Погружение в имитированную среду

Утро День Вечер

XIX век     "Бал у Иогеля". Выступление самодеятельного фольклорного ансамбля   Салоны: литературный "Дуэт"; музы­кальный "Мечты и звуки"; художе­ственный "Палитра"   Вечерний бал. Спектакли: Чехов "Свадьба"; Скриб "Шарлатаны"; Островский "Бесприданница" (4-й акт). Цыган­ский хор учите­лей  
Серебря­ный век   Спектакль: Метерлинк "Синяя птица"   Литературные. кабаре: "Бродячая собака", "Привал комедиантов", "Тамара и Де­мон". Фестиваль самодеятельных фильмов   Спектакль: Цветаева "Фортуна". Ве­черний бал. Ар­тистическое каба­ре "Летучая мышь"  
XX век, 20-е годы   Спектакли: "Хармс, Чармс, Шардам" (по Хармсу); "Это было в Одессе" (по Бабелю), Представления по произведениям Багрицкого   Салон Мейер­хольда. Фильм учителей "Юркина кварти­ра". Спектакли: Маяковский "Клоп" (1-й акт); Булгаков "Мастер и Маргарита"   Кабаре "Кривой Джимми". Пред­ставление "Бал на Лысой горе". Вечерний бал. Спектакль: "Свадьба Бени Крика" (по Бабе­лю). Спектакль учителей: Гоцци "Принцесса Ту­рандот"  

Подготовка к этим большим событиям в жизни шко­лы требует максимальной концентрации внимания и сил педагогов, учащихся, их родителей. Образуются времен­ные творческие коллективы, своеобразные оргкомитеты, или Советы дела. По-видимому, в силу того, что появле­ние таких коллективов обусловлено насущными потреб­ностями, а также тем, что они не искусственно, а, напро­тив, органично входят в жизнь школы, их деятельность чаще всего бывает весьма эффективной как в организа­ционном, так и в воспитательном плане.

Вообще в целом мы противники самого термина и существа понятия "организация". Нам думается, что в школе важнее другое - зараженность общим делом, одной идеей, которая с большим успехом объединит всех вокруг себя, ибо сама идея имеет характер саморегулирования, самоосуществления. Когда мы проводим свои праздники, то они, с одной стороны, сплачивают людей, а с другой -определяют место каждого в общем контексте работы.

Конечно нельзя сказать, что у нас вообще нет ника­кой организации, она есть, и ею превосходно занимается Лариса Давидовна Гуткина, а решением самых принци­пиальных вопросов - Совет гимназии. В нашем "управленческом ансамбле" директору отводится роль 218

"вдохновителя", который генерирует идеи и старается заразить ими окружающих. Сказанное позволяет утверж­дать, что мы никогда не ставим вопросы организации на первое место, никогда не выпячиваем роль администра­тора в управлении школой. Сама деятельность в каждой конкретной ситуации и каждый раз по-новому диктует позицию директора, его заместителя, педагогов и уча­щихся.

Вообще сейчас в гимназии работает много замеча­тельных педагогов, интеллигентных, много знающих и много умеющих. С ними интересно общаться, хотя у нас случаются споры и даже обиды, но мы умеем прощать и понимать друг друга. Так было не всегда, был период, когда приходилось специально подбирать учителей. До­статочно сказать, что в первый же год работы 12 человек покинули школу, из них только двое - по собственному желанию.

Как-то, выступая на семинаре в нашей школе, В.А. Караковский сказал: "Мы находимся в школе на юго-западе, где работает блаженный". Может быть, это и впрямь так, но думается, что в нашем деле необходимо быть блаженным. Пусть кто-то фанатик в одном, а кто-то в другом. А иначе тебе самому будет неинтересно рабо­тать, неинтересно будет и людям, с которыми ты работа­ешь, и - самое страшное - скучно станет детям. Убежден, дух любой школы определяется фанатизмом, беспредель­ной преданностью делу тех людей, которые в этой школе работают.

