Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов
Для выделения тех или иных аспектов, характеризующих педаго- гическую культуру специалиста социальной сферы, необходимо рас- смотреть ее структуру, основные компоненты и определить их назна- чение.
Выделяют внутреннюю и внешнюю составляющие педагогической культуры. Их обычно называют: внутренняя и внешняя культура спе- циалиста.
Внутреннюю составляющую педагогической культуры часто при- равнивают к уровню тех знаний и умений в области педагогики, ко-
Глава 18. Педагогическая культура социального работника 249
торые имеет человек. С таким подходом нельзя согласиться. Дело в том, что человек может иметь достаточно большой объем знаний и умений, но далеко не всегда пользоваться ими в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего лишь компетент- ность человека в соответствующей области. Внутренняя культура че- ловека — это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных лич- ностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Изложенное позволя- ет выделить основные составляющие внутренней культуры специа- листа социальной сферы:
а) внутреннее своеобразие личности специалиста с его индивиду- ально-психологическими и социально-педагогическими достоинства- миинедостатками—индивидуально-личностныйуровень;
б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в про- фессиональной деятельности педагогического опыта. Данную часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззрен- ческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рацио- нальный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педаго- гические знания и как усвоены социальным работником, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной дея- тельности;
в) чувственное отношение специалиста к объекту, социальной ра- боте, ее результатам, педагогическим составляющим и самосовершен- ствованию в педагогической области. Данная часть внутренней со- ставляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом. Этот ком- понент формируется, развивается и укрепляется в процессе овладения опытом социальной работы, социально-педагогической деятельности и характеризует: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объек- ту социальной работы, самой деятельности; его переживания в про- цессе социальной работы, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в знании и овладении новым для него опытом, социально-педагогической деятельности. Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение социального работника к педагоги- ческой деятельности в процессе работы,потребность в педагогичес- ком самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внут- реннюю нравственную культуру.
250 Раздел IV. Среда и формирование личности
Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются и проявляются через саму лич- ность, ее волевой компонент. Он определяется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста, его способностью ре- ализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессио- нальной деятельности.
Внешняясоставляющаяпедагогическойкультурысоциальногора- ботника — это то, что находит повседневное проявление в его отноше- нии к объекту, социальной работе, социально-педагогической дея- тельности, их результатам. Она включает:
а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогичес- кую сторону проявления специалиста как личности;
б)собственнопроявляемыепедагогическиеаспектыдеятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, по- ступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) — пове- денческий уровень педагогической культуры. Данный уровень харак- теризует повседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;
в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — гогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным педагогическим опытом, искусст- вом педагогической деятельности, педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его педагогической де- ятельности;
г)отношениеспециалистакобъектусоциальнойработы —уровень внешнего отношения. Он может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу, реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и результативность часто зависят от конкретных жизненных ситуаций и его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — объекту его социаль- ной работы, особенности взаимодействия с другими людьми, заинте- ресованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно характеризует проявления педагогической культуры социального пе- дагога. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является выражением его чувственного (эмоционального) уровня — внутренней педагогической культуры.
В условиях роста экономической обусловленности взаимосвязей людей в профессиональной сфере проблема отношения к объекту,
Глава 18. Педагогическая культура социального работника 251
самой социальной работе и ее результативности становится особен- но актуальной. Социальная работа является сферой преимуществен- но не коммерческой, а государственной и добровольной деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что в новых условиях нравствен- ная позиция личности социального работника приобретает особое значение как показатель его профессиональной и педагогической культуры.
По своей сути внутренняя педагогическая культура специалиста есть накопленный им социально-педагогический опыт — составная часть социальной работы и сложившееся отношение (эмоционально- чувственное) к нему; внешняя — индивидуальный стиль профессио- нальной деятельности этого же специалиста, включающий социально- педагогический компонент и отношение к ней.
В целом структура педагогической культуры специалиста пред- ставлена на схеме 1.
Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, со- ставляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы.
Прежде всего это сам специалист как человек и личность — вопло- щение реальной педагогической культуры. Именно он является ее но- сителем, и при ее оценке видят именно конкретного человека — соци- ального работника и его проявление в профессиональной деятельности.
Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень его педагогической культуры. Он включает такие состав- ляющие, как: личность самого социального работника, его теоретичес- кий и практический опыт, личностные социально-педагогические ка- чества.
Личность специалиста. Именно через личность с ее индивиду- ально-психологическими и социальными особенностями восприни- мается теоретический и практический опыт. Личность специалис- та — это тот внутренний мир, на фоне которого происходили и происходят усвоение и накопление его личностного социально-педа- гогического опыта.
Теоретический социально-педагогический опыт — это те медицин- ские, психолого-педагогические, социальные, профессиональные зна- ния, которые необходимы специалисту для квалифицированной дея- тельности, в том числе и педагогической, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педа- гогические знания лежат в основе собственно педагогической дея- тельности; медицинские и социальные — необходимый компонент,
252 Раздел IV. Среда и формирование личности
Схема 1. Структура педагогической культуры специалиста социальной сферы
предрасположения и предостережения, которые надо учитывать спе- циалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывают то, на чем основывается действен- ность всей профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.
Практический опыт представляет усвоенные умения и навыки — это получившая закрепление на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов, при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капи- тал», который прошел апробацию социальным работником и может
Глава 18. Педагогическая культура социального работника 253
быть им использован в типичных ситуациях. В содержание педагоги- ческого опыта включаются:
— уровень владения специалистом искусством педагогической де- ятельности (педагогическое мастерство);
— развитие профессионально важных (с позиции педагогики) лич- ностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реали- зовать педагогический аспект в процессе социальной работы в инте- ресах эффективности профессиональной деятельности.
Педагогическое мастерство складывается из уровня:
— владения специалистом педагогическими технологиями, метода- ми и методиками, средствами и приемами;
— развития у него педагогической техники: самоуправления; вер- бального и невербального, непосредственного и опосредованного воз- действия на человека; культуры общения; культуры речи.
Профессионально важные качества (с позиции профессионально- педагогической деятельности) выделяют то индивидуальное своеоб- разие специалиста, которое накладывает на него специфика профес- сиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:
Педагогическая направленность — это особенности развития питания личности, характеризующие ее предрасположенность к педа- гогической деятельности, в том числе и в отношении людей — объек- тов социальной работы. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.
Нравственные качества — это то, что усвоено человеком и стало его отличительной чертой. К ним относятся: нормы морали, выражаю- щие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, общению, социальной работе, социально-педагогической деятельности; нравст- венные чувства: удовлетворение от повседневного проявления нравст- венности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем, социальной ра- боты, социально-педагогической деятельности, своей профессиональ- ной деятельности, нравственной по своей сути; неудовлетворение от нерешенных социальных проблем человека, несоблюдения моральных норм как самим, так и другими. Это такие нравственные чувства спе- циалиста, как долг, совесть, честь. Именно они способствуют форми- рованию нравственных привычек.
Коммуникативные (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) качества — способность быстро и правильно строить обще- ние. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом, человеком, кому нужна его помощь. Эффектив-
254 Раздел IV. Среда и формирование личности
ность его деятельности зависит от искусства его поведения с клиен- том. К коммуникативным качествам относятся:
— контактность в общении — способность входить в общение с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаимодействие. Данная способность имеет профессионально важное значение для со- циального работника;
— каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопедия», вве- денный Г.К. Лезановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику сугге- стопедийность определяется как способность специалиста к вер- бальному или невербальному доминированию в процессе социаль- ной работы с клиентом (внушение словом, интонацией или мимикой, жестами, действиями). Другими словами, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной работы с ним. Она проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения искусством общения с клиентом, убеждения, умения увлекать его, заражать идеями самореализации, поиска вариантов, побуждать к самореализации и пр.
