Комплексный подход к изучению и организации коррекционной работы с детьми, имеющими комбинированные нарушения

Сложность и особенность обучения этих детей заключается в следующем. Слепые дети при правильно организованном специальном обучении достаточно успешно уже на ранних годах обучения овладевают точечно-рельефным шрифтом, что, в свою очередь, позволяет им успешно овладеть чтением, грамотой, письмом и счетом. У умственно отсталых слепых этот процесс проходит далеко не так успешно и занимает значительно больше времени. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в силу органического поражения центральной нервной системы компенсаторные возможности умственно отсталого ребенка значительно снижены и механизмы тактильного и слухового анализаторов без специальной работы в компенсаторную деятельность не включаются. Во-вторых, для формирования представлений, понятий и, наконец, обобщений на уровне слова при обучении нормально видящих умственно отстачых широко используются средства наглядности, а при обучении интеллектуально полноценных слепых- слово и специальные тифлографические наглядные пособия. И в том н в другом случае для успешного усвоения учебной информации требуется достаточно высокий уровень абстрактного мышления, анализа и обобщения. А именно эти психические функции и нарушены у умственно отсталых в первую очередь.

К категории детей со сложным дефектом относятся и слепоглухонемые дети. Естественно, эта категория детей является наиболее сложной. К ней относятся дети, не только полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с частичным поражением слуха и зрения; слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке. Особенностью этих детей является то, что в силу биологического дефекта они практически полностью лишены возможности получать информацию об окружающем по естественным каналам и без специально организованного обучения не развиваются интеллектуально. Вместе с тем, потенциально слепоглухонемые дети обладают возможностью полноценного интеллектуального развития. При этом у слепоглухонемого ребенка создаются и развиваются все усложняющиеся формы общения - от элементарных жестов (воспринимаемых с помощью осязания) до словесной речи. Это позволяет слепоглухонемым дегям успешно овладевать программой средней школы, а некоторым из них и оканчивать высшие учебные заведения. Примером этого может служить жизнь и работа Ольги Ивановны Скороходовой.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Актуальные проблемы психолого-педагогического изучения учащихся вспомогательной школы. В помощь слушателям курсов. Минск. 1987. -40с.

2. Вгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. / Дефектология.: М., 1994. N1.

3. Бгажнокова И.М.. Гамаюнова Л.П. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта.//Дефектология. :М, 1997.Ы1.- С.

4. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками.// Дефектология.:М., 1998.Ы5.- С 46-54.

5. Баудиш В. Сущность коррекционио-поспитательпой работы во вспомогательной школе.// Дефектология. 1978. N 3.- С. 42-54.

6. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.

7. Білоус Т.О Корекційна спрямованість музично-ритмічних занять у допоміжній школі: Автореф. Дис...канд. пед. Наук. – Київ, 2000. – 18 с

8. Бондар В.І. Підготовка учнів допоміжної школи до самостійної трудової діяльності. – К.: Рад. школа, 1988.

9. Врезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах: Пер. с нем.. - М.: Медицина, 1981.- 240 с.

10. Буфетов Н.М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе.-Алма-Ата: Мектсп. 1988.- 88с.

11. Вайнруб Е.М., Плешкановская Г.М. Оптимизация работоспособности учащихся вспомогательной школы.- К.: Рад. школа, 1989.- 96 с.

12. Вайзман 11.II. Психомоторика детей-олигофренов.- М.: Педагогика,1976.- 104 с.

13. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися старших классов вспомогательной школы.- М.: Изд-во АПН РСФСР. 1960.- 183с.

14. Введение в историю олигофренопедагогики/ Под ред. А.И. Капустина.- Донецк: Лебедь, 1966.- 146 с.

15. Власова ТА. Государственная забота о воспитании и обучении аномальных детей и пути развития советской дефектологии// Дефектология. 1970. N2.-С. 3-20.

16.Власова Т.А., Псвзпср М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.

17. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воропковой.- М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.

18. Выготский Л.С. Собрание сочинений, Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой.- М.: Педагогика, 1983.- 368с.

19. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давьщова.-М.: Педагогика, 1991.-480с.

20.Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы.- М.: Педагогика, 1974.- 120 с.

21.Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под редакцией В.А. Сластенина.- М.:Изд. центр «Академия», 1999.-280 с.

