Формирование и развитие личности

С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем ее развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил: разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность. Он связал это понятие с возрастной и психической зрелостью человека и потому считал, что младенец и умалишенный не являются личностью. Личность тем более выражена, чем ярче проявлены в ней социальные черты и качества, чем более ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. Неповторимость личности придает ей индивидуальность, включающую в себя то общее и единичное, что ей присуще.

Развитие личности обусловлено разными внутренними и внешними факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность.

Человек рождается как биологическое существо и как всякое живое существо способен к развитию и саморазвитию.

Развитие («движение вперед», изменение) – это процесс количественно- качественных изменений, происходящий в живом организме, в том числе человека. Родившийся ребенок уже прошел определенный этап развития (внутриутробный). Развитие нельзя рассматривать как простое накопление количественных изменений, оно связано с глубокими качественными преобразованиями. Из простой яйцеклетки за 9 месяцев развивается организм ребенка. Биогенетический закон, открытый Э. Геккелем и Ф. Мюллером, утверждает, что онтогения (индивидуальное развитие) представляет собой краткое и быстрое повторение (рекапитуляцию) филогении (развития вида). Развитие ребенка происходит по природным законам, движущий силой является борьба противоречий. Открытие Г. Менделя и развитие на его основе молекулярно-генетической теории позволяет ученым утверждать, что наследственность играет важнейшую роль в развитии ребенка. По наследству как вид («homo sapiens» - «человек разумный») он получил все видовые признаки: определенное строение тела, нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой и др. систем, особое строение коры головного мозга и речевого аппарата, предпосылки прямохождения и т.д.

Генетически заложенные родовые признаки позволяют находить сходство ребенка с родителями: группа крови, тип нервной системы, внешнее сходство (цвет глаз, волос и пр.). По наследству могут передаваться предрасположенность к заболеваниям, задатки как основа развития тех или иных способностей. Будут ли они развиваться спонтанно? Какую роль играет общество, воспитание в развитии и формировании личности?

Уже внутриутробное развитие ребенка социального детерминировано теми условиями, в которых живут родители, каково их здоровье, ведут ли они здоровый образ жизни, каков режим труда и отдыха, какова атмосфера в семье и на работе, питание, как государство охраняет жизнь и здоровье матери и ребенка (законы системы здравоохранения).

Если под развитием принято понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы, психики, познании и творчестве, в обогащении мировоззрения, взглядов и убеждения (нравственных, общественно-политических и пр.), то формирование(придание формы, законченность чего-либо, определенный тип) – это результат развития, воспитания, самовоспитания, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств личности.

С рождением ребенка влияние общества на его развитие увеличивается. Это влияние может быть целенаправленным – воспитание. Отечественные педагоги считают ведущим фактором развития и формирования личности воспитание, потому что воспитание может активизировать самопознание и самовоспитание человека, а учитывая закономерности развития и сенситивные периоды, может ускорить процесс формирования личности. Более того, воспитание может в какой-то степени повлиять на наследственно полученные задатки, предрасположенности. Например, закаливанием можно укрепить здоровье, развить из задатков способности общие или специальные.

Отечественные педагоги считают, что воспитание носит целенаправленный характер, осуществляется систематически специально подготовленными людьми. Воспитателю важно выявить индивидуальные особенности ребенка, склонности, дарования, способности и возможности. Ибо воспитание опирается на достигнутый уровень развития, учитывает «зону актуального и ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Главная задача педагога - создать зону ближайшего развития, которая со временем становится «зоной актуального развития». Тогда воспитание ведет за собой развитие.

Воспитатели, в какой-то степени могут влить на макро, мезо и микросреду. Каким образом? Например, воздействием на подготовку и проведение воспитательно-образовательной политики государства, на создание воспитывающей среды в социуме. В семейное воспитание можно внести определенные изменения благодаря проведению пропаганды педагогических знаний и приобщая родителей к самообразованию и самовоспитанию.

Но воспитание не всесильно. Нельзя развивать то, что не заложено генетически, нельзя с помощью воспитания изменить социально-экономическое устройство общества, государства.

Однако личность формируется не только под влиянием воспитания, но и под воздействием стихийных или относительно направляемых условий, возникающих в жизни. Поэтому наряду с термином «воспитание» в XIX веке появляется термин «социализация» личности.

Существует много подходов к пониманию роли самого человека в процессе социализации. В одних концепциях социализация рассматривается как адаптация человека к обществу. Общество – это субъект воздействия, а человек – его объект. Позиция человека пассивная. Общество формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и другие).

Но человек не пассивно относится к окружающей действительности, вступает во взаимодействие, оказывая противодействия жизненным обстоятельствам, в которых оказался. Такой подход определяют как субъект – субъектный (Ч. Кули, Д.Г. Мид и другие).

Каждый человек в разные периоды жизни оказывается в определенных условиях, которые влияют на его развитие и формирование. Действующие на человека условия принято называть факторами. Факторы социализации объединяют в четыре группы.

Мегафакторы (мега – очень большой) – космос, планета, мир оказывает влияние на социализацию всех людей Земли.

Макрофакторы (макро - большой) – страна, этнос, общество, государство влияют на жителей определяемой страны.

Мезафакторы (мезо - средний) – условия социализации больших групп людей (регион, село, город, поселок, средства массовой информации, субкультура и пр.) воздействуют на определенную часть населения.

Микрофакторы (микро - меньший) – это семья, соседи, группы сверстников, организации, микросоциум оказывают постоянное воздействие. Если эти влияния не соответствуют целенаправленному воспитанию, то возникают противоречия, которые усиливают противоречивость процесса воспитания.

Следует отметить, что социализация – процесс непрерывный, а воспитание называют процессом дискретным (прерывным), так как оно осуществляется планово, определенными организациями, поэтому ограничено местом и временем.

Важным фактором развития и формирования личности является деятельность – многообразные занятия человека. Личность формируется в деятельности, адекватной заданной цели. Уровень развития в той или иной области зависит от интенсивности деятельности. Сдерживающими показателями или благоприятными факторами являются способности, возраст, организация деятельности. Так для развития способностей существуют сенситивные (наиболее благоприятные) возрастные периоды.

Основные виды деятельности детей – игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (получение удовольствия), общение. В деятельности и общении личность не только формируется, но и проявляет свойства, способности.

Социальный облик личности связан с жизнью окружающих людей. Современная наука рассматривает личность как единое целое, где биологическое неотделимо от социального и изменения одного из них, влечет за собой изменение другого. В деятельности и образе жизни важную роль играют цели, мотивы, интересы, которые формируются в результате социализации.

Важным фактором формирования личности является активность человека, направленная на самосовершенствование – самовоспитание и самообразование. Можно привести тысячи примеров из жизни людей разных эпох (М.В. Ломоносов, А. Мересьев и др.), когда человек, обреченный обществом или болезнью, ставил, казалось бы, несбыточные цели, но добивался их осуществления.

Человек не пассивной продукт среды или воспитания, он влияет на среду: преобразуя ее, изменяет себя, активно работает над собой, своим духовным ростом. Саморазвитие приводит к усложнению задач самовоспитания, формирования творческой индивидуальности личности. Глубина развития личности зависит от ее собственных усилий, работоспособности и самовоспитания.

Самовоспитание начинается с самопознания и самокритики. Воспитанник сам определяет цель, составляет план, что порождает напряжение воли для преодоления