Погружение в имитированную среду
Утро День Вечер
XIX век | "Бал у Иогеля". Выступление самодеятельного фольклорного ансамбля | Салоны: литературный "Дуэт"; музыкальный "Мечты и звуки"; художественный "Палитра" | Вечерний бал. Спектакли: Чехов "Свадьба"; Скриб "Шарлатаны"; Островский "Бесприданница" (4-й акт). Цыганский хор учителей |
Серебряный век | Спектакль: Метерлинк "Синяя птица" | Литературные. кабаре: "Бродячая собака", "Привал комедиантов", "Тамара и Демон". Фестиваль самодеятельных фильмов | Спектакль: Цветаева "Фортуна". Вечерний бал. Артистическое кабаре "Летучая мышь" |
XX век, 20-е годы | Спектакли: "Хармс, Чармс, Шардам" (по Хармсу); "Это было в Одессе" (по Бабелю), Представления по произведениям Багрицкого | Салон Мейерхольда. Фильм учителей "Юркина квартира". Спектакли: Маяковский "Клоп" (1-й акт); Булгаков "Мастер и Маргарита" | Кабаре "Кривой Джимми". Представление "Бал на Лысой горе". Вечерний бал. Спектакль: "Свадьба Бени Крика" (по Бабелю). Спектакль учителей: Гоцци "Принцесса Турандот" |
Подготовка к этим большим событиям в жизни школы требует максимальной концентрации внимания и сил педагогов, учащихся, их родителей. Образуются временные творческие коллективы, своеобразные оргкомитеты, или Советы дела. По-видимому, в силу того, что появление таких коллективов обусловлено насущными потребностями, а также тем, что они не искусственно, а, напротив, органично входят в жизнь школы, их деятельность чаще всего бывает весьма эффективной как в организационном, так и в воспитательном плане.
Вообще в целом мы противники самого термина и существа понятия "организация". Нам думается, что в школе важнее другое - зараженность общим делом, одной идеей, которая с большим успехом объединит всех вокруг себя, ибо сама идея имеет характер саморегулирования, самоосуществления. Когда мы проводим свои праздники, то они, с одной стороны, сплачивают людей, а с другой -определяют место каждого в общем контексте работы.
Конечно нельзя сказать, что у нас вообще нет никакой организации, она есть, и ею превосходно занимается Лариса Давидовна Гуткина, а решением самых принципиальных вопросов - Совет гимназии. В нашем "управленческом ансамбле" директору отводится роль 218
"вдохновителя", который генерирует идеи и старается заразить ими окружающих. Сказанное позволяет утверждать, что мы никогда не ставим вопросы организации на первое место, никогда не выпячиваем роль администратора в управлении школой. Сама деятельность в каждой конкретной ситуации и каждый раз по-новому диктует позицию директора, его заместителя, педагогов и учащихся.
Вообще сейчас в гимназии работает много замечательных педагогов, интеллигентных, много знающих и много умеющих. С ними интересно общаться, хотя у нас случаются споры и даже обиды, но мы умеем прощать и понимать друг друга. Так было не всегда, был период, когда приходилось специально подбирать учителей. Достаточно сказать, что в первый же год работы 12 человек покинули школу, из них только двое - по собственному желанию.
Как-то, выступая на семинаре в нашей школе, В.А. Караковский сказал: "Мы находимся в школе на юго-западе, где работает блаженный". Может быть, это и впрямь так, но думается, что в нашем деле необходимо быть блаженным. Пусть кто-то фанатик в одном, а кто-то в другом. А иначе тебе самому будет неинтересно работать, неинтересно будет и людям, с которыми ты работаешь, и - самое страшное - скучно станет детям. Убежден, дух любой школы определяется фанатизмом, беспредельной преданностью делу тех людей, которые в этой школе работают.
