Методика коррекционной работы

Методика проведения занятий

С заикающимися детьми

В первом квартале

Основные образовательные (программные) задачи первого квартала на занятиях по развитию речи и озна­комлению с окружающим и природой состоят в знаком­стве с простыми предметами, в расширении знаний и представлений о них, в обогащении словаря, а на заня­тиях по изобразительной деятельности — в обучении на­выкам изображения простых предметов, имеющих в ос­нове геометрические формы: круг, овал, треугольник, квадрат, шар.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью.

Упражнения в доступной ситуативной речи проводят­ся на всех занятиях. В ходе упражнений в самостоятель­ной ситуативной речи в первом квартале значительное место занимает словарная работа. Она включает в себя расширение словаря, уточнение значений знакомых слов и активизацию 'пассивного словарного запаса.

При построении ответов дети опираются на конкрет­ные вопросы логопеда и наглядный материал. В качестве наглядной опоры на занятиях по развитию речи и мате­матических представлений, по ознакомлению с окружаю­щим и природой используются натуральные объекты, картинки, игрушки, а «а занятиях по изобразительной деятельности — весь материал, с которым работают де­ти: пластилин, 'бумага, карандаши, ножницы, тряпочки, клей, кисточки, краски, подставки для кисточек, тарелочки для раздаточного материалу и т. д., а также изображаемые предметы (овощи, фрукты, грибы и др.) и их отдельные части (например, у ели ствол, иголки, ветки).

В процессе изучения программного материала используются разнообразные занятия: рассматривание картин, осмотр предметов (натуры, игрушки), дидактические игры, счет на конкретном материале, изображение простыx по форме предметов в лепке, аппликации, рисовании, конструировании.

Вопросы логопеда (что предусмотрено и методикой массового детского сада) относятся к названию предметов (Кто это? Что это?), качеств — формы, цвета, размера (Какой?), отдельных частей предметов, состояний или действий, которые изображены на картинках или производятся в данный момент детьми или логопедом.

Для осуществления коррекционной задачи большое значение имеет правильное формулирование вопросов логопедом. Они задаются так, чтобы дети с первых же дней пользовались самостоятельной речью.

Логопе д. Что это? Что нарисовано на этой картинке?

Дети. Мяч, ведро, пальто, шарик.

Логопед. К'ТО ЭТО?

Дети. Белка, ежик, рыбка, курица.

В своих ответах дети пользуются одушевленными и неодушевлёнными именами существительными.

Вопросы, относящиеся к названию качеств предметов, задаются так:

Логопед. Какого цвета помидор?

Дети. Красным.

Логопед. А слива?

Дети. Синяя.

Логопед. Какой формы яблоко?

Дети. Круглое.

Логопед. А слива?

Дети. Овальная.

В ответах на эти попросы используются имена прилагательные.

И наконец, вопросы, относящиеся к действиям или состояниям, звучат так: Логопед. Что я делаю?

Дети. Режете.

Логопед. Что делает Вова?

Дети. Рисует.

Логопед. Что делает кукла?

Дети. Пьет чай.

Л о г о п е д. Что делает медведь?

Д ети. Он рычит.

На эти вопросы заикающиеся отвечают глаголами.

Для успешного упражнения детей в ситуативной речи в первом квартале лучше всего задавать конкретные воп­росы, на которые можно дать точный ответ, чаще всего одним словом. Например:

Логопед. Что это?

Дети. Лук (помидор, виноград).

Вопросы, начинающиеся со слова какой (Какое вед­ро?), могут иметь конкретное и обобщенное значение, При такой постановке вопроса, позволяющей дать боль­шое количество ответов, у детей возникают затруднения в выборе ответа, что влечет за собой трудности в подборе слова для ответа и в его произнесении, т. е. появляется заикание. Чтобы предупредить появление заикания, на занятии в начале учебного года нужно задавать только конкретные вопросы: Какой формы мяч? Какого цвета ведро? Какого размера ведро? и т. п. Кстати, о размере можно спрашивать в том случае, если наглядно пред­ставлены два предмета (например, мячи), отличающиеся лишь размером. До постановки вопроса необходимо так­же уяснить, насколько правильны у детей представления о форме, цвете, размере и т. д. При недостаточно четком понимании слов дети дают неправильные ответы.