22.Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике- М.: Учпедгиз, 1961.-196 с.

23.Граборов А.П., Кузьмина Н.Ф., Новик Ф.М. Олигофренопедагогика.- М.: Учпедгиз, 1941.- 232 с.

24. Григоренко В.Г. Педагогические основы физической реабилитации инвалидов с нарушениями функций спинною мозга. - М.: «Советский спопт» 1991.- Ч. 1-204 с; Ч.II- 184 с.

25.Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тоВ.- М.: Просвещение, 1982.

26.Гулак В.А. Управляемое формирование у учащихся-дебилов умственных действий лингвистического содержания // Вопросы психики и учебной деятельности аномальных детей. Ученые записки Гартусского университета . Вып. 907.- Тарту, 1990. - С. 34-50

27.Данилова Л.А. Коррекцпонная работа при обучении летен с церебральными параличами/ Дефектология.- М.. 1972.- N 4.

28.Дефектологический словарь.- М.:Педагогика.1970.- 504с.

29.Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Т.А. Власовой. В.И. Лубовского, II.А. Цыпиной.- М., 1984.

30./Кульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.- М.: Педагогика, 1969.- 216 с.

31.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная рабога во вспомогательной школе / Под ред. Т.А.Власовой. В.Г. Петровой.-М.: Просвещение. 1981.- I 76с.

32.Єременко І.Г. Аномалії у дітей.- К.. 1966.

33.Єременко І.Г. Дидактичні основи уроку в допоміжній школі. Київ: Рад. школа, 1966. - 130 с.

34.Єременко І.Г Наукові основи корекційно-виховної роботи в допоміжній школі.Метод. лист. - Київ: Рад. школа, 1970.- 51 с.

35.Еременко И.Г. Материалы исследования процесса обучения во вспомогательной школе.- Киев: Пед. общество УССР. 1972.- Ч.1.- III с: Ч.2.- 83 с.

36.Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы.- Киев: Рад. школа, 1972.- 130 с.

37.Єременко І.Г. Вавіна Л. С., Мерсіянова Г.М. Диференціоване навчання в допоміжній школі. – Київ: Рад. Школа, 1978. – 142 с.

38.Єременко І.Г., Мерсіянова Г.М. Навчання учнів допоміжної школи користуватися знаннями й уміннями. – Київ: Рад. Школа, 1971. – 139 с.

39.Єременко І.Г. Олигофренопедагогика.. – Київ: Вищя школа, 1981. – 101 с.

40.Еременко И.Г. Олигофрепопедагогика.-Кисв: Вита школа. 1985.- 326с.

41.Замский Х.С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе // Известия АПН РСФСР. Впи. 57.- М.: Изд-во АМН РСФСР, 1954.-С 67-148.

42.Замский Х.С. История олигофренопедагогики.- М.: Просвещение, 1974.-392 с.

43.Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка.- М.: Учпедгиз, 1939.-64 с.

44.Земиова М.И.Учителю о детях с нарушениями зрения.- М., 1973.

45.Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под ред. В.Г.Петровой.- М.: ПИИ дефектологии АПН СССР, 1980.-82 с.

46.Капустин А.И. Коррекциоппо-развинагощпе функции наглядности в обучении учащихся вспомогательных школ.- М.:Прометей. 1990.- 210с.

47.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М., 1988.

48.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М.: Просвещение. 1992.-223 с.

49.Книга для учителя вспомогательной школы / Под ред. Г.М.Дульвева: 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1955,-448 с.

50.Козленко Н.А, Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы.- К.: Рал- Школа, 1987.- 125 с.

51.Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы.- Киев: Рад. школа, 1978.- 87 с.

52.Коррекциопиая роль обучения во вспомогательном школе / Под ред. Г.М.Дульнена,- М: Педагогика, 1971.-96 с.

53.Кузьмина 13.К. Дети с расстройствами поведения,- К., 1981.

54.Лапшин П.Л., Пузанов Б.П. Основы дефектологии,- М., 1990.

55.Ледиев В.С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры.- М.: Педагогика, 1980.- 264 с.

56.Леднев В.С. Содержание образования.- М.:Высш. шк., 1989.-360с.

57.Леонтьев Л.11. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1977.-304 с.

