Карта оценки ведущих показателей воспитанности
(по А. И. Кочетову)
Показатель (качество) | Положительное проявление | Проявленность показателя | Отрицательное проявление | ||||
Коллективизм | Умение подчинять личное общественному | Эгоизм, противосоставление личного общественному | |||||
Трудолюбие | Добросовестное выполнение порученного дела, активность при выполнении работы, требующей длительного напряжения | Леность, недоброовестность, формальное выполнение работы; уклонение от работы, требующей напряжения сил и способностей | |||||
Честность | Правдивость, откровенность | Лживость, неискренность, фальшь | |||||
Дисциплинированность | Ответственность в выполнении своих обязанностей, исполнительность | Безответственное отношение к делу, к выполнению своих обязанностей | |||||
Самостоятельность | Решительность, целеустремленность | Иждивенчество, нерешительность, податливость чужому влиянию | |||||
Оптимизм | Жизнерадостность и вера в свои силы | Пессимизм, неуверенность в своих силах |
«наукообразную игру в бирюльки... портят жизнь как взрослого, так и ребенка» (Корнилов К. Н., 1928). Среди противников тестов были такие известные психологи и педагоги, как К. Н. Корнилов, А. В. Зал-кинд, С.С.Моложавый, наконец, Н.К.Крупская.
В промышленности на основе таких же тестов делались попытки классификации работников по различным профессиям, без внимательного учета личных склонностей и интересов. Педологи, педагоги и психологи при этом настаивали каждый на универсальности их науки (Блонский П. П., 1934).
Затронутые тестами столь важные сферы жизни и прямое влияние результатов тестового контроля на судьбы миллионов людей породили широкую гамму мнений в пользу и против тестов. Почти в одно и то же время, с интервалом в несколько месяцев (1927), научная и педагогическая общественность страны то выступает за самую широкую тестологическую практику (I Педологический съезд), то признает тесты недопустимыми для всеобщего пользования (Конференция по вопросу об оценке успеваемости учащихся при педагогической студии Наркомпроса РСФСР).
Пессимизм тех, кто видел несовершенство этого метода или пострадал в результате его использования, повлек за собой во многих странах, в том числе и в СССР, поток писем в правительственные органы и в газеты с требованием запрета тестов.
В те годы были, однако, и другие выступления — в пользу тестов. Так, известный отечественной психолог М. Я. Басов (1928) писал, что долгая, подчас острая критика тестовой методики в конце концов приведет не к ниспровержению и упразднению этой методики, а, напротив, к ее упрочнению и утверждению в определенных границах, в которых она, очевидно, имеет полное право на применение и существование1.
В педагогической практике тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения учебным материалом, называются тестами достижений. Тест в готовом виде представляет собой не просто совокупность, а систему заданий возрастающей трудности. Одно из важнейших назначений теста состоит в том, чтобы опросить всех обучаемых по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом ко всем без исключения одну и ту же заранее разработанную шкалу оценок.
Система означает, что в тесте собраны только такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Здесь в первую очередь надо выделить их общую принадлежность к одной и той же учебной дисциплине, их взаимосвязь, выявленную корреляционными и факторными методами, их взаимодополняемость и упорядоченность с точки зрения трудности.
Сами задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в виде утверждений, которые в зависимости от ответов испытуемых могут рассматриваться как истинные или ложные высказывания. Последние легко помечаются принятым повсеместно двоичным кодом — соответственно 1 или О — и далее в таком виде поступают в современные системы обработки информации.
Традиционные вопросы, напротив, истинными или ложными не бывают, а ответы на них иногда столь неопределенны и многословны, что для выявления их истинности требуются большие затраты интеллектуальной энергии и преподавательского труда. В этом смысле традиционные вопросы и ответы нетехнологичны, и потому они не включаются в тест, являющийся эффективным средством совершенствования технологии обучения.
Любой объект изучения может быть описан определенной системой знаний о нем. Эти знания отражают непосредственные факты, связи между объектами, законы, теории, включают методологические или оценочные знания (свойства, методы, события и состояния объектов). Одни и те же знания могут изучаться с различной полнотой, глубиной, обобщенностью, осознанностью и т.д. Выявление этих качеств знаний может быть целью тестирования.
Пример. Уровень усвоения знаний, умений и навыков определяется характером выполняемых действий. Степень сложности задания — количеством операций, необходимых для решения поставленной задачи.
На 1 -м уровне усвоения выполняются репродуктивные действия. Им соответствуют задания по образцу, утверждения с пропущенными словами, вопросы с вариантами ответов и т.д.
На 2-м уровне производятся алгоритмические действия. Предполагается применение усвоенных сведений в стандартных ситуациях. Для них также могут применяться вопросы с вариантами ответов, тесты на установление последовательности.
