Рамочные рекомендации для магистерских степеней в Европе
Сегодня в стадии реализации находятся различные европейские инициативы, которые (как на бакалаврском, так и на магистерском уровне) стремятся к определению результатов обучения, навыков и компетентностей. Это позволит превратить в капитал богатство традиций европейского высшего образования и создать европейские профили в различных дисциплинах. В то же время, содействие мобильности в Европе требует увеличенной прозрачности и сравнимости европейских квалификаций высшего образования. Необходимы некоторые общие критерии для рамочного определения магистерских степеней в не зависимости от их различных национальных названий. Эти рамочные рекомендации должны быть достаточно гибкими, чтобы разрешить национальные и институциональные вариации, но, в то же время, быть достаточно ясными, чтобы служить в качестве определения.
Следующие рекомендации, принятые участниками конференции, могли бы быть отмечены как полезные общие показатели для магистерской степени в EHEA:
1. Степень магистра – квалификация высшего образования второго цикла. Вход в программу магистра обычно требует законченной степени бакалавра в признанном высшем учебном заведении. Степени бакалавра и магистра должны иметь различные конечные результаты и должны присуждаться на различных уровнях.
2. Студенты, которым присуждается степень магистра, должны достичь того уровня знаний и понимания, или, в соответствующем случае, артистической компетентности, которая позволяет им интегрировать знания и комплексные умения, формулировать суждения и сообщать свои заключения экспертам и аудитории из не специалистов.
3. Все степени бакалавра должны открывать доступ к обучению по программам подготовки магистров, а все магистерские степени должны давать доступ к докторантуре.
4. Программы подготовки бакалавров и магистров должны быть описаны на основе содержания, качества и результатов обучения, а не только на основе продолжительности программ или других формальных характеристик.
5. Должны развиваться совместные магистерские программы на европейском уровне, чтобы продвигать внутриевропейское сотрудничество и привлекать талантливых студентов и исследователей из других стран для обучения и работы в Европе. Отдельное внимание должно быть уделено решению проблем признания, связанных с совместными степенями.
6. Несмотря на то, что программы магистерских степеней обычно оцениваются в 90-120 кредитов ECTS, минимальные требования к магистерскому уровню должны составлять 60 кредитов ECTS. Поскольку продолжительность и содержание бакалаврской степени изменяются, постольку есть потребность иметь подобную гибкость на магистерском уровне. Начисляемые кредиты должны иметь соответствующий профиль.
7. В некоторых областях знаний может продолжаться существование интегрированных программ с одним маршрутом, ведущим к степеням магистра. Тем не менее, должно поощряться введение возможностей для доступа к промежуточным квалификациям и переходу на другие программы.
8. Программы, ведущие к магистерской степени, могут иметь различные ориентации и различные профили для приспособления отдельных лиц к потребностям рынка образования и труда. Магистерские степени должны присуждаться университетами и, в некоторых странах, другими высшими учебными заведениями.
9. В порядке увеличения прозрачности является важным, чтобы специфическая ориентация и профиль данной квалификации объяснялись в Приложении к диплому, выданному студенту.
Для организации учебного процесса в магистратуре с использованием кредитной системы обучения необходимо:
ü составление гибкого и мобильного учебного плана, устанавливающего оптимальное соотношение аудиторной и самостоятельной работы;
ü включение в учебные планы обязательных дисциплин, которые определяются стандартом специальностей, элективных дисциплин, всех видов практик и научно-исследовательской работы магистранта (НИРМ), определяемых вузом;
ü полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатном и электронном виде, прежде всего учебно-методическими комплексами.
Стандарт устанавливает обязательный минимум знаний, умений, навыков и компетенций, которыми должно обладать лицо, освоившее образовательную программу магистратуры. Это позволит обеспечить конвертируемость документов об образовании, признание уровня подготовки магистров в других странах.
Как известно, стандарты специальностей магистратуры определяют совокупность требований к содержанию образования, объему учебной нагрузки магистранта, уровню подготовки выпускников, правилам и процедурам государственного контроля за качеством образования, формам документов, удостоверяющих освоение образовательных программ магистратуры.
Нормативная продолжительность освоения образовательной программы магистратуры в зависимости от направления подготовки составляет 1-2 года.
Академический период включает теоретическое обучение и устанавливается высшим учебным заведением и научной организацией самостоятельно в одной из трех форм: семестра (продолжительность 15 недель), триместра (продолжительность 10 недель), квартала (продолжительность 8 недель).
Один учебный год составляет, как правило, 32 недели, из которых 30 — теоретическое обучение, 2 — итоговый контроль.
Общая недельная нагрузка магистранта составляет в среднем 48 часов, из них 12 часов – аудиторные (контактные) и 36 часов отводятся на самостоятельную работу магистранта, в том числе 8-12 часов — на самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя.
Для всех видов аудиторных занятий академический час в магистратуре, так же как и в бакалавриате, устанавливается продолжительностью в 50 минут.
В образовательные программы магистратуры включаются:
ü теоретическая подготовка, которая содержит два цикла дисциплин — базовых и профильных; при этом на базовые дисциплины (БД) отводится при профильной подготовке 12 кредитов, при научно-педагогической подготовке — 24 кредита и на профильные дисциплины (ПД) отводится при профильной подготовке 12 кредитов, при научно-педагогической подготовке — 24 кредита;
ü практика, на которую отводится 3 кредита за счет дополнительных видов обучения и в общий объем кредитов не включается;
ü научно-исследовательская работа (выполнение магистерской диссертации), на которую отводится при профильной подготовке 6 кредитов, при научно-педагогической подготовке — 12 кредитов;
ü итоговая государственная аттестация.
Каждый цикл дисциплин состоит из обязательного компонента и компонента по выбору. При этом перечень дисциплин обязательного компонента и соответствующие минимальные кредиты определяются ГОСО РК 5.03.002-2004 и государственными общеобязательными стандартами образования по соответствующим специальностям.
Соотношение между дисциплинами обязательного компонента и компонента по выбору в магистратуре составляет 50:50, что позволяет реально реализовать принципы гибкости, мобильности и индивидуальности обучения.
Магистрант строит свою образовательную траекторию под руководством научного руководителя, имеющего ученую степень и/или ученое звание. При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям науки.
Организации, реализующие образовательные программы магистратуры, разрабатывают и утверждают рабочую образовательную программу подготовки магистров (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик).
Важно отметить, что в стандартах специальностей уровень образованности выпускников магистратуры отражает требования к общей образованности, социально-личностным компетенциям, экономическим и организационно-управленческим компетенциям, профессиональным и специальным компетенциям, а также готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенности.
Важной составной частью образовательной программы магистратуры является научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская часть магистерских программ должна соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация, быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость, основываться на современных теоретических, методических, технических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики.
Основным критерием завершенности учебного процесса в магистратуре является освоение магистрантом не менее 30 кредитов при углубленной профильной подготовке, при научно-педагогической подготовке – не менее 60 кредитов.
Наиболее острой в настоящее время является проблема научно обоснованного и экономически оправданного прогноза развития магистерского образования с учетом тех рекомендаций, которые формируются в рамках Болонского процесса.
Основные понятия
Двухцикловая структура, диверсификация, кредит, сопоставимость квалификаций, мобильность, рамочное определение магистерских степеней.
Вопросы
1.Почему возникла необходимость разработки рамочных требований к магистерским программам в условиях Болонского процесса?
2.Какие изменения должны быть внесены в магистерские программы на основе заявленных требований.