Сначала большинство детей отвечают одним словом, но некоторые сразу могут ответить фразой в пределах простейшей ситуативной речи. Такие фразовые ответы должны опираться на заданный вопрос. Например:

— Что я приготовила для занятия?

— Вы приготовили бумагу и краски.

— Что нарисовано на картине?

— На картине нарисована елка.

Поэтому на занятиях допускаются то однословные, то фразовыеответы. Это общее направление работы над речьюв первом квартале. Однако логопед не должен ставить целью упражнять одних детей только во фразовых ответах,других — в однословных. В каждом отдель­ном случае эторешается индивидуально, в соответствии с возможностью того или иного ребенка пользоваться са­мостоятельной речью. Но нельзя требовать от детей постоянно только фразовых ответов. Это противоречит естественному характеру разговора-диалога и может привести к выработке механических ответов.

Одновременно необходимо приучать детей к логичности ответа, так как некоторые заикающиеся отвечают не по существу, употребляя много слов, не относящихся к содержанию вопроса. В таком случае с помощью указаний и специально подобранных вопросов нужно научить ребенка ограничивать ответ одним-двумя словами, но конкретными по содержанию. Это приучает заикающихся к более строгому отбору слов для ответаНапример:

- Что это?

- Гриб.

- Как называется эта часть гриба?

- Шляпка.

- Вова, расскажи только о цвете шляпки.

- Шляпка красная.

- А ты Саша, о ее ф ор м е.

- Шляпка круглая.

Постепенно все дети переходят к пользованию фразой. Как уже говорилось, одни дети легко отвечают фразами сразу по просьбе логопеда, другие — нуждаются в специальном обучении. При переходе к упражнениям во фразовых ответах можно использовать сначала короткие предложения, которые ребенок составляет сам из собственных однословных ответов. Например:

- Что это у елки?

- Иголки.

- Какого они цвета?

- Зелёные.

И наконец:

- иголки зеленого цвета.

Позже самостоятельные фразовые ответы строятся иначе. Вопрос строится уже не помогает формулированию фразы, а лишь даёт направление: говорить о цвете, форме, действии. Ответ придумывается ребенком самостоятельно с и вариантами:

-Какой шар формы?

- Круглый.

- Как сказать полным ответом?

- Шар круглой формы.

- А кто придумал иначе?

— Шар круглый.

— А как сказать о цвете?

— Шар синего цвета.

— Синий шар. И т. п.

Самостоятельное формулирование ответов на вопро­сы требует более высокого навыка пользования само­стоятельной речью.

Детей упражняют в умении выражать в одной фразе сразу два качества, что ведет к распространению ее, т. е. к усложнению. Например:

— Расскажи подробно о форме и цвете шара.

— Круглый шар синего цвета.

— Шар круглой формы и синего цвета.

Или более краткие формулировки, но выражающие полностью смысловое содержание вопроса:

— Синий круглый шар.

Когда самостоятельные фразовые ответы становятся доступными для заикающихся, включаются упражнения на подбор однословных ответов, характеризующих раз­ные качества предмета. Это связано с тем, что в первом квартале речевые возможности детей еще ограниченны и они могут подбирать без заикания только однословные ответы. Для этого упражнения как нельзя лучше подходят все вопросы, начинающиеся со слова какой, которые в первые два месяца обучения задавать не реко­мендовалось. Например:

— Какой мяч?

— Круглый, — отвечает один ребенок, называя форму.

— Правильно, — поощряет логопед. — Еще какой?

— Большой, — говорит другой, определяя размер, и т. д.

Подбирая ответы на такие вопросы, заикающиеся уп­ражняются в нахождении слов, используя свой активный! словарный запас. Логопед в таких случаях мягко оценивает их ответы: удачно подобрано слово или не совсем или просто не подходит. Например:

— Как можно сказать о погоде? Какая она сегодня? — спрашивает логопед.

— Хорошая, солнечная — отвечают дети.

— Правил мю, — говорит логопед. — Теплая. Это! слово подходит.

— Пасмурная.

- Пасмурная погода бывает, — уточняет логопед. —

......in солнечная погода. Ты верно подобрал слово,

им cci идпишней погоды оно не подходит.

