Языковые средства в рекламе
Языковые средства | Пример использования |
Каламбур – высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значения | «…Если нужен ГАЗ!» (реклама автомобилей марки ГАЗ) |
Использование современного жаргона | «Плазменный беспредел» (реклама плазменных телевизоров) |
Рифма | «Модель идеальна, цена оптимальна» (стиральные машины “Candy”) |
Юмористические названия, игра слов | «Образовательный центр “Интер Фэйс”. Английский, французский, немецкий» |
Анафора – повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда | «ДВЕРИ Стильные, Стальные» |
Дефразеологизация – это семантический распад фразеологизма | «Не теряйте лицо» (реклама косметического средства) |
Крылатые выражения, поговорки, пословицы, прямые цитаты или просто заключенный в кавычки текст | «VEKA. Клуб производителей отечественных окон. Ты узнаешь его по профилю»; «Компьютер не роскошь, а инструмент образования» |
Синтаксический параллелизм | «Рождены природой, рассчитаны наукой, сделаны мастером!» |
Повторы | «Матрица. Матрица. Матрица. Много – это только половина того, что мы предлагаем» |
Отклонения от норм орфографии: · следование нормам дореволюционной орфографии · употребление прописных букв в начале, середине или конце наименования · сочетание латиницы с кириллицей | Газета «Коммерсантъ» МаксидоМ «LADAмаркет – максимум преимуществ!» |
Использование окказионализмов – новых слов, отсутствующих в системе языка | «Не тормозни! Сникерсни! |
Персонификация – перенесение на неживой предмет свойств и функций живого существа | «Tefal заботится о вас» |
Контрольная работа
Вариант 1
Задание 1. Поставьте ударение в следующих словах: агент, бижутерия, блокировать, включит, гофрированный, диспансер, договоры, дрофа, закупорить, заржаветь, камбала, каталог, кирзовый, красивее, маркетинг, менеджер, подбодрить, скула, столяр, таможня, шасси, эксперт.
Задание 2. Найдите слова, в которых перед е произносится твердый согласный: академия, антенна, ателье, бутерброд, бухгалтерия, демократ, де-факто, дефиле, потенциальный. тенденция, термин, терраса, фанера.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Отметьте слова, в которых пропущена буква о:
обезб…ливать, обраб…тывать. од…лживать, подыт…живать, сосредот…чивать. упл…чено, уполном…чивать.
Задание 4. Определите род имен существительных: авеню, антресоль, бра, какао, кольраби, кофе, Малибу, салями, сирокко, тюль, фасоль, шампунь, ябеда.
Задание 5. Образуйте формы множественного числа следующих существительных:
библиотекарь, бухгалтер, директор, диспетчер, инспектор, конструктор, лектор, профессор, ректор, столяр, торт, учитель, шофёр.
Задание 6. Употребите фамилии в нужной форме:
Студенту (Негода) достался счастливый билет.
О моём друге (Данилевич) написали в местной газете.
Мне нравятся песни (Булат Окуджава).
К соседке (Мария Черных) приехали родственники.
Письмо для (Олег Петренко).
Задание 7. Употребите числительные в нужной форме, записав их словами:
Дом с 4 комнатами, санаторий находится в (полтора) километрах от станции, планы на 2005 год, в 1051 году, события 2003 года, с 3659 рублями.
Задание 8. Назовите слово по его значению:
… – вполне соответствующий чему-либо, тождественный
… – особо тщательный, до мелочности точный
… – глубокое уважение, благоговение
… – безучастный, безразличный к чему-либо
… – составная часть какого-либо сложного соединения, смеси
… – краткое изложение (или вывод) сути обсуждаемой темы, книги, статьи
Задание 9. Найдите предложения, в которых нарушены нормы лексической сочетаемости:
У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.
Этот фильм оказал на неё просто неизгладимое впечатление.
Мы уделяем большое внимание образованию наших детей.
Сейчас в мире разыгрываются новые дипломатические конфигурации.
Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.
Задание 10. Найдите словосочетания, которые не соответствуют литературной норме:
нужда в доверии, рассказать вопреки желанию, типичен для студенческой среды, гордиться школой, осуждать малодушие в приятеле, оплатить за проезд в метро, уверенность в победе, удивиться чудом природы, уплатить долги, уплатить за покупки, укорять в неискренности, прибыть согласно расписания.
