Путешествие в царство диких животных
(комплексное)
Цели: знать названия диких животных и места их обитания; уметь называть части тела диких животных; правильно называть взрослое животное и его детенышей; описывать животное, его отличительные признаки, создавать образ животных в своем воображении, изображать с помощью пантомимики, звукоподражания; ритмично двигаться, выразительно петь.
* * *
1. Педагог предлагает детям отправиться в путешествие в мир диких животных и начать его с погружения в океан на подводной лодке (батискафе). Дети вместе с педагогом имитируют погружение (примеряют водолазные костюмы, проверяют водонепроницаемость судна, закрывают шлюзы и т.п.). Перемещаются в ту часть группы, которая оформлена под подводный мир. Надевают водолазные костюмы и выходят из лодки в открытый океан.
2. Педагог предлагает из большого количества картинок, игрушек, иллюстраций выбрать те, на которых нарисованы животные, обитающие в океане, назвать их, описать, чем они отличаются от сухопутных животных, разместить их в водной среде, разделяя на рыб и других морских животных, на больших и маленьких. Затем он просит детей ответить, в каких еще водоемах живут рыбы (море, река, озеро, пруд), чем животный мир этих водоемов отличается от животного мира океана.
3. Педагог предлагает детям самим превратиться в морских животных и прочитать зарифмованный текст «Мои умелые руки», сопровождая чтение движениями. Если стихотворение незнакомо детям, то они вместе с педагогом только ритмично выполняют движения, а затем педагог спрашивает, каких морских и океанических животных они показывали.
Мои руки — это волны, Руками изображают волну, движение вперед
Ветер гонит их вперед. Делают резкое движение руками вперед.
Мои руки — крылья чаек, Поднимают и опускают руки через стороны, плавно,
кисти расслаблены.
Небо их к себе зовет. Поднимают руки перед собой, вверх.
Мои руки — рыбки в море, Соединяют пальцы рук треугольником перед собой.
Плавают туда-сюда. Делают плавные движения руками то в одну, то в
другую сторону.
Мои руки — это крабы, . Руки перед собой, пальцы сгибают и опускают вниз;
Разбежались кто куда. пошевеливают ими.
Спустимся на дно морское: Приседают.
Там кораллы, словно ветки, Раскрытые ладони поднимают вверх.
Водоросли, как деревья, Трогают пальцами ухо, поднимают руки вверх.
Раскачалися без ветра. Плавно покачивают руками.
Вот проплыл конек игривый, Ходят на месте, высоко поднимая согнутые ноги,
опуская и поднимая голову.
Как змея, ползет мурена, Делают волнообразные движения рукой.
И акула проплывает. Делают из рук большой рот
На ходу заснула, верно. Кладут руки под щеку.
4. Педагог вместе с детьми всплывает в подводной лодке около берега и пересаживает на самолет, чтобы полететь над океаном в жаркие страны. Дети имитируют подготовку к полету, пробуют крепость и надежность парашютов, заводят моторы, взлетают, перемещаются в ту Часть групповой комнаты, где оформлен ландшафт саванны, тропиков, пустыни.
5. Педагог предлагает детям сначала опуститься на парашютах в жаркую африканскую саванну, а затем отгадать загадки о животных, которые живут здесь.
· Что за коняшки — на всех тельняшки? (Зебры.)
· Уж очень вид у них чудной: у папы — локоны волной, а мама ходит стриженой. На что она обижена? Недаром часто злится на всех мамаша... (львица).
· Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он... (жираф).
· По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит... (крокодил).
· Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард.)
· Он в трубу свою дудит и, как дом большой, бежит. (Слон.)
6. Дидактическое упражнение «Рога, копыта, зубы». Педагог предлагает отобрать картинки с изображением диких животных, назвать их и распределить по месту обитания. Дает задание рассказать и показать, как животные защищаются от врагов в дикой природе.