Дух нашей гимназии, систему сложившихся в ней взаимоотношений можно было бы определить словом "интеллигентный". Именно на этой основе строится и система общения с каждым учеником. На примере "новичков" легко проследить, как она реализуется. Поначалу, попадая в условия новой для себя школы, тем более довольно известной гимназии, они держатся скованно и неуверенно с педагогами и особенно с директором. Но чаще всего ситуация в корне меняется после проведения Дня гимназии. Ребята видят, как директор (немолодой и уважаемый человек) "лезет" на сцену и дурачится на виду у всех; они смеются над созданным им образом, а он сам становится им понятнее и ближе. (То же и в отношении 219
учителей.) Уже на следующий день у кабинета директора можно встретить подростка, который, здороваясь, скажет:
"Как вы здорово играли вчера. Мы и не думали, что вы все это умеете делать".
Так легко и безболезненно исчезает пресловутая дистанция возраста и должности, остается нормальное человеческое общение представителей разных поколений, каждое из которых способно духовно обогатить другое. Еще проще устанавливаются отношения между ребятами разного возраста. Ведь в процессе совместной театральной постановки, то есть в процессе подготовки общего дела, место каждого определяется не стажем школьной жизни и прожитыми годами, а способностями, энтузиазмом, творческим горением. Вообще в совместной игре взрослых и детей раскрываются новые, подчас неожиданные грани ума, души, характера, растут взаимный интерес и симпатия, а это, в свою очередь, порождает доброе отношение к своей гимназии педагогов, учащихся, их родителей.
Было бы ошибкой утверждать, что сложившаяся атмосфера терпимости и интеллигентности, атмосфера творчества облагородила каждого нашего выпускника:
окружающая среда, конечно, оказывает свое влияние. И все же среда не мешает нам осуществлять задуманное, она проходит как бы "по касательной" по отношению ко всей деятельности школы в целом. Большинство наших ребят отличают большая внутренняя культура, благородство, способность и готовность к "самостроительству". Многие из них поступают в вузы, становятся учеными, исследователями и, что самое главное, остаются порядочными людьми.
Практическая реализация идей, лежащих в основе воспитательной системы нашей гимназии, требует немалых финансовых затрат (ткань для костюмов, декорации, фотографии и т.п.), и это, как ни парадоксально, становится главной, трудно преодолимой нашей помехой.
Если охарактеризовать всю воспитательную систему в целом, то она сегодня находится в стадии совершенствования, причем главным образом за счет пополнения и обновления различных ее элементов, привлечения к организации основных дел творчески мыслящих педагогов. 220
Перспективы развития воспитательной системы лежат в усилении ее интеграции с дидактической системой за счет взаимообогащения и взаимодополнения. Средством саморазвития системы является театрализованная игра, которая всегда нова и потому всегда интересна всем ее участникам.
Расскажем о том, как проходил праздник отечественной культуры - "День серебряного века". Лейтмотивом праздника стало его восприятие в качестве эпохи "русского культурного Ренессанса" (Н. Бердяев). По замыслу, празднику должна была предшествовать большая экспозиция на тему "Твой серебряный век", как бы вводящая всех участников в соответствующую атмосферу. Она открылась за месяц до начала и занимала весь вестибюль школы. Праздник начался спектаклем по пьесе Метерлинка "Синяя птица", роли в котором исполняли десятиклассники, а зрителями были ребята из четвертых-седьмых классов.
Но мы не только сыграли "Синюю птицу". Нам хотелось и в зрительном зале создать атмосферу тех лет. Вот почему все были в костюмах того времени, и каждый как бы "вошел" в образ человека, той эпохи. Мы попытались воссоздать литературно-артистические кабаре как одну из важных составляющих культуры на рубеже веков. Вспомнив о существовании знаменитого кабаре "Бродячая собака", открытого в Петербурге в 1913 году, где поэты читали свои стихи, где бывали Гумилев, Ахматова, Мандельштам, мы решили, что и наши юные поэты должны представить свои первые литературные опыты в подобном кабаре.