На 3-м уровне предполагаются реконструктивные действия: применение знаний в нестандартных ситуациях, выбор решения в ситуациях с несколькими неизвестными параметрами. Здесь помимо названных форм тестовых заданий могут использоваться тесты на соответствие, установление правильной последовательности.
На 4-м уровне предполагаются продуктивные действия. Здесь применяются задания открытой формы, без вариантов решения поставленной задачи или с нестандартизированными ответами.
Содержание теста определяется структурой знания, которым должен обладать учащийся. Задания формулируются кратко и недвусмысленно. Все ответы в случае необходимости их выбора должны быть правдоподобными.
Классификации тестов имеют следующие основания:
- форма заданий — тесты устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные;
- содержание (предмет) диагностирования — тесты, изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.;
- цель тестирования — тесты, предназначенные для самопознания, диагностирования специалистом или профессионального отбора;
- задачи — тесты вербальные и практические;
- формы процедуры обследования — тесты индивидуальные и групповые;
- направленность — тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы;
- наличие или отсутствие временных ограничений на выполнение тестовых заданий — тесты, учитывающие скорость выполнения заданий, и тесты результативности;
- уровень стандартизации — тесты высокостандартизирован-ные и слабостандартизированные.
Работа над составлением тестов начинается со структурирования учебного курса, выделения в нем таких содержательных блоков, которые более или менее подходят для проверки знаний. Затем разрабатываются вопросы по каждой структурной единице и на этой основе составляется план теста.
В психолого-педагогическом исследовании используются 4 основных вида тестовых вопросов.
1. Закрытые вопросы: испытуемому предлагают выбрать ответ из нескольких (как правило, 3 — 5) вариантов. Один из них — полный и правильный, другие — либо неполные, либо представляют типичные ошибки.
Например, на вопрос «Что называют медианой?» могут быть даны следующие варианты ответов: 1) это прямая, которая делит угол пополам; 2) это отрезок, который соединяет вершину треугольника с серединой противоположной стороны; 3) это луч, исходящий из вершины треугольника и делящий пополам его противоположную сторону. (Правильный ответ — 2.)
2. Открытые вопросы: в предложенном утверждении имеется
пропуск для заполнения его испытуемым.
Например: «Биссектриса — это луч, делящий (1) пополам; медиана — это отрезок прямой, соединяющий вершину угла с серединой противоположной (2) треугольника; высота —
это кратчайшее расстояние между вершиной и (3) треугольника». (Ответы: 1) угол; 2) стороны; 3) стороной.)
Аналогичным может быть задание на дополнение рисунка, текста, предложения (например, составить подписи к различным частям рисунка).
3. Вопросы на соответствие: начало и окончание фраз располагаются в двух столбцах (например, слева помещаются понятия, справа — их определения). Как правило, вариантов справа дается больше, чем слева, поскольку среди вариантов есть верные и ошибочные. Например:
Название Определение
1.Биссектриса — это... А — отрезок перпендикуляра, опущен-
2.Высота — это... ного из вершины геометрической фи-
3.Медиана — это... гуры (например, треугольника, пира-
миды, конуса)на ее основание(или продолжение основания), а также длина этого отрезка. Б — прямая, которая соединяет угол треугольника с противоположной стороной.
В — полупрямая (луч), исходящая из вершины угла и делящая его пополам. Г — отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. (Ответы: 1 — В, 2 — А, 3 — Г.)
4. Вопросы на установление правильной последовательности: предполагают восстановление хронологической последовательности событий, алгоритмической последовательности действий и т.п.
Например, испытуемому предлагают установить последовательность событий Северной войны. В пустых клетках он должен расставить цифры, указывающие на хронологию названных событий.
Например:
Битва при Гангуте | |
Полтавская битва | |
Сражение при Нарве |
Тестирование возможно на бумаге, когда каждому испытуемому выдается список заданий, или в автоматизированной форме с помощью компьютера. После окончания тестирования начинается математическая обработка полученных результатов.
Итогом тестирования группы учащихся является матрица результатов. За каждое правильно выполненное задание ставится единица, а за невыполненное — ноль. Таким образом, уровень знаний учащегося выражается в определенной сумме баллов. Если расставить учащихся в порядке убывания количества полученных баллов, получится ранжирование их по уровню знаний. Регулярное ранжирование учащихся дает педагогу представление о динамике результатов своей деятельности, о результативности тех или иных методов обучения. Регулярное тестирование позволяет индивидуализировать методы и приемы обучения и воспитания учащихся.
Тесты не могут рассматриваться как универсальный и всеобъемлющий инструмент педагогического контроля в школе, даже в рамках контроля за успеваемостью учащихся. Ибо каждое задание теста и весь тест, поскольку он составлен из однородных заданий, направлены на выявление ограниченного комплекса признаков усвоения и понимания, и чем меньше признаков входит в комплекс, тем яснее возможная интерпретация результатов и тем лучше тест выполняет свою диагностическую функцию1.