■ ■ образом, упражняясь в подборе слов, дети од-и мин учатся правильно употреблять их по смыслу.

||1И рассматривании натуральных предметов, игру-И|н imcioh, изображенных на картине, вопросы ста-' и чтобы из ответов детей получался простейший п.ими рассказ. Например:

I 111 ПО?

I1 нрамидка.

'li . находится внутри пирамидки? Illiyrpii пирамидки стержень.

Ч.....адевается на стержень?

I i i горжень надеваются кольца. 1 ц-о цвета кольца? I ||,п,| разноцветные, i hi i> сделана пирамидка? Нрнмидка сделана из дерева.

и < ,и.но, в первом квартале заикающиеся де-

■ i i им научиться: слушать и понимать вопросы ло-

итисчать точными однословными и фразовыми

и.i конкретные вопросы, самостоятельно фор-

II, фразовые ответы, подбирать разные одно-

iiiu'1'ы па один вопрос (как подготовка к вари-

N1 ||>рл юных ответов во втором квартале). Все ви-

.......li речью проводятся с помощью вопросов и

пи наглядной опоры и направлены на развитие

и.....)сга.

мерные занятия направлены на ознакомление

i материалом, с которым им предстоит рабо-

i нот момента речь становится объектом

'.а и кающиеся еще очень мало пользуются

■ и ни' слушают короткие и точные образцы речи

,iикают правила пользования ею и молча

■ | его здания. На пропедевтических занятиях

iч;i научить детей внимательно слушать, за-

п и, и правильно выполнять задания.

i/iiiMii нгикий раз настойчиво, но тактично оста-

iы гкli детей высказываться без разреше-

1л и, моли1! только тот, кого спросят, и только о

II | >< > I - VI I

Конспект занятия

Тема занятия. Знакомство с альбомом, каран­дашами, пластилином.

Цель занятия. Научить детей слушать рассказ логопеда молча, точно отвечать на вопросы; уточнить значения слов альбом, лист, обложка, лента, коробку крышка.

Материал для занятия. Альбом, коробка ка­рандашей, пластилин.

Ход занятия. Логопед говорит детям о том, что надо сидеть молча, слушать и запоминать все, о чем он рассказывает. Затем показывает альбом для рисования и говорит:

— Дети, это альбом (открывает альбом). В альбоме есть листы. Много листов. А это обложка. Бумага в аль­боме белая, плотная. Листы большие.

Чтобы проверить, как дети запомнили названное, ло­гопед спрашивает:

— Саша, покажи обложку.

— Витя, покажи альбом.

Затем вызываются дети с более высокими навыками пользования речью.

— Что это?

— Это альбом (лист, обложка).

— Молодцы, дети. Все запомнили. Смотрите дальше, У альбома есть ленточка, чтобы листы не распадались, Ленточка белого цвета. Ленточку продели в дырочки листов и завязали. Листы не распадаются. Таня, покажи нам, пожалуйста, ленточки (листы бумаги).

— Что это?

— Ленточка.

— А это?

— Дырочки.

— Что скреплено ленточкой? (Указывает на листы)

— Листы (бумага).

— Куда продета ленточка?

— В дырочки.

Логопед еще раз повторяет (показывает и называет) все слова, предлагая запомнить их.

— На следующем занятии я проверю, кто лучше все! запомнил слова. Теперь посмотрим вот это. (Берет кш робку с карандашами и рассказывает короткими фразами).

Это коробка. Это крышка". В коробке лежат карандаши. Карандашей много. Все разные, красивые. Карандаши лежат в коробке. Коробка закрыта крышкой. Кто запомнил, где лежат карандаши?

- В коробке.

- Чем закрыта коробка?

- Крышкой.

- Все запомнили правильно. А вот еще коробка. Она тоже закрыта крышкой. В этой коробке лежит пластилин. Посмотрите внимательно. Что это?

- Крышка.

- А это?

- Коробка.

Правильно. Не путайте эти слова. Коробка и крышка похожи. Это крышка. Это коробка.

Для того чтобы уточнить, правильно ли дети усвоили новые понятия, можно дать несколько поручений: «Положи коробку с пластилином на стол», «Дай Вове красный карандаш», «Отнеси Сереже альбом, а Саше — коробку с пластилином» и т. д.

Наши рекомендации