Как известно, "Бродячая собака" была закрыта в 1916 году, но дух ее как бы переместился в новое, открывшееся в том же году, литературное кабаре "Привал комедиантов". Мы стремились, насколько возможно, приблизить наш "Привал комедиантов" к его реальному прототипу. Там были гости, артисты, официанты, ведущие, лекторы и даже "подсадные утки". Посетители могли посмотреть несколько коротких пьес, состязание поэтов с последующим диспутом, понаблюдать за выбором короля поэтов, послушать шуточную "лекцию, полезную
для пищеварения", а в перерывав еще и провести дегустацию разнообразных блюд русской национальной кухни.
Было открыто также кафе "Тамара и Демон": читали свои стихи известные поэты, пели романсы, разыгрывали фанты.
Ближе к вечеру в актовом зале начался показ спектаклей школьных театральных коллективов из репертуара русских театров конца прошлого - начала нынешнего века. Мы сумели тогда поставить пьесу М. Цветаевой "Фортуна" и две чеховские пьесы - "Предложение" и "Свадьба".
В 20 часов праздник как бы разделился на два потока: вечерний костюмированный бал с нестареющим вальсом и бессмертным танго и синематограф. В память о замечательных создателях российского кино - Мозжухине, Вере Холодной — мы решили снять свой учительский фильм "Любовь и слезы" с леденящим душу сюжетом, со своим Мозжухиным и своей Верой Холодной. И уже в самом конце вечера, в 22 часа, открылось артистическое кабаре "Летучая мышь".
"Летучая мышь" - именно так называлось одно из самых примечательных культурных мест Москвы в 10-х годах нашего века, а славу ему принесли такие талантливые люди, как Никита Балиев и Николай Тарасов. Его посещали многие замечательные артисты того времени. Без "Летучей мыши" культурная жизнь Москвы осталась бы в нашем представлении неполной. Как и в старой "Летучей мыши", мы организовали у себя репризы, скетчи; звучала музыка, гремел канкан.
День прошел незабываемо. В сознании запечатлелись многие приметы того далекого времени.
А спустя год у нас был праздник со спектаклем по рассказам И. Бабеля и поэтическим представлением по стихам Э. Багрицкого (20-е годы XX века).
Так проходят наши праздники культуры. Затем они в мельчайших деталях отражаются в нашей летописи, которая ведется с рождения школы и которой мы так дорожим. Составлением летописи, ее оформлением, подбором фотографий и другого иллюстративного материала занимается неутомимая Лариса Давидовна Гуткина. Она же
является и талантливым пропагандистом такого своеобразного развития нашей гимназии. Мы часто говорим ребятам: "Смотрите летопись, это не только история жизни школы, это еще и история вашей жизни, история вашей души".
Что касается связи с наукой, то гимназия работает в русле исследования "Теория и практика воспитательных систем", специализируясь по теме "Погружение в искусство как основа воспитательной системы".
Раскрыв отдельные аспекты воспитательной системы нашей гимназии, мы оставили за кадром еще ряд интересных событий, которыми мы живем: традиционные ярмарки,- они проходят в форме театрализованных представлений; всегда пронзительный по искренности и теплоте чувств День гимназии и многое другое. Много лет назад Ф.М. Достоевский выразил надежду на то, что мир спасет красота. Наверное, это так. Но для того чтобы красота уберегла мир от разрушения, необходимо для начала спасти саму красоту. Кто же ее спасет? Особенно в нашей стране, где она в течение десятилетий подвергалась варварскому уничтожению. Кто?
Я, старый учитель, отвечаю на этот вопрос так: "Красоту могут спасти и спасут наши дети. Приобщившись к красоте, они унесут в этот большой, может быть, слишком яростный мир ее непреходящую ценность и сделают этот мир поистине прекрасным".
В конечном счете для воспитания такого человека мы и создали нашу воспитательную систему.
ШКОЛА НА ПУДОЖСКОЙ:
ПЕДАГОГИКА УСПЕХА
В 1989 году на базе восьмилетней школы № 56 Петроградского района Ленинграда был начат эксперимент по построению образовательного учреждения, реализующего в своей деятельности педагогическую программу, которую авторы назвали Педагогикой Успеха.
В этом же году была создана концепция эксперимента, который развивался по таким ступеням.
