Освобождение мышц 5 страница
Чтобы удержать внимание на объекте, надо оправдать это внимание к объекту, окружить этот объект привлекательным вымыслом воображения и начать действовать.
Упражнения.
1. Рассмотреть один из предметов, разложенных на столе (перчатки, ключи, очки, кольцо, сумочка и т. д.) и наделить его интересным вымыслом воображения.
Эти упражнения проводятся примерно так.
Педагог. Какой у вас объект?
Учениц а. Я рассматриваю шарф.
Педагог. Оправдайте, почему вы так внимательно его рассматриваете?
Ученица. Я сегодня иду в театр. У меня есть хорошее платье, туфли, А этот шарф так подходит к моему платью, он в тон его расцветки. К тому же сейчас очень модны эти шарфы. Ведь так красиво... накинуть шарф на плечи... Мне интересно его примерить и посмотреть, пойдет ли мне к лицу сиреневый цвет.
Педагог. Ну что ж, возьмите, разверните и примерьте. Начинайте действовать.
Или второй пример: на одном из практических занятий ученик, рассматривая предмет — флакон с лекарством, — наделил свой объект сказочным вымыслом воображения.
— У меня болен братишка. Врачи уже долгое время ищут средства спасти его жизнь. Мои мысли днем и ночью заняты тем же... И вот как-то во сне я отправился в поиски за живой водой. Шел я шел по темному лесу, и вдруг из-за деревьев выскочил леший. Он дико хохотал, волоча за собой какое-то живое существо, покрытое водорослями. Я бросился на лешего и вырвал из его рук несчастную жертву, которая оказалась доброй феей. Она-то мне и поведала тайну о живой воде. Вывела меня из леса и показала на высокую гору. «Видишь,— сказала она,—там на горе черный замок. Это замок колдуна. Живая вода находится в его подвалах. Сейчас колдуна нет в замке, он улетел за тридевять земель... Но скоро вернется обратно. Нам надо спешить». И взмахнув волшебной палочкой, она со мной полетела к замку. «Вот тебе ключ,— сказала она, показывая на дверь,— ты можешь проникнуть туда незамеченным. Помни, что на полках подвала ты увидишь великое множество стеклянных флаконов с прозрачной жидкостью. Эти флаконы одинаковы, но светлая жидкость, налитая в них, не только живая, но и мертвая вода, выпив которую, человек заболевает страшными смертельными болезнями... Отличить же флакон с живой водой можно, так как на дне его находится маленькая, еле заметная звездочка».
И вот я в подвале дома колдуна... Вижу большие полки, на которых стоят флаконы с прозрачной жидкостью. Я осмотрел уже несколько — звездочки на них нет... Беру еще, и... увидел на нем звездочку! Я беру этот флакон и хочу выйти из подвала, но слышу какой-то шум. Бегу к двери, а она закрыта. Что делать?
Педагог. Ну что ж, ищите выход, действуйте в плане своего замысла.
«Внимание к объекту,— говорил К. С. Станиславский,— вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте... внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».
2. Педагог подбирает серию открыток — репродукции картин известных художников: И. Репин «Стрекоза», В. Суриков «Плачущая девушка», В. Васнецов «Аленушка», В. Перов «Рыболов», В. Тропинин «Кружевница», В. Серов «Депушка с персиками», Н. Касаткин «Шахтерка», И. Крамской «Лунная ночь», Г. Ряжский «Делегатка», Ж. Лиотар «Шоколадница» и т. д. На занятиях каждому ученику дается открытка и предлагается рассмотреть позы натур, изображенных на открытке, наделить их вымыслом воображения и начать действовать.
Упражнения (оправдать расширение и сужение кругов внимания и действовать).
1. Оправдать сужение кругов внимания
Педагог вызывает ученика и ставит вопрос: как вы будете сужать круг внимания? Предлагает ему начать с оправдания.
Приведем пример из практических занятий.
