Ранние этапы развития специального образования (XVIII-XIX вв.)
На ранних этапах становления специальной педагогики в Англии преобладающую роль играли отдельные частные и благотворительные инициативы. Первые попытки государства решать организаци0HHыe проблемы обучения детей и подростков с ограниченными возможностями относятся к XVIII - XIX вв. и касаются главным образом людей, имеющих нарушения слуха и зрения.
Английская тифлопедагогика и образование с.лепых связаны с именем Эдварда Раштона. Поэт, потерявший зрение в зрелом возрасте, организовал в Ливерпуле школу для неимуших слепых (1791 г.), в которую принимали людей разных возрастных групп - от 14 до 45 лет.
В 1793 г. ремесленная школа-приют для слепых открылась в Эдинбурге (Шотландия), а в 1799 г. - в Лондоне. В этих заведениях в основном занимались трудовым обучением незрячих, ибо в те времена общепризнанным считалось мнение о том, что слепые не нуждаются в каких-либо знаниях, а только в трудовых навыках. Кроме того, организаторы школ и сами не очень хорошо представляли, как учить незрячих. На ранних этапах все обучение велось «на слух». Тем не менее в некоторых учреждениях, в частности, в Эдинбурге, воспитанники получали элементарные сведения по грамматике, арифметике, а также «общий взгляд на устройство солнечной системы,).
Попытки разработки методов и приемов обучения, доступных для незрячих учащихся, и ориентированных на их особые возможности, предпринимались такими педагогами-практиками, как Ричард Армитедж, Джон Карсон, Джеймс Галь, Жилье, Джон Альстон, Уильям Мун. Некоторые из них и сами бьши незрячими, поэтому по личному опыту знали, что необходимо и что доступно для людей, имеющих нарушения зрения. Как правило, это бьши изобретенные ими варианты рельефных шрифтов, которые представляли собой различHыe модификации английского алфавита, «переложенные,) для активного ощупывания слепыми.
Необходимость разработки таких шрифтов бьша обусловлена увеличением количества школ для незрячих людей. Так, если за период 1791-1826 гг. в стране было только 8 таких школ, то к 1882 г. их число достигло уже 26. К середине XIX столетия авторских шрифтов становится так много, что приходится приступить К выбору оптимального. Лучшим (из ранних) бьш признан рельефный шрифт, разработанный У. Муном (1818-1894).
У. Мун ослеп к 21 году. Однако это не сломило его. Молодой человек принял решение обучать незрячих чтению тактильным методом. В Англии того времени еще не был известен метод Брайля, однако нечто похожее уже существовало и активно использовалось, а сам Мун овладел некоторыми такими приемами еще до окончательной потери зрения. Педагог-энтузиаст собрал группу незрячих детей и начал обучать их чтению. Его ученики различались как по возрасту, так и по имеющимся у них способностям, и педагога ждали успехи и разочарования. Неудачный опыт обучения незрячего мальчика, который, несмотря на все усилия, так и не смог выучиться читать ни по одной методике в силу «слабых умственных способностей», поставил Муна перед необходимостью изыскания новой методики - использования «упрошенных букв». и действительно, тот же ученик вскоре выучился читать - сначала слова, потом - короткие предложения. А новый способ обучения - метод Муна - широко вошел в практику работы школ для слепых.
Педагог печатал рельефным методом отрывки текстов с использованием своей системы упрощенных букв. Следует отметить, что первые книги для незрячих начинают издаваться с 1820 г. Мун изобрел приспособление, позволяющее тиражировать печатные работы, что заметно снизило стоимость печатной продукции.
Обучая слепых восприятию текстов, педагог стремился открыть для незрячих читателей Библию, и научить их читать эту книгу «с вниманием и пониманием», заимствуя эту идею у миссионерских обществ. К 1858 г. Библия бьша полностью воспроизведена для английских слепых читателей методом Муна.
Этому замечательному педагогу принадлежит идея создания Общества домашнего обучения, которое существует и в настоящее время, продолжая руководствоваться традициями, заложенными ее основателем.
Несмотря на уже сложившиеся национальные методы обучения незрячих, с 80-х гг. XIX столетия в стране получает широкое распространение родившийся во Франции метод рельефных шеститочий Л. Брайля. Его популяризация в Англии связана с деятельностью издателя Р. Армитеджа.
Первые отдельные опыты изучения и обучения неслышащux детей и взрослых относятся к концу ХУП столетия. В подавляющем большинстве они осуществлялись энтузиастами-одиночками, областью интересов которых не всегда бьша педагогика. Попытки обычно инициировались либо личным общением с неслышащими, либо появлением глухого ребенка в семье. Раннее обучение носило индивидуально-частный характер, и бьшо доступно только для имущих людей.
