Повреждениями и дефектами опорно-двигательного
аппарата».
1. Дайте характеристику трех групп инвалидов с детства.
2. Охарактеризуйте группу инвалидов с нарушениями ОДА,
приобретенными во взрослом возрасте.
3. Понятие об ампутации и экзартикуляции?
4. Задачи и методика физической реабилитации в ранний
послеоперационный период после ампутации?
5. Охарактеризуйте задачу и методику реабилитации в пе
риод подготовки к протезированию.
6. Особенности методики физической реабилитации при
ампутации верхних и нижних конечностей в период под
готовки к протезированию?
7. Задачи и методики физической реабилитации в период
овладения протезом (для верхних и нижних конечнос
тей)?
8. Расскажите о применении физиотерапии после ампута
ции конечностей?
9. Раскройте понятие «полимиелит» и расскажите о перио
дах болезни.
10. Противопоказания к применению ЛФК и массажа в пре-
паралитический и паралитический периоды?
11. Задачи и методика физической реабилитации в восста
новительный период в зависимости от преимуществен
ного поражения верхних или нижних конечностей?
12. Значение и методика гидрокинезотерапии при полимие
лите?
Раздел 10, глава 4. «Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта».
1. Понятие об олигофрении и ее этиологии?
2. Классификация олигофрении?
3. Раскройте особенности психомоторики детей олигофре
нов?
4. Особенности физических качеств олигофренов?
5. Задачи физической реабилитации инвалидов с пораже
ниями ЦНС?
6. Особенности методики и применяемых средств при реа
билитации детей олигофренов?
Раздел 10, глава 5. «Реабилитация инвалидов с сенсорными нарушениями».
1. Расскажите о существующих видах больных с наруше
ниями слуха и охарактеризуйте их.
2. Задачи и методики физической реабилитации инвали
дов с нарушениями слуха?
3. Расскажите о врожденных и приобретенных нарушени
ях зрения.
4. Виды нарушения зрения, их влияние на весь организм?
5. Группы физических упражнений для слабовидящих и
слепых?
6. Формы занятий физическими упражнениями для сла
бовидящих и слепых в школе и в семье?
7. Задачи и методики ЛФК для детей-инвалидов по зре
нию?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Басков А.В. Современные основы реабилитации больных с
повреждениями спинного мозга // Материалы I Учредитель
ной научно-практической конференции «Спинной мозг». М.,
2002. С.2-5.
2. Бирюков А.А. Лечебный массаж. М.: Советский спорт. 2000.
С. 293.
3. Бубновский СМ. Руководство по кинезитерапии дорзопа-
тий и грыжи позвоночника. М.: МАКС-ПРЕСС — 2002. С.
100.
4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура / Учебное
пособие для вузов. М.: Издат. дом «ГЭОТААМЕД», 2002.
С. 560.
5. Древинг Е.Ф. Травматология (Методика занятий физичес
кой культурой) М.: изд-во «Познавательная книга плюс»,
2002.С. 224.
6. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников
(при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие
для инструкторов ЛФК, воспитателей и родителей. М.: Про
свещение, 2003. С. 112.
7. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов ин-
тов физ. культ. / Под ред. проф. Попова С.Н. М.: ФиС,
1988. С. 270.
8. Лечебная физическая культура. Справочник / Под ред. проф.
Епифанова В.А. М.: Медицина, 2001. С. 592.
9. Учебник инструктора по лечебной физической культуре для
ин-тов физ. культ. / Под ред. проф. Провосудова В.П. М.:
ФиС, 1980, С. 470.
10. Физическая реабилитация. Учебник для студентов акаде-
мий и ин-тов физ. культ. / Под ред. проф. Попова С.Н.Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 605.
Дополнительная
Х.Велитчежо В.К. Физкультура для ослабленных детей. Методическое пособие. М.: ТЕРА-СПОРТ, 2003. С. 336.
