Инструкция для творческих групп учителей

Разработайте модель воспитательной системы школы и представьте ее на конкурс. Постарайтесь учесть требования социума (родителей).

В модели должны найти отражение следующие положения:

1. основные научные идеи, на которых основана система,

2. основные педагогические задачи системы,

3. структура воспитательной системы,

4. системообразующие виды деятельности,

5. основные формы организации жизнедеятельности коллектива школы,

6. область среды, которую намерена освоить школа, и способы ее освоения.

Основные критерии оценки моделей:

· соответствие социальному заказу,

· методологическая обеспеченность проекта (наличие базовой идеи, концепции),

· реальность, осуществимость проекта,

· степень использования воспитательных возможностей среды,

· возможности педагогического коллектива.

Тема:Содержание образования как средство

Развития личности

Игра “Древо мудрости”.

Студенты-организаторы игры готовят к занятию “древо мудрости” (ветка дерева или рисунок на ватмане) с бумажными листьями, на которых записаны вопросы. Листья могут быть разного цвета, при этом цвет указывает на степень сложности вопроса, например, на листьях зеленого цвета записаны вопросы на 1 балл, на желтых - на 2 балла, на красных - на 3 балла.

Студенты по очереди подходят к дереву, срывают какой-либо листок, читают вслух вопрос и отвечают на него. В конце игры организаторы подсчитывают количество баллов у каждого из отвечавших и выставляют оценки за занятие. Необходимо также провести анализ игры, вопросы для анализа составляются ведущими заранее. Возможен и такой вариант организации игры: разделить студентов на подгруппы, представители которых выбирают степень сложности вопроса и отвечают на него, зарабатывая баллы для своей команды.

Примерные вопросы по теме занятия:

на 1 балл.

1. Что такое образование? Дайте определение.

2. Какие основные теории содержания образования сложились в 19-м веке?

3. Какова цель современного образования?

4. Что такое государственный образовательный стандарт?

5. Какова разница между умением и навыком?

6. Какие документы регламентируют содержание образования?

7. Какова структура содержания образования?

8. Что такое базисный учебный план?

9. Каковы три основные компонента базисного учебного плана?

10.Что такое учебная программа?

11.Перечислите основные группы требований, предъявляемых к учебникам.

Вопросы на 2 балла:

1. В чем суть материальной теории образования?

2. В чем суть формальной теории образования?

3. Какие объективные факторы влияют на формирование содержания образования?

4. Какие субъективные факторы влияют на формирование содержания образования?

5. Что включает в себя информационный блок содержания образования?

6. Что включает в себя операционный блок содержания образования?

7. Что включает в себя аксиологический блок содержания образования?

8.Что включает в себя творческий блок содержания образования?

9. Какова разница между федеральным, национально-региональным и школьным компонентами базисного учебного плана?

10.Какие виды учебных занятий предусмотрены базисным учебным планом?

11.Что общего и в чем состоит отличие между учебником и учебной программой?

12.В чем суть эстетических требований к учебникам?

13.В чем суть гигиенических требований к учебникам?

Вопросы на 3 балла:

1. Перечислите основные положения, характеризующие образование как общественное явление.

2. Докажите, что содержание образования имеет исторический характер.

3. Какие процессы, происходящие в современном мире, влияют на формирование содержания образования в разных странах?

4. Чем вызвана необходимость стандартизации образования?

5. Какова разница между прагматически ориентированным и гуманистически ориентированным образованием?

6. Что такое личностно ориентированное образование?

7. Чем вызвана необходимость введения в базисный учебный план вариативной части?

8. Какие виды учебных программ Вы знаете?

9. В чем суть дидактических требований к учебникам?

10. В чем суть психологических требований к учебникам?

11.Почему содержание образования является фактором развития личности?

Тема: Методы и средства обучения

Игра “Морской бой”.

В игре участвует несколько команд. Студенты-организаторы игры готовят к занятию на листе ватмана поле с квадратными ячейками, которые нумеруются по вертикали цифрами, по горизонтали - буквами. Часть клеток заштриховывается, они обозначают “корабли”. При попадании в такую клетку команда получает 1 очко. Во второй части клеток пишутся знаки вопроса. При попадании в такую клетку игрок должен ответить на вопрос, предложенный ведущим. Причем он имеет право выбрать степень сложности вопроса: более трудный - на 2 балла, или более легкий - на 1 балл. Третья часть клеток остается пустой. При попадании в такую клетку команда не получает очков.