7. Этюд «Львиная семья». Педагог предлагает детям превратиться в львиную семью, в которой есть папа-лев, мама-львица и дети-львята. Порычать, как грозный лев, охраняющий территорию, на которой живет семья, как мама-львица, которая зовет своих непослушных львят, как маленькие львята.
8. Дети вместе с педагогом перелетают на южный полюс, в Антарктиду, где холодно, льды. Одеваются в теплую одежду, меховые шапки и сапоги, приземляются на льдине. Педагог просит отобрать картинки с изображением животных, живущих в северных районах, и поместить их в свою среду обитания. Назвать, выделить отличительные признаки, которые помогают животным выжить в условиях холода.
Задание: определить животных северных широт в зашумленном рисунке (одна фигура, изображенная контурно, наложена на другую), назвать, показать контур. Примеры см. в кн. [24, с. 114, 116].
9. Педагог предлагает отгадать загадку.
Вразвалку ходит, как моряк,
Белый галстук, черный фрак.
В Антарктиде среди льдин
Проводит дни свои... (пингвин).
Далее просит детей превратиться в пингвинов и исполнить танец. Дети имитируют походку пингвинов, выполняют ритмично простые движения под известную песенку.
10. Педагог на ледоколе вместе с детьми уплывают из Антарктиды, пересаживаются на поезд и доезжают до средней полосы России.
Дети оказываются в лесу. Педагог включает кассету «Звуки леса». Предлагает детям выбрать картинки с изображением диких животных средней полосы, назвать их. Организует дидактическую игру «Найди свою маму», в которой дети должны правильно назвать взрослое животное и детенышей во множественном числе, изобразить пантомимикой и звуками их повадки и голос.
Задание: на карточках дорисовать у животного недостающую часть тела. Примеры см. в кн. [24, с. 114, 116].
Прогулка
Малоподвижная игра «Летает — не летает»
Цели: знать названия насекомых; уметь быстро реагировать на слова педагога; ориентироваться в пространстве.
Правила. Педагог называет летающих насекомых (пчела, шмель, оса, муха, стрекоза, бабочка, майский жук, комар, мотылек и др.) и других нелетающих животных, а дети должны поднимать вверх руки только тогда, когда педагог назовет летающее насекомое. Тот, кто ошибается, должен назвать любое другое насекомое.
Подвижная игра «Море волнуется»
Цели: знать внешние особенности и повадки разных животных; уметь через пантомимику передавать образ животного, живущего в определенной среде обитания, проявлять волевое усилие при сохранении позы.
Правила. Основные правила игры изменяются в соответствии c темой дня — дети изображают разных животных при перемещенной в пространстве и при застывании в определенной позе по команде педагога «Воздух», «Вода», «Суша».
Малоподвижная игра «Большие и маленькие»
Цели: знать отличия животных по росту и величине; уметь быстро реагировать на название животного, представляя его образ и соотнося животных по величине; ориентироваться в пространстве (верх — низ).
Правила. Педагог называет разных по величине животных, включая представителей разных классов (змея — червяк, слон — заяц, воробей — страус, лягушка — цапля, лиса — белка, жираф — лошадь, кит — дельфин, крокодил — черепаха и т.п.), а дети должны реагировать на очень больших животных, поднимая руки вверх и поднимаясь на носочки, на больших животных, на маленьких — опуская руки вниз, полуприседая, на самых маленьких — приседая.
Вторая половина дня
Дидактическая игра «Пятнистые — полосатые»
Цели: знать отличительные особенности внешнего вида диких животных; уметь называть диких животных, среду их обитания, сходство и различие.
Правила. Педагог просит детей из предложенных вариантов картинок выбрать животных, имеющих сходные внешние признаки, назвать их, рассказать от своего имени, где живет, чем похож на остальных и чем отличается (способ передвижения, питания, защита от врагов, жилище). По выбранным животным разделиться на пятнистых и полосатых, определить, в какой природной среде легче спрятаться (выбрать изображение).
Дидактическое упражнение «В чем ошибся художник?»
