Тема 12. Профессиональная подготовка и повышение квалификации преподавателя высшей школы
Профессиональная подготовка преподавателя высшей школы в России и за рубежом. Система повышения квалификации и переподготовки вузовских преподавателей.
Проблема непрерывного образования и инновационно-технологические центры как условие совершенствования подготовки и переподготовки преподавателей вузов.
Самообразование как форма личностного и профессионального роста педагога высшей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1. Абросимов В.Н. Профессиональные качества преподавателя. //Стандарты и мониторинг. – 2001. - № 6.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М., 1979.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: книга 2. – Казань: Изд-во Казанского ун-та 1998.
4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.
5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.
6. Атанов Г.А. Обучение и искусственный интеллект или основы современной дидактики высшей школы. – Донецк, 2002. http://ifets.ieee.org/russian (Библиотека).
7. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: метод, рекомендации для руководителей УМО вузов РФ. – М., 2005.
8. Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2000.
9. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов.// Советская педагогика. – 1981. - № 1.
10. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. – Ярославль, 1989.
11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. – М, 1986.
12. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977.
13. Беспалько В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования. – Рига, 1972.
14. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. – 2003. - № 10.
15. Борисенков В.П. и др. Вуз как воспитательное пространство: материалы круглого стола.// Педагогика. – 2002. - № 7.
16. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М., 1991.
17. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей. // Вопросы психологии. 1997. - № 2.
18. Бороздина Л.В. Личность и характер. // Материалы VII Всесоюзного съезда общества психологов СССР. – М., 1989.
19. Бугаев Н.В. К вопросу об университетском преподавании. – М., 1901.
20. Буров А.В. Психологическая культура и образование в ХХI в. // Высшее образование в России. – 2000. - № 2.
21. Бусыгина А.Л. Профессия – профессор. – М., 2003.
22. Бухатанова Д.Б. Педагогические условия профессиональной деятельности педагогов высшей школы: Реферат дисс. Магистра профессионального обучения. – Усть-Каменогорск, 2010. http://www.vkgu.kz/
23. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
24. Васильева Е. Оценка и самооценка: мотивы улучшения качества деятельности преподавателей вуза. // Alma-mater. – 2006. - № 1. – С. 43-45.
25. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. // Педагогика. – 2003. - № 10.
26. Вдовина О.А. Формирование современного преподавателя высшего учебного заведения. // Молодёжь. Образование. Наука. II Международная научно-практическая конференция. – Пенза, 2007.
27. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе. // Вопросы психологии. – 1987. - № 5.
28. Вердербер Р. Психология общения. – СПб., 2005.
29. Виноградов П. Учебное дело в наших университетах. // Вестник Европы. – Октябрь. 1901. – Т.V. – С. 537-573.
30. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие. / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Педагогическое общество России. – 2004.
31. Володарская И.А., Митина А.М. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути её решения в социалистической педагогике. // Современная высшая школа. – М., 1988. - № 2.
32. Вощевская О.В. Особенности педагогической деятельности в высшей школе США. // Достижения высшей школы: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – София: Бялград – БГ, 2008. – т. 7.
33. Галкина Е.В., Харламова Ю.А. Гностическая деятельность педагога в рамках университетского образовательного комплекса.// Сб. трудов Межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы)». – Ростов н/Д: РГПУ, 2011. // http://rspu.edu.ru/science/conferences/01_03_22/galkina.html; [email protected]
34. Гарунова М.Г., Сёмушкин Л.Г., Фокин Ю.Г., Чернышов А.П. Этюды дидактики высшей школы. – М., 1994.
35. Гатауллин Р.М. CASE-технологии в высшем профессиональном образовании. // Высшее образование в России. – 2008. - № 1. – С.43-46.
36. Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. – Киев, 1974.
37. Гликман Н. Качество образования и этика преподавателя (текст). // Высшее образование в России. – 2006. - № 5. – С. 117-121.
38. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.
39. Гольцов Г.г. О профессиональной этике преподавателя. // Образование и общество. – 2002. - № 3. – С. 43-44.
40. Гоноболин Ф.Н. Педагогические способности и их классификация.// Материалы конференции по проблеме способностей. – М., 1970.
41. Горовая В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы. // Непрерывное педагогическое образование. – Ставрополь, 1994.
42. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. – Ставрополь, 1995.
43. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: ИЦ Академия, 2008.
44. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Юнити, 2003.