Задание 11. Найдите предложения, в которых причастные обороты использованы неправильно, исправьте ошибки:
Титов, рискуя жизнь, спасший шахту от взрыва, тоже писатель.
Хозяин заметил мальчишек в своём саду, кравших яблок.
Мы осторожно шли в темноте, окутавшей лес и дорогу.
Приехавший Онегин в деревню, вначале ни с кем не знакомился.
В магазин, расположенный неподалёку, привезли новое оборудование.
Задание 12. Выберите один из заключённых в скобки вариантов в соответствии с нормой
Небольшая часть студентов, аспирантов и докторантов (участвовала, участвовали) в забастовке.
Половина жильцов старого дома не (получили, получила) новые квартиры.
Несколько человек (отсутствовали, отсутствовало).
Большинство избирателей (голосовало, голосовали) против.
Ряд студентов (принимал, принимали) участие в олимпиаде.
Семеро друзей (отправилось, отправились) в поход.
Задание 13. Напишите доверенность на получение зарплаты.
Задание 14 .Определите, к какому стилю речи относится данный текст. Докажите свою точку зрения, учитывая все основные характеристики этого стиля:
Представление об атомах как мельчайших неделимых частицах было подвергнуто сомнению еще Д.И. Менделеевым, который высказал предположение. Что атомы простых тел образованы сложением некоторых еще меньших частей.
Непосредственные доказательства сложности строения атома были получены в экспериментах по пропусканию электрического тока через разреженные газы…
Вариант 2
Задание 1.Поставьте ударение в следующих словах: генезис, гербовый, гусеничный, добыча, досыта, дралась, древко, ждала, завидно, заплесневеть, звонит, изыск, искоса, кухонный, лечо, нефтепровод, обеспечение, Овен, оптовый, сливовый, созыв, статуя
Задание 2.Укажите слова, в которых перед е произносится мягкий согласный:
антресоль, бенефис, бизнесмен, генетика, дефект, музей, пресс-конференция, префектура, реле, тема, тембр, тест, шинель.
Задание 3.Вставьте пропущенные буквы. Отметьте слова, в которых пропущена буква ё:
аф…ра, быти…, зат…кший, никч…мный, новорожд…нный, одноим…нный, оп…ка, прин…сший
Задание 4.Определите род имён существительных: аэрозоль, ваниль, вентиль, гантель, коллега, кредо, лосось, скряга, суши, туннель, фиаско, фойе, эмбарго.
Задание 5.Образуйте формы множественного числа именительного падежа имён существительных: вексель, госпиталь, договор, консул, мастер, повар, порт, прокурор, сектор, столяр, факел, фронт, цех.
Задание 6.Объясните ошибки в употреблении имен собственных:
На встрече нас познакомили со студентом Сашей Кох.
Зрителям нравится лирический стиль сестры и брата Кауфманов.
На концертах часто выступали Давид и Игорь Ойстрах.
Роман Шарля де Костер переведен на многие языки мира.
Выступление Ромен Роллана против войны имело широкий резонанс.
Задание 7.Найдите правильные словосочетания: обоих братьев, по обоим сторонам, у четверых девушек, обоих студентов, в полутора часах, до тысяча восемьсот двенадцатого года, пятистами рублями.
Задание 8.Назовите слово по его значению:
… – залог недвижимого имущества с целью получения ссуды.
... – тот, кто отвечает на вопросы анкеты.
... – проводимая специалистами независимая экспертиза финансовой отчётности предприятий.
… – центр совместного предпринимательства, предоставляющий льготный экономический режим, а также компания, работающая на территории другой страны.
Задание 9.Составьте словосочетания с заключёнными в скобки существительными:
Обнаружить, открыть (закон, закономерность)
Повысить, усилить (внимание, интерес)
Единый, один (момент, миг)
Обосновать, доказать (теорему, теорию)
Истинный, настоящий, подлинный (человек, документ)
Конструктивный, конструкторский (отдел, подход)
Задание 10.Вставьте пропущенные окончания:
Онтарио расположен… на севере США.
