В средних учебных заведениях большее значение придается методическим умениям. Преподавательские должности рассматриваются в первую очередь как педагогические.
Решая эти задачи, педагог ищет и прогнозирует будущее, выбирает варианты, раскрывает проекцию изучаемого или предстоящей деятельности на личность студента. В одних случаях поиск может быть сведен к перебору уже известных вариантов и их приспособлению к условиям создавшейся ситуации. Тогда творческий элемент в поиске не столь значителен. В других случаях известные подходы не дают оптимальных решений, и тогда возникает потребность в подлинно творческом поиске. В обоих случаях педагог использует и развивает общепедагогические умения, выделенные И.В. Кузьминой, А.К. Марковой и рядом других исследователей. Рассмотрим кратко их содержание.
Конструктивные и близкие к ним прогностические и проектировочные умения, которые позволяют объединять умения отбирать тот или иной учебный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями учебно-воспитательного процесса, проектировать формирование личности будущего специалиста, отбирать необходимые для этого научно-педагогические средства, обеспечивающие достижения запланированных результатов.
Коммуникативные умения, как правило, служат установлению правильных взаимоотношений педагога и обучающегося, обеспечивают необходимую для восприятия учебного материала комфортность и эффективность педагогического общения, открывают возможности для взаимопонимания и сотрудничества занятых в учебном процессе студентов и педагогов.
Гностические умения помогают использовать научно-учебную литературу, изучать опыт передовиков и анализировать свой собственный.
Организовать обучающихся на различные виды деятельности, направить их активность в соответствии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса позволяют организаторские умения. Они включают в себя: умения поставить цели деятельности; довести их до обучающихся или побудить их выдвинуть цели; содействовать распределению ролей; стимулировать, контролировать и корректировать деятельность обучающихся.
В то же время выделяют и прикладные умения, связанные с реализацией художественных, спортивных и иных способностей педагога, а также с требованиями профессиональной работы.
Важны для педагогического анализа и коррекции также рефлексивные умения, которые вырабатывают у преподавателя способности видеть себя со стороны, анализировать и оценивать свою работу, выявлять и исправлять ошибки, недочеты, осознавать и закреплять достигнутые успехи.
Наиболее полное описание педагогических умений приведено в работе А.К. Марковой, где она выделяет десять групп педагогических умений[86, с. 18–71]:
Связанные с формированием и постановкой педагогических задач, их конкретизацией и предвидением результатов их решения;
Работать с содержанием учебного материала и его интерпретировать, осуществлять межпредметные связи, учитывать возможности и возможные затруднения обучающихся;
Владение психолого-педагогическими знаниями и их практическим применением;
Знание приемов постановки и решения коммуникативных задач;
Владение приемами достижения продуктивности общения;
6) реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочение позитивной «Я-концепции»;
Осознание перспективы своего профессионального роста;
Умение охарактеризовать полученные обучающимися знания, определять научаемость, стимулировать стремление к самообразованию и самообучению;
Умение оценивать воспитанность студентов и школьников;
Умение интегрально оценивать свой труд, свой профессионализм.
Для решения творческих задач педагогу необходимо овладеть комплексом специфических для творческой деятельности мыслительных умений, представляющих собой возможность видеть проблему и соотносить с ней фактический материал (проблемное видение); умение вскрыть взаимосвязь проблем, т. е. видеть данную проблему как составную часть более общей; умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах, выдвинуть гипотезу и осуществить мысленное упреждение действий; умение пользоваться аналогией и переносом, комбинировать новые события известных элементов, искать альтернативу возникающемуся решению и т. д.
Все, кто так или иначе приобщен к творчеству, знают, насколько нелегок этот труд. Он требует полной самоотдачи, настойчивости, он сопряжен с риском, далеко не сразу приводит к успеху, нередко связан с тупиками, неудачами, кризисами. Вот почему для осуществления продуктивной, творческой деятельности педагогу необходимы такие нравственно-волевые качества, такие черты характера, как принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, четкость, трудолюбие, терпимость, аккуратность, настойчивость, последовательность и др. Только систематическое обогащение знаниями, развитие в поисковой деятельности творческих умений и навыков формируют способности, вырабатывают опыт, порождают качества личности, необходимые преподавателю.
