Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов

Для выделения тех или иных аспектов, характеризующих педаго- гическую культуру специалиста социальной сферы, необходимо рас- смотреть ее структуру, основные компоненты и определить их назна- чение.

Выделяют внутреннюю и внешнюю составляющие педагогической культуры. Их обычно называют: внутренняя и внешняя культура спе- циалиста.

Внутреннюю составляющую педагогической культуры часто при- равнивают к уровню тех знаний и умений в области педагогики, ко-

Глава 18. Педагогическая культура социального работника 249

торые имеет человек. С таким подходом нельзя согласиться. Дело в том, что человек может иметь достаточно большой объем знаний и умений, но далеко не всегда пользоваться ими в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего лишь компетент- ность человека в соответствующей области. Внутренняя культура че- ловека — это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных лич- ностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Изложенное позволя- ет выделить основные составляющие внутренней культуры специа- листа социальной сферы:

а) внутреннее своеобразие личности специалиста с его индивиду- ально-психологическими и социально-педагогическими достоинства- миинедостатками—индивидуально-личностныйуровень;

б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в про- фессиональной деятельности педагогического опыта. Данную часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззрен- ческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рацио- нальный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педаго- гические знания и как усвоены социальным работником, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной дея- тельности;

в) чувственное отношение специалиста к объекту, социальной ра- боте, ее результатам, педагогическим составляющим и самосовершен- ствованию в педагогической области. Данная часть внутренней со- ставляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом. Этот ком- понент формируется, развивается и укрепляется в процессе овладения опытом социальной работы, социально-педагогической деятельности и характеризует: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объек- ту социальной работы, самой деятельности; его переживания в про- цессе социальной работы, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в знании и овладении новым для него опытом, социально-педагогической деятельности. Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение социального работника к педагоги- ческой деятельности в процессе работы,потребность в педагогичес- ком самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внут- реннюю нравственную культуру.

250 Раздел IV. Среда и формирование личности

Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются и проявляются через саму лич- ность, ее волевой компонент. Он определяется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста, его способностью ре- ализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессио- нальной деятельности.

Внешняясоставляющаяпедагогическойкультурысоциальногора- ботника — это то, что находит повседневное проявление в его отноше- нии к объекту, социальной работе, социально-педагогической дея- тельности, их результатам. Она включает:

а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогичес- кую сторону проявления специалиста как личности;

б)собственнопроявляемыепедагогическиеаспектыдеятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, по- ступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) — пове- денческий уровень педагогической культуры. Данный уровень харак- теризует повседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;

в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов - student2.ru гогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным педагогическим опытом, искусст- вом педагогической деятельности, педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его педагогической де- ятельности;

г)отношениеспециалистакобъектусоциальнойработы —уровень внешнего отношения. Он может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу, реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и результативность часто зависят от конкретных жизненных ситуаций и его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — объекту его социаль- ной работы, особенности взаимодействия с другими людьми, заинте- ресованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно характеризует проявления педагогической культуры социального пе- дагога. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является выражением его чувственного (эмоционального) уровня — внутренней педагогической культуры.

В условиях роста экономической обусловленности взаимосвязей людей в профессиональной сфере проблема отношения к объекту,

Глава 18. Педагогическая культура социального работника 251

самой социальной работе и ее результативности становится особен- но актуальной. Социальная работа является сферой преимуществен- но не коммерческой, а государственной и добровольной деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что в новых условиях нравствен- ная позиция личности социального работника приобретает особое значение как показатель его профессиональной и педагогической культуры.

По своей сути внутренняя педагогическая культура специалиста есть накопленный им социально-педагогический опыт — составная часть социальной работы и сложившееся отношение (эмоционально- чувственное) к нему; внешняя — индивидуальный стиль профессио- нальной деятельности этого же специалиста, включающий социально- педагогический компонент и отношение к ней.

В целом структура педагогической культуры специалиста пред- ставлена на схеме 1.

Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, со- ставляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы.

Прежде всего это сам специалист как человек и личность — вопло- щение реальной педагогической культуры. Именно он является ее но- сителем, и при ее оценке видят именно конкретного человека — соци- ального работника и его проявление в профессиональной деятельности.

Личный социально-педагогический опыт специалиста как основа, стержень его педагогической культуры. Он включает такие состав- ляющие, как: личность самого социального работника, его теоретичес- кий и практический опыт, личностные социально-педагогические ка- чества.