2. Волков В.К., Цикулин Л.Е. Лечение и реабилитация боль
ных гипертонической болезнью в условиях поликлиники.
М.: Медицина, 1989. С. 256.
3. Гортфельд С.А., РогачеваЕ.И. Лечебная физическая куль
тура и массаж детей при детском церебральном параличе.
Л.: Медицина, 1986. С. 176.
4. Гукасова Н.А. Реабилитация детей со сколиозом. Учебное
пособие. Российская медицинская академия последиплом
ного образования. М., 1998. С. 37.
5. Демидето Т.Д. Реабилитация при церебро-васкулярной-
патологии. Л.: Медицина, 1989. С. 208.
6. Иванова Г.Е., Полнев Б.А. Реабилитация больных остео
хондрозом позвоночника (Руководство). М.: РАСМ, 1997.
С. 145.
7. Каптелин А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии травма
тологии. М.: Медицина, 1989. С. 208.
8. Карепов Г.В. ЛФК и физиотерапия в системе реабилита
ции больных травматической болезнью спинного мозга.
Киев: Здоров'я, 1991. С. 184.
9. Коган О.Г., Майдин В.Л. Медицинская реабилитация в не
врологии и нейрохирургии. М.: Медицина, 1988. С. 304.
10. Козырева О.В. Игры, которые нравятся дошкольникам (Ав
торская программа оздоровително-развивающих игр для
детей дошкольного возраста), М.: РИЦМГИУ, 2002. С. 40.
11. ЛФК в системе медицинской реабилитации / Под ред. проф.
Каптелина А.Ф.и Лебедевой И.П. М.: Медицина, 1995.
С. 98.
12. Мошков В.Н. Общие основы лечебной физической культу
ры. М.: Медицина, 1954.
13. Реабилитация больных после аортокоронарного шунтиро-
вания. Методические рекомендации (лечебно-оздоровительное объединение Совета министров СССР) / Составитель Громова Г.В. и др. М., 1991. С. 26.
14. Реабилитация больных с некоторыми заболеваниями и по
вреждениями кисти; Сб. научных трудов Горьковского НИИ
травматологии и ортопедии / Под. ред. Азолова В.В. Горь
кий, 1987. С. 207.
15. Семенова К. А. Методические рекомендации по лечебной
физкультуре, массажу и ортопедическому режиму для де
тей с церебральными параличами. М., 1978. С. 54.
16. Транквиллитати А.Н. Восстановить здоровье. — М.: ФиС
1999. С. 254.
17. Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкуль
туре. М.: Медицина, 1983. С. 360.
18. Шакиров А.Г. ЛФК при заболеваниях суставов и остеохон
дрозе у спортсменов (методические рекомендации) М.:
Изд-во Высшая школа, 1982. С. 26.
19. Юмашев Г.С, Ренкер К.И. Основы реабилитации. М.: Ме
дицина, 1973.