Чили прсоединил…сь к последней инициативе латиноамериканских стран.
Пенсне в золотой оправе лежал… на столе.
Килиманджаро всегда привлекал… огромное количество туристов.
Сочи распахнул… двери здравниц и пансионатов.
Задание 11.Найдите предложения, которые построены неправильно, и отредактируйте:
Многие депутаты являются богаче Чубайса.
Прослушав доклад, наши сомнения рассеялись.
Книга читается с удовольствием.
Их задача – координировать и руководить всеми работами.
Татьяна, она “была русская душою”.
Задание12.Найдите предложения с грамматическими ошибками:
Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.
Артист был удостоен высокой наградой.
Промотав свое состояние, ему нечего было оставить детям.
Лектор оперировал с точными фактами.
Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию.
Детвора с утра резвились во дворе.
Задание 13.Напишите автобиографию.
Задание 14.Определите, к какому стилю речи относится данный текст. Докажите свою точку зрения, учитывая все основные характеристики этого стиля:
Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет в зависимости от других органов государственной власти.
Вариант 3
Задание 1.Поставьте ударения в следующих словах: газированный, газопровод, досуг, дремота, издавна, изобретение, кремень, мышление, намерение, облегчить, оптом, повременный, похороны, принудить, приданое, свекла, углубленный, угля, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.
Задание 2.Укажите правильное произношение выделенных букв: афера, берет, вето, декада,интеграция, интервью, компьютер, контроль, модель, Одесса, поэт, тезис, тире.
Задание 3.Найдите слова, в которых сочетание чнпроизносится как [шн]: будничный, булочная, гречневый, конечно, коричневый, молочник, ночной, печеночный, справочник, яблочный, яичница.
Задание 4.Следующие имена существительные поставьте в форме родительного падежа множественного числа: антресоли, апельсины, гланды, граммы, грузины, лохмотья, макароны, мандарины, оладьи, погоны, рельсы, солдаты, туфли.
Задание 5.Подберите определения к следующим словам: авеню, брюзга, домище, коммюнике, Капри, лебедь, музей-квартира, НАТО, недотёпа, платье-халат, рюш, фальшь, шимпанзе.
Задание 6.Найдите фамилии, которые склоняются: Сергей Быхал, Виктор Баранец, Татьяна Вишня, Сергей Варчук, Георгий Данелия, Николай Ильенко, Ирина Коган, Олег Скрипка, Валентин Черных.
Задание 7.Перепишите предложения, записав числительные словами в нужной форме:
Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна.
Прибыл поезд с 287 экскурсантами.
Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час.
К 1778 прибавить 852.
Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов рублей.
Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 49.
Задание 8.Установите соответствия между заимствованными словами:
1. экспромт | 1. искусство составления букетов |
2. ностальгия | 2. составление, истолкование гербов |
3. икебана | 3. тоска по родине |
4. геральдика | 4. речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое в момент исполнения |
Задание 9.Укажите причину возникновения двусмысленности в данных предложениях:
Эту особенность поведения модели просмотрели.
Врач обошел седьмую палату.
Обстановка выглядит мрачной.
После тяжелого приступа больной начал отходить.
Задание 10.Отредактируйте следующие предложения:
Обои студентки получают стипендию.
Главная бухгалтерша подготовила отчёт в назначенный срок.
Директоры заводов собрались на совещание.
В профессии милиционера много опасностей и рисков.
Задание 11.Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты.
В конкурсе участвовал… тридцать один школьник.
Три скамейки стоял… у стены.
Большинство произведений поэта посвящен… теме любви.
Ряд студентов не справил… с этим заданием.
Любопытство, а не жажда познания взял… верх.
Задание 12.Найдите предложения, в которых есть двусмысленность, связанная с неправильным построением предложения:
Эта комната будет отдаваться вам каждый день на 25 минут.
Сёла и посёлки обслуживают кинопередвижки.
Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой.
Басков уже распелся.
Я застал его у себя в кабинете.
Задание 13.Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на какую-то должность (укажите, на какую).
