Подготовка к слушанию и восприятию лекции
Необходимо готовиться к восприятию лекции, чтобы сознательно усваивать материал, мыслить вместе с преподавателем. Что же входит в предварительную подготовку к лекции, ее восприятию?
Во-первых, психологический настрой на эту работу: осознание необходимости ее систематического выполнения.
Во-вторых, целенаправленная познавательно-практическая деятельность накануне лекции (просматривание записей предыдущей лекции с целью восстановления в памяти ранее изученного материала; ознакомление с заданиями для самостоятельной работы, включенными в программу, подбором литературы).
Подготовка к лекции мобилизует студента на творческую работу, главными в которой являются умения слушать, воспринимать, записывать.
В процессе чтения лекции преподаватель затрачивает много нервных и интеллектуальных сил, но он находится в более выгодном положении, чем студент. Для него субъективно время идет быстрее, т.к. он активно действует. Студент же почти неподвижно воспринимает, анализирует и фиксирует информацию в течение пары.
Процесс слушания и понимания лекции подчас бывает затруднен такими причинами, как:
- высокая скорость умственной деятельности (мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, а пишем и того медленнее);
- внимание носит избирательный характер (существует привычка с детства слушать не все, а только то, что для нас интересно);
- "антипатия" к чужим мыслям (нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой);
- потребность реакции (речь лектора может вызвать потребность немедленно возразить, высказать свое несогласие, и студент уже не слушает).
Лекция – это один из видов устной речи, когда студент должен воспринимать на слух излагаемый материал. Вследствие этого обучающийся подчинен темпу речи лектора, его паузам, ходу мыслей, поэтому поневоле должен постоянно находиться в напряженном состоянии. Пропущенное что-то в лекции уже не может быть восстановлено. В связи с этим внимание слушателя должно быть сосредоточено на содержании лекции, нельзя отвлекаться на посторонние дела. Невнимательное слушание приводит к потере логики мыслей, выхватыванию не связанных друг с другом фраз, положений.
Внимательно слушающий студент напряженно работает. Он анализирует излагаемый материал, выделяет главное, соотносит с ранее изученным, обобщает и кратко записывает.
В работе на лекции у студента включаются несколько видов памяти: слуховая, зрительная, моторная. Память – продукт активной мыслительной деятельности, зависящий от содержания, мотивов, целей и задач, средств и способов их достижения. Чем больше студент запоминает, тем больше он накапливает знаний.
Как записывать лекцию
Записывание – активный творческий процесс. Оно не только обеспечивает возможность пользоваться знаниями в нужный момент (подготовка к семинару, докладу, экзамену), но и позволяет глубже вникнуть в сущность сообщаемой информации.
Запись лекции исключительно важна:
во-первых, она позволяет надолго сохранить основные положения лекции;
во-вторых, способствует поддержанию внимания;
в-третьих, активизирует мысли студента, т.к. он вынужден выбирать главное, записывать, продолжая в то же время слушать и анализировать то, что говорит лектор;
в-четвертых, запись лекции способствует лучшему запоминанию материала: чем больше активность слушателя, тем более длительным будет сохранение в памяти полученной информации;
в-пятых, не пишущий, а только слушающий студент быстрее устает, быстрее начинает отвлекаться, чем студент, слушающий и записывающий.
Что и как записывать на лекции?
Прежде всего, необходимо записать название темы, план лекции и рекомендованную литературу. После этого приступать к записи содержания лекции.
Записи лекций должны быть краткими, фиксировать нужно только самое главное, необходимое для самостоятельной работы.
Лектор обычно выделяет голосом такие места (или замедляет темп, повторяет, рекомендует записать, диктует). Если преподаватель по каким-то причинам не делает этого, то внимательно слушающий студент сам выбирает основное и записывает. Записи одних тезисов бывает недостаточно, необходимо отмечать положения, факты, примеры, поясняющие материалы, а также схемы, зарисовки, формулы и т.д. Для ускорения процесса полезно применять сокращения слов. Эти сокращения должны быть понятными студенту, но не следует превращать конспект в ребус.
Полезно пользоваться различными знаками, подчеркиваниями и словесными замечаниями (!, +, ?, др.). Эти пометки и замечания на полях по ходу лекции отражают работу мысли студента, его отношение к излагаемому материалу: сомнение, согласие или несогласие.
Очень важно внешнее оформление конспекта.
Форма записи может быть любой, ее выбор зависит во многом от специфики изучаемого предмета. Например, по естественным наукам часто практикуют зарисовки, "списывание" с доски решений и доказательств, сделанных преподавателем в ходе объяснения. По предметам гуманитарного цикла, психолого-педагогическим, общекультурным наукам применяются разнообразные формы записей.
Но, независимо от формы записей, необходимо оставлять поля, которые потребуются для последующей работы над лекцией, для заметок.
Не нужно забывать, что конспект составляется не на один день, нередко он является единственным пособием студента по какой-то теме, курсу. Конспект может потребоваться и при подготовке к семинарам, практическим занятиям, экзаменам, зачетам и в работе после окончания вуза.
