Источники уголовно-процессуального права
Исходя из буквального толкования ст. 1 УПК порядок производства по уголовным делам определяется только законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.К числу законов, устанавливающих порядок уголовного судопроизводства, относятся Конституция РФ, основанный на ней УПК и некоторые другие федеральные законы.
1. Конституция РФимеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15), поэтому и в уголовном процессе конституционные нормы могут применяться непосредственно как нормативные акты высшей юридической силы.
2. УПКсостоит из 6 частей, 19 разделов, 477 статей. В части 1 "Общие положения" изложены нормы, действующие на всех стадиях процесса. Это нормы, в которых выражены назначение, принципы уголовного судопроизводства, указаны основные права участников процесса, правила о доказательствах и доказывании, определены основания избрания мер пресечения и выбора конкретного вида этих мер. Часть вторая регламентирует досудебное производство, а часть третья - судебное производство. В части четвертой содержатся нормы, регулирующие особый порядок уголовного судопроизводства. Часть пятая устанавливает порядок международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. В шестой части регламентируется порядок применения бланков процессуальных документов.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФявляются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Применительно к уголовному судопроизводству это означает, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора.
4. Другие законыв системе источников уголовно-процессуального права (о прокуратуре, о милиции) также регулируют уголовно-процессуальные отношения, но в значительно меньшем объеме. В основном им присущ свой предмет правового регулирования, например правовое положение судьи.
Подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, не содержат уголовно-процессуальных норм. Приказы, указания, инструкции руководителей министерств и ведомств могут касаться организации следственной работы, розыска обвиняемых, использования криминалистической техники, кадровых вопросов, но не могут изменять, дополнять уголовно-процессуальный закон.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ способствуют правильному применению закона, по которому дано разъяснение, всеми органами государства и должностными лицами. Однако они могут лишь разъяснять нормы, но не создавать их.
Несколько иначе решается вопрос о том, содержат ли уголовно-процессуальные нормы постановления Конституционного Суда. В соответствии со ст. 6 ФКЗ о Конституционном Суде РФ решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ.
Иными словами, органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, при разрешении дел должны руководствоваться не положениями статей закона, по которым было принято решение о признании их не соответствующими Конституции РФ, а предписаниями, установленными в постановлении Конституционного Суда РФ.