Ученик. Мне надо сделать ремонт окон... Я осматриваю стену комнаты, где есть три окна, и отмечаю, какой требуется ремонт (большой круг внимания). Потом останавливаю свое внимание на среднем окне (средний круг), задерживаю свой взгляд на форточке, которая все время открывается ветром (малый круг), и фиксирую окончательно свое внимание на запоре форточки, сломанном крючке (объект-точка), и начинаю действовать.
2. Оправдать расширение круга внимания Ученица. Я хочу сделать подарок племяннице, ей 12 лет. Она очень любит книги. У меня же, в моей библиотечке, немало хороших книг. Знаю, что она увлекается путешествиями. Сижу за письменным столом и просматриваю «Жизнь на льдине» Папанина. Читала ли она ее? (объект-точка). Вспомнила, что она уже брала ее у меня. Осматриваю книги, лежащие на столе (малый круг внимания),—нет, здесь, в этих книгах, нет подходящей. Затем, не вставая с места, смотрю на стопку книг, лежащую на тумбочке и стульях близ стола (средний круг внимания). Здесь почти одни журналы. Тогда переключаю свое внимание на книжный шкаф, стоящий налево у стены, на этажерку, на полку, висящую над диваном, думая, где же поискать... (большой круг) и, решив, продолжаю действие, переходя от одного объекта к другому.
Педагог должен следить, чтобы ученики, делая подобные упражнения по разделу «развитие стойкости внимания», не ленились будоражить свое воображение.
Раздел IV. Публичное одиночество
Все предыдущие упражнения подготавливают ученика к тому, что если закрепить свое внимание на объекте, наделив его интересным вымыслом воображения, оправдыванием (целью), и начать действовать, то актеру уже не страшна будет ни черная дыра портала, ни взоры зрителя. На сценическом языке это называется, что вы зажили в «публичном одиночестве» или в «кругу». К. С. Станиславский говорил; что оно «публично», так как мы — с вами. Оно одиночество, так как вы отдалены от нас кругом внимания; что на спектакле, на глазах тысячной толпы, вы всегда можете замкнуться в одиночестве, как улитка в раковину.
Уместно рассказать о творческих занятиях К. С. Станиславского с учениками студии. Шли уроки по сценическому вниманию. Константин Сергеевич просматривал этюды и всячески подбадривал нас, указывая пути выработки сценического внимания.
«Смотреть в публику,— говорил он,— трудно. Публика и порог сцены пугают. Переходя порог сцены, вы должны быть собранны! Это надо вырабатывать в себе ежедневно». Он придавал большое значение творческому воображению, указывая, что действительность надо включать в свой круг путем «если бы». Публику не видеть нельзя, но можно отвлечь себя задачей. О тысяче людей, находящихся в партере, совершенно забыть нельзя, но можно от них отвлечься, увлекшись тем, что есть на сцене...
Как-то, закончив работу по этюду на внимание, Константин Сергеевич обратился к ученице:
— Ну, а как вам, приятно было сидеть? (на глазах публики).
Ученица. Да я забыла о том, что на меня смотрят...
И тут, как бы в подтверждение слов ученицы «я забыла о том, что на меня смотрят», он рассказывает интересный случай из жизни Художественного театра. Вот строки из стенограммы того урока.
Станиславский. Когда приехал в Москву известный французский летчик, поразивший в те годы весь мир смелостью полета, и показал свое искусство, то все были очень удивлены...
Москвин подошел к нему и спросил:
— Вам не страшно летать?
Летчик ответил: «Мне некогда бояться». Это замечательная фраза... Вот и вы были заняты делом, и вам уже не было времени бояться. Совершенно так же бывает на сцене — тут одно действие, другое, третье и т. д., все действия цепляются друг за другом — да где же тут думать о публике. Ведь тогда вы, естественно, о ней забудете.
Этот пример К. С. Станиславский нам тогда рассказал не случайно, ибо чувство боязни сцены было каждому присуще. Эта боязнь, естественно, есть и у наших учеников. Очень важно, чтобы они систематически тренировали себя не только на занятиях, но и дома.