Преподавателю психологии особенно необходимо быть исследователем, потому, что психология как наука изучает человека, его внутренний мир и поведение. Уникальность психологической науки определяется по меньшей мере тремя позициями.
Во-первых, психология представляет собой науку о самом сложном, что пока известно человечеству. Она изучает психику, представляющую собой свойства самой высокоорганизованной материи.
Во-вторых, в психологии сливаются объект познания, только в психологии мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.
В-третьих, особенность психологической науки проявляется в ее уникальных следствиях. Методы психологических исследований позволяют человеку не только познать себя, но и позволяют понять окружающих его индивидов, в той или иной мере воздействовать на них.
Рассматривая специфику психологической науки, важно не только отметить ее уникальное место в ряду других наук о человеке, но обозначить ее отличия от житейской психологии, которые проявляются в житейских психологических знаниях – конкретных и ситуативных:
а) научные знания носят обобщенный характер, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Житейские и научные понятия часто совпадают по внешней форме, однако содержание этих понятий различно. Контекстом в научной психологии выступает та или иная психологическая школа. Контекстом же житейских понятий является жизненный опыт конкретного человека;
Б) житейские психологические знания носят интуитивный характер, способом их получения является опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Обычно способом их приобретения выступает выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий. При этом следует заметить, что выдвижению предшествуют жизненные наблюдения людей, их стихийно складывающиеся знания о тех или иных явлениях, поведении людей;
В) способы передачи знаний житейской психологии весьма ограничены. Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, мало ориентируясь на опыт предшествующих поколений, и на каких-то возрастных этапах (в молодости в основном) и вовсе отрицая его. В научной же психологии знания кристаллизуются в понятиях и законах, преподаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и научной направленности исследовательской деятельности психолога-ученого;
Г) методы получения знаний в житейской психологии ограничиваются наблюдениями. В то же время в научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Активность экспериментатора значительно превышает активность наблюдателя. Она заключается в создании специальных условий, вызывающих интересующие явления и вскрывающих возможность его преобразования;
Д) в научной психологии накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями психологии, что позволяет системно познать психологическую реальность. В житейской же психологии отсутствует отраслевая структура психологического знания.
Говоря о взаимосвязи житейской и научной психологии следует отметить, что она появилась значительно раньше научной и по сути явилась первым этапом ее становления. Научная психология опирается на психологический житейский опыт, извлекает из него свои задачи и проверяется опять же практическим житейским опытом.
В связи с отмеченным следует подчеркнуть, что преподавание психологии осуществляется как психологами, так и педагогами. Но все они в той или иной мере пришли в психологическую науку по желанию заниматься психологией на научной основе, опять же основываясь на житейской психологии, и имея определенные интуитивные склонности характера к занятию психологической наукой. В связи с этим особенно актуальной становится задача педагогической подготовки психологов, а для педагогов важной становится психологическая подготовка. Кто лучше сможет преподавать? Это далеко не простой вопрос. Очевидное преимущество психолога заключается в глубоком знании предмета, однако ему порой не достает педагогической и методической подготовленности к преподавательской деятельности. Педагог же, наоборот, не имеет столь глубоких знаний по психологии, как психолог, однако у него есть очевидное преимущество с точки зрения методической подготовленности, он умеет педагогически грамотно отобрать учебный материал и обучить ему студентов и учащихся.
Таким образом нельзя дать однозначный ответ на поставленный вопрос «кто лучше?»…
В связи с этим очень важно, чтобы психолог был педагогически образованным, для чего необходимы педагогические и методические знания, умения и навыки. Распространенное «житейское» мнение о том, что знания соответствующей научной дисциплины достаточны, чтобы преподавать ее, далеко не всегда является оправданным. В случаях, когда психологию преподают преподаватели других предметов, необходимо повышать их психологическую, педагогическую и методическую квалификацию.
Нам представляется, что профессиональная квалификация научно-педагогических работников вузов, как правило, определяется:
• базовым профессиональным образованием;
• ученой степенью кандидата и доктора наук;
• ученым званием доцента и профессора;
• научной работой, отражаемой в количестве и качестве научных публикаций;
• педагогической работой, определяемой объемом времени трудового стажа, научно-педагогической деятельности.
