Вопрос: Образование и педагогическая мысль в Европе в XVII – XIX вв. Дидактическая система Я.А.Коменского.
Социально-педагогические идеалы Нового времени в Западной Европе: права человека и образование. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка. Французские философы-просветители (К.А.Гельвеций и Д.Дидро) о средствах реализации «естественных» прав человека. Просветительская философия Ж.Ж.Руссо. Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789 – 1794). Идея психологизации обучения в педагогических теориях И.Г.Песталоцци и И.Ф.Гербарта. Развивающее обучение в школах Западной Европы. Система образования И.Ф.Гербарта. Идея общечеловеческого воспитания А.Дистервега. Педагогическая концепция Г.Спенсера. «Утопическая педагогика» Р.Оуэна.
Я.А. Коменский — основоположник научной педагогики. Гуманизм и пансофичность — основы системы Я.А.Коменского. Природосообразность воспитания. Возрастная периодизация, система и содержание образования. Классноурочная система. «Золотое правило» дидактики. Принципы обучения. Учитель и его подготовка. Значение деятельности педагогического творчества Я.А. Коменского в истории образования и педагогической мысли.
Вопрос: Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в. Дидактическая система К.Д.Ушинского.
Различные этапы в развитии русского государства, общества и культуры, их отражение в характере развития образования. Петр I, его просветительские реформы, формирование государственной школы. Ф. Прокопович, И.Г.Посошков, В.Н.Татищев. Эпоха дворцовых переворотов: формирование сословной школы. Частные пансионы, закрытые дворянские школы. М.В.Ломоносов - сторонник общего и бессословного образования. Первый русский университет. Екатерина Великая и ее попытка создания всесословной школы в России. Проекты И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича. Просветительская деятельность Н.И.Новикова, Е.Р.Дашковой. Устав учебных заведений 1804 г. Становление гимназического образования в России. Царскосельский лицей. Просветительские идеи декабристов. Значение образовательных реформ 60-х гг. XIX в.Борьба педагогических идей в XIX в.: теории формального и материального образования, выступления против авторитарной педагогики, идея общечеловеческого образования, народности воспитания. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, Л.Н.Толстой, С.А.Рачинский, К.Д.Ушинский.
К.Д. Ушинский — основоположник отечественной научной педагогики. Педагогика в обширном и узком смысле; педагогика как наука и искусство. Преднамеренное и непреднамеренное воспитание. Задачи воспитания. Дидактика К.Д. Ушинского (содержание, пути, методы и приемы обучения). Учитель и его подготовка. Значение деятельности К.Д. Ушинского в истории педагогической мысли.
24 вопрос: Роль и место контроля в управленческом цикле. Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
Сущность внутришкольного контроля и руководства, его функции, принципы. Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Социально- психологический климат в педагогическом коллективе, его основные составляющие. Стиль руководства и его эффективность. Кадровая политика. Руководство деятельностью педагогического коллектива. Виды и формы внутришкольного контроля.
Вопрос: Повышение квалификации учителя. Аттестация в системе повышения квалификации учителя.
Федеральная программа развития образования, подпрограмма "Педагогические кадры России" предусматривает меры по повышению социального статуса и профессионализма учителей. Виды и формы повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических кадров как комплексное оценивание и интегративная форма выявления подготовки педагога. Категории профессиональной подготовки, требования к ним. Этапы подготовки аттестации и ее содержание.