Упражнения (на публичное одиночество). 1. Вызвать ученика и предложить ему, создав малый круг внимания, начать действовать.
а) Рассмотреть предметы на столе, нафантазировать. как они попали сюда и что с ними делать дальше.
б) Рассмотреть открытки-репродукции художественных картин. Выбрать открытки для этюда себе и своим товарищам-ученикам.
в) Найти спрятанную записку в книгах, тетрадях, кармане костюма.
г) Разобрать содержание «найденной» сумочки. По предметам определить, кому из девушек она принадлежит.
2. Вызвать двух-трех учеников, дать им общее задание и предложить действовать, создав средний круг внимания.
3. Вызвать шесть-восемь учеников, дать им общее задание и предложить начать действовать, создав большой круг внимания.
Прежде чем начать действовать в том или ином круге внимания, ученики должны найти оправдание этому действию — цель.
Педагог может вызвать несколько человек (или несколько групп), дав каждому (или каждой группе) свое задание, создав для каждого отдельный круг внимания.
Ученики, не занятые в упражнениях, должны (по заданию педагога) тихо вести какой-то разговор, переговариваться между собой, что-то осторожно двигать, уронить на пол предмет, сдержанно засмеяться, вообще производить какие-либо действия, которые могли бы отвлечь внимание учеников, занятых упражнениями. Эти действия не должны быть громкими, назойливыми, раздражающими. Когда же закончатся упражнения, спросите учеников, что в это время происходило, кто и чем мешал им. Если же ученики заявят, что им ничего не мешало, что они не замечали, что делалось в другом конце зала, это значит, что они жили в публичном одиночестве.
Второй этап
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ В ВООБРАЖАЕМОЙ ПЛОСКОСТИ
На сцене, в пьесе, в роли и в самой действительности существуют две главные плоскости жизни нашего внимания: реальная и воображаемая. Идя по линии роли, артист попадает то в одну, то в другую из этих плоскостей. А поэтому мы должны уметь пользоваться на сцене не только внешним, но и внутренним зрением. Для этого нам нужно развивать внутреннее внимание, фиксируемое на объектах воображаемой, внутренней жизни.
«В нашем деле, — говорил К. С. Станиславский,— внутреннее внимание важно, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств».
Раздел I. Научить передавать партнеру свои видения
Говорим ли мы, думаем ли, вспоминаем ли, фантазируем ли о каком-либо явлении, предмете, действии, о событиях и моментах, пережитых в реальной или воображаемой жизни, мы видим все это (как уже мы говорили в главе «Воображение») на экране нашего внутреннего зрения и останавливаем на этих представляющихся нам образах и объектах наше внимание.
Процесс просмотра ленты внутренних видений должен происходить на сцене все время, пока мы живем там жизнью роли. Необходимо, чтобы все наши внутренние видения относились исключительно к жизни изображаемого лица, а не к исполнителю его, ибо они различны. Например, видения Москвы у актеров, играющих Чацкого и Шуйского, должны быть разные и соответствующие изображаемой эпохе, а уж никак не видению Москвы нашего времени. При этом актеру надо не только уметь видеть объекты внутренним зрением, но и передавать эти видения партнеру.
Упражнения.
1. Вспомнить дорогу из дома в институт, клуб, дорогу от станции к даче и т. д. Рассказать об избранной дороге, указывая отличительные признаки, характерные приметы дороги, по которым можно найти этот дом пли дачу.
2. Рассказать о своей комнате или квартире (подробно указывая, какая мебель и как она расположена). Остальные ученики, прослушав рассказ, должны, по своим представлениям, нарисовать план комнаты, расположение мебели и сделать по этому плану выгородку комнаты.
3. Описать хорошо знакомое здание Москвы, не называя его, с тем чтобы слушающие по характерным архитектурным признакам могли узнать и назвать это здание.
4. Предложить 3—4 ученикам описать внешность одного из товарищей, облик известного писателя, актера и др.
5. Описать широко известные памятники и скульптуры; рассказать содержание картин известных художников.