В 1989 году школа получила статус средней общеобразовательной школы, работающей по программе "школа-вуз".
В 1990 году школе присвоен статус опытно-экспериментальной площадки, претворяющей в жизнь экспериментальную модель под названием "Ленинградский модуль образования".
В 1992 году Городской экспертный совет присвоил школе статус гимназии.
В 1991—1995 гг. школа дважды становилась лучшей школой России, была победителем городского и районных смотров педагогических достижений.
В 1992 году гимназия № 56 начала работать над программой, своего развития, ставшей естественным продолжением предыдущего эксперимента.
Основные положения программы развития школы связаны с построением на базе гимназии научно-педагогического объединения имени В.Н. Сороки-Росинского.
Школы, как и люди, имеют конкретный облик. Гимназия № 56 расположена в здании школы-госпиталя, построенного в 1937 году и с тех пор претерпевшего одну реконструкцию - пристройку спортивного зала. Первоначальный проект не предполагал актового зала, был рассчитан на 18 кабинетов и 500 учащихся и никак не допускал, что на этой площади будут заниматься и работать длинный двусменный школьный день 1500 учащихся и более 100 учителей. У здания есть небольшое преимущество - оно расположено на тихой пустынной улочке, по имени которой школу чаще всего и зовут Школой на Пудожской.
В основании любой педагогической деятельности, любой педагогической системы лежит определенная совокупность принципов, которая может быть размытой, носить переменчивый характер, может быть осознанной и четко выраженной, оформленной и в педагогическом сознании, и в деятельности. Совокупность принципов наиболее полно отражает индивидуальное лицо школы, дух школы; именно эта совокупность должна быть предметом самого пристального внимания при теоретическом
и практическом проектировании новых направлений развития.
Педагогика Успеха, выбранная' в качестве системооб-разующего принципа в гимназии № 56, и является тем основанием, которое позволяет достаточно точно ориентироваться в сложном мире педагогических новаций и всевозможных открытий, осознанно включаться в современный "диалог педагогики".
Что понимается нами под Педагогикой Успеха? Это направление теоретического и практического поиска в создании условий для полноценного развития человека за счет удовлетворения его потребности в самореализации и уважении. Педагогика Успеха - это восхождение по лестнице достижений; при этом цель восхождения обусловливается гуманистическими принципами.
В этом определении ключевыми выступают слова "успех" и "достижение". Успех, в нашем понимании, это наиболее эффективное достижение желаемой цели. Успех -это переживание чувства радости от достигнутого. Достижение - это опредмеченная характеристика успеха, принятая и признанная значимыми для индивида субъектами. Достижение - это всегда конкретный результат, а признание может быть общественным, может быть и внутренним, индивидуальным. Проще говоря, достижение - это результат действий в зоне ближайшего развития. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования высокой самооценки, без которой становление здоровой психики невозможо.
Естественно, успех успеху - рознь. Достижение успеха любой ценой, достижение успеха за счет другого человека - этот подход не может способствовать становлению нравственной личности. Но выбор цели и средств при стремлении к успеху определяются другими принципами и факторами среды, среди которых гуманистическая направленность является основополагающей.
Школа убеждена, что на современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в ка-225
честве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха.
Есть старинный совет учителю: "Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он уже сам".
Исходя из этих положений школа старается строить свою образовательную систему, делая ставку на создание ситуации успеха у каждого учителя; создавая цикл разнообразных дел, в которых, может проявиться каждый ученик; проектируя недостающие зоны; организуя педагогическое сопровождение развития; готовя учеников к роли своих коллег, проектирующих ситуации успеха для других.
Школа изначально строилась как Дом, как своеобразная община, может быть, как фирма (в том же понимании Дома и общности).
Первоначальными ключевыми словами - понятиями, отражавшими значимые для школы идеи, были: Игра, Детство, Театр, Ленинград (тогда еще не Санкт-Петербург), выступавший как Отечество, Здоровье, Социализация (слово-знак, в первое время говорившее только об особой значимости освоения каждым человеком своего места в мире людей). Престиж, Образование. Эти первые идеи были привнесены в школу единомышленниками директора - заслуженного учителя школ России М.Б. Пильдес - и являлись проекцией их личного опыта.