Задание 14.Определите, к какому стилю речи относится данный текст. Докажите свою точку зрения, учитывая все основные характеристики этого стиля:
Зима с ее капризами далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк столицы Черноземья, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему останется источником повышенной опасности. Мы должны, наконец, проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах и травмирования огромного количества людей. Выходя на улицу, должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе – это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила дорожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу.
Вариант 4
Задание 1.Расставьте ударение в словах: агент, аристократия, бюрократия, валовой, втридорога, добыча, гастрономия, жалюзи, запломбировать, значимость, каучук, кухонный, маркетинг, нормировать, созыв, упрочение, уставный, подростковый, христианин, цемент, щавель, экскурс.
Задание 2.Укажите правильное произношение выделенных букв: академия, безнадежный,булочная, гротеск, декан, издевка, компьютер, новорожденный, платежеспособный, пресса, свитер, съемочный, термос.
Задание 3.Объясните значения слов с разными ударениями или составьте с ними словосочетания (предложения), в которых чётко прослеживаются значения этих слов: атлас – атлас, ледник – ледник, кредит – кредит, морщить – морщить, парить – парить, погруженный – погруженный, языковый – языковой.
Задание 4.Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами: АТС, банкнота, волчище, кафе, кофе, мышь, невежа, пари, рельс, рояль, салями, Тбилиси, тюль.
Задание 5.Образуйте формы прошедшего времени женского рода ед. ч. Им. п. Расставьте ударения: брить, вить, гнить, звать, звонить, ждать, класть, лгать, мыть, понять, рвать, стлать, ткать.
Задание.6.Укажите группу склоняемых фамилий:
1) Евгений Соболевич, Игорь Чистовский
2) Инна Соболевич, Екатерина Шмидт
3) Владимир Косых, Виктор Коноваленко
4) Виктор Гюго, Дмитрий Дурново
Задание 7.Перепишите предложения, употребив числительные и существительные в нужной форме. Числительные запишите прописью.
От 855 отнять 88.
К 310 прибавить 561.
Предложение принято 376 (голос) против 44.
Озеро находится в 115 (километров) от города.
Оказалось, что 88,9 % (руководитель) поддерживают новую политику правительства.
Среди 600 (участники) выбирали самого достойного.
Задание 8.Замените предложенное определение близким по значению иноязычным словом:
Соглашение на основе взаимных уступок – …
Обсуждение спорного вопроса – …
Бег по пересеченной местности – …
Сильное впечатление, производимое кем/чем-либо – …
Краткое изложение содержания книги, статьи – …
Задание 9. Исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения слов.
Мы должны бороться всеми нашими ресурсами.
Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо.
Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны бытия в городе их удовлетворяют.
Все, о чем говорил докладчик, – моменты одной концепции.
В парке было заложено тридцать два дерева.
Оратор говорил очень конспективно.
Задание 10.Найдите предложения, в которых допущены ошибки. Откорректируйте эти предложения.
Погода была чудесна, прекрасна, солнечная, ясная, совсем без дождей, без ветра.
Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией.
Один брат – шумный, другой – тих.
Школьные учителя тоже приняли участие в праздничном концерте.
Договора о строительстве учебных корпусов были полностью готовы.
Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
Задание 11.Исправьте ошибки, связанные с неправильным управлением:
Согласно письма были сделаны все приготовления.
Заведующая кафедры выступила на конференции.
Я преклоняюсь и уважаю директора завода.
Отзыв на новый спектакль появился во всех газетах.
Необходимо оплатить за проезд.
Я постоянно думаю про вчерашний вечер.
Задание 12.Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов. Исправьте другие речевые ошибки.
В самом начале рассказа мне понравилось, как Куприн описывал раннее утро.
Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии.
Времена прошли те давным уже давно, а мы хорошо помним их.
Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.
Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.
Задание 13.Напишите заявление с просьбой перевести Вас на другой факультет.