Ученики, описывающие памятники, произведения скульптуры и картины, не должны называть их. Слушающие угадывают их по переданным видениям.
6. Дать 2—3 ученикам репродукции цветных картин («Чаепитие в Мытищах» и «Голубятник» В. Перова, «Меншиков в Березове» В. Сурикова, «Соперницы» Н. Касаткина, «Сватовство майора» П. Федотова, «Больная» В. Поленова, «Алексеич» К. Маковского, «Неравный брак» В. Пукирева, «Неутешное горе» И. Крамского, «На бульваре» В. Маковского и др.).
Дать посмотреть открытки 2—3 ученикам (30—40 секунд). Потом предложить поочереди рассказать подробно, с деталями, что они видели на открытках (особенно подробно описать действия, позы изображенных художником людей). Слушающие должны отчетливо представить по рассказу изображенное на открытке. Задать ученикам вопросы (в разбивку) об открытках, проверяя, как они запомнили общий характер изображенного, цвета, позы людей. Предложить им выполнить позы, а потом дать открытки для сравнения действительного изображения с тем, которое было создано «внутренним зрением». Надо следить, чтобы передаваемые видения были точные, яркие, острые. Рассказчики не должны уходить в себя, вспоминая виденное. Они должны увлечь, зажечь видениями своих партнеров.
Подбирая открытки для таких упражнений, необходимо брать те, где композиция не очень сложна и где изображены 1—5 человек.
Раздел II. Круги внимания воображаемой плоскости
В поражаемая плоскость, как и реальная, имеет круги внимания. Их также можно расширять и сужать. Упражнения.
1. Представьте себе детскую игрушку (плюшевого мишку) — объект-точка.
2. Представьте себе витрину прилавка магазина с игрушками — малый круг внимания.
3. Представьте себе весь магазин с различными отделами игрушек — средний крут внимания.
4. Представьте себе ярмарку, в которой находится магазин игрушек,— большой круг внимания.
Далее надо предложить ученикам самим наметить границы кругов внимания: большого, среднего, малого. Расширять их и сужать, найдя оправдание этому действию.
Привести пример на расширение круга внимания и дать пояснение, как надо делать данное упражнение.
Педагог. Мне надо купить цветы в подарок своей подруге — у нее сегодня день рождения. Я останавливаю свое внимание на красной розе, стоящей в вазе на прилавке цветочного павильона (это— объект-точка). Я рассматриваю и другие розы в этой же вазе, выбирая наиболее пышно расцветшие (малый крут внимания). Далее я обращаю внимание на рядом стоящие вазы с бледно-розовыми, желтыми и белыми розами (средний круг внимания). Подобрав десяток роз, думаю, что букет получился небольшой, надо добавить других цветов, и я осматриваю весь цветочный павильон (это большой круг внимания).
Вот пример на сужение круга внимания, рассказанный одним из учеников.
«Однажды я узнал от своего товарища, что в лесу есть гнездо и в нем птенцы, которые, видимо, лишились своих кормилиц, так как жалобный писк их раздается целый день. Меня это тронуло. Я решил достать гнездо и вырастить птенцов. Ранним утром я пришел в лес, осмотрел часть леса от дорожки до оврага (большой круг внимания). Выбрал три больших дерева, стоящих у оврага: дуб и две березы (средний круг внимания). Прислушался к редким звукам писка птенцов. Остановил внимание на дубе, осмотрел верхние ветки, стараясь найти гнездо (малый круг вни' мания). Заметил гнездо и сосредоточил на нем внимание (объект-точка)».
Надо требовать, чтобы ученики подробно описывали объекты большого, среднего и малого кругов внимания. Очень важно, чтобы они тренировали себя при передаче видений партнеру.
Третий этап
МНОГОПЛОСКОСТНОЕ ВНИМАНИЕ (ИЛИ РАЗДВОЕННОЕ ВНИМАНИЕ)
У человека в жизни внимание многоплоскостное. Каждая плоскость внимания абсолютно не мешает другим. Так например, вы вяжете себе кофту (первая плоскость). Одновременно слушаете радио (вторая плоскость) и в это время бросаете взгляд на градусник, висящий на стене,
чтобы узнать, какая температура в комнате (третья плоскость) и т. д.