Дух нашей гимназии, систему сложившихся в ней взаимоотношений можно было бы определить словом "интеллигентный". Именно на этой основе строится и система общения с каждым учеником. На примере "новичков" легко проследить, как она реализуется. Пона­чалу, попадая в условия новой для себя школы, тем более довольно известной гимназии, они держатся скованно и неуверенно с педагогами и особенно с директором. Но чаще всего ситуация в корне меняется после проведения Дня гимназии. Ребята видят, как директор (немолодой и уважаемый человек) "лезет" на сцену и дурачится на виду у всех; они смеются над созданным им образом, а он сам становится им понятнее и ближе. (То же и в отношении 219

учителей.) Уже на следующий день у кабинета директора можно встретить подростка, который, здороваясь, скажет:

"Как вы здорово играли вчера. Мы и не думали, что вы все это умеете делать".

Так легко и безболезненно исчезает пресловутая ди­станция возраста и должности, остается нормальное че­ловеческое общение представителей разных поколений, каждое из которых способно духовно обогатить другое. Еще проще устанавливаются отношения между ребятами разного возраста. Ведь в процессе совместной театраль­ной постановки, то есть в процессе подготовки общего дела, место каждого определяется не стажем школьной жизни и прожитыми годами, а способностями, энтузиаз­мом, творческим горением. Вообще в совместной игре взрослых и детей раскрываются новые, подчас неожидан­ные грани ума, души, характера, растут взаимный инте­рес и симпатия, а это, в свою очередь, порождает доброе отношение к своей гимназии педагогов, учащихся, их родителей.

Было бы ошибкой утверждать, что сложившаяся ат­мосфера терпимости и интеллигентности, атмосфера творчества облагородила каждого нашего выпускника:

окружающая среда, конечно, оказывает свое влияние. И все же среда не мешает нам осуществлять задуманное, она проходит как бы "по касательной" по отношению ко всей деятельности школы в целом. Большинство наших ребят отличают большая внутренняя культура, благород­ство, способность и готовность к "самостроительству". Многие из них поступают в вузы, становятся учеными, исследователями и, что самое главное, остаются порядоч­ными людьми.

Практическая реализация идей, лежащих в основе воспитательной системы нашей гимназии, требует нема­лых финансовых затрат (ткань для костюмов, декорации, фотографии и т.п.), и это, как ни парадоксально, стано­вится главной, трудно преодолимой нашей помехой.

Если охарактеризовать всю воспитательную систему в целом, то она сегодня находится в стадии совершенство­вания, причем главным образом за счет пополнения и обновления различных ее элементов, привлечения к ор­ганизации основных дел творчески мыслящих педагогов. 220

Перспективы развития воспитательной системы ле­жат в усилении ее интеграции с дидактической системой за счет взаимообогащения и взаимодополнения. Сред­ством саморазвития системы является театрализованная игра, которая всегда нова и потому всегда интересна всем ее участникам.

Расскажем о том, как проходил праздник отечествен­ной культуры - "День серебряного века". Лейтмотивом праздника стало его восприятие в качестве эпохи "русского культурного Ренессанса" (Н. Бердяев). По за­мыслу, празднику должна была предшествовать большая экспозиция на тему "Твой серебряный век", как бы вво­дящая всех участников в соответствующую атмосферу. Она открылась за месяц до начала и занимала весь вести­бюль школы. Праздник начался спектаклем по пьесе Метерлинка "Синяя птица", роли в котором исполняли де­сятиклассники, а зрителями были ребята из четвертых-седьмых классов.

Но мы не только сыграли "Синюю птицу". Нам хоте­лось и в зрительном зале создать атмосферу тех лет. Вот почему все были в костюмах того времени, и каждый как бы "вошел" в образ человека, той эпохи. Мы попытались воссоздать литературно-артистические кабаре как одну из важных составляющих культуры на рубеже веков. Вспом­нив о существовании знаменитого кабаре "Бродячая со­бака", открытого в Петербурге в 1913 году, где поэты чи­тали свои стихи, где бывали Гумилев, Ахматова, Ман­дельштам, мы решили, что и наши юные поэты должны представить свои первые литературные опыты в подоб­ном кабаре.