Перцептивные, социально-перцептивные (от лат. perceptio — вос- приятие и socialis — общественный) качества — восприятие, понима- ние и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «социальная перцепция» введен американ- ским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характе- ристик стимула—объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимых ситуаций. Социально-перцептивные качества социального работника отражают его способность видеть и понимать как свое внутреннее состояние, так и клиента, с которым он работает. К ним относятся:
— педагогическая наблюдательность — видение своих особеннос- тей и клиента, динамики их проявления. Для социального работника исключительно важным фактором является то, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;
— педагогическая интуиция — способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и внутреннего состояния челове- ка, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными ти- пами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных спо-
Глава 18. Педагогическая культура социального работника 255
собностей воспитателя привел Макаренко в «Педагогической поэме»:
«Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физионо- мии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предска- зать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья». Для социального работника исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и воз- можности их решения активизацией целенаправленной самореализа- ции;
— рефлексия — умение видеть себя глазами другого человека. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны помогает ему критически относиться к своему пове- дению, к тому, что и как он делает, более ответственно оценивать свою профессиональную деятельность, в том числе и педагогическую. Она позволяет осознать собственные недостатки и целенаправленно рабо- тать над собой по самосовершенствованию, понять свое состояние и волевым усилием добиваться целесообразного самоуправления в про- цессе профессиональной деятельности, общения, взаимодействия;
— педагогическое мышление — это способность социального работ- ника осознанно использовать психолого-педагогические знания в про- цессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;
— педагогическое воображение — это способность специалиста в процессе социальной работы представлять поведение свое и клиента, динамику их изменения. Оно помогает специалисту определять наи- более целесообразные поведение и способ решения социальной про- блемы клиента.
Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе получения знаний, их осмысления, накопления опыта наиболее целе- сообразного решения педагогических задач по отношению к различ- ным категориям клиентов.
Эмоциональные качества личности, характеризующие пережива- ния специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе работы с ним и оказывающие суще- ственное влияние на его профессиональную деятельность. К ним от- носятся:
— эмоциональная устойчивость — самообладание, способность к саморегуляции, позволяющая социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности. Она высту- пает важным условием эффективности деятельности социального ра-
256 Раздел IV. Среда и формирование личности
ботника, так как позволяет ему управлять своим состоянием в различ- ных ситуациях и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели;
— эмпатия — способность эмоционально отзываться на пережи- вания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, обще- ния. Специалист работает с человеком, живым существом. В этих ус- ловиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к состоянию клиента, его реальным социальным проблемам, лучше понимать его внутренний мир, пере- живания. Эмпатия, в этом случае, помогает подбирать и использовать необходимые, именно в данной ситуации, средства и приемы взаимо- действия, которые в большей степени помогут специалисту в работе с этим клиентом.
Однако следует иметь в виду, что социальный работник в большей степени имеет дело с людьми, имеющими особые нужды, сложные со- циальные проблемы, инвалидами и пр. Глубокие сопереживания ос- тавляют неизгладимый след в душе социального работника, в его эмо- циональной сфере, что нередко приводит к деформации личности (профессиональной деформации) специалиста.
Практика работы в социальной сфере показывает необходимость учета особенностей эмоциональной устойчивости и эмпатии социаль- ного работника. С этой целью рекомендуется:
|
тии. В зависимости от глубины ее выраженности определяется сфера целесообразного использования специалиста. Людям, глубоко эмпа- тичным, не рекомендуется работать с теми, кто находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает чувство сострадания. Для этой кате- гории специалистов, особенно если исход их работы может быть тра- гичным, возможны деформационные последствия;
— сопереживания специалиста в работе с клиентом должны но- сить внешне-эмоциональное проявление, не переноситься внутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет до глубины души переживать сам, то его надолго не хватит. Элемент профессионального актерства в деятельности вполне может иметь место. Он проявляется в искреннем сочувствии клиенту, реальной де- ятельности по оказанию помощи в наиболее полном решении его со- циальных проблем;
— активно учиться управлять своими чувствами и при усилении переживания уметь переключаться, снимать возрастающее эмоцио- нальное напряжение;
Глава 18. Педагогическая культура социального работника 257
Коммуникативные
контактность в общении;
Схема 2. Структура личного социально-педагогического опыта
социального работника
— добиваться внедрения правила жизни: состояние в работе с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотруд- никами и особенно на поведение в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать в самопроявление.
Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, разви- тие его профессионально важных качеств находят проявление в его личном социально-педагогическом опыте — внутренней составляю- щей педагогической культуры этого социального работника (см. схе- му 2).
17-5887
258 Раздел IV. Среда и формирование личности
Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалис- та есть не что иное, как проявление личного опыта в индивидуальном стиле его деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности есть своеоб- разие индивидуального проявления педагогического мастерства и тех- ники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его резуль- тативность. Индивидуальный стиль педагогической деятельности со- циального работника включает:
а) проявление специалистом себя как профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности выражает себя конкретный человек;
б) нравственный идеал специалиста в профессиональной деятель- ности, который определяет сформировавшееся у него отношение к ней и культуру проявления в социальной работе. Каждый социальный работник в своей профессиональной деятельности олицетворяет оп- ределенное отношение к ней и образ действий, которые характеризу- ют его как личность, и сформировавшуюся установку в социальной работе. Изменение стиля действий может иметь место при професси- ональной деформации его личности;
в) отношения специалиста к самому себе, клиенту, своей работе с ним;
г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастер- ства в процессе профессиональной деятельности социального работ- ника через:
— реализацию педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов педагогической деятельности. Педагогическая под- готовка способствует наиболее полному проявлению педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста и оказывает существенное влияние на ее результативность;
— проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непо- средственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи). Именно через педагогическую технику он реализует свой педагогический потенциал в социальной практике;
д) педагогический такт и этика в процессе социальной работы — соблюдение специалистом этических норм и выполнение правил в процессе профессиональной деятельности;
е) уровень достигаемых результатов в работе специалиста.
Общая схема проявления педагогической культуры представлена на схеме 3.
Глава 18. Педагогическая культура социального работника 259
Схема 3. Структура проявления педагогической культуры специалиста социальной сферы
Реальная жизнь показывает, что сферами проявления педагогичес- кой культуры человека являются: отношение к себе, своему совершен- ствованию, взаимодействие с другими людьми, воспитание и другие, в которых непосредственно приходится решать педагогические зада- чи. К таким сферам относятся:
—отношениексебе,самопознанию,самопроявлению(поведению) в обществе других людей (среде жизнедеятельности), самосовершен- ствованию;
— отношение к другим людям, общению, взаимодействию, взаи- мовлиянию, взаимопомощи (сфера непосредственного взаимообога- щения культур людей);
— отношение к окружающей среде, взаимодействию с ней, ее по- знанию, рациональному и целесообразному использованию в самосо- вершенствовании;
17*
260 Раздел IV. Среда и формирование личности
— отношение к семье, ее социальной роли и своей в ней, деятель- ности по ее сохранению и нравственному укреплению, развитию куль- туры семейных взаимоотношений, воспитанию детей;
— профессиональная деятельность, связанная с работой с людьми, отношениями с ними, общением, взаимодействием, взаимоотноше- ниями с коллегами, с клиентом в процессе социальной работы.
Анализ практики человека в различных средах жизнедеятельнос- ти, в том числе и специалиста социальной сферы, показывает, что среди них можно выделить наиболее типичные формы проявлений внешней педагогической культуры. К ним относятся:
— естественная, повседневная. Она имеет место у людей, для ко- торых естественность проявления в деятельности является нормой. Он одинаков в семье, в общении с сотрудниками, в работе с клиен- том;
|
— ситуативная. Она присуща людям, чье поведение имеет ситу- ативный характер. Такой человек зависит от среды и того социального статуса, который он занимает в ней: в семье, в общении с сослужив- цами, на отдыхе, в работе с различными типами клиентов и пр.
Каждый человек, как уже отмечалось выше, сформировался в ре- зультате усвоения и проявления определенной социально-педагоги- ческой культуры, в соответствии со своим возрастом и основной сферой жизнедеятельности. В повседневной жизни нередко оцени- вают общую внешнюю культуру проявления человека. При несоответ- ствии этого проявления тем критериям, которые сложились в дан- ной среде, о человеке говорят, как о невоспитанном. Другими словами, в оценке человека отмечают уровень его предшествующего воспитания.