45. Громкова М.Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. // Высшее образование в России. – 1994. - № 4. – С. 105-108.
46. Гурье Л.И. Преподавательский состав профессиональных школ Франции. // Педагогика. 1995. - № 1.
47. Гурье Л.И., Маркина Л.Л. Подготовка преподавателя вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности. // Высшее образование в России. – 2009. - № 2. С. 91-96.
48. Деген Е. Воспоминания дерптского студента. // Мир Божий. – Март. 1902.
49. Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Акмеологическая культура личности: Содержание. Закономерности. Механизм развития. – М.: Воронеж, 2006.
50. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2006.
51. Добрусикин М. Социально-психологический портрет вузовского педагога. // СОЦИС. – 1995. - № 9. – С.137-141.
52. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн., 2003.
53. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. – Новосибирск: САФБР, 2008.
54. Есарёва З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984.
55. Жураковский В., Приходько В., Фёдоров И. Вузовский преподаватель сегодня. // Высшее образование в России. – 2000. - № 3.
56. Загарницкая И.И. Духовная миссия образования. / Вестник МГПУ. –2008.- № 1 (19). – С. 31-37.
57. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М., 1987.
58. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д, 2003.
59. Захарова Д.К., Кибаенов А.Я. Этика делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.
60. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.Е Академия, 2006.
61. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003. - № 5.
62. Зиновкина М. Вузовский педагог ХХI века. // Высшее образование в России. – 1998. - № 3.
63. Змеев С.И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых. – М., 2003.
64. Иванов В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей. // Высшее образование в России. – 1997. - № 3. С. 73-77.
65. Иванов В.Г., Гурье Л.И., Зерминов А. Педагогическая деятельность: Проблемы, сложности. // Высшее образование России. – 1997. - № 4. – С. 44-49.
66. Иванов В.Г., Гурье Л.И. Проектная культура преподавателя вуза. // Высшее образование в России. – 1997. - № 3. – С. 23-26.
67. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.
68. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для вузов. – Изд. 2-е. – М.: Академия, 2004.
69. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. – М.-Белгород, 1993.
70. Исаев И.Ф. Технология педагогической деятельности как компонент профессиональной культуры учителя. //Технология профессиональной деятельности: тезисы докладов межвуз. науч. практ. конференции. – Белгород, 1995.
71. Исаев И.Ф., Костина Н.И. Преподаватель высшей школы США: профессионально-педагогическая подготовка. _ Белгород, 2001.
72. Исаева Т.Е. Преподаватель как субъект качества образования. // Высшее образование в России. – 2003. - № 2. – С. 22-25.
73. Исаева Т.Е. О коммуникативной культуре преподавателя вышей школы. // Известия вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. – 2003. - № 1. – С. 83-88.
74. История Ленинградского университета 1819-1919: Очерки. – Л., 1969.
75. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
76. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Наука.. 1990.
77. Козырев В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем образовании.- СПб., 2005.
78. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. – СПб., 2005.
79. Козырева О.А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия. // Педагогическое образование и наука. – 2009. - № 9. – С. 79-84.
80. Концепция перехода к многоуровневой системе высшего педагогического образования. // Высшее образование в России. -1993. - № 3. – C.59-64.
81. Кряхтунов М.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя к профессиональному самообразованию: учеб. пособие. – М., 2002.
82. Кудряшева Л.Д. Каким быть преподавателю. – Л., 1986.
83. Кузовлёв В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство. // Педагогика. – 2000.- № 1. – С. 52-57.
84. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970.
85. Кулюткин Ю.Н. Психологическая готовность взрослого человека к обучению. // Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. – М., 1980.
86. Кульневич С.В. Педагогика личности. Стратегия и тактика личностного воспитания. – Ростов н/Д, 1995.
87. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования. _ М., 2001.
88. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – Нальчик, 1996.
89. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1980.
90. Ломакина Т.Ю. приоритетные направления развития профессионального образования в ХХI в. // http://www.eduhmao.ru/info/1/3692/23130/
91. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. – 2001. - № 10.
92. Мазниченко М. Чего боится вузовский преподаватель? // Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 112-120.
93. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: Индивидуальность, стиль, деятельность: монография. М., Тамбов, 2000.
94. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
95. Маслаков С.И. Формирование ценностных ориентаций личности молодого преподавателя высшей школы: Автореферат дисс. На соиск. Учёной степени канд. Псих. Наук. – Курск, 2009. // www.kursr-uni.ru
96. Матушанский Г.У.. Цвенгер Ю.В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе. // http://www.psyedu/view.php?id=129
97. Медведев В., Татур Ю. Подготовка преподавателей высшей школы: компетентностный подход. // Высшее образование в России. – 2007. - № 11. – С.46-56.
98. Методы системного педагогического мышления. / Под ред. Н.В.Кузьминой. – М., 1980.
99. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
100. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917-1987. – М.: просвещение, 1987.
101. Московский В.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя высшей школы: Автореферат дисс. на соискание учён. Спеп. Канд. псих. Наук. – М., 2007.
102. Нещадим Н.О., Лызь Н.А. Источники целеполагания в педагогике высшей школы и их олтражение в конструкте «профессиональная компетентность». / Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2006. – Т.6. - № 1. – С.11-13. // http://elibrary.ru/download/34581582.pdf
103. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2002.
104. Озеров В.П. Профессиональные способности учёного. // Эвристическое образование: Материалы 8-й Региональной научно-практической конференции. – Ставрополь, 2005. – С. 22-23.
105. Основы вузовской педагогики. / Под ред. Н.В.Кузьминой. – Л., 1972.
106. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
107. Основы профессионального мастерства. / Под ред. И.А. Зязюна. – Киев: Вища школа, 1989.
108. Павлова Г.Е., Фёдоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов (1701-1765). – М., 1988.
109. Педагогика и психология высшей школы. // Под ред. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д., 2002.
110. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д, 1993.
111. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
112. Плугина М.И., Донская Л.Ю. Имидж профессионала: материалы для практических занятий и самостоятельной работы. – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2003.
113. Поваляева М.М. Психология и этика делового общения/Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
114. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
115. Попков В.А., Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. – М., 2000.
116. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.:ИНФРА-М, 2009.
117. Проблемы зарубежной высшей школы: Обзорная информация НИИВШ. – М., 1988. – Вып. 2.
118. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002.
119. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. – М.: ВЛАДОС, 2000.
120. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда: Пособие для начинающего преподавателя технического вуза. – М., 1990.
121. Руденко Т.Б., Каткова Л.В. К вопросу о профессиональной компетентности личности учителя. // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество», 2006. // http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=47
122. Сенашенко В.С. О компетентностном подходе в высшем образовании. // Высшее образование в России. – 2009. - № 4.
123. Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых: Учеб. пособие. – М., 2005.
124. Симонов В.П.Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. – М., 1995.
125. Скаткин м.Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1984.
126. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей. – М. 2000.
127. Скок Г.Б., Горлов Б.Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: Учеб. пособие. – Новосибирск, 1992.
128. Скок Г.Б., Салкова О.В. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя. // Советская педагогика. – 1990. - № 5. – С.101-103.
129. Сластёнин В.А. Гуманитарная культура специалиста.//Магистр. – 1991. - № 1.
130. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976.
131. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2005.
132. Современные образовательные технологии. / Под ред. акад. РАО Н.В. Бордовской. – М.:КНОРУС, 2010.
133. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.
134. Соколова О.И. Информационная культура преподавателей. // http://ispu.edu.ru//university/publish/pednauka/1_2003/08sokolova.htm
135. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
136. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. // Высшее образование сегодня. – 2004. - № 3.
137. Турбовской Я.С. Концепция высшего профессионального педагогического образования. // http://www.itop.ru
138. Тюников Ю., Мазниченко М. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия. // Высшее образование в России. – 2004. - № 12.
139. Уманский Л.И. Психология организации деятельности. – М., 1980.
140. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. – М.: Владос, 2003.
141. Фёдоров В., Колегова Е., Мазаева Л. Качество педагогической деятельности: проблемы измерения. // Высшее образование в России. – 2006. - № 4.
142. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001.
143. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2002.
144. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
145. Чернова М.Н. История Московского городского педагогического института им. В.П. Потёмкина (1933-1960). М.: МГПУ, 2004.
146. Шабанова О.В. Социально-педагогические условия становления научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы (на примере классического университета): автореф. Дисс. …д-ра пед. наук. – Воронеж, 2002.
147. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. – М.: Высшая школа,1997.
148. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, 2005.
149. Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании. // Высшее образование в России. – 2009. - № 3.
150. Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. // Культура русской речи: Учебник для вузов. – М., 2000.
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики