Практические задания для самостоятельной работы
- Составьте схему, показывающую взаимосвязь различных типов взаимодействия.
- Подберите ситуацию, характеризующую тип взаимодействия, и разыграйте ее на занятии микрогруппой или в паре.
- Составьте анкету для учащихся с целью выявления уровня и характера взаимодействия между педагогами и учащимися.
- Составьте перечень ситуаций, позволяющих выявить характер взаимодействия:
А) между педагогами и учащимися;
Б) между учащимися
6. Подберите направленные на установление и развитие доброжелательных отношений в детском коллективе игры. Одну из них проведите с участниками занятия.
7. Подберите игры, творческие задания, способствующие развитию сотрудничества между детьми. Проведите одну из форм на занятии.
8. Составьте педагогические рекомендации по установлению диалога и сотрудничества: между педагогами и детьми; между детьми.
9. Составьте перечень дел, позволяющих развить сотрудничество старших и младших школьников.
10. Разработайте план подготовки и проведения совместного мероприятия старших и младших учащихся.
11. Разработайте план подготовки и проведения внеклассного занятия с учащимися на тему: «Учимся общаться».
СЕМИНАР 21
Основные направления взаимодействия школы и семьи
(2 часа)
СЕМИНАР 22
Коллектив как объект и субъект воспитания
- Понятие коллектива.
- Реализация воспитательных функций коллектива.
- Развитие детского самоуправления
Практические задания
1. Законспектируйте статью: Селиванова Н.Л. Нужен ли современной школе коллектив? // Воспитательная работа в школе. – 2003, № 2. (Конспект № …)
5.Разработайте методики диагностики отношений в детском коллективе.
Литература
1. Методика воспитательной работы: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Л. К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О. В. Еремкина и др.; под ред. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 123 – 133.
2. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978.
1. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебно-методич. Пособие. М.: «ВЛАДОС», 2002.
СЕМИНАР 23
Формы организации воспитания.
(2 часа)
- Классификация форм воспитательной работы.
- Диалоговые формы воспитания.
- Формы коллективной творческой деятельности.
- Игра в воспитательном процессе.
- Изучение эффективности и анализа формы воспитательной работы.
Практические задания
1. Законспектируйте из книги: Технологии организации воспитательного процесса в школе. – Йошкар-Ола, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007. – С. 36 – 70. (Конспект № …)
2. Разработайте коллективно-творческое дело.
Литература
1. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Емельянова И.Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 192 – 231.
2. Методика воспитательной работы: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Л. К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О. В. Еремкина и др.; под ред. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 123 – 133.
СЕМИНАР 24
Воспитание культуры межнационального общения
(2 часа)
Вопросы для обсуждения.
1. Педагогическая культура и национальные традиции воспитания.
2. Проблемы взаимодействия национального и интернационального в сфере воспитания.
3. Использование традиций других народов в воспитании.
4. Патриотизм — характерная особенность питания в народной педагогике.
Один из вариантов обсуждения проблемы — круглый стол «Межнациональное взаимопонимание — залог мирного будущего России (мира)».
• Основные пути урегулирования межэтнических отношений) интеграция, ассимилящия, деэтнизация, истребление.
• Культура межнационального общения. Понятие кросскультурной грамотности. Уровни понимания и принятия культур другого народа.
• Общие и отличительные черты в народах, национальностях.
Литература
1. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / под ред. И.Латышиной. — М., 2004.
2. Рожков М. Я., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. — 2004.
3. Рожков М Я. Воспитание толерантности у школьников: учеб.-метод. пособие. — Ярославль, 2003.
Современные подходы к воспитанию (4 ч.)
- Системный подход к воспитанию. Основные составляющие системного подхода.
- Деятельностный подход в воспитании учащихся.
- Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности.
- Культурологический подход в воспитании.
- Ценностный подход к воспитанию.
- Гуманистический подход.
- Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка.
- Синергетический подход как современная методологическая ориентация.
Современные концепции воспитания (6 ч.)
- Принципы педагогики сотрудничества (Ш. А. Амоношвили) и их реализация в современной воспитательной практике.
- Системное построение процесса воспитания (Караковский В.Н., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.)
- Системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Таланчук Н.М.)
4. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка.
- Формирование образа жизни, достойной Человека (Щуркова Н.Е.)
- Воспитание ребенка как человека культуры (Бондаревская Е.В.)
- Концепция педагогики свободы (Газман О.С.)
- Самовоспитание школьника (Селевко Г.К.)
- Воспитание на основе потребностей человека (Созонов В. П.)
- Эвристика для творческого саморазвития (Андреев В.И.)
СЕМИНАР 25