чтению художественной, исторической и естественнонаучной литературы слабо развит. В библиотеку шестиклассники ходят очень редко. С удовольствием послушают учителя-рассказчика, сами же доклады готовят формально, в предметных олимпиадах занимают последние места.
Коллектив не сформирован. Между собой ученики не враждуют, но и не стремятся поддерживать дружеские отношения. Девочки держатся в стороне от мальчиков своего класса, считая их «мелкими недоростками». А мальчики равнодушно и порою неуважительно относятся к одноклассницам.
Многие родители мало интересуются школьными делами, считая, что «школа должна решать учебно-воспитательные задачи», а «наше дело – кормить, одевать, обувать детей…».
2. Сформулируйте цели воспитательной деятельности с данным классом, определите приоритетные направления деятельности классного руководителя.
3. Используя предложенные ниже варианты таблиц, составьте план работы с классом на месяц.
Варианты планов воспитательной работы
I вариант
Организация воспитательной деятельности | Развитие коллектива | Воспитание личности (индивидуальный подход) | |||
Виды деятельности | Содержание работы с учащимися | Средства | Содержание работы (дела) учащихся | Средства | Содержание работы с учащимися |
Общественно полезная | КТД | Изучение учащихся | |||
Познавательная | Самоуправление | Связь с семьей | |||
Ценностно-ориентиро-вочная | Проектирование целей | Работа с «малым» коллективом | |||
Художественно -творческая | Влияние на межличностные отношения | Индиви-дуальные воздействия | |||
Свободное общение, досуг |
II вариант
Основные направления и задачи | Содержание работы (по разделам) | Формы и методы | Сроки проведения | Исполнители | Отметка о выполнении |
III вариант
Содержание планирования | Календарные сроки проведения дел | ||||
НОЯБРЬ | |||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
1. Организационная работа | 1. Воспитательно-организационные задачи | ||||
2. Содержание «пятнадцатиминуток» классного руководителя и актива (в начале недели) | |||||
2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания) | 1. Познавательная деятельность | ||||
2. Ценностно-ориентировочная деятельность | |||||
3. Трудовая деятельность | |||||
4. Общественно-полезная деятельность | |||||
5. Художественная деятельность | |||||
6. Физкультурно-спортивная деятельность | |||||
7. Деятельность свободного общения | |||||
8. Деятельность по профилю класса | |||||
3. Методическая работа | 1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса | ||||
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся | |||||
3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом | |||||
4. Работа с родителями |
IV вариант
Недели | Виды деятельности | ||||||
Общественная | Познавательная | Трудовая | Художественная | Спортивная | Ценностно-ориентационная | Коммуникативная | |
и т.д. |
Задание № 2.
Для выполнения этого задания необходимо разделить студентов на микрогруппы, каждая из которых получает свой вариант задания.
1. Проанализируйте предложенную характеристику с точки зрения сформированности классного коллектива. В чем особенность коллектива этого класса? Можно ли назвать этот класс коллективом?
Спроектируйте для данного класса мероприятие, направленное на создание коллектива школьников (для микрогруппы 1).
2. Проанализируйте предложенную характеристику с точки зрения участия родителей школьников в решении учебно-воспитательных задач.
Спроектируйте мероприятие для родителей учащихся данного класса. В каких формах вы как классный руководитель можете осуществлять взаимодействие с родителями? (для микрогруппы 2).
После выполнения этих заданий каждая микрогруппа защищает свой проект.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.
Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брызжева, Н. В. Практикум по решению профессиональных задач / Н. В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.
2. Зайцева, Л. А. Практикум по решению профессиональных задач / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.
3. Зайцева, Л. А. Технология выполнения проектного задания и критерии его оценки / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ. педагогических вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.
4. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
5. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие / А. П. Панфилова. Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М., 2008.
6. Пономарева, Т.М. Проектирование и организация системы самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов / Т. М. Пономарева. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.
7. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.
8. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008.Тема 3.3. Технология организаторской, контрольно-корректировочной