На сцене, как и в действительности, внимание тоже может быть многоплоскостным.
Возьмем пример из спектакля «Нашествие» Л. Леонова. В начале первого действия Анна Николаевна Таланова пишет письмо сыну (одна плоскость внимания). В этот же момент она прислушивается к артиллерийской стрельбе и шуму отъезжающих жителей города (вторая и третья плоскости). Одновременно слушает и отвечает няне— Демидьевне (четвертая плоскость). А Демидьевна слушает приближающуюся стрельбу немцев, разговаривает с Анной Николаевной, уговаривая ее эвакуироваться, и тут же накрывает на стол к обеду.
На сцене ежеминутно приходится иметь дело с несколькими объектами и плоскостями внимания. И ученикам важно усвоить, что «одновременность» внимания к нескольким объектам только кажущаяся. А на самом деле, в психической деятельности человека происходит очень быстрое переключение внимания с одного объекта на другой. Это-то и создает иллюзию «одновременности» и непрерывности внимания к нескольким объектам.
Мы знаем, что многие совершаемые действия как в труде, так и в повседневной жизни человек выполняет механически. Внимание может стать таким же, механическим, автоматическим, что значительно помогает овладению многоплоскостным вниманием.
Упражнения.
1. Ученику дается пачка спичек или цветных бумажек. Перед ним ставится такая задача: считая спички или раскладывая бумажки по цветам, одновременно рассказывать . сказку или сюжет повести, кинофильма и т. д.
2. Ученику дается лист бумаги, на котором написаны две цифры (например, 182Х24), и предлагается ему быстро решить эту задачу. А в это время (по заданию педагога) один из учеников должен его отвлекать вопросами. требуя от него логичного и исчерпывающего ответа.
3. Раздать ученикам карточки с номерами (по числу присутствующих). Потом каждому дать определенную задачу: решить кроссворд, вспомнить и записать пару строф стихотворения и т. д. Двух учеников поставить в сторону и предложить им громко разговаривать короткими фразами. Все выполняют задание. А в это время ведущий называет номера карточек. Ученик, имеющий карточку с названным номером, должен встать и повторить последнюю фразу из беседы товарищей.
4. Дать одному из учеников конец веревки и предложить сделать на ней 5—10 сложных узлов. Рядом поста вить другого ученика. Он наблюдает за тем, как тот связывает узлы, и в то же время описывает, например, кар тину художника К. Д. Флавицкого «Княжна Тараканова» Педагог в ходе рассказа дает ему в руки такую же веревку и предлагает продолжить рассказ и в то же время повторить действия первого ученика (завязать такие же узлы).
5. В комнате создать препятствия из столов, стульев и других предметов. В стороне посадить на стулья четырех учеников и предложить каждому одновременно петь свою любимую песню. Затем выбирается ведущий. Он ведет всю группу через эти препятствия, остальные идут за ним гуськом, точно повторяют все движения ведущего и в то же время слушают, что поют ученики. По окончании
перехода пути с препятствиями, каждый должен точно сказать, кто и что пел.
6. Педагог или ведущий раздает присутствующим порядковые номера. Предлагает каждому про себя (мысленно) читать какое-нибудь стихотворение, поэму или басню. Спустя 2—3 секунды после упражнения ведущий называет какой-то номер. Ученик, имеющий этот номер, должен встать и продолжить вслух чтение до того момента, пока не будет вызван следующий номер. Тогда он вновь продолжит читать стихи мысленно.
Педагогу следует вызвать каждого ученика по нескольку раз, заставляя не успокаиваться, не отрывать своего внимания, а продолжать работать и поддерживать в себе многоплоскостное внимание.