Команды “стреляют” по очереди, причем, каждый игрок в команде имеет право “стрелять” один-два раза, на вопрос отвечает тот, кто “стрелял”. Игра продолжается до тех пор, пока не будут открыты все клетки. После этого подсчитываются очки, набранные командами, определяется команда-победитель, выставляются оценки.

Организаторам рекомендуется закрыть все клетки листками бумаги или открытками, вставив их в специальные карманчики. Когда игрок называет клетку (“стреляет”), открытка вынимается из карманчика, и все видят, в какую клетку попал игрок. Списки команд лучше составить заранее, чтобы в конце можно было быстро проставить оценки. Рекомендуемые размеры поля: 5 клеток на 5. Из них: 5 клеток - “корабли”, 16 клеток - вопросы (8 трудных и 8 легких), 4 клетки - пустые. Для успешного проведения игры организаторам рекомендуется четко распределить роли и обязанности между собой (ведущий, арбитр и т.д.).

Вопросы на 1 балл:

1. Что такое метод обучения?

2. Какова разница между методом и методическим приемом?

3. Как классифицируются средства обучения?

4. На какие группы делятся методы обучения в зависимости от источника передачи информации?

5. На какие группы делятся методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся?

6. Какова разница между объяснением и рассказом?

7. Какова разница между наблюдением и демонстрацией?

8. Какова разница между упражнением и практической работой7

9. В чем суть проблемного изложения материала?

10.В чем суть частично-поискового метода?

Вопросы на 2 балла:

1. Что учитывает учитель, выбирая тот или иной метод?

2. Что означает оптимальная система методов?

3. Приведите пример проблемного изложения при обучении Вашему предмету.

4. Как подготовить учащихся к использованию исследовательского метода?

5. Использование каких методов способствует развитию творчества учащихся и почему?

6. Чем объясняется многообразие классификаций методов обучения?

7. Как создать проблемную ситуацию на уроке?

8. Какие методы обеспечивают репродуктивный уровень знаний,

9. Какие методы наилучшим образом обеспечивают восприятие материала учащимися?

10.В чем заключается развитие методов обучения?

Тема: Контроль и оценка результатов обучения

Ролевая игра “Урок наоборот”.

Участники по жребию получают номера, которые они прикрепляют на груди. Число участников должно делиться на 3, остальные помогают организатору.

Участники разбиваются на тройки (1 ученик и 2 учителя) в соответствии с заранее составленной схемой, начерченной на доске или ватмане. В течение 5 минут учителя должны вдвоем объяснить ученику вопрос доставшегося им билета (билеты предлагаются ведущим игры). При этом они могут дополнять друг друга, исправлять, перебивать. Каждый учитель старается показать свои знания и получить больше баллов. Ученик должен слушать и никак не вмешиваться в действия учителей, даже если ничего не понимает или знает материал лучше учителей.

Через 5 минут ученик благодарит учителей и ставит им оценки от 1 до 5 баллов в индивидуальные карточки.

Образец карточки, которая вручается каждому игроку:

фамилия учителя Этап игры оценка за объяснение общий балл
Назарова Мария

Играющие располагаются за столами, номера которых указаны в схеме для каждой тройки. Все урока проходят одновременно. После выставления оценок - маленькая перемена (музыкальная пауза). За это время находят друг друга тройки нового состава. Затем проводится 2-й этап игры. Каждый участник должен побывать 2 раза учителем и 1 раз учеником. Затем - третий этап игры.

После третьего этапа каждый участник подсчитывает свой общий балл и записывает его в свою карточку. Карточки сдаются ведущему, который определяет лучших учителей - победителей игры.

Ведущему необходимо подготовить заранее:

Индивидуальные карточки с номерами для каждого игрока

Билеты с вопросами по учебному материалу.

Таблички с номерами столов.

Схему распределения по тройкам.

Схема распределения по тройкам группы в 15 человек.

№ стола  
1 урок Учителя ученик 6 – 7 8 – 9 10 – 11 12 – 13 14 – 15
2 урок Учителя ученик 1 – 2 3 – 4 5 – 15 12 – 14 13 – 11
3 урок Учителя ученик 7 – 5 8 – 4 6 – 3 10 – 2 9 – 1

Вопросы для объяснения учителями:

1. Функции контроля в процессе обучения.

2. Классификации контроля.

3. Педагогические условия эффективности контроля.

4. Функции оценки в процессе обучения.

5. Принципы контроля в обучении.

6. Требования к оценке в процессе обучения.

7. Факторы, обеспечивающие объективность оценки в процессе обучения.

8. Обеспечение перехода контроля в самоконтроль учащихся.

9. Нетрадиционные формы контроля.

Приложение 4

Наши рекомендации