Сущность, объект и предел прокурорского надзора за исполнением закона

В научной литературе прокурорский надзор за исполнением закона иногда именуется общим надзором.

Указанные направления характеризуются разнообразными общественными отношениями, урегулированными нормами права, а так же большим числом участвующих субъектов. К объектам прокурорского надзора за исполнением надзора относятся:

Федеральное министерство, государственные комитеты, службы и иные органы исполнительной власти

Органы военного управления, их должностные лица

Органы контроля и их должностные лица

Представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций

Субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Предмет прокурорского надзора

Элементы:

Соблюдение конституции РФ

Исполнение законов, актов

Соответствие законам правовых актов издаваемых органами и должностными лицами

Пределы прокурорского надзора можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. Компетенция – генеральная прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением закона федеральными органами исполнительной власти, прокуратура субъектов РФ осуществляет надзор за исполнением закона законодательными и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами. Прокуратуры городов и районов – за городскими и районными органами исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами. В соответствии с принципами централизации и единоначалия вышестоящий прокурор вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.
  2. По объектам прокурорского надзора – прокуратура не осуществляет надзор за исполнением конституции, законов РФ, федеральных органов законодательной власти ,судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. В случае несоответствия постановления Правительства РФ Конституции РФ или иным ФЗ, Генеральный прокурор обязан информировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствует и граждане.
  3. По наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона – проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушении закона, требующих принятие мер. Надзор за законностью актов издаваемых органами законодательной и исполнительной власти субъекта осуществляется независимо от поступления информации о нарушении закона.

Наши рекомендации