Четвертый этап
ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ДОБЫВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
«Артист должен быть внимательным,— говорил К. С. Станиславский,— не только на сцене, но и в жизни. Он должен сосредоточиваться всем своим существом на том, что его привлекает. Он должен смотреть не как рассеянный обыватель, а с проникновением в глубь того, что наблюдает».
Эти наблюдения необходимы для того, чтобы брать из жизни примеры и факты для своего творчества.
Каждый актер должен иметь тонкое чувственное внимание для добывания себе творческого материала. Известный итальянский актер Томмазо Сальвини в статье «Несколько мыслей о сценическом искусстве» писал: «Каждый великий актер должен чувствовать и действительно чувствует то, что изображает. Ему следует так же тщательно развивать в себе способность воспринимать впечатления, как он развивает свои вокальные средства или умение ходить и двигаться легко и изящно».
И действительно, способность воспринимать впечатления, заготовлять для своего творчества необходимый материал является важным моментом для актерского мастерства. Мы нередко наблюдаем, как иной актер, работая над образом, ищет обычно в своей памяти жизненный факт, характер или внешний облик известного ему человека, подходящие для его роли.
Надо рекомендовать ученикам, чтобы они, наблюдая в жизни какое-нибудь событие, случай, встретившись с интересными людьми, всегда при этом ставили бы себе вопросы: кто, что, когда, где, почему так действует человек? А когда приходится наблюдать жизнь человека и быть свидетелем жизненных конфликтов, то они должны по возможности ближе познакомиться со всеми сторонами его жизни; надо вскрыть его внутренний мир через поступки, мысли, порывы, проявление характера. Изучая все обстоятельства, сопутствующие действиям, поступкам, настроениям, страстям, и можно понять склад его души, строй мыслей и высоту его стремлений.
Упражнения.
1. Спросить внезапно ученика: «Во что одет сегодня ваш товарищ?» Или: «Какое настроение и самочувствие у вашей соседки, сидящей оправа?»
2. Предложить ученикам рассмотреть предметы, хорошо им знакомые (свой портфель, сумку, шарф, галстук, шапку, пиджак, кофту), и сказать об изменениях, происшедших с этими предметами в течение последнего времени.
3. Дать ученикам домашнее задание на серию упражнений:
а) рассмотреть изменения, происшедшие на вашей улице;
б) съездить в отдаленный район вашего города, где вы давно не были, и заметить происшедшие там изменения;
в) вести наблюдения за людьми в повседневной жизни, замечая интересные тилажи, характеры, темпераменты и т. д., а потом рассказать на занятиях о том, что дали вам эти наблюдения, что замечено интересного.
Очень хорошо, если ученики ведут дневники, в которые записывают своп наблюдения.
Мне вспоминаются добрые советы режиссера А. Д. Попова, который говорил актерам: наблюдайте жизнь, научитесь сравнивать жизнь и театр, с предпочтением к жизни, она богаче. Заведите тетради. Записывайте в них свои наблюдения.
1. Оригинальные жизненные мизансцены.
2. Подсмотренные в жизни интересные физические самочувствия.
3. Подсмотренные в жизни контрастные темпо-ритмы (конфликтующие между собой).
4. Интересную атмосферу. Проанализируйте, в чем она выражается: в мизансценах ли, в темпо-ритме или еще в чем-нибудь...
Практика показывает, что такие повседневные записи помогают в будущей работе актера. А мы знаем, что в молодости, как наблюдательность так и впечатлительность значительно острее и глубже.
Педагогу следует чаще интересоваться наблюдениями учеников, их заготовками творческого материала, который они почерпнули из жизни. Для закрепления в памяти этого материала рекомендуется заслушивать их. Эти рассказы дают возможность судить о способностях учеников, их наблюдательности и художественном вкусе. К тому же следует заметить, что ученики, рассказывая о своих наблюдениях, обогащают друг друга жизненными фактами, эмоциями.
В ИСКУССТВЕ ВСЕ НЕВЕРНОЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЕСТЬ ЛОЖЬ И ОБЛИЧАЕТ НЕ ТАЛАНТ, А БЕЗДАРНОСТЬ.