Личность специалиста. Именно через личность с ее индивиду- ально-психологическими и социальными особенностями восприни- мается теоретический и практический опыт. Личность специалис- та — это тот внутренний мир, на фоне которого происходили и происходят усвоение и накопление его личностного социально-педа- гогического опыта.

Теоретический социально-педагогический опыт — это те медицин- ские, психолого-педагогические, социальные, профессиональные зна- ния, которые необходимы специалисту для квалифицированной дея- тельности, в том числе и педагогической, так как она представляет естественную составную часть социальной работы. Психолого-педа- гогические знания лежат в основе собственно педагогической дея- тельности; медицинские и социальные — необходимый компонент,

252 Раздел IV. Среда и формирование личности

Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов - student2.ru

Схема 1. Структура педагогической культуры специалиста социальной сферы

предрасположения и предостережения, которые надо учитывать спе- циалисту; профессиональные — особенности, сферы проявления и пр. Совокупность знаний показывают то, на чем основывается действен- ность всей профессиональной деятельности специалиста социальной сферы.

Практический опыт представляет усвоенные умения и навыки — это получившая закрепление на практике реализация педагогического аспекта профессиональной деятельности специалиста социальной сферы с различными категориями клиентов, при решении тех или иных социальных проблем. По своей сути он представляет тот «капи- тал», который прошел апробацию социальным работником и может

Глава 18. Педагогическая культура социального работника 253

быть им использован в типичных ситуациях. В содержание педагоги- ческого опыта включаются:

— уровень владения специалистом искусством педагогической де- ятельности (педагогическое мастерство);

— развитие профессионально важных (с позиции педагогики) лич- ностных качеств, позволяющих специалисту наиболее полно реали- зовать педагогический аспект в процессе социальной работы в инте- ресах эффективности профессиональной деятельности.

Педагогическое мастерство складывается из уровня:

— владения специалистом педагогическими технологиями, метода- ми и методиками, средствами и приемами;

— развития у него педагогической техники: самоуправления; вер- бального и невербального, непосредственного и опосредованного воз- действия на человека; культуры общения; культуры речи.

Профессионально важные качества (с позиции профессионально- педагогической деятельности) выделяют то индивидуальное своеоб- разие специалиста, которое накладывает на него специфика профес- сиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:

Педагогическая направленность — это особенности развития Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов - student2.ru питания личности, характеризующие ее предрасположенность к педа- гогической деятельности, в том числе и в отношении людей — объек- тов социальной работы. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.

Нравственные качества — это то, что усвоено человеком и стало его отличительной чертой. К ним относятся: нормы морали, выражаю- щие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, общению, социальной работе, социально-педагогической деятельности; нравст- венные чувства: удовлетворение от повседневного проявления нравст- венности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем, социальной ра- боты, социально-педагогической деятельности, своей профессиональ- ной деятельности, нравственной по своей сути; неудовлетворение от нерешенных социальных проблем человека, несоблюдения моральных норм как самим, так и другими. Это такие нравственные чувства спе- циалиста, как долг, совесть, честь. Именно они способствуют форми- рованию нравственных привычек.

Коммуникативные (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) качества — способность быстро и правильно строить обще- ние. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом, человеком, кому нужна его помощь. Эффектив-

254 Раздел IV. Среда и формирование личности

ность его деятельности зависит от искусства его поведения с клиен- том. К коммуникативным качествам относятся:

— контактность в общении — способность входить в общение с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаимодействие. Данная способность имеет профессионально важное значение для со- циального работника;

— каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопедия», вве- денный Г.К. Лезановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику сугге- стопедийность определяется как способность специалиста к вер- бальному или невербальному доминированию в процессе социаль- ной работы с клиентом (внушение словом, интонацией или мимикой, жестами, действиями). Другими словами, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной работы с ним. Она проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения искусством общения с клиентом, убеждения, умения увлекать его, заражать идеями самореализации, поиска вариантов, побуждать к самореализации и пр.