Каждая из этих идей прошла большой путь, частично воплотившись в тех или иных проектах, частично трансформировавшись.
Как и многие другие известные в стране школы, школа на Пудожской начиналась с совместных выездов старшеклассников и педагогов. В них было одно отличие -первые три года каждый выезд представлял собой уникальный массовый импровизированный спектакль - приключение. В истории школы "Игры и Легенды Короля Артура", "Аргонавты", "Земля Санникова", "Турнир Детек-226
тивных Агентств" и другие. Выезды возникали как отклик на неимоверное желание игры и театра. Игра и театр рождали особую общность детей и взрослых, открывали таланты, обнажали проблемы, прорастали делами ежедневной школьной действительности.
Среди наиболее важных технологий, описывающих современную жизнь школы, можно выделить годовой круг праздников и традиций.
Важно отметить, что годовой круг праздников является неотъемлемой составной частью концепции и программы развития, элементом системы управления, средством духовного и деятельного единения всего школьного населения.
Праздники рождались и входили в жизнь по-разному: часть из них - традиционные для школьной жизни (первый и последний звонок, например); другие появились на свет от желания воплотить наяву идеи Педагогики Успеха (Звездный час, День подарков); третьи пришли из традиций города. Каждый праздник создавался в течение нескольких лет, в творческом процессе при-" нимали участие почти все учителя и ученики. Праздники и традиции - это стремление сделать школьную обыденность событийной.
Итак, традиционными становятся:
1 сентября - праздник нового учебного года (большой сбор учеников, учителей, родителей, выпускников, многочисленных друзей школы, более 2500 близких к школе людей собираются в одном из концертных залов города в этот день на большую торжественную церемонию).
Октябрь - День учителя, праздник первоклассников "Мы - ученики".
Ноябрь - День подарков "просто так". (Праздник был придуман однажды в грустный осенний день, когда до Нового года было еще далеко. Замысел праздника очень прост - прийти в школу и сделать подарок "просто так" кому угодно: другу, соседу, учителю, ученику, коллеге, случайному встречному. Праздник сопровождается шумными акциями, творческими состязаниями. Девиз праздника: "И пусть никто не уйдет обиженным".
25 ноября - день рождения В.Н. Сороки-Росинского. Педагогические чтения имени В.Н. Сороки-Росинского. 227
(Школа претендует на честь носить имя замечательного педагога, идеи Викниксора школе очень близки, во многом педагоги считают себя духовными продолжателями его дела).
30 декабря - новогодний карнавал (карнавал заполняет целый день - уроки, перемены; удивительные костюмы, традиционная карнавальная "цепочка").
1 марта - праздник Весны (в этот день принято приходить в школу с цветком, выращенным в горшке, желательно своими руками; праздник был учрежден для объединения двух традиционно альтернативных - 23 февраля и 8 марта).
Март - Книжкины именины (один из любимых праздников учеников первых-третьих классов).
Май - праздник "Виват Санкт-Петербург".
Праздничная ассамблея победителей Олимпиад, церемония награждения учеников премиями "Золотой и серебряный Бобер", учителей - "зеркальный Бобер". (Бобер - символ-талисман школы, очень важное для ее жизни существо).
Последний звонок.
25 мая - церемония вручения профессиональных премий "Звездный час". (Профессиональные премии "Звездный час" присуждаются педагогам школы по результатам опроса членов педагогического коллектива. Премии присуждаются по 12 номинациям, среди них:
"Золотое яблоко" - за романтизм и фантазию в работе с детьми; "Большая медведица" - за добрый консерватизм в работе; "Дебют" - за лучший дебют на профессиональном поприще и др. На церемонию, помимо учителей школы, приглашаются члены их семей, друзья школы).
Все это реалии дня сегодняшнего, но для любой развивающейся школы день сегодняшний - часть дня завтрашнего.