Как известно, "Бродячая собака" была закрыта в 1916 году, но дух ее как бы переместился в новое, от­крывшееся в том же году, литературное кабаре "Привал комедиантов". Мы стремились, насколько возможно, приблизить наш "Привал комедиантов" к его реальному прототипу. Там были гости, артисты, официанты, веду­щие, лекторы и даже "подсадные утки". Посетители мог­ли посмотреть несколько коротких пьес, состязание по­этов с последующим диспутом, понаблюдать за выбором короля поэтов, послушать шуточную "лекцию, полезную

для пищеварения", а в перерывав еще и провести дегус­тацию разнообразных блюд русской национальной кухни.

Было открыто также кафе "Тамара и Демон": читали свои стихи известные поэты, пели романсы, разыгрывали фанты.

Ближе к вечеру в актовом зале начался показ спек­таклей школьных театральных коллективов из репертуара русских театров конца прошлого - начала нынешнего века. Мы сумели тогда поставить пьесу М. Цветаевой "Фортуна" и две чеховские пьесы - "Предложение" и "Свадьба".

В 20 часов праздник как бы разделился на два пото­ка: вечерний костюмированный бал с нестареющим валь­сом и бессмертным танго и синематограф. В память о замечательных создателях российского кино - Мозжухи­не, Вере Холодной — мы решили снять свой учительский фильм "Любовь и слезы" с леденящим душу сюжетом, со своим Мозжухиным и своей Верой Холодной. И уже в самом конце вечера, в 22 часа, открылось артистическое кабаре "Летучая мышь".

"Летучая мышь" - именно так называлось одно из са­мых примечательных культурных мест Москвы в 10-х годах нашего века, а славу ему принесли такие талантли­вые люди, как Никита Балиев и Николай Тарасов. Его посещали многие замечательные артисты того времени. Без "Летучей мыши" культурная жизнь Москвы осталась бы в нашем представлении неполной. Как и в старой "Летучей мыши", мы организовали у себя репризы, скет­чи; звучала музыка, гремел канкан.

День прошел незабываемо. В сознании запечатлелись многие приметы того далекого времени.

А спустя год у нас был праздник со спектаклем по рассказам И. Бабеля и поэтическим представлением по стихам Э. Багрицкого (20-е годы XX века).

Так проходят наши праздники культуры. Затем они в мельчайших деталях отражаются в нашей летописи, кото­рая ведется с рождения школы и которой мы так доро­жим. Составлением летописи, ее оформлением, подбором фотографий и другого иллюстративного материала зани­мается неутомимая Лариса Давидовна Гуткина. Она же

является и талантливым пропагандистом такого своеоб­разного развития нашей гимназии. Мы часто говорим ребятам: "Смотрите летопись, это не только история жизни школы, это еще и история вашей жизни, история вашей души".

Что касается связи с наукой, то гимназия работает в русле исследования "Теория и практика воспитательных систем", специализируясь по теме "Погружение в искус­ство как основа воспитательной системы".

Раскрыв отдельные аспекты воспитательной системы нашей гимназии, мы оставили за кадром еще ряд ин­тересных событий, которыми мы живем: традиционные ярмарки,- они проходят в форме театрализованных пред­ставлений; всегда пронзительный по искренности и теп­лоте чувств День гимназии и многое другое. Много лет назад Ф.М. Достоевский выразил надежду на то, что мир спасет красота. Наверное, это так. Но для того чтобы красота уберегла мир от разрушения, необходимо для начала спасти саму красоту. Кто же ее спасет? Особенно в нашей стране, где она в течение десятилетий подверга­лась варварскому уничтожению. Кто?

Я, старый учитель, отвечаю на этот вопрос так: "Красоту могут спасти и спасут наши дети. Приобщив­шись к красоте, они унесут в этот большой, может быть, слишком яростный мир ее непреходящую ценность и сделают этот мир поистине прекрасным".

В конечном счете для воспитания такого человека мы и создали нашу воспитательную систему.

ШКОЛА НА ПУДОЖСКОЙ:

ПЕДАГОГИКА УСПЕХА

В 1989 году на базе восьмилетней школы № 56 Петроградского района Ленинграда был начат эксперимент по построению образовательного учреждения, реализующего в своей деятельности педаго­гическую программу, которую авторы назвали Педагоги­кой Успеха.

В этом же году была создана концепция эксперимен­та, который развивался по таким ступеням.

В 1989 году школа получила статус средней общеоб­разовательной школы, работающей по программе "школа-вуз".