Для преподавания психологии в высших учебных заведениях важно иметь базовое психологическое образование, которое определяет содержание и уровень профессиональной подготовки преподавателя.
Повышение квалификации научно-педагогических работников проводится не реже одного раза за пять лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров путем:
• обучения в системе научно-практических семинаров;
• прохождения стажировок по практической деятельности;
• подготовки и защиты диссертаций;
• участия в работе научно-теоретических и практических семинаров;
• использования других видов и форм повышения квалификации[155, с. 71].
В то же время следует отметить, что творчеству нельзя обучать в прямом смысле слова, как обучают математике, физике, юриспруденции или какому-либо ремеслу. Но все данные науки и житейского опыта свидетельствуют, что развивать творческие качества вообще и психолого-педагогические, в частно-сти, можно через создание стимулирующих творчество условий и включение человека в ситуации, требующие новых, нетривиальных подходов и решений.
В механизмах творчества особую роль играет взаимодействие логических и интуитивных элементов деятельности. Нам представляется, что сегодня мы сильно преувеличиваем значение логических элементов в ущерб интуитивным, гипертрофируем мировоззренческое и интеллектуальное начало в образовании. Но пока логический компонент, логическая составляющая педагогики далеки от совершенства, что мы уже отмечали выше. Наверное, самый увлекательный процесс – формирование личности, столь глубоко и вдохновенно раскрытый А.С. Макаренко, С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили в учебных пособиях по педагогике, кажется нам скучным, а нередко и лишенным внутренней логики. Видимо поэтому так мало педагогов-новаторов на количество обучающихся в средних и высших учебных заведениях.
В связи с этим актуальным становится положение о преобразовании педагогического значения, выделения в нем инвариантного и вариативного, общего и специфического, синтезирования дедуктивной системы изложения педагогической науки, выстраивания логики использования средств, методов и приемов обучения и воспитания. В то же время целесообразно представить живое, творческое изложение реальных процессов с их конфликтами, трудностями и навыками.
Для совершенствования педагогической логики очень полезно бывают находки, обобщенные в теории оптимизации (Ю.К. Бабанс-кий, М.М. Поташник и др.) и, в частности, алгоритмы оптимального выбора целей, содержания, методов, форм обучения и воспитания, процедуры оптимизации структуры учебно-воспитательного процесса.
Однако даже самой совершенной логики в педагогическом процессе бывает недостаточно. В практической педагогической деятельности, особенно творческой, огромную роль играют также интегративные личностные качества, как педагогическая интуиция, способность и готовность к импровизации, педагогический артистизм. Именно через эти три составляющие срабатывают на практике и знание теории (идеи, законов, принципов, подходов и т. д.), и педагогические умения и навыки.
Что же именно составляет педагогическую интуицию? При изучении опыта мастеров педагогического труда бросается в глаза такая черта их деятельности, как свернутость и непосредственность усмотрения педагогического решения. Никто из них, как правило, не применяет пошаговой, поэтапной методики постановки целей, отбора содержания, выбора форм и методов педагогического процента, не использует в развернутом виде алгоритм оптимального выбора. Этот факт не умаляет большой положительной роли теории и методики оптимизации учебно-воспитательного процесса, позволяющей разумно и экономно, применительно к конкретным условиям вести поиск оптимальных решений.
Все дело в том, что у мастеров процедура решения оказывается свернутой, единой, вырабатывается своеобразное педагогическое чутье, умение угадать, без рассуждений определить основное звено, главную цель, пути ее достижения. Интуиция мастера принципиально отличается от интуиции начинающего или просто неумелого педагога. И дело не только в умении быстро и точно найти верное решение, но и возможности его развернуть и обосновать, что проявляется более явственно не при проектировании и планировании определенного этапа педагогического процесса, а при анализе уже пройденных этапов работы и особенно в возражениях против необыкновенной критики.
В педагогической литературе можно встретить призывы к педагогам о переходе от интуитивного подхода к научно обоснованному. При этом противопоставление интуиции научному обоснованию опирается на представление об интуиционном подходе как о стихийном, случайном выборе, в то время как научный подход понимается как предельно логичный, при котором четко, осмысленно и обоснованно каждое решение и действие.