Завершающим этапом самостоятельной работы над лекцией является обработка, закрепление и углубление знаний по теме. Не следует забывать, что наш мозг имеет свойство не только усваивать, но и терять информацию, что является своеобразным средством защиты от перегрузок. Поэтому нужно бороться за сохранение знаний и работать над лекциями. Необходимо обращаться к своим лекциям неоднократно. Первый просмотр записей желательно сделать в тот же день, вечером, по горячим следам, когда еще все свежо в памяти. Запись лекции нужно прочитать, заполнить пропуски, расшифровать и уточнить некоторые сокращения.
Сделав это, студент знакомится с материалом темы по учебнику, вносит нужные уточнения и дополнения в конспект.
Далее изучается рекомендованная литература.
Чтение как основное средство обучения
Движение глаз при чтении
Благодаря зрению человек получает более 90% всей информации об окружающем мире. Турецкий поэт Назым Хикмет в одном из своих произведений писал: "Чтение – это нечто, объединяющее зрение, слух, чутье и мышление". Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом же деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждой строчке, т.е. глаза при чтении находятся лишь в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движении). Восприятие текста происходит только в момент остановки (фиксации) глаз. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение способности воспринимать информацию в большем объеме за единицу времени при остановке глаз во время чтения. Анализ исследований специалистов показал, что для повышения скорости чтения необходимо:
- уменьшить число фиксаций глаз и их длительность;
- увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию;
- уменьшить число регрессий при чтении.
Что и как читать
Как читать газеты?
Газеты занимают важное место в современном мире. Ежедневно студент должен читать 2-3 газеты. Их нужно читать быстро. Главным образом внимание следует уделять поиску информационно-содержательных текстов.
Как читать научные и научно-популярные книги и журналы?
Часто бывший школьник, попадая в институт, не имеет ни желания, ни интереса к избранной профессии. Но опыт показывает, что тот, кто быстро и много читает, рано или поздно найдет свое дело, которое станет целью его жизни. Разностороннее чтение повышает эрудицию, поэтому такой собеседник чувствует себя комфортно в любой компании.
В работе с научной и популярной книгой большое значение имеет определенная система. Чтение такого рода книг может быть различным: просмотр, выборочное чтение, полное чтение и изучение.
Выбор способа чтения зависит от цели. Составить о книге общее представление (степень научности, манеру изложения, стиль и т.д.) можно путем беглого просмотра. В систему первоначальной оценки книги входит просмотр книги (распространенный метод, требующий приобретения определенных навыков и соблюдения целесообразного порядка в их применении).
Знакомство с книгой нужно начинать в такой последовательности:
- внимательно изучить титульный лист, где указаны основные данные о книге (автор, название, место и год издания, наименование издательства);
- познакомиться с оглавлением, стараясь понять, из каких разделов книга состоит, в какой последовательности излагается материал, обратить внимание на наличие картографического материала, дополняющего и поясняющего текст;
- прочитать аннотацию, предисловие, введение, послесловие, выводы, что поможет лучше представить содержание, понять назначение и цель книги;
- ознакомиться непосредственно с основным текстом книги, для чего необходимо прочитать некоторые страницы, абзацы, отрывки, наиболее ценные и интересные с вашей точки зрения разделы.
Это даст представление о стиле, языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности или доступности книги.
Как читать учебник?
Чтение учебника – это углубленное чтение. Оно требует повышенного внимания и усвоения прочитанного. Поэтому в данном случае важно делать записи.
Записи при чтении вообще дисциплинируют читателя. Пометки при изучении какого-либо материала облегчают умственный труд, служат своеобразным контролем воспринятого. Записанное лучше усваивается, прочнее откладывается в памяти. При записи прочитанного формируются навыки свертывания информации. Чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность, производительность труда.
Конспекты (т.е. записи) в работе над учебниками можно разделить на две группы:
- конспекты изучаемой литературы;
- конспекты будущих выступлений.
Как читать художественную литературу?
Можно совершенно определенно сказать, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Одни считают, что ее нужно читать медленно, а другие – быстро.
Главное – не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных и образных компонентов мышления. Этому способствует быстрое чтение, в процессе которого отмечается резкое увеличение его зрительных компонентов. Специалистами разработаны три уровня проникновения, или "погружения", в художественный текст.
Первая ступень "погружения": понять сюжет и фабулу (краткое содержание, изложение действий, происшествий, изображенных в романе, повести, в их последовательной связи). Задача читателя состоит в том, чтобы за всем этим уследить, ничего не упустить.
Вторая ступень (смысловая): умение читателя отождествлять себя с персонажами, сравнивать свою судьбу с перипетиями их судеб. На этой ступени восприятия необходимо разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения, т.е. в художественном конфликте произведения. На этой ступени читателя волнуют чувства и переживания героя; в памяти остается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажа.
Третья ступень – отождествление читателя с автором-художником. Ее называют образно-смысловой.