58.Липа 13.Л. Социально-педагогические аспекты формирования целей коррекциопного обучения умственно отсталых детей в истории олигофренопедагогики// Введение в историю олигофренопедагогики/ Под ред. Л.И. Капустина,- Донецк: Лебедь, 1966.- С. 62-76.

59.Лина В.А. Психологические основы педагогической коррекцйи.- Славянск, 2001.-320 с.

60.Литвак Л.Г. Тифлопсихология .- М.. 1985.

61.Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой.-М., 1989.

62.Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей {в норме и патологии) - М.: Педагогика, 1978.- 224 с.

63.Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности умственно Отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под рел. Ж.И.Шиф,- М.: Просвещение, Г965.- С. 20-33.

64.Лурье Н.Б. Коррекциоппо-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми,- М.:Изд-во АПН РСФСР. 1962.- 160 с.

65.Лурье П.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье.- М: Педагогика, 1972,- 54 с.

66.Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики//Дефектология. 1996. N1.-0. 3-10.

67.Малофеев Н.И. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях.- М.:УПК "Федоровен", 1996.- 182 с.

68.Малофеев \\М. Современный трап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развтия.//Дефектология.:М., 1997. N4,- С. 3-15.

69.Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помоши детям с особыми проблемами.// Дефектология.: 1997. N6. С. 3-11.

70.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта.- М.: Педагогика. 1988. - 128 с.

71.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе,- М.: Просвещение, 1977.-240 с.

72.Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети.-М,, 1974.

73.Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе.- М.: 11росве1пение, 1988,- 224 с.

74.Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении,- М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

75.Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика.- М.: Педагогика, 1981.- 144 с.

76.Моргачева Е. П. Определение умственной отсталости психолого-педагогическими методами в США // Дефектология.: М. 1999 №6 стр. 45-58

77. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей,- М.: 11росвещение, 1969.- 280 с.

78. Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы.- Алма-Ата: Изд-во Каз. пед. ип-та. 1985.- 71 с.

79.Новик Ф.М. История воспитания и обучения умственно отсталых детей.-М.: Учпедгиз, 1939.- 157 с.

80.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. псд. учеб. заведений/ Под ред. В.П. Пузанопа.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.- 272 с.

81..Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого.—М.; Прогресс, 1991.-376 с.

82. Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе.- Киев- Рад, школа, 1976,- 184 с.

83.Организация самоподготовки во вспомогательной школе- интернате.- Киев: РУМК. 1988.- 28 с.

84.Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И.Дьячкова.- М.: Просвещение, 1965.-343 с.

85.Основи спеціальної дидактики: 2-е вил. /Під. ред. І.Г.Єременко.- Київ: Рад. школа, 1986.- 200с.

86.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И.Шиф.- М.: Просвещение. 1965.-344с.

87.Пепзнер М.С. Дети-олигофрены.-М.: Изд-во АПН РСФСР. 1969.- 486с.

88.Певзнер М.С, Бертынь Г.П., Мапеева Р.А. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами/Дефектология.-М.. 1979.-К4.

89.Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов,-М.: Просвешение, 1968.- 160 с.

90.Петрова В.1 Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М: Педагогика, 1977.-200 с.

91.Петрова В.Г, Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушениями интеллектуального развития// Дефектология. 1995. № 3.-С. 19-22. '

92.Пинский К.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников.-М.:Изд-во АПП РСФСР. 1962.- 319 с.

93.Пинский В.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы.- М.: Просвещспие,'1969. - 152 с.

94.Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы,- М.: Просвещение, 1984.- 176 с.

95.Правдина О.В. Логопедия,- М., 1973.

96.Про стан і перспективи розвитку державної підтримки дітей с псифізичними вадами // Дефектологія. 2000. N 3.- С. 46-47.

97.Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И.Шиф. В.Г. Петровой, Т.Н.Головиной.- М.: Педагогика, 1980.- 176 с.

98. Раку А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся,- Кишинев, 1982,- 143 с.

99.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: 3-е изд. М.: Просвещение, 1986.- 192 с.

100.Селецкий А.И. Психология и психопатология слабоумия.- К.: Рад. школа, 1981.- 141 с.