Нам представляется, что при современном развитии закономерностей мышления нельзя не считаться с интуитивной деятельностью и принятием решений педагогом. Это особенно актуально потому, что педагог чаще всего работает в условиях неполной информации, многозначности и вариативно-сти определяющих педагогическую ситуацию факторов, директив времени для принятия решения. Все это, в той или иной мере, и определяет необходимость изучения и использования интуитивного начала в работе педагога.
Большинство исследователей указывают на отличительные особенности интуиции, как непосредственность в усмотрении решения при отсутствии познавательного посредника, как фиксация невыводных моментов в рассуждении, т. е. внезапность, озарение при появлении решения, взаимодействие с неосознанным в мышлении, особая роль образа и эмоций как регулятора, «фона» интуитивных решений, как механизма предвидения. По данным С.А. Гильма-нова[29], обнаружилась явная зависимость количества верных решений от уровня интуиции педагога. Но следует подчеркнуть, что к интуитивному решению педагог приходит только тогда, когда у него для этого есть определенный интеллект. Интеллектуальные качества имеют огромное значение в любой деятельности, но особое место они занимают в педагогической работе. «Умный человек» – одно из характерных определений, которые дают студенты своим педагогам, которых они уважают. В связи с этим очень примечательно высказывание В.Н. Дружинина: «Нет успешного психолога без высокого интеллекта»[44, с. 33]. Неясность мысли преподавателя приводит к туманности его речи и, как следствие, к непониманию со стороны студентов. Неправильно поступают те преподаватели, которые пытаются скрыть бедность мысли за наукообразными и красивыми формулировками неопределенного содержания.
Вторым направлениям развития педагогической интуиции может выступать усиление интегративного подхода при изучении теории путем чтения обобщающих проблемных лекций при значительном сокращении лекций функционально-тематического характера и на основе разработки и использования приемов целостного подхода к анализу педагогической ситуации.
В последующем немаловажную роль играют система учебных упражнений, учебной тренировки при изучении всего цикла психолого-педагогических, социальных и специальных дисциплин, требующих на первых этапах детального обоснования принимаемых решений и предлагаемых действий, а в последующем – быстрого принятия решений и менее детальных обоснований. В систему входят упражнения на стимулирование образности мышления, подбором факторов, эмоциональной отзывчивости, прогнозирования поведения и т. д.
Неплохо работают в этом отношении «неоконченные» задачи, задания на использование «подсказки», различные «конкурсы идей», коллективные «мозговые атаки». Преподаватели просят студентов оценить ряд педагогических ситуаций, изложить решения, а потом проводится совместный анализ, стимулирующий педагогическую рефлексию: что чувствовал, на что ориентировался, «как видел» ситуацию, проводил ли мысленный эксперимент и т. д. Для проведения подобной работы разработаны специальные пособия[9; 29].
Но чаще всего интуиция развивается практикой, если принятие решения анализируются, оцениваются, вскрываются ошибки, т. е. осуществляется то, что именуется педагогической рефлексией.
Рождение идеи оригинального педагогического решения, разработка замысла, его инструментовка представляют собой основное содержание творческой деятельности педагога на этапе проектирования. В живом процессе общения, когда педагог живет, действует вместе со своими подопечными, находится еще один эпицентр творчества. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, как правило, необходимы энергия, терпение, изобретательность, а не ожидание изменения ситуации; здесь требуется особой быстроты реакция, находчивость, раскованность, артистизм, своего рода экспромтность принимаемых решений.
Добротное проектирование и планирование представляют собой основные предпосылки успеха, но добиваться его приходится каждый раз заново. Без выдумки и вдохновения, настойчивости и дерзания никакой проект не воплотится в живое творческое дело. Способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции называется педагогической импровизацией.
Импровизационный момент, сиюминутное творчество, рождающиеся непосредственно во время общения с обучающимися, есть способ воплощения задуманного. Это непосредственная, не спровоцированная, естественная, органически присущая учебно-воспитательному процессу импровизация придает общению живой интерес и ведет к достижению поставленной цели.
В педагогическом арсенале имеется и другой вид импровизации. Он связан с несовпадением запланированного и реального. Педагогу всегда приходится встречаться с ситуацией, когда по ходу необходимо изменять намеченный план действий в зависимости от сложившейся обстановки, содержания полученных ответов, допущенных ошибок, эмоционального настроя коллектива аудитории и т. д. В этом случае всегда выручает импровизация, быстрое решение, экспромт.