В 1990 году школе присвоен статус опытно-экспериментальной площадки, претворяющей в жизнь экспериментальную модель под названием "Ленинградский модуль образования".

В 1992 году Городской экспертный совет присвоил школе статус гимназии.

В 1991—1995 гг. школа дважды становилась лучшей школой России, была победителем городского и район­ных смотров педагогических достижений.

В 1992 году гимназия № 56 начала работать над программой, своего развития, ставшей естественным про­должением предыдущего эксперимента.

Основные положения программы развития школы связаны с построением на базе гимназии научно-педагогического объединения имени В.Н. Сороки-Росинского.

Школы, как и люди, имеют конкретный облик. Гим­назия № 56 расположена в здании школы-госпиталя, построенного в 1937 году и с тех пор претерпевшего одну реконструкцию - пристройку спортивного зала. Первона­чальный проект не предполагал актового зала, был рас­считан на 18 кабинетов и 500 учащихся и никак не до­пускал, что на этой площади будут заниматься и работать длинный двусменный школьный день 1500 учащихся и более 100 учителей. У здания есть небольшое преимуще­ство - оно расположено на тихой пустынной улочке, по имени которой школу чаще всего и зовут Школой на Пудожской.

В основании любой педагогической деятельности, любой педагогической системы лежит определенная со­вокупность принципов, которая может быть размытой, носить переменчивый характер, может быть осознанной и четко выраженной, оформленной и в педагогическом сознании, и в деятельности. Совокупность принципов наиболее полно отражает индивидуальное лицо школы, дух школы; именно эта совокупность должна быть пред­метом самого пристального внимания при теоретическом

и практическом проектировании новых направлений раз­вития.

Педагогика Успеха, выбранная' в качестве системооб-разующего принципа в гимназии № 56, и является тем основанием, которое позволяет достаточно точно ориен­тироваться в сложном мире педагогических новаций и всевозможных открытий, осознанно включаться в совре­менный "диалог педагогики".

Что понимается нами под Педагогикой Успеха? Это направление теоретического и практического поиска в создании условий для полноценного развития человека за счет удовлетворения его потребности в самореализации и уважении. Педагогика Успеха - это восхождение по лест­нице достижений; при этом цель восхождения обуслов­ливается гуманистическими принципами.

В этом определении ключевыми выступают слова "успех" и "достижение". Успех, в нашем понимании, это наиболее эффективное достижение желаемой цели. Успех -это переживание чувства радости от достигнутого. Достиже­ние - это опредмеченная характеристика успеха, принятая и признанная значимыми для индивида субъектами. До­стижение - это всегда конкретный результат, а признание может быть общественным, может быть и внутренним, индивидуальным. Проще говоря, достижение - это ре­зультат действий в зоне ближайшего развития. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоян­ной системы стимулирующих и направляющих подкреп­лений, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования высокой самооценки, без которой становление здоровой психики невозможо.

Естественно, успех успеху - рознь. Достижение успеха любой ценой, достижение успеха за счет другого человека - этот подход не может способствовать ста­новлению нравственной личности. Но выбор цели и средств при стремлении к успеху определяются другими принципами и факторами среды, среди которых гумани­стическая направленность является основополагающей.

Школа убеждена, что на современном этапе развития общества ориентация на успех должна выступать в ка-225

честве необходимого условия построения любой эффек­тивной педагогической системы. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и пере­живания успеха.

Есть старинный совет учителю: "Перестань искоре­нять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны его души, а распрямится он уже сам".

Исходя из этих положений школа старается строить свою образовательную систему, делая ставку на создание ситуации успеха у каждого учителя; создавая цикл разно­образных дел, в которых, может проявиться каждый уче­ник; проектируя недостающие зоны; организуя педагоги­ческое сопровождение развития; готовя учеников к роли своих коллег, проектирующих ситуации успеха для дру­гих.

Школа изначально строилась как Дом, как своеоб­разная община, может быть, как фирма (в том же пони­мании Дома и общности).

Первоначальными ключевыми словами - понятиями, отражавшими значимые для школы идеи, были: Игра, Детство, Театр, Ленинград (тогда еще не Санкт-Петербург), выступавший как Отечество, Здоровье, Со­циализация (слово-знак, в первое время говорившее только об особой значимости освоения каждым челове­ком своего места в мире людей). Престиж, Образование. Эти первые идеи были привнесены в школу единомыш­ленниками директора - заслуженного учителя школ Рос­сии М.Б. Пильдес - и являлись проекцией их личного опыта.

