Особенности текста телесюжета
1. Принципы изложения новостей
Телекомпания АВС: «Точность, краткость, ясность».
Мы, «Вести – Зауралье», формулируем пусть не так афористично, но зато более детально.
Объективность. Автор не имеет права на собственную прямую оценку события или явления. Он – лишь медиатор (лат. mediator – посредник) между источником информации и зрителем. «Мое мнение никого не интересует». Факт и особенно оценочное утверждение необходимо подтвердить:
- видеорядом,
- мнением эксперта,
- свидетельством очевидца,
- ссылкой на источник информации(пусть и не названный из-за опасения ему повредить).
Свое мнение, если это уж так необходимо, автор может выразить лишь косвенно, с помощью:
- порядка представления мнений и фактов (последнее запоминается – «закон Штирлица»),
- порядка слов в предложении (инверсия),
- интонации при начитке,
- иронии.
«Безоценочный» текст, как правило, содержит минимум прилагательных и наречий. Даже безобидные, на первый взгляд, «уже» и «еще» содержат оценку – указание на ожидаемость действия. Информационный стиль предполагает использование в основном существительных и глаголов.
Олицетворенность действия. Рекомендуется избегать безличных, страдательных и возвратных конструкций; «действие закона прекращено» (страдательный залог) или «действие закона прекратилось» (глагол с возвратной частицей). Следует сообщить, кто же все-таки прекратил действие закона или хотя бы написать «закон прекратил действие». Обезличенность создает у читателя/зрителя/слушателя подсознательное недоверие к сообщению, так как не назван действующий, а значит – несущий ответственность субъект. Действительный залог звучит более энергично. При использовании страдательных и возвратных конструкций страдает динамика новостей, поскольку создается впечатление, что события происходят сами собой, у зрителя не возникает ощущения действия. Выявить «застойные» места, как и номинализации, можно с помощью «проверки образами» (закрыть глаза).
Актуальность событий. Автор по возможности должен создать у зрителя/слушателя/читателя впечатление, что события происходят в данный момент. Поэтому:
- рекомендуется везде, где возможно, использовать настоящее, а не прошедшее или будущее время;
- нежелательно использовать в тексте слово «было»: кроме прошедшего времени оно часто подразумевает и страдательный залог. Сообщение «авиакомпания прекращает полеты» звучит актуальнее и динамичнее, чем «полеты были прекращены» и даже чем «полеты будут прекращены». Лишить новость актуальности могут некоторые слова и выражения («нафталин» и «плесень»), если они стоят в начале, например, «традиционно», «10, 20 и т.п. лет назад», «очередной» и т. п.
Предельная ясность. Для ее достижения следует:
- писать короткими фразами (принцип «одна мысль – одно предложение»),
- писать разговорным языком, простыми словами, избегая наукообразных и бюрократических формулировок (принцип «пишем как говорим»),
- не всем понятные термины следует объяснять,
- в основном придерживаться прямого порядка слов в предложении: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены;
- избегать деепричастных оборотов, лучше заменить их однородными сказуемыми: вместо «комиссия, осмотрев объект, подписала акт приемки» - «комиссия осмотрела объект и подписала акт приемки»;
- причастные обороты лучше заменять сложносочиненными конструкциями: вместо «комиссия, осмотревшая объект, подписала акт приемки» - «комиссия, которая осмотрела объект, подписала акт приемки» (и все же однородные лучше),
- определения как правило ставить перед определяемым словом,
- из аббревиатур можно свободно использовать лишь те, что постоянно на слуху: УВД, ЖКХ и т. п.; сравнительно малоизвестные аббревиатуры следует хотя бы раз расшифровать; на телевидении и радио существует еще и проблема непроизносимости некоторых аббревиатур;
- избегать длинных перечислений – максимум 3 пункта (принцип «Бог троицу любит»),
- числа желательно округлять: вместо «65%» - «примерно две трети» (в последнем случае легче возникает образ), лучше вообще обходиться без чисел: лучше не «в 2005-м году», а «в прошлом году».
Логика изложения.
- Текст состоит из смысловых блоков, расположенных в соответствии с планом. Не следует перескакивать с одного блока (подтемы) на другой. Без крепкой структуры текст “провисает” и даже может развалиться.
- Сохранять причинно-следственную связь при изложении событий.
- Прямая речь героев должна быть продолжением авторского текста, не повторять его.
- Помнить о презентации (лат. praesentatio – предъявляю, представляю) – предъявлении героев, объектов и организаций, которые действуют в тексте.
3. Недвусмысленность текста
Общий принцип: «Долой все, что затрудняет понимание!»
К числу таких факторов относятся и двусмысленности. Кстати, многие из них появляются при попытках использовать метафоры.
Читка «пёрлов»:
Шумихинская земля примет боксеров.
Оказано более 3800 услуг разного характера.
Соблазнов для куртамышских школьников становится все больше. В этом году сюда пришел педагог по классу флейты.
Еще одну бронзовую награду в копилку нашей сборной Михаил Достовалов положил в жиме лежа.
Снег и гололед не по зубам курганским водителям.
Наши таможенники думают о внедрении "единого окна", когда все документы принимают и выдают в одном месте.
Вместе с зауральской спортсменкой еще раз приятные мгновения переживает Евгений Иванов.
Именно солдаты и офицеры армии Шумилова пленили фельдмаршала Паулюса.
Они торжественно поклялись в любви и оформили отношения на глазах у всех.
На звание лучшей городской клумбы претендуют около сотни челябинцев.
Уже в следующем учебном году у зауральского ручного мяча появится второе дыхание.
Константин Носилов зимовал в зимовьях на Полярном Урале.
Ужесточились меры по распитию пива в общественных местах.
была обговорена проблема допинг-контроля и засуживания наших спортсменов на соревнованиях в Пекине.
5. Самопроверка текста репортером – главные вопросы.
Спросите самого себя:
- Заставляет ли история работать чувства: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус?
- Ощущается ли драма?
- Нужна ли дополнительная репортерская работа? Все ли факты проверены?
- Могу ли я что-то написать:
- проще?
- яснее?
- изящнее?
- точнее?
- короче?