• •*•»•••** t ••■••••••««•»•**•»•••«••»• tt»tt»»t****«**M>*»M**Mtt«*«»«
ПРИЛОЖЕНИЯ
• •••M***t •••••#•••#»»•••••*••••••»»*••••••••• !••••••• t*»MMM*«t«(lt*
Приложение
Примерный комплекс специальных физических упражнений при вывихе локтевого сустава во 2-м периоде
№ | Исходное | Содержание | Кол-во | Методические |
п/п | положение | упражнений | повторений | указания |
Сидя на стуле, руки | 1 — согнуть | 8-12 | Дыхание | |
на столе | пальцы кисти, | произвольное | ||
2 — разогнуть | ||||
То же, под пред- | 1 — скользя | 5-6 | Движение | |
плечье подведена | предплечьем, со- | строго вперед | ||
скользящая | гнуть руку в лок- | (от себя) | ||
поверхность | тевом суставе, | |||
2 — разогнуть | ||||
Тоже | 1 — согнуть | 8-10 | Выполнять | |
кисть, | одновременно | |||
2 — разогнуть | правой и левой | |||
и попеременно | ||||
Основная часть | ||||
То же, плечо на | 1 — согнуть | 6-8 | Кистью здоро- | |
столе, предплечье | предплечье, | вой руки под- | ||
направлено | 2 — разогнуть | держивать | ||
вертикально вверх | предплечье | предплечье | ||
поврежденной | ||||
То же, руки на | 1 — супиниро- | 8-10 | Стараться кос- | |
столе | вать предплечье, | нуться ладо- | ||
2 — пронировать | нью и тыльной | |||
поверхностью | ||||
кисти стола | ||||
То же, пальцы в | 1 — согнуть руки | 6-8 | Кисти от стола | |
«замок» | в локтевых сус- | не отрывать | ||
тавах, | ||||
2 — разогнуть |
Окончание приложения 1
Сидя на стуле, руки | Попеременное | 4—5 | Давить 2—3 с | |
на столе | давление каж- | каж- | каждым | |
дым пальцем | дым | пальцем | ||
кисти на поверх- | паль- | |||
ность стола | цем | |||
Сидя на стуле, руки | 1—4 вращатель- | 1-2 | Выполнять с | |
на столе, плечи на | ных движений в | раза | максимально | |
поверхности стола, | лучезапястных | возможной | ||
предплечья | суставах по часо- | амплитудой, | ||
направлены вверх | вой стрелке | но без боли | ||
5—8 — против | ||||
часовой | ||||
Сидя поперек сту- | Качательные, | 10-12 | Амплитуда | |
ла, плечо повреж- | маятникообраз- | небольшая, не | ||
Q | денной руки на спи- | ные движения со | должно быть | |
У | нке стула, предпле- | сгибанием и | неприятных | |
чье свисает вниз. | разгибанием в | ощущений | ||
локтевом суставе | ||||
Тоже | 1 — развернуть | 10-12 | Можно | |
предплечье | выполнять с | |||
кнаружи, | предметом, | |||
2 — развернуть | например с | |||
предплечье | мячиком в | |||
кнутри | кулаке | |||
Заключительная часть | ||||
Сидя на стуле, руки | 1—4 — сжать | 3-4 | Удерживать | |
на столе | пальцы кисти в | пальцы в. | ||
кулак, 5—8 — | кулаке 3—4 с | |||
расслабить | ||||
мышцы кисти, | ||||
предплечья | ||||
Тоже | 1 — развести | 6-8 | Не сгибать и | |
пальцы кисти, | не разгибать | |||
2 — соединить | кисть | |||
пальцы | ||||
То же, локоть | 1 — разогнуть | 6-8 | Разгибать до | |
поврежденной руки | предплечье, | появления | ||
на поверхности | 2—10 — удер- | первой легкой | ||
стола | жать в макси- | боли | ||
мально разогну- | ||||
том положении |
Приложение 2
Примерный комплекс упражнений при компрессионном переломе позвоночника во втором периоде (по П.В. Юрьеву, 1980) Исходное положение лежа на спине:
1. Руки вдоль тела. Руки через стороны поднять вверх, потянуть
ся 5—6 раз.
2. Руки на пояс. Тыльное и подошвенное сгибание в голеностоп
ных суставах (10—15 раз).
3. Хват руками за спинку кровати. Одновременное сгибание ног в
коленных суставах, скользя ступнями по постели. При разгибании —
тыльное сгибание в голеностопных суставах (8—10 раз).
4. Руки согнуты в локтевых суставах, предплечья и кисти пер
пендикулярны к плоскости постели. Опираясь на голову, плечи и ло
патки, прогнуться в грудном отделе позвоночного столба (таз не под
нимать). Удержать это положение 10—15 с (3—4 раза).