Каждая из этих идей прошла большой путь, частично воплотившись в тех или иных проектах, частично транс­формировавшись.

Как и многие другие известные в стране школы, школа на Пудожской начиналась с совместных выездов старшеклассников и педагогов. В них было одно отличие -первые три года каждый выезд представлял собой уникаль­ный массовый импровизированный спектакль - приклю­чение. В истории школы "Игры и Легенды Короля Арту­ра", "Аргонавты", "Земля Санникова", "Турнир Детек-226

тивных Агентств" и другие. Выезды возникали как отклик на неимоверное желание игры и театра. Игра и театр рождали особую общность детей и взрослых, открывали таланты, обнажали проблемы, прорастали делами еже­дневной школьной действительности.

Среди наиболее важных технологий, описывающих современную жизнь школы, можно выделить годовой круг праздников и традиций.

Важно отметить, что годовой круг праздников яв­ляется неотъемлемой составной частью концепции и программы развития, элементом системы управления, средством духовного и деятельного единения всего школьного населения.

Праздники рождались и входили в жизнь по-разному: часть из них - традиционные для школьной жизни (первый и последний звонок, например); другие появились на свет от желания воплотить наяву идеи Пе­дагогики Успеха (Звездный час, День подарков); третьи пришли из традиций города. Каждый праздник создавал­ся в течение нескольких лет, в творческом процессе при-" нимали участие почти все учителя и ученики. Праздники и традиции - это стремление сделать школьную обыден­ность событийной.

Итак, традиционными становятся:

1 сентября - праздник нового учебного года (большой сбор учеников, учителей, родителей, выпускников, мно­гочисленных друзей школы, более 2500 близких к школе людей собираются в одном из концертных залов города в этот день на большую торжественную церемонию).

Октябрь - День учителя, праздник первоклассников "Мы - ученики".

Ноябрь - День подарков "просто так". (Праздник был придуман однажды в грустный осенний день, когда до Нового года было еще далеко. Замысел праздника очень прост - прийти в школу и сделать подарок "просто так" кому угодно: другу, соседу, учителю, ученику, коллеге, случайному встречному. Праздник сопровождается шум­ными акциями, творческими состязаниями. Девиз празд­ника: "И пусть никто не уйдет обиженным".

25 ноября - день рождения В.Н. Сороки-Росинского. Педагогические чтения имени В.Н. Сороки-Росинского. 227

(Школа претендует на честь носить имя замечательного педагога, идеи Викниксора школе очень близки, во многом педагоги считают себя духовными продолжателя­ми его дела).

30 декабря - новогодний карнавал (карнавал заполня­ет целый день - уроки, перемены; удивительные костю­мы, традиционная карнавальная "цепочка").

1 марта - праздник Весны (в этот день принято при­ходить в школу с цветком, выращенным в горшке, жела­тельно своими руками; праздник был учрежден для объ­единения двух традиционно альтернативных - 23 февраля и 8 марта).

Март - Книжкины именины (один из любимых праздников учеников первых-третьих классов).

Май - праздник "Виват Санкт-Петербург".

Праздничная ассамблея победителей Олимпиад, це­ремония награждения учеников премиями "Золотой и серебряный Бобер", учителей - "зеркальный Бобер". (Бобер - символ-талисман школы, очень важное для ее жизни существо).

Последний звонок.

25 мая - церемония вручения профессиональных премий "Звездный час". (Профессиональные премии "Звездный час" присуждаются педагогам школы по ре­зультатам опроса членов педагогического коллектива. Премии присуждаются по 12 номинациям, среди них:

"Золотое яблоко" - за романтизм и фантазию в работе с детьми; "Большая медведица" - за добрый консерватизм в работе; "Дебют" - за лучший дебют на профессиональном поприще и др. На церемонию, помимо учителей школы, приглашаются члены их семей, друзья школы).

Все это реалии дня сегодняшнего, но для любой раз­вивающейся школы день сегодняшний - часть дня зав­трашнего.