Цели: знать отличительные особенности внешнего вида диких животных; уметь находить ошибки в изображении животных, называть ошибки, исправлять их.
Источник: [24, с.112].
Игра-путешествие
Цель: уметь создавать в воображении образ животного, его среду обитания; передавать образ через выразительные средства пантомимики и голоса; взаимодействовать в игре со сверстниками и педагогом.
Варианты. Путешествие по воздуху, к лесному болотцу, в лес, на луг, на речку.
Источник: [9].
Оздоровительный досуг
Цели: уметь ритмично двигаться, участвовать в совместных играх со сверстниками, выполнять дыхательные упражнения, массаж, гимнастику для глаз; выразительно показывать животных, их действия, повадки.
Варианты. «На болоте», «Тундра», «Арктика», «Джунгли», «Море», «Пустыня».
Источник: [21].
Психогимнастика
Цели: уметь активизировать внутреннее внимание, воображение; выразительно показывать образы героев по сюжету; дифференцировать мышечные ощущений, и управлять ими; различать и адекватно реагировать на эмоции; моделировать поведение в различных ситуациях; проявлять эмпатию.
Варианты. «Цирк», «Дождевые червячки», «Путешествие в джунглях», «Теремок», «Мамонтенок», «Лесные жители».
Источник: [7], [8].
Варианты содержания
Тематического дня
Дидактическое упражнение «Будь внимателен!» »
Цели: знать названия диких животных; уметь запоминать И называть животных, перечисленных в тексте, отвечать на вопросы.
* * *
Педагог читает зарифмованные тексты и задает детям вопросы по содержанию.
Животные
Животные — живые организмы.
Их очень много на большой Земле.
Они и в воздухе, в воде и под землею,
Они живут в лесах, морях — везде.
Летают птицы, бегают олени,
И комары кружатся над рекой.
Огромный крокодил тихонько дремлет,
Медведь залег в берлогу на покой.
Зеленые лягушки у. болота,
И рыбки мирно плавают в пруду,
Слоны неторопливо к водопою
Бредут в саванне жаркой поутру.
Змея в траве застыла, затаилась,
Плетет искусно сетку паучок,
Орел кружит, добычу примечая,
И барсучок улегся на бочок.
Над всеми — человек.
Он самый умный!
Он должен всех животных охранять,
Чтоб на Земле они не умирали,
И все могли семью свою создать.
· Что такое животное? (Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и чувствовать.)
· О каких животных говорится в тексте?
· Чем животные отличаются от растений?
· В стихотворении перечислены дикие или домашние животные? Чем они отличаются?
· Назовите действия, которые совершают животные в стихотворении.
· Назовите разные способы передвижения животных.
Дикие животные
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Тигры, волки и слоны,
Зайцы, кабаны, киты,
Лисы, буйволы, медведи,
Грифы, совы и орлы —
Всех их не пересчитать,
Обо всех не рассказать.
По своим живут законам.
Их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным,
Их повсюду охранять.
· Каких животных называют дикими?
· О каких диких животных говорится в тексте?
· Где живут эти животные?
· Каких еще диких животных вы знаете? \
· Какие животные живут в лесу? В море? В степях? В горах? В жаркой саванне? Во влажных и жарких джунглях?
· Почему дикие животные не всегда дружат с человеком?
· Каких диких животных можно назвать хищными? Травоядными?
· Что произойдет с дикими животными, если они не будут охотиться на других животных?
· Какие животные становятся в основном добычей хищных животных? (Больные, слабые.)
· Почему возникла необходимость охранять диких животных?
Дидактическая игра «Двуногие — четвероногие»
Цели: знать отличия диких зверей и птиц; уметь размещать картинки с изображением диких зверей и птиц в места обитания, обозначенные рисунками-символами; рассказывать об особенностях строения тела диких животных, чем покрыто тело, о способах передвижения; изображать повадки и способ передвижения диких зверей и птиц.