Следует подчеркнуть, что импровизация не возникает из ничего. Удачная импровизация возможна только на хорошо подготовленной почве, на основе предвидения, основанного на знании законов и тенденций, той или иной обоснованной гипотезы. В связи с этим В.А. Сухомлинский интересно подметил, что «… такое предвидение, изучение зависимостей многих факторов и закономерностей педагогического процесса позволяет подлинному мастеру мгновенно изменить план»[152; т. 3, с. 196].
Во всех случаях совпадение и несовпадение запланированного и реального является основанием для размышления, материалом для совершенствования, для корректировки деятельности.
Природа педагогической импровизации и ее вида недостаточно изучены, однако можно предположить несколько вариантов ее возникновения, в зависимости от источника.
Один из вариантов педагогической импровизации связан с тем, что в процессе творческого изложения материала, живого общения педагогу приходят в голову неожиданные решения, аналоги, сравнения, образцы. Он усматривает такие зависимости и особенные ситуации в материале, которые ранее оставались для него скрытыми, не были им учтены. На этой основе он иногда на ходу совершает перекомпоновку материала, совершенствует структуру изложения и манеру общения. Источник данного вида импровизации связан с личностью педагога, его эрудицией, свободной ориентацией в изучаемых проблемах, гибкостью мышления, находчивостью.
Другой вариант импровизации связан с самокритикой, идущей параллельно с самой деятельностью. Педагог как бы смотрит на себя, на ход и результаты своей деятельности со стороны, переживает эффект успеха или неудачу, ищет возможности исправить недостатки, ликвидировать возникшие проблемы.
Психологические механизмы педагогической импровизации связаны с интуицией, с взаимодействием сознательных и подсознательных механизмов творческой деятельности. Готовясь к занятиям, в дефиците времени, педагог довольствуется теми решениями, которые он способен найти сразу. При этом, имея установку на подсознательном уровне, у него продолжаются мыслительные поиски. В процессе этой деятельности, как бы неожиданно, в обстановке эмоционального подъема выделяются творческие решения в форме педагогического «озарения», в то же время на деле являющимися результатом большого творческого труда. Надо подчеркнуть, что подобные механизмы по-разному работают у различных педагогов. Одним импровизация дается легко, другим – труднее. Но во всех случаях это связано со способностями, социальным и педагогическим опытом, типом нервной системы, творческой интуитивной находчивостью педагога.
От преподавателя часто ждут «интересного» и даже «артистического» изложения учебного материала. Вместе с тем актер и педагог работают в обстановке публичности, им необходимо в чем-то убедить аудиторию, заразить и увлечь тех, с кем проводится работа. Артистизм представляет собой умения педагога действовать выразительно, убедительно, уметь выразить в речи, в мимике и жесте, во всем своем облике отношения и оценки, если необходимо, то перевоплощаться, легко «входить в образ», быть внешне привлекательным, обладать «визуальностью». В то же время, студенты самым важным качеством» у преподавателя психологии отмечают «остроумие и веселый нрав». Но вот что писал по этому поводу С.И. Гессен: «Ораторское искусство профессора заключается не в легкости и отдаленности стиля его речи, но и в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства и оттенки развиваемой им мысли. Поэтому внешняя шероховатость речи, поскольку она есть выражение борения мысли со словом, составляет часто подлинную прелесть научной речи. конечно, некоторый минимум выразительных средств необходим для преподавателя научного курса…»[28, с. 311, 448].
В развитие подобной мысли интересно высказывание Г. Селье: «Характерно, что неумеренная красивость речи является недостатком научной лекции, поскольку отвлекает внимание слушателей от сути объясняемого»[139, с. 349].
При этом нельзя отрицать факт влияния особенностей речи преподавателя на эффективность обучения. Умения ставить логические ударения, делать необходимые и уместные паузы, четкая и ясная дикция чрезвычайно важны для педагогической деятельности. Такие недостатки речи преподавателя, как слишком высокая скорость изложения, неправильная дикция, способствуют формированию пренебрежительной, а иногда и негативной установки у студентов. Однако почти все эти недостатки могут быть исправлены путем систематических упражнений и тренировок.