Важно подчеркнуть, что в Англии с самого начала использовались вариативные методы обучения - на основе письменной речи, дактилирования, языка жестов - с целью поиска и выбора наиболее эффективного из них.
Именно такими, обусловленными личностными мотивами, были опыты обучения, за которые почти одновременно взялись У.Холдер и Д. Валлис 1, профессор Оксфордского университета и математик.
Холдер в 1659 г. согласился обучать глухого сына известного адмирала Пофэма. О результатах своей работы он рассказал в докладе, сделанном на заседании Королевского научного общества в 1669 г. Холдер был убежден, что основой обучения глухих должны стать письменная речь и чтение. При этом он разработал метод, позволя ющий человеку, лишенному слуха, обращать внимание на легко смешиваемые при чтении с губ глухие и звонкие звуки, а также на различающиеся значения слов в разных контекстах.
Д. Валлис приступил к обучению 25-летнего сына мэра г. Нортхэма в 1660 г. В своей работе (до усвоения обучаемым артикуляции) он использовал язык жестов, которым глухие люди владеют спонтанно, сочетающийся с восприятием письменной речи.
Директор частной школы в Оксфорде Дж. Долгано предложил свой метод обучения глухих, который можно считать прообразом дактильной «<пальцевой,» речи; он разработал алфавит, насчитывающий более двухсот знаков. По мнению Долгано, начинать обучение детей этим методом можно уже в дошкольном возрасте. Педагог бьш глубоко убежден в том, что глухие располагают аналогичным со слышaщиMи потенциалом умственного развития, и при адекватных условиях обучения способны достигать соответствующего уровня знаний.
Интерес Г. Бейкера, основателя и владельца другой частной шкоЛЫ, к проблеме обучения неслышащих людей бьш вызван личными мотивами - его племянница страдала глухотой. Им бьш разработан собственный метод обучения чтению, письму и развитию речи, который основывался на широком использовании письменной речи. Педагог считал, что обучение глухих - удел узкого круга профессионалов, и пресекал малейшие попытки ознакомления посторонних с методами, используемыми в его школе: за разглашение тайны взимался штраф в размере 100 фунтов стерлингов. Несмотря на то, что Г. Бейкеру принадлежал приоритет в создании особого учебного заведения для неслышащих, его начинание из-за крайней закрытости не получило особого признания.
I В связи С тем, что в научном мире имеет значение приоритетность работы, английская специальная литература признает У.Холдера первым учителем глухого человека, Д. Валлису принадлежит первенство в публикации своего опыта за рубежом.
Наибольшей известностью пользовалась частная школа священника Томаса Брайвуда, открытая в Эдинбурге (Шотландия), по разным источникам, либо в 1760, либо в 1767 г. и размещавшаяся в его собственном доме. Обращение ее владельца к данной проблеме также не было случайным - один из его детей страдал глухотой. Несмотря на отдельные довольно критические замечания современников об этой школе, в частности, в связи с чрезвычайно высокой платой обучения, сведения о ней широко распространились как в родной стране, так и за рубежом.
Обучение неслышащих в этой школе со временем превратил ось в семейное дело: после смерти Брайвуда управление перешло к его вдове, а затем - к племяннику. Методы, используемые в работе с неслышащими детьми, в течение длительного периода сохранялись в тайне и стали достоянием общественности только в 1793 г., когда отец одного из учеников - американец Ф. Грин, - выпустил книгу с подробным описанием приемов работы с его сыном.
Племянник Брайвуда - Г. Уотсон впоследствии бьт назначен директором государственной школы «для глухих С рождения», которая бьта открыта в Эдинбурге в 1809 г.
Английский философ Джон Бульвер в 1848 г. опубликовал сочинение: «Философия, или гуманная помощь глухим и немым», в котором представлено интересное исследование языка жестов. Поводом для этой публикации послужил опыт общения философа на языке жестов с двумя неслышащими людьми. Обобщив свои наблюдения и ознакомившись с другими методами обучения, в частности, с чтением с губ, ученый пришел к выводу, что последний может стать универсальным для обучения глухих.
Реальные мероприятия по работе с умственно отсталыми людьми начали предприниматься намного позднее, чем аналогичные действия по отношению к слепым и глухим людям.
В течение нескольких столетий умственно отсталых относили к особой группе душевнобольных.
