VIII. Подведение итогов урока
— Мама и папа. Такие короткие, но важные и родные слова! Без этих слов жизнь на земле невозможна. Сегодня на уроке вы убедились, что папа — надежный ваш друг и помощник во всех делах и начинаниях.
IX. Домашнее задание с.99-101
Урок № 37
Тема: ЛЕВ КВИТКО «БАБУШКИНЫ РУКИ». АГНИЯ БАРТО «ПОМОЩНИЦА»
Цель:развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух и молча; развивать умение читать выразительно; создавать условия для активной познавательной деятельности, развития внимания и памяти, обогащения словарного запаса; содействовать формированию навыков правильного поведения по отношению к другим людям, старшим членам своей семьи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся рассказывают о своих бабушках.
III. Речевая разминка
— Прочитайте слова хором:
рот кол бот кот бок
бор бот рой кос коб
— Что из написанного можно назвать словом, а что — нет?
IV. Вступительное слово учителя
— В клеточках (на доске) спрятано очень важное слово, которое вы узнаете, ответив на вопросы:
Кто дом поутру прибирает?
Кто внука в школу отправляет?
Кто ставит на пятки заплатки?
Кто чинит и гладит белье?
Кто теплые варежки вяжет?
Кто добрую сказку расскажет?
Кто встречает из школы всегда?
Кто не ругает тебя никогда?
(Бабушка.)
Учащиеся называют слово, учитель вписывает его в клетки.
V. Разговор по кругу «Моя бабушка»
Учащиеся рассказывают о своих бабушках.
VI. Работа с текстом стихотворенияЛ. Квитко «Бабушкины руки»
1.Чтение произведения учителем (с. 102).
2. Проверка первичного эмоционального восприятия.
3. Чтение произведения учащимися.
4.Обсуждение прочитанного.
— Какие чувства испытывает герой, рассказывая о своей бабушке?
— Найдите слова, которые указывают на то, что умеют делать бабушкины руки.
— Почему в стихотворении описываются только бабушкины руки?
— Какие слова характеризуют черты характера бабушки?
— Как нужно относиться к бабушке? Почему?
5. Самостоятельное чтение.
— Подумайте, каким тоном вы будете читать стихотворение. Помните, что мальчик любит бабушку, восхищается ею.
6. Работа над выразительностью чтения:
а) определение ударных слов в строчках, которые будут прочитаны с повышением тона;
б) расстановка пауз;
в) интонационная передача чувства любви к бабушке, восхищения ее трудом и добротой.
Физкультминутка
VII. Подготовка к восприятию произведения
— Иногда встречаются дети, которые «любят» своих родных только тогда, когда надеются, что они дадут им денег, сводят в кино, чем-то угостят, сделают подарок и т. д. О таких детях А. Барто написала стихотворение.
Если вы ему нужны
Он знает, что такое лесть,
Умеет к деду в душу влезть.
Вот он вздыхает у дверей:
— Ты самый добрый, всех добрей...
Пойдем со мной смотреть зверей!
Растрогал бабушку вчера,
Сказал: —
Ты вовсе не стара,
Другие бабушки старей...
Пойдем в кино со мной скорей!
Твердил соседке он не раз:
— Ваш младший сын похож на вас...
У вас копеек десять есть?
Он знает, что такое лесть.
И, если вы ему нужны,
Его улыбки так нежны...
— Понравился ли вам мальчик? Почему?
VIII. Работа с текстом стихотворения А. Барто «Помощница»
1. Чтение произведения учителем (с. 103).
2. Проверка первичного эмоционального восприятия произведения.
— Понравилась ли вам девочка? Почему?
3. Чтение произведения учащимися.
4. Обсуждение прочитанного.
— Можно ли назвать Танюшу помощницей?
— Какие слова показывают, что девочка только делала вид, что трудится и всем помогает?
— Определите черты характера девочки.
— Соответствует ли стихотворение своему названию? Почему? Как можно назвать его по-другому?
120— Какую пословицу можно подобрать к стихотворению? (Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня. Делу время — потехе час.)
5. Самостоятельное чтение.
— Подумайте, каким тоном вы будете читать стихотворение. Помните, что девочка делает вид, что очень устала.
6. Выразительное чтение.