Задание 14.Определите, к какому стилю речи относится данный текст. Докажите свою точку зрения, учитывая все основные характеристики этого стиля:
В самый день приезда наследника жандарм явился в семью Кольцовых: губернатор требует к себе поэта. Сначала все всполошились. Но вызов был мирный и Кольцовым даже полезный: Алексея Васильевича пригласил к себе Жуковский. Два воронежских дня он провёл вместе с Кольцовым – Кольцов и Воронеж тоже были Россия, густой, крепкий её настой. Пили чай в купеческом доме, вместе разгуливали по городу, с острожной горы любовались широкими видами, лугами, лесами дальними – той огромностью и мощью русской, что так чувствуется в Воронеже и его крае. Старина, собор, святой Митрофаний Воронежский, святой Тихон Задонский…а внизу под горой старые домики Петровской слободы: иной мир, но История, Петр, судостроительство…
Вариант 5
Задание 1.Расставьте ударения в следующих словах: безудержный, бомбардировать, вероисповедание, ветеринария, жизнеобеспечение, исчерпать, колледж, каталог, квартал, нефтепровод, правы, премировать, приданое, сироты, сосредоточение, столяр, таможня, углубить, украинский, умерший, угля, экспертный.
Задание 2.Укажите правильное произношение выделенных букв и сочетаний: бизнес, денди, игрушечный, интеграция, Ильинична, кредо, маневр, оазис, платежеспособный, скучно, трехведерный, шедевр, шинель.
Задание 3.Составьте словосочетания со следующими словами, разграничивая их значение: белок – белок, видение – видение, ирис – ирис, клубы-клубы, стрелки – стрелки, трусить – трусить, хаос – хаос.
Задание 4.Определите род имен существительных, согласовав их с прилагательными и глаголами прошедшего времени: бра, домишко, иваси, какаду, кольраби, лебедь, Онтарио, повидло, ТЮЗ, толь, шампунь, фасоль, ябеда.
Задание 5.Образуйте формы родительного падежа мн. числа существительных и расставьте ударения: бухгалтер, герб, гусь, деньги, директор, кочерга, профессор, свеча, средство, торт, шофер, шрифт, ясли.
Задание 6.Укажите неверныйвариант записи (в скобках даны фамилии в Им. п.).
Заявление подано от…
1) Константина Живаго (Живаго)
2) Натальи Седых (Седых)
3) Антонины Венда (Венда)
4) Олега Мицкевич (Мицкевич)
Задание 7.Определите, какие числительные употребляются с данными существительными, укажите возможные варианты: академик (пять, пятеро), сын (два, двое), батрак (три, трое), деревня (два, двое), дочь (четыре, четверо), сани (две, двое), слуга (три, трое), сын (два, двое).
Задание 8.Подберите русские синонимы к заимствованным словам: актуальный, брифинг, дилетант, инновация, инсинуация, компенсация, контингент, легитимный, репродукция, саммит, сатисфакция, тинейджер.
Задание 9.Составьте словосочетания с паронимами: дипломат – дипломант, длинный – длительный, злой – злостный, обсудить – осудить, освоить – усвоить, песочный – песчаный, тактичный – тактический.
Задание 10.Отредактируйте следующие предложения:
Среди приглашенных были профессоры, учёные, коммерсанты, банкиры.
Обоим студенткам нужно пересдать зачёт.
МГУ в прошлом месяце проводила набор на подготовительные курсы.
Я купила пять метров красивой тюли.
Мы добились столь высоких хороших результатов.
С докладами выступили четверо профессоров.
Задание 11.Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
Торговый зал был очищен, опасаясь, что рухнет потолок.
Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке.
Проезжая старую крепость, у меня возник новый план.
Приехав с гастролей, артист был встречен достойно.
Проснувшись, мне подали завтрак.
Задание 12.Найдите предложения с грамматическими ошибками, отредактируйте их:
Заданный вопрос экзаменационной комиссией ухудшил ситуацию.
Село Погореловка расположена далеко от реки.
Переговоры вошли в другой виток.
Они сыграли большую роль в этой истории.
Дедушка пришел на концерт послушать выступления его внука.
Задание 13.Составьте объяснительную записку о том, почему вы не приехали на сессию.
Задание 14.Определите, к какому стилю речи относится данный текст. Докажите свою точку зрения, учитывая все основные характеристики этого стиля:
Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там всё выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и жёлтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счёту нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе – ястребы. Да штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца – бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют, так и шныряют. Будь у меня ружьё – настрелял бы много. Не унести. Да я не охотник. Птиц страсть как люблю.