5. Хват руками за края кровати. Имитация ногами езды на вело
сипеде, ноги поднимать не выше 45° (12—20 раз),
6. Спокойное глубокое дыхание и расслабление мышц. Отдых.
Лежа на животе:
7. Руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на кисти и пред
плечья, поднять голову и плечи. Удерживать это положение 10—15 с
(4—6 раз).
8. Руки вдоль тела. Согнуть ногу в коленном суставе (стопа в
положении тыльного сгибания). Выпрямляя ее, приподнять с посте
ли и медленно опустить, поставив стопу на пальцы. Каждой ногой
6—8 раз.
9. Руки к плечам. Приподнять голову, плечи и верхнюю часть
туловища, соединить лопатки. Удержать это положение 10—15 с, 4—
6 раз.
10. Руками взяться за вертикальные стойки спинки кровати. При
поднять прямые ноги. Движения, имитирующие плавание стилем
«кроль». Каждой ногой 10—15 раз.
Лежа на спине:
11. Спокойное глубокое дыхание и расслабление мышц. Отдых.
12. Хват руками за края кровати. Приподнять прямую ногу до
угла 45° к плоскости постели (стопа в положении тыльного сгиба
ния). «Написать» в воздухе пяткой цифры от 1 до 6 (каждой ногой 2—
4 раза).
13. Руки на пояс, голову приподнять от постели, следить, чтобы
таз и ноги оставались неподвижными (6—8 раз).
14. Руки вдоль тела. Одновременно сгибать правую ногу в ко-
ленном суставе, отрывая стопу от постели (носок на себя), и левую руку в локтевом суставе (10—12 раз). То же левой ногой и правой рукой.
15. Руки согнуты в локтевых суставах, ноги — в коленных. Опи
раясь на голову, плечи и стопы ног, приподнять таз и выпрямленную
ногу (каждой ногой 3—5 раз).
16. Руки вверх с одновременным отведением прямой ноги (каж
дой ногой 4—5 раз).
17. Хват руками за спинку кровати с боков. Поднять прямые ноги
(носки на себя), развести, свести и медленно опустить, расслабляя
мышцы.
18. Спокойное дыхание, расслабление мышц. Отдых.
Лежа на животе:
19. Руки вдоль тела. Приподнять голову, плечи и верхнюю часть
туловища. Задержаться в этом положении, меняя исходное положе
ние рук: к плечам, за голову, вверх и в стороны (4—6 раз).
20. Руки к плечам. Приподнять голову, плечи, верхнюю часть
туловища и ногу (каждой ногой 6—8 раз).
21. Хват руками за спинку кровати сбоку, ноги согнуты в колен
ных суставах, голени перпендикулярны к плоскости постели. Пооче
редное максимальное приподнимание ног, не разгибая их в коленных
суставах (каждой ногой 6—8 раз).
22. Руки согнуты в локтевых суставах. Приподнять голову, пле
чи и верхнюю часть туловища. Удерживая это положение, руками
производить движения, имитирующие плавание брассом.
23. Руки вверх — в стороны. Приподнять от постели руки, туло
вище и обе ноги («ласточка»). Удерживать это положение 10—20 с, а
в последней попытке — максимальное время В последующие дни
добавлять по 5—10 с (6—8 раз).
24. Спокойное дыхание. Расслабить мышцы спины. Отдых.
Лежа на спине:
25. Ноги согнуть в коленных суставах, опираясь стопами о по
стель. Свободные движения ногами вправо и влево (6—8 раз).
26. Повороты головы в стороны (в каждую — 4—6 раз).
27. Руки вдоль тела ладонями вверх. Упражнение на внимание
и координацию движений: 1 — левую кисть к плечу; 2 — то же
правой; 3 — левую руку вверх; 4 — то же правой; 5 — левую вниз;
6 — то же правой. Постоянно ускоряя темп, повторить 4—6 раз.
После окончания занятий произвести обтирание тела влажным по
лотенцем.
Приложение 3