101. Синев В.П. Коррекция развития познавательных процессов у учащихся на уроках географии //Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе/Мод ред. Г.М. Дульпева.- м.: Педагогика, 1971.-е. 11-3

102.Синев В.Н., Капустин Л.И. О коррекционной роли использования образной наглядности в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. 1^78. N2.- С. 42-48.

103.Синьов В.М.. Коберник Г.М. Основи дефектологии.- Київ: Вища школа, 1994.- 143 с.

104.Синев В.II.. Стожок Л.С. Коррекционная работа на уроках естествознания и географии во вспомогательной школе.- Киев: Рад. школа. 1977.- 88 с.

105.Синев В.Н. Коррекционпая направленность учебно-воспитательного процесса вспомогательной школы// Введение в историю олигофренопедагогики/ Под ред. Л.И. Капустина.- Донецк: Лебедь, 1966.- С 10-20.

106.Смирнова Л.П. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы.-М: Просвещение, 1982,- 104 с.

107.Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье.- М.: Просвещение, 1962. - 64 с.

108.Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей.- М.: Просвещение, 1966.- 223 с.

109.Специальная педагогика: Учеб. пособия для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. И.М. Назаровой.- М: Изд. центр «Академия», 2000.- 400 с.

110.Стадненко ИМ. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы.- Киев: Рад. школа, 1980.- 144 с.

111.Стадненко Н.М. Нариси з психології розумово відсталої дитини.- Київ: Рад. школа, 1967.- 114 с.

112.Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ ./Под ред. Н.Ф.Талызиной,- М.:Педагогика, 1984.- 472 с.

113.Татьянчикова I.B. Особливості формования життєвих орієнтацій в учнів допоміжної школи: Автореф. дис... канд. пед, наук. - Київ. 1999.- 20 с.

114.Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-272 с.

115.Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.//Дефектология.:М., 1998. N 4.C.3-9.

116.Трудовое обучение во вспомогательной школе / Под ред. В.И.Бондаря.- Киев: Рад. школа, 1981.- 96 с.

117.Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе.- Киев: Рад. школа, 1976.- 128 с.

118.Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. ЖЛШиф,-М-: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 184 с.

119.Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / Под ред. М.С. Невзиер, К.С. Лебединской,- М.: Педагогика, 1979.-232с.

120.Хрестоматия по истории олигофренопедагогики.- М: Учпедгиз, 1941.-280 с.

121.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб: «Питер», 200*1. -544 с.

122.Шиф Ж.И. Две зарубежные концепции учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми //Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И.Шиф.- М.: Педагогика, 1972.- С. 131-148.

123.Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н.Головипой.- М: Просвещение, 1972.- 104 с.

124.Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.- 144 с.

125.Якушев И.С. Подготовка школьников с нарушениями интеллекта для работы на предриятии.//Дефектология.:М.1997.№.- С. 21-25.

126. Ярмаченко Н.Д. Проблемы компенсации глухоты. - К., 1976

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА К ЛИЦАМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ..................................................................

1. Взаимоотношение государства и специального образования

2. История развития системы обучения и воспитания аномальных детей

3. Общее состояние государственной поддержки детей в Украине

4. Концепция развития дефектологической науки на Украине


Глава 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

/. Основные иейропсихологические факторы, лежащие в основе психической деятельности

2. Функциональные системы и их гетерохронное развитие

3. Гетерохронии в развитии психических функции.....

4. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии

5- Роль биологических факторов в психическом развитии ребенка.

6. Роль социальных факторов в психическом развитии ребенка

7. Общие и специфические закономерности развития аномальных детей

8. Специфические особенности познавательных потребностей и их значение в понимании формироштия структуры психической деятельности

Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО ДЕТСТВА

/. "Педагогика аномального детства" и ее задачи

2. Современная педагогическая типология аномального детства

3. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для аномальных детей

4. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптации к школе

5........................................................................................ Задачи и принципы психологической диагностики аномального развития

Глава 4, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ

/. Олигофренопедагогика как наука о воспитании, обучении, образовании и коррекции недостатков развития умственно отсталых детей. Олигофренопедагогика в системе гуманитарных наук

2. Общая характеристика развития олигофренопедагогики

3.. Методы научных исследований в олигофренопедагогике

Глава 5. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Умственная отсталость. Олигофрения. Деменция

2. Умственная отстаюсть как социально – педагогическая проблема

3. Адаптивное поведение в диагностике умственной отсталости.


