Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
Виды интеграции | Интернальная интеграция | Экстернальная интеграция |
1.Социальная интеграция (раздельное обучение в одном учреждении; совместная внеклассная деятельность) | 1. центр раннего вмешательства (абилитация младенцев) 2. д/с для детей с проблемами в развитии 3. д/с - начальная школа коррекционного обучения 4. коррекционный детский дом - школа 5. школа-центр диагностики и интегрированного обучения 6. школа-центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции 7. школы профессиональной интеграции и социально-трудовой адаптации 8. классы (группы) "особый ребенок". | 1. специальные классы для детей с нарушением интеллекта 2. классы коррекционного обучения (выравнивания) 3. классы компенсирующего обучения (для детей с трудностями обучения) |
2.Совместное обучение в одном классе. | Диагностические классы: 1. группа риска + ЗПР 2. ЗПР + легкая степень недоразвития интеллекта 3. Разная степень недоразвития интеллекта и другие варианты | Совместное обучение детей с проблемами в развитии в условиях одного класса общеобразовательной школы. |
Формы интернальной интеграции (Франк Хугебум, Голландия):
1. интегрированная школа для детей с легкой степенью УО, детей с трудностями в обучении и с эмоциональными нарушениями;
2. трансформация специальных школ для слепых и слабовидящих в единую интегрированную школу для детей с нарушениями зрения;
3. интеграция детей с тяжелыми и легкими нарушениями речи в единую школу.
В России более интенсивно разрабатывается вопрос об интегрированном обучении во втором значении (интеграция как педагогическая система). Накоплен материал по проведению интегрированных уроков (чтение + развитие речи; естествознание + чтение + развитие речи; история + литература + изо …). Такая форма обучения позволяет сформировать у учащихся целостное видение мира, системность теоретических знаний. Подобная форма дает возможность применять и нестандартные формы и методы (урок-инсценировка).
Единственной формой интеграции в обучении являются пока специальные классы для детей с ЗПР и для умственной отсталостью при обычных школах (В.И. Лубовский): "вынужденная интеграция" - дети со слабо выраженными отклонениями в развитии (ЗПР), своевременно не выявленные и не имеющие возможности получать специализированную помощь педагога-дефектолога, вынуждены обучаться в условиях общей школы, где их проблемы либо незаметны для педагога, либо даже при диагностировании тех или иных отклонений в развитии и констатации потребности в особых образовательных условиях не получают адекватного психолого-педагогического сопровождения. Другими словами, ребенок с ограниченными возможностями вынужденно интегрирован и лишен необходимой ему педагогической помощи. Вынужденная интеграция имеет место тогда, когда процесс интеграции начинается без учета необходимых условий его развития.
Интеграция предполагает создание оригинальной модели образования, объединяющей, а не противопоставляющей 2 обучающие системы: массовое и специальное образование. Кроме того, обязательное условие интеграции - раннее выявление и ранняя психолого-педагогическая коррекция. Наиболее продуктивной на данном этапе может быть интеграция в дошкольных учреждениях (как 1 этап в процессе интеграции ребенка с нарушением интеллекта в социальную и образовательную среду).
Процесс интеграции в России еще не имеет надежной правовой и экономической основы. Кроме того, регулирование интеграционного процесса "сверху" преобладает над "низовой" интеграционной активностью. Подавляющее большинство педагогов общеобразовательной школы, системы дошкольного образования не только профессионально, но и личностно не готовы к активному участию в интеграционном процессе подобно тому, как это имеет место, например в скандинавских странах. Не готовы к этому население и родители. Способствуют интеграции создание классов компенсирующего обучения, педагогической поддержки; налаживание системы ранней диагностики и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии; начало работы по изменению общественного сознания в духе идеологии интеграции (СМИ, переподготовка специалистов массовых школ по специальной педагогике, деятельность общественных организаций) и т.д.
Уровни интеграции.
1. Надомное воспитание детей, имеющих сложные отклонения в развитии.
2. Дошкольные группы при школах-интернатах.
3. Детские дома.
4. Консультативные группы при ДОУ.
5. Дошкольные группы при специальных школах.
6. Специальные ДОУ для детей с нарушением интеллекта.
7. Группы для детей с ЗПР и группы для детей с выраженной умственной отсталостью при массовых ДОУ.