Опыт плодотворного сотрудничества
В обществе много говорят об «умирании» книги. Информация становится всё более доступной и без посредничества библиотек. Как найти свою нишу на рынке услуг? Как восстановить былой авторитет библиотек и стать востребованными? Как доказать, что книга умереть не может, она, всего лишь, переходит на другой вид носителя!
Ответ один – меняться! Меняться быстро, в соответствии с потребностями не только отдельно взятого человека, но и человечества в целом, которому необходимы интеллектуально и духовно развитые люди.
Для решения этой задачи миасские библиотекари решили воспользоваться «палочкой-выручалочкой», в роли которой выступил комплекс маркетинговых мероприятий. В 2010 г. была разработана Программа развития маркетинговой деятельности, которая реализуется в системе уже третий год.
Одной из составляющих программы является PR-деятельность. Самым действенным партнёром в этой области выступают местные СМИ, благодаря которым о библиотеках и их деятельности знают в городе, районе, области. С помощью местных информационных каналов библиотеки проводят маркетинговые исследования и работают над формированием общественных ценностей, таких как ценность чтения, важность творческого развития детей, необходимость повышения грамотности населения.
За три прошедших года в нашей системе накоплен богатый опыт сотрудничества со СМИ, в результате которого количество опубликованных информационных сообщений о деятельности библиотек возросло в три раза (на городских сайтах – в шесть раз), а отношения с журналистами от деловых перешли к дружеским.
Развитие сотрудничества мы начали с круглого стола «СМИ и библиотеки: новый формат отношений». На мероприятие были приглашены журналисты, обозреватели и корреспонденты из редакций газет, городских сайтов и телеканалов. Библиотекари рассказали о своей работе, проблемах, планах и задали гостям вопросы, например, как писать, о чём писать, чтобы информация была востребована СМИ. Журналисты в свою очередь посетовали на академичность библиотечных текстов, их сложность для восприятия рядовым читателем, а порой и откровенную скучность предлагаемой информации.
Следующим шагом стала программа обучения библиотекарей «Комплекс маркетинга – в деятельность библиотек». Реализация этой программы осуществлялась в рамках системы повышения квалификации. В раздел, посвящённый работе со СМИ, вошли практикум «Правила написания пресс-релизов» и мастер-класс известного миасского фотографа «Фотографируйте правильно».
Взаимоотношения с местными редакциями газет, телекомпаниями и информационными интернет-порталами мы развивали и с помощью партнёрских проектов. Большой интерес у местных СМИ вызвал проект «Первая городская игра-квест "Чаша мудрости"», приуроченная ко Дню грамотности. Команды школ, согласно выбранным маршрутным картам, путешествовали от площадки к площадке, на которых старшеклассники отвечали на вопросы, выполняли интеллектуальные задания и зарабатывали баллы. Квест-площадками маршрутов были, в том числе, редакции газет и телевизионные студии. И детям, и нашим партнёрам проект пришёлся по душе. В их лице мы обрели друзей и потенциальных участников будущих проектов.
Показательным моментом в дружбе с телеканалами стало то, что они начали выходить на наши мероприятия даже в свой выходной день, чего не было раньше. Например, флешмоб-фотосессия «Миасс читающий» вызвала у журналистов большой интерес. На одной из площадок, в огромном торгово-развлекательном комплексе «Слон», оператор и диктор телеканала «Миасс-ТВ» с удовольствием следовали за участниками флешмоба, советовали, как правильно составить композицию, привлекали посетителей магазина к участию.
Ещё один пример: на акцию озеленения города «Аллеи памяти войны» корреспонденты вышли не только в своём профессиональном амплуа, но и в качестве участников. Вместе с библиотекарями и жителями города они высаживали молодые саженцы и убирали территорию аллеи. В этот день в городе было много других городских мероприятий, но корреспонденты практически всех информационных каналов были с нами.
В конце 2011 г. мы решили провести конкурс «Лучший партнёр года». Три номинации этого конкурса были посвящены СМИ: «Лучший партнёр – газета», «Лучший партнёр – информационный сайт», «Лучший партнёр – телекомпания». Под Новый год «Библиоснегурочка» посетила всех своих информационных партнёров, победители получили дипломы конкурса и подарки, остальным были вручены благодарственные письма и новогодние открытки. В качестве подарка мы разработали набор библиографических открыток «12 лучших книг 12 первых лет ХХI века». Удивление работников редакций и студий сменилось радостью и благодарностью. Этот момент стал цементирующим в наших партнёрских отношениях.
Сегодня работа со СМИ в нашей системе имеет вид хорошо отлаженного алгоритма:
1) предваряем мероприятие анонсным пресс-релизом или афишей и рассылаем во все местные СМИ, используя массовую электронную рассылку;
2) звоним в редакции за два дня с напоминанием о предстоящем событии;
3) для телевизионных каналов составляем подробный релиз с указанием приглашённых лиц и другой значимой информацией;
4) после проведения мероприятия составляем новостной релиз и готовим 5 -10 лучших фотографий;
5) затем архивируем все материалы в одну папку и осуществляем электронную рассылку по адресам СМИ;
6) если работники ТВ-каналов не смогли выехать на мероприятие, сами делаем для них видеоматериалы и доставляем в студию. Наши сюжеты они используют для своих новостных репортажей;
7) все сюжеты, демонстрируемые по местному телевидению, корреспонденты ТВ по договорённости присылают нам для библиотечного архива.
За три квартала 2012 г. в местных СМИ (в газетах и на сайтах) были размещены 118 статей миасских библиотекарей и показаны 13 полноценных телевизионных сюжета. Главный результат нашего общения с журналистами – дружба и тесное сотрудничество, а также постоянный интерес к деятельности библиотек со стороны местных СМИ.
Однажды в троллейбусе, после очередного библиотечного мероприятия, широко освещаемого в СМИ, я услышала фразу: «Такое ощущение, что в городе работают одни библиотеки». Эта реплика утвердила меня в мысли: «Мы на правильном пути!»
И. В. Архипова,заместитель директора ГКУК
«Челябинская областная юношеская библиотека»