Перцептивные, социально-перцептивные (от лат. perceptio — вос- приятие и socialis — общественный) качества — восприятие, понима- ние и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «социальная перцепция» введен американ- ским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характе- ристик стимула—объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимых ситуаций. Социально-перцептивные качества социального работника отражают его способность видеть и понимать как свое внутреннее состояние, так и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

— педагогическая наблюдательность — видение своих особеннос- тей и клиента, динамики их проявления. Для социального работника исключительно важным фактором является то, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;

— педагогическая интуиция — способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и внутреннего состояния челове- ка, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными ти- пами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных спо-

Глава 18. Педагогическая культура социального работника 255

собностей воспитателя привел Макаренко в «Педагогической поэме»:

«Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физионо- мии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предска- зать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья». Для социального работника исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и воз- можности их решения активизацией целенаправленной самореализа- ции;

— рефлексия — умение видеть себя глазами другого человека. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны помогает ему критически относиться к своему пове- дению, к тому, что и как он делает, более ответственно оценивать свою профессиональную деятельность, в том числе и педагогическую. Она позволяет осознать собственные недостатки и целенаправленно рабо- тать над собой по самосовершенствованию, понять свое состояние и волевым усилием добиваться целесообразного самоуправления в про- цессе профессиональной деятельности, общения, взаимодействия;

— педагогическое мышление — это способность социального работ- ника осознанно использовать психолого-педагогические знания в про- цессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;

— педагогическое воображение — это способность специалиста в процессе социальной работы представлять поведение свое и клиента, динамику их изменения. Оно помогает специалисту определять наи- более целесообразные поведение и способ решения социальной про- блемы клиента.

Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе получения знаний, их осмысления, накопления опыта наиболее целе- сообразного решения педагогических задач по отношению к различ- ным категориям клиентов.

Эмоциональные качества личности, характеризующие пережива- ния специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе работы с ним и оказывающие суще- ственное влияние на его профессиональную деятельность. К ним от- носятся:

— эмоциональная устойчивость — самообладание, способность к саморегуляции, позволяющая социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности. Она высту- пает важным условием эффективности деятельности социального ра-

256 Раздел IV. Среда и формирование личности

ботника, так как позволяет ему управлять своим состоянием в различ- ных ситуациях и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели;

— эмпатия — способность эмоционально отзываться на пережи- вания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, обще- ния. Специалист работает с человеком, живым существом. В этих ус- ловиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к состоянию клиента, его реальным социальным проблемам, лучше понимать его внутренний мир, пере- живания. Эмпатия, в этом случае, помогает подбирать и использовать необходимые, именно в данной ситуации, средства и приемы взаимо- действия, которые в большей степени помогут специалисту в работе с этим клиентом.

Однако следует иметь в виду, что социальный работник в большей степени имеет дело с людьми, имеющими особые нужды, сложные со- циальные проблемы, инвалидами и пр. Глубокие сопереживания ос- тавляют неизгладимый след в душе социального работника, в его эмо- циональной сфере, что нередко приводит к деформации личности (профессиональной деформации) специалиста.

Практика работы в социальной сфере показывает необходимость учета особенностей эмоциональной устойчивости и эмпатии социаль- ного работника. С этой целью рекомендуется:

Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов - student2.ru  
— проводить профессиональный отбор специалистов для работы в социальной сфере. В ней не могут участвовать чуждые эмпа-

тии. В зависимости от глубины ее выраженности определяется сфера целесообразного использования специалиста. Людям, глубоко эмпа- тичным, не рекомендуется работать с теми, кто находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает чувство сострадания. Для этой кате- гории специалистов, особенно если исход их работы может быть тра- гичным, возможны деформационные последствия;

— сопереживания специалиста в работе с клиентом должны но- сить внешне-эмоциональное проявление, не переноситься внутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет до глубины души переживать сам, то его надолго не хватит. Элемент профессионального актерства в деятельности вполне может иметь место. Он проявляется в искреннем сочувствии клиенту, реальной де- ятельности по оказанию помощи в наиболее полном решении его со- циальных проблем;

— активно учиться управлять своими чувствами и при усилении переживания уметь переключаться, снимать возрастающее эмоцио- нальное напряжение;

Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов - student2.ru Глава 18. Педагогическая культура социального работника 257

Коммуникативные

контактность в общении;

Схема 2. Структура личного социально-педагогического опыта

социального работника

— добиваться внедрения правила жизни: состояние в работе с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотруд- никами и особенно на поведение в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать в самопроявление.

Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, разви- тие его профессионально важных качеств находят проявление в его личном социально-педагогическом опыте — внутренней составляю- щей педагогической культуры этого социального работника (см. схе- му 2).