Глава 6. СИСТЕМА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

/. Задачи вспомогательной школы

Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Глава 8. ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ КАК ЕДИНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Взаимосвязь обучения и развития. Роль обучения в развитии учеников.-

2. Проблемы психического развития умственно отсталых детей в теории и практике дефектологии

3. Теоретические основы коррекционноп работы

4. Принципы построения коррекциоииых программ

5. Сущность и методы педагогической коррекции. Роль обучения в развитшгучащихся

6. Психологические основы организации и осуществления коррещиоино-развивающего обучения

Глава 9. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

/- Своеобразие процесса обучения во вспомогательной школе

2. Требования, обеспечивающие коррекционно-воспитателъную направленность обучения

3....................................................................................... Принципы коррекциониого образования

4. Принцип ранней педагогической помощи

Глава 10. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

/. Принципы коррекционного обучения

Глава П. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

/. Основные теории содержания образования

2. Принципы построения содержания образования

3. Содержание образования во вспомогательной школе

4. Конструирование образовательной программы

5. Учебники и учебные пособия

Глава 12. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

/. Современные классификации методов обучения

2. Основные направления и своеобразие применения проблемного и программированного обучения во вспомогательной школе

3. Проблемное обучение

4. Зависимость выбора методов обучения от дидактической, воспитательной и коррекциоиио-развивающей цели, состава класса, особенности учебного материала

5. Средства обеспечения коррекциоино-образователъного процесса в системе специального образования

Глава 13. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

/. Требования к уроку во вспомогательной школе

2. Цель урока

3. Результат работы учителя и учеников

4- Классно-урочная система и ее альтернативы

5. Тематическое (календарное) планирование занятий

6. Планирование творческого (нетрадиционного) урока

7. Экскурсия, как особая форма организации учебного процесса.

8. Организация учебной деятельности умственно отсталых школьников по выполнению домашних заданий

9. Работа учителя вспомогательной школы по организации самоподготовки умственно отсталых школьнцков

Глава 14. ПРОВЕРКА И УЧЕТ ЗНАНИИ, УМЕНИИ И НАВЫКОВ УЧЕНИКОВ

/. Психолого-педагогические требования к проверке и оценке знаний, умений и навыков

3. Критерии оценки результатов обучения

Глава 15. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

/. Роль трудового воспитания в социальной адаптации умственно отсталых школьников

2. Виды трудовой деятельности и их коррекционио-воспитателыюе значение

3. Система подготовки умственно отсталых детей к работе (пропедевтика, профессиональная диагностика, профориентация, трудовое обучение)

4. Профессионально-трудовое обучение во вспомогательной школе

5. Экономическое воспитание во вспомогательной школе

Глава 16. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

/. Особенности воспитания учеников вспомогательной школы

3. Реализация принципов воспитания во вспомогательной шкоче

Глава 17. СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

/. Психолого-педагогическое обоснование содержания воспитания умственно отсталых школьников

2. Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью

3. Особенности решения задач воспитания во вспомогательной школе. Национальное воспитание в современной школе

4. Жизненные планы умственно отсталых школьников и проблемы их формирования в коррекциоииой педагогике

5....................................................................................... Диагностика воспитанности

Глава 18. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

/. Суть и задачи нравственного воспитания учеников вспомогательной школы

2. Методы формирования нравственных представлений и понятий

3. Правовое воспитание учеников вспомогательной школы

4. Религия в воспитании морали у умственно отсталых учеников.

Глава 19. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

/. Особенности воспитания эстетических чувств, представлении и понятий у умственно отсталых детей

2. Искусство в эстетическом воспитании умственно отсталых школьников

Глава 20. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

/. Коррекция психофизических недостатков учеников вспомогательной школы способами физического воспитания. У чет типологических, возрастных и индивидухпьиых особенностей в физическом воспитании

2. Система физического воспитания во вспомогательной школе. Средства физического воспитания: уроки физкультуры, ритмика, ЛФК спорт, подвижные игры, санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия

Глава 21. УЧЕНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Роль ученических организаций в решении задач воспитания умственно отсталых школьников

2. Формы, содержание работы ученических организаций.

Наши рекомендации