В педагогической деятельности нет зрителей, как это бывает у артистов, а есть участники. Педагогу невозможно спрятаться за чужой маской, у него нет суфлера и режиссера. Он должен быть всегда интересным и не впадать в нарочитость, актерствование.
Таким образом, мы попытались выделить общие черты, вбирающие в себя понятие «творческий стиль деятельности». Для творческого стиля деятельности характерны прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный и оригинальный способ решения поставленных задач, стремление и умение видеть и находить новое в привычных, казалось бы, ситуациях. Проявление творческого стиля деятельности бесконечно разнообразно, но для деятельности мастеров педагогического труда особенно характерны такие черты, как универсальность, целесообразность и самобытность.
Творческий стиль в деятельности преподавателя всегда универсален в том смысле, что всегда охватывает все стороны педагогической деятельности, и он всегда предполагает особый почерк, индивидуальную неповторимость. Известный советский психолог Б.М. Теплов подчеркивал, что: «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности»[154, с. 42].
Российские психологи (Е.А. Климов, В.С. Мерлин и др.) доказали, что именно через индивидуальный стиль деятельности наиболее полно реализуются возможности человека. Индивидуальный стиль, как правило, предполагает определенную предпочитаемую педагогом систему приемов, манеру общения, способы разрешения конфликтов. Но на деле талантливый педагог обретает свою индивидуальность не благодаря, а во многом вопреки принятой системе подготовки и переподготовки кадров. Эта система в своей основе ориентирована на общие, усредненные, чаще всего обозначенные нормативы и требования. Чтобы перейти от общего к частному, от усредненного к индивидуальному, важно познать особенное, т. е. попытаться найти типологию индивидуальных стилей деятельности. Для этого необходимо выделить основные факторы, от которых зависит индивидуальный стиль педагогической деятельности. Так исследовав зависимость индивидуального стиля от типа нервной системы и темперамента, пришли к выводу о том, что несмотря на отдельные профессиональные преимущества учителей, обладающих сильной и подвижной нервной системой (холериков, сангвиников), достаточно большими творческими возможностями располагают и учителя с сильной, но малоподвижной нервной системой (флегматики), и учителя со слабой нервной системой (меланхолики). Все дело заключается в том, чтобы опереться на сильные и нейтрализовать слабые стороны каждого.
Педагоги, обладающие сильной подвижной нервной системой, добиваются успехов за счет быстроты, оригинальности и даже экс-промтности решений. Они находчивы, экспрессивны, им присущи непосредственность и выразительность эмоциональных реакций.
Педагоги же, наделенные сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой, больше полагаются на предварительно подготовленные и тщательно взвешенные проекты и решения. Они действуют не торопливо, основательно, сдержанно в эмоциональных проявлениях и «берут», спокойствием, надежностью, выдержанностью, постоянством и настойчивостью.
Становятся мастерами и педагоги со слабым типом нервной системы. Их, как правило, отличает особая вдумчивость, тонкое понимание ситуации, способность понять и откликнуться, сочувствовать и управлять тонкостями настроений и переживаний обучающихся.
Таким образом, благодаря житейскому опыту, постоянной работе над собой, совершенствованию техники педагогической деятельности, преподавателям доступны все виды поведения в любой аудитории. Тем не менее, индивидуальные различия определяют особый способ подготовки, своеобразие механизма и темпа принятия решений, в том числе и их содержания. С этим обязательно необходимо считаться, ни в коем случае не навязывая педагогу чуждый ему стиль поведения, определять, каким образом ему следует реагировать на те или иные педагогические ситуации. Самому педагогу собственные установки в большинстве случаев представляется абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Выделяются два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к обучающимся: позитивная и негативная. Рассмотрим их более подробно. Так, о наличии негативной установки преподавателя в отношении определенного студента свидетельствуют обычно следующие признаки[56; 144]:
• преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ или следует четко по нормативу, чем «хорошему»;
• как правило, в ходе ответов студента не задает ему наводящих вопросов и не дает наводящих подсказок;
• при неточном или неполном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или дает сам правильный ответ;
• чаще порицает и меньше поощряет «плохого» студента, чем «хорошего»;
• старается не заметить успехов «плохого» студента;
• иногда вообще не работает с ним.
