К вопросу о сокращении и устранении избыточной отчетности учителей
Министерством образования и науки Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования совместно подготовлены Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей и направлены письмом от 16 мая 2016 г. № НТ-664/08/269 в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные РФ полномочия в сфере образования, руководителей региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования, а также руководителей образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования.
Прежде всего, в Рекомендациях обращено внимание на основную документацию общеобразовательной организации (далее – школа), формирование которой непосредственно входит в должностные обязанности администрации и, следовательно, ведение этой документации не может вменяться в обязанности учителей.
Выполнение учителями обязанностей по составлению отчётности, разработке и актуализации документов, относящихся к должностным обязанностям администрации школы, возможно исключительно на добровольной основе с их письменного согласия и за дополнительную оплату, размер которой определяется по соглашению сторон. Как правило, размер оплаты, срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем определяются применительно к статьям 60.2 и 151 Трудового кодекса РФ.
Устранение избыточной отчётности учителей либо ее сохранение для выполнения учителями должно увязываться с должностными обязанностями, предусмотренными квалификационной характеристикой, утверждённой приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н (с изменениями и дополнениями), поскольку квалификационные характеристики по-прежнему являются федеральными нормативными правовыми актами, обязательными для применения.
В соответствии с квалификационной характеристикой в должностные обязанности учителя в части формирования отчетной документации школы входит осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий, то есть ведение таких электронных форм документации, как электронный журнал и дневники обучающихся.
Поскольку согласно письму Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» полный перевод в электронный вид государственных и муниципальных услуг по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению дневников и журналов успеваемости должен был завершиться к 1 января 2014 г., то школы в целях устранения избыточной отчетности обязаны прекратить практику дублирования ведения электронных и бумажных журналов и дневников.
В совместном письме Минобрнауки России и Профсоюза еще раз обращено внимание органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования и администрации школ на необходимость исключения запросов информации и документов от учителей в связи с прохождением ими аттестации, не предусмотренных приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – приказ № 276).
Указано, что в этих целях для самостоятельного использования аттестационными комиссиями и (или) специалистами необходимо систематизировать и обновлять необходимую информацию, на основе которой в соответствии с пунктами 36, 37, 38 приказа № 276 устанавливаются квалификационные категории педагогическим работникам, а также осуществляется оценка профессиональной деятельности, соответствующая направлениям их работы.
Следует напомнить, что Порядком аттестации не предусматривается направление (представление) учителями в аттестационную комиссию каких-либо документов, материалов и информации, кроме заявления с указанием квалификационной категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории.
Необходимо также учесть, что в целях оказания помощи в реализации органами, осуществляющими управление в сфере образования, руководителями образовательных организаций мероприятий по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей, изложенных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования 16 мая 2016 г. № НТ-604/08/269 «О рекомендациях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей», Департаментом государственной политики в сфере общего образования совместно со специалистами Общероссийского Профсоюза образования подготовлены дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей.
Дополнительные разъяснения направлены в региональные (межрегиональные) организации Профсоюза письмом ЦС Профсоюза от 7 июля 2016 г. № 323 для доведения их до сведения территориальных и первичных организаций Профсоюза с целью использования в организации и проведении мероприятий по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, а также с руководителями образовательных организаций.