Многие планы школы связаны с идущим строительством. Для школы строят Дворец, в котором будет все то, в чем она нуждается сегодня. Актовый и театральный залы для пяти театральных коллективов; телевизионная студия для коллектива школьной видеостудии, на счету которой более 50 фильмов и два детских фестиваля; спе-
циально оборудованные кабинеты для занятий классов социальной ориентации (журналистика, режиссура, театр и т.д.); помещения, в которых сможет расположить свой многочисленные мастерские Гейм-Клуб и свои лаборатории школьная академия творческих наук.
Образ завтрашнего дня прорастает из сегодняшнего, и видится он в качестве научно-педагогического объединения имени В.Н. Сороки-Росинского. Обратимся к тексту официального документа, созданного в школе и являющегося достоянием учеников, родителей, педагогов.
Каковы основные признаки проектируемого нами учреждения:
1. Школа имени В.Н. Сороки-Росинского Мы строим живой памятник педагогу, чьи идеи легли в основу нашей педагогической системы, стали фундаментом Педагогики Успеха. Мы полагаем, что любые усилия, направленные на воспитание у наших учеников чувства гордости за историю собственной страны, не только оправданы, но и имеют первоочередное значение. История делается людьми. Виктор Николаевич Сорока-Росинский - гордость истории педагогики и Петербурга.
2. Научно-педагогическое объединение
В качестве одного из важнейших условий развития нашего образовательного учреждения выступает положение о необходимости ориентации на непрерывный характер образования. По отношению к учителям школы это непрерывное педагогическое образование, которое в наших условиях может быть реализовано только в том случае, если каждый педагог помимо образовательных задач будет стремиться решать и научно-исследовательские. Научно-педагогическое объединение - это учреждение, в котором задачи воспитания и обучения решаются в органическом единстве с задачами развития педагогической науки.
3. Объединение
Мы полагаем, что в структуру объединения войдут:
• несколько детских садов, работающих в микрорайоне школы;
• начальная школа (прогимназия) "Школа на Пудожской";
• гимназия (средняя школа);
• центр дополнительного образования;
• колледж (со специализацией в области педагогического образования);
• в техническая школа;
• психолого-педагогический медико-социальный (ППМС) центр;
• в научно-исследовательский центр педагогического сопровождения.
Почти все названные подразделения уже включены в эксперимент, идет отработка и согласование общей программы деятельности.
Приведем краткую характеристику каждого из названных учреждений.
Детский сад
Детский сад рассматривается нами как первый этап элементарного образования, реализуемого в целом в начальной школе. Детский сад для нас - это, в первую очередь, мир Игры.
У детского сада имеются свои цели и задачи, связанные с созданием условий для полноценного раннего развития ребенка.
В детском саду начинает свою деятельность ППМС-центр, работающий в составе объединения.
Детские сады и начальная школа создают консультационную службу для родителей.
3.2. Начальная школа "Школа на Пудожской"
Начальная школа представляет из себя прогимназию, реализующую три типа образовательных программ.
Прием в начальную школу проводится без конкурса (правом преимущественного приема обладают жители микрорайона; жители других микрорайонов принимаются на имеющиеся свободные места).
В подготовительной группе детского сада или в школе (при поступлении в первый класс) проводится вступительное собеседование, цель которого - определение наиболее целесообразных для обучения ребенка условий. Собеседование проводится по специальным методикам сотрудниками ППМС-центра.
В школе реализуются образовательные программы прогимназического типа трех видов:
А - I—IV классы - для детей, нуждающихся в медленном темпе обучения, повышенной комфортности, специальной коррекции;
В - I—III классы - базовая прогимназическая программа;
С - I-III классы - для детей, имеющих повышенный уровень готовности к школе (частично освоенная программа I класса).
Образовательные программы имеют авторское наполнение тех или иных компонентов.
Сопровождение учащихся в образовательном процессе осуществляется силами ППМС-центра.
При поступлении детей в первый класс школа заключает с родителями контракт о взаимных обязательствах по отношению к начальному образованию ребенка.