Многие планы школы связаны с идущим строитель­ством. Для школы строят Дворец, в котором будет все то, в чем она нуждается сегодня. Актовый и театральный залы для пяти театральных коллективов; телевизионная студия для коллектива школьной видеостудии, на счету которой более 50 фильмов и два детских фестиваля; спе-

циально оборудованные кабинеты для занятий классов социальной ориентации (журналистика, режиссура, театр и т.д.); помещения, в которых сможет расположить свой многочисленные мастерские Гейм-Клуб и свои лаборатории школьная академия творческих наук.

Образ завтрашнего дня прорастает из сегодняшнего, и видится он в качестве научно-педагогического объеди­нения имени В.Н. Сороки-Росинского. Обратимся к тек­сту официального документа, созданного в школе и яв­ляющегося достоянием учеников, родителей, педагогов.

Каковы основные признаки проектируемого нами учреждения:

1. Школа имени В.Н. Сороки-Росинского Мы строим живой памятник педагогу, чьи идеи лег­ли в основу нашей педагогической системы, стали фун­даментом Педагогики Успеха. Мы полагаем, что любые усилия, направленные на воспитание у наших учеников чувства гордости за историю собственной страны, не только оправданы, но и имеют первоочередное значение. История делается людьми. Виктор Николаевич Сорока-Росинский - гордость истории педагогики и Петербурга.

2. Научно-педагогическое объединение

В качестве одного из важнейших условий развития нашего образовательного учреждения выступает положе­ние о необходимости ориентации на непрерывный харак­тер образования. По отношению к учителям школы это непрерывное педагогическое образование, которое в на­ших условиях может быть реализовано только в том слу­чае, если каждый педагог помимо образовательных задач будет стремиться решать и научно-исследовательские. Научно-педагогическое объединение - это учреждение, в котором задачи воспитания и обучения решаются в орга­ническом единстве с задачами развития педагогической науки.

3. Объединение

Мы полагаем, что в структуру объединения войдут:

• несколько детских садов, работающих в микрорай­оне школы;

• начальная школа (прогимназия) "Школа на Пудожской";

• гимназия (средняя школа);

• центр дополнительного образования;

• колледж (со специализацией в области педагогиче­ского образования);

• в техническая школа;

• психолого-педагогический медико-социальный (ППМС) центр;

• в научно-исследовательский центр педагогического сопровождения.

Почти все названные подразделения уже включены в эксперимент, идет отработка и согласование общей про­граммы деятельности.

Приведем краткую характеристику каждого из на­званных учреждений.

Детский сад

Детский сад рассматривается нами как первый этап элементарного образования, реализуемого в целом в на­чальной школе. Детский сад для нас - это, в первую оче­редь, мир Игры.

У детского сада имеются свои цели и задачи, связан­ные с созданием условий для полноценного раннего раз­вития ребенка.

В детском саду начинает свою деятельность ППМС-центр, работающий в составе объединения.

Детские сады и начальная школа создают консульта­ционную службу для родителей.

3.2. Начальная школа "Школа на Пудожской"

Начальная школа представляет из себя прогимназию, реализующую три типа образовательных программ.

Прием в начальную школу проводится без конкурса (правом преимущественного приема обладают жители микрорайона; жители других микрорайонов принимаются на имеющиеся свободные места).

В подготовительной группе детского сада или в шко­ле (при поступлении в первый класс) проводится вступи­тельное собеседование, цель которого - определение наи­более целесообразных для обучения ребенка условий. Собеседование проводится по специальным методикам сотрудниками ППМС-центра.

В школе реализуются образовательные программы прогимназического типа трех видов:

А - I—IV классы - для детей, нуждающихся в медлен­ном темпе обучения, повышенной комфортности, специ­альной коррекции;

В - I—III классы - базовая прогимназическая про­грамма;

С - I-III классы - для детей, имеющих повышенный уровень готовности к школе (частично освоенная про­грамма I класса).

Образовательные программы имеют авторское на­полнение тех или иных компонентов.

Сопровождение учащихся в образовательном процес­се осуществляется силами ППМС-центра.

При поступлении детей в первый класс школа за­ключает с родителями контракт о взаимных обяза­тельствах по отношению к начальному образованию ре­бенка.

Наши рекомендации