17-5887

258 Раздел IV. Среда и формирование личности

Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалис- та есть не что иное, как проявление личного опыта в индивидуальном стиле его деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности есть своеоб- разие индивидуального проявления педагогического мастерства и тех- ники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его резуль- тативность. Индивидуальный стиль педагогической деятельности со- циального работника включает:

а) проявление специалистом себя как профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности выражает себя конкретный человек;

б) нравственный идеал специалиста в профессиональной деятель- ности, который определяет сформировавшееся у него отношение к ней и культуру проявления в социальной работе. Каждый социальный работник в своей профессиональной деятельности олицетворяет оп- ределенное отношение к ней и образ действий, которые характеризу- ют его как личность, и сформировавшуюся установку в социальной работе. Изменение стиля действий может иметь место при професси- ональной деформации его личности;

в) отношения специалиста к самому себе, клиенту, своей работе с ним;

г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастер- ства в процессе профессиональной деятельности социального работ- ника через:

— реализацию педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов педагогической деятельности. Педагогическая под- готовка способствует наиболее полному проявлению педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста и оказывает существенное влияние на ее результативность;

— проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непо- средственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи). Именно через педагогическую технику он реализует свой педагогический потенциал в социальной практике;

д) педагогический такт и этика в процессе социальной работы — соблюдение специалистом этических норм и выполнение правил в процессе профессиональной деятельности;

е) уровень достигаемых результатов в работе специалиста.

Общая схема проявления педагогической культуры представлена на схеме 3.

Глава 18. Педагогическая культура социального работника 259

Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов - student2.ru

Схема 3. Структура проявления педагогической культуры специалиста социальной сферы

Реальная жизнь показывает, что сферами проявления педагогичес- кой культуры человека являются: отношение к себе, своему совершен- ствованию, взаимодействие с другими людьми, воспитание и другие, в которых непосредственно приходится решать педагогические зада- чи. К таким сферам относятся:

—отношениексебе,самопознанию,самопроявлению(поведению) в обществе других людей (среде жизнедеятельности), самосовершен- ствованию;

— отношение к другим людям, общению, взаимодействию, взаи- мовлиянию, взаимопомощи (сфера непосредственного взаимообога- щения культур людей);

— отношение к окружающей среде, взаимодействию с ней, ее по- знанию, рациональному и целесообразному использованию в самосо- вершенствовании;

17*

260 Раздел IV. Среда и формирование личности

— отношение к семье, ее социальной роли и своей в ней, деятель- ности по ее сохранению и нравственному укреплению, развитию куль- туры семейных взаимоотношений, воспитанию детей;

— профессиональная деятельность, связанная с работой с людьми, отношениями с ними, общением, взаимодействием, взаимоотноше- ниями с коллегами, с клиентом в процессе социальной работы.

Анализ практики человека в различных средах жизнедеятельнос- ти, в том числе и специалиста социальной сферы, показывает, что среди них можно выделить наиболее типичные формы проявлений внешней педагогической культуры. К ним относятся:

— естественная, повседневная. Она имеет место у людей, для ко- торых естественность проявления в деятельности является нормой. Он одинаков в семье, в общении с сотрудниками, в работе с клиен- том;

Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов - student2.ru  
— показная, или демонстрационная. Она характерна для людей, которые в определенных ситуациях стараются показать себя иными, чем являются на самом деле. Чаще всего «демонстрационная» дея- тельность у них имеет место тогда, когда они работают с людьми и результат может сказаться на их карьере, или когда они хотят из каких-либо побуждений продемонстрировать свое умение, мастерство и

— ситуативная. Она присуща людям, чье поведение имеет ситу- ативный характер. Такой человек зависит от среды и того социального статуса, который он занимает в ней: в семье, в общении с сослужив- цами, на отдыхе, в работе с различными типами клиентов и пр.

Каждый человек, как уже отмечалось выше, сформировался в ре- зультате усвоения и проявления определенной социально-педагоги- ческой культуры, в соответствии со своим возрастом и основной сферой жизнедеятельности. В повседневной жизни нередко оцени- вают общую внешнюю культуру проявления человека. При несоответ- ствии этого проявления тем критериям, которые сложились в дан- ной среде, о человеке говорят, как о невоспитанном. Другими словами, в оценке человека отмечают уровень его предшествующего воспитания.

Наши рекомендации