Первые упоминания о них в английских законах появились задолго до любых попыток их обучения. Уже в ХН!в. законодательство достаточно четко разграничивало идиотов (idiota а nativitate) и помешанных (idiota а caиsa et infIТmitate), так как решение многих имущественных вопросов зависело от принадлежности к той или иной категории. Если до XN в. всякому «ленному» владельцу вменялась в обязанность забота об «идиотах», то при короле Эдуарде Н (1307 1327) опеку над землями врожденных «тупоумных» брал на себя сам король и излишки доходов поступали в королевскую казну. В случаях, если тупоумный признавался «помешанным», корона выступала в качестве опекуна: охраняла его имущество и доходы и возвращала их ему в случае выздоровления, или наследникам - после его смерти.
С XVI в. при монастырях создаются учреждения, в которых умственно отсталые находят приют. Однако, если раньше законодательство, хотя бы для решения имущественных споров, разграничивало умственно отсталых и «помешанных,), то теперь все разграничения отменялись, и первые рассматривались как своеобразная разновид ность помешанных (lиnatics).
В связи с этим положение их значительно ухудшил ось.
«Самая жестокая по отношению к идиотам мера, примененная законодательством, состояла в помещении их в заведения для помешанных. Кроткие и боязливые от природы, они помещались вместе с помешанными, - т. е. субъектами, подверженными страшным приступам буйства и опасным обманам чувств, разговор и пример которых приносил им существенный вред. Вследствие наклонности к подражанию, они скоро перенимали все те непристойные выходки, которые проделывались у них перед глазами. Они перенимали ругательства и подражали диким манерам помешанных»!.
Вообще, отношение к пациентам в таких заведениях не отличалось гуманностью: они не получали должного ухода и лечения; сами лечебницы зачастую рассматривались как увеселительные заведения: толпы зевак приходили сюда, чтобы посмотреть на «безумцев».
Попытки некоторых влиятельных общественных деятелей и филaHTpoпoB (Ф.Д. С. Честерфильда, Джона Ховарда) привлечь внимание к бедственному положению слабоумных в подобных лечебницах, вьщелить их в отдельные помещения и позаботиться хотя бы о каком -то лечении, не получали поддержки общества.
Примером принципиально иного отношения к душевнобольным и слабоумным послужило открытие в 1796 г. в г. Йорке по инициативе врача Уильяма Тьюка «Убежища для душевнобольных». Здесь не было ни цепей, ни решеток, пациенты имели достойное содержание и лечение.
Однако начинание Тьюка вплоть до 1815 г. не находило поддержки властей. Только когда очевидные факты о бедственном положении пациентов в других лечебницах стали достоянием гласности и началось парламентское расследование их деятельности, на работу Тьюка было обращено внимание. В это же время, по счастливому стечению обстоятельств, бьmа опубликована рецензия на книгу У. Ть!Ока о результатах работы убежища. Положительный опыт содержания душевнобольных в йоркской лечебнице послужил для парламента программным документом, а его идеи бьши признаны «гуманными И достойными подражания».
Это во многом способствовало принятию законов о сумасшедших (1828, ]844 гг.), реформе психиатрической службы и деятельности лечебниц, а также увеличению количества психиатрических клиник для душевнобольных людей, к которым тогда причисляли и умственно отсталых. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли врачи У. Келлен (1712-1790), Дж. Броун (1735-1788), О.Хаслем (1764- 1844).
I Айрленд В. Идиотизм и тупоумие. - М., 1880. - С. 34.
Постепенно, по инициативе врачей, помимо душевнобольных внимание общественности начинают привлекать умственно отсталые дети. В частности, согласно закону о бедных 1849 Г., нищие-идиоты, содержащиеся в «Публичных сумасшедших домах для бедноты», должны отсьmаться в заведения, приспособленные для их воспитания.
Первый опыт обучения умственно отсталых детей относится к 1846 г. Педагог-энтузиаст мисс Уайт под влиянием идей врача У. Твиллинга, посетившего в Швейцарии Абендбергский приют ДЛЯ слабоумных и описавшего свои впечатления, открыла в городе Бате приют, рассчитанный на трех воспитанников. Через два года у нее уже было 15 детей. В 1851 г. благодаря пожертвованиям начал работать приют для слабоумных близ Лондона, который постепенно сделался одним из крупнейших подобных учреждений страны. К 1858 г. здесь уже жили и воспитывались 256 умственно отсталых детей и подростков.
К 70-м гг. XIX в. число благотворительных заведений для слабоумных заметно увеличилось, а общее количество их воспитанников достигло 1100 человек. Однако это никак не удовлетворяло реальные потребности, ибо в очереди на обучение стояли 30 тыс. человек.