В то же время о наличии позитивной установки преподавателя в отношении определенного студента свидетельствуют следующие признаки:
• обычно дольше ждет ответ на поставленный вопрос;
• при затруднении в ответе задает наводящие вопросы, делает подсказки;
• поощряет улыбкой, мимикой или взглядом;
• при неверном ответе не спешит с оценкой и старается подкорректировать его;
• чаще обращается к такому студенту взглядом на занятии.
Проявляя свою установку по отношению к «хорошим» и «плохим» студентам, преподаватель, без специального намерения, оказывает сильное влияние на окружающих, чем подрывает свой авторитет объективного и справедливого наставника в предстоящей социально-экономической и профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что теоретически необходимость проявления доброты и уважения к обучающимся понимают все преподаватели, однако теплота и уважение могут быть разными и многое зависит от его индивидуальности. Они могут превратиться в имитацию доброты, в «заигрывание» со студентами, в попытки преподавателя психологии упростить свою миссию. Такой преподаватель становится либо:
• простым пересказчиком учебника и учебного пособия, как бы облегчая «участь» обучающегося;
• учебно-научным шутом, чтобы студенту было интересно и весело, и не скучно на занятиях;
• самовольным, всезнающим, обладающим «крепкими знаниями» и «интеллектуальной непогрешимостью», потому, что студентам приятно видеть перед собой «сильную личность».
Таким образом, отмеченное в полном объеме позволяет сделать вывод о том, что в этом педагоге дух истинного наставника перестал существовать. Поправить дело довольно сложно, и это надо делать одновременно со сменой педагогического коллектива.
Доброта и уважение могут превратиться в то же время в жалость к студенту, вследствие чего снижается уровень предъявляемой профессиональной требовательности, и как результат – плохая подготовка и формирование специалистов. Умение понять студента, «войти в его положение» очень важно. Однако такая доброта, доведенная до абсурда, лишает некоторых обучающихся всякого стимула не только овладеть профессиональными знаниями, научно-методологическими, культурными навыками и умениями, обрекая его на участь посредственного специалиста. В этом случае преподаватель делает вид, что учит, а обучающийся, что учится. Но реального обучения не происходит.
Другую крайность представляют те преподаватели, которые в своей профессиональной деятельности видят возможность самоутверждения за счет демонстрации своего превосходства над студентами. Это может проявляться в подчеркнутой директивности и демонстрации поведения преподавателя, в отсутствии у него желания вступать в диалог или вести дискуссию со студентами. Такие преподаватели не проявляют уважения к мнению студентов, считая, что только их точка зрения правильная. Собственных ошибок они не признают.
Оптимальный тип отношения преподавателя к обучающимся можно выразить известным педагогическим принципом, который А.С. Макаренко сформулировал как: «Максимум требования к личности и максимум уважения к ней».
В то же время необходимо делать так, чтобы уровень требовательности был оптимальным по отношению к обучающимся, чтобы правильно, объективно, без пристрастия оценивать потенциальные возможности студента, его сильные и слабые стороны, характер и темперамент. Предъявляя определенный уровень требовательности, необходимо учитывать реальную учебную ситуацию. Как правило, обучающемуся необходимо давать право выбора в определенных пределах.
В ходе учебно-воспитательного процесса возможны ситуации, в которых студент будет считать преподавателя первым в своих высказываниях на занятиях. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что преподаватель учебного заведения имеет право на свою точку зрения, даже если эта точка зрения не совпадает с мнением его коллег-психологов. При этом и у студента может быть своя точка зрения на тот или иной вопрос, ту или иную мировоззренческую позицию. Корректное поведение преподавателя может заключаться в том, что он должен дать несогласному с ним студенту изложить, хотя бы кратко или обозначить свою точку зрения, а может и сам заявить перед аудиторией иную позицию студента. Сделать это лучше либо во время перерыва, либо на семинаре, когда есть возможность сравнить и обсудить позиции, либо на другом занятии, предварительно подготовившись к ответу на замечание студента[118, с. 307].
Следует подчеркнуть, что с высказанной точкой зрения можно соглашаться или нет, но далеко не лучшим вариантом является «мгновенная», да еще и «остроумная» реакция преподавателя, вступление в непродуманную перепалку по данной проблеме. Это не позволяет лучше осознать проблему, но дает возможность продемонстрировать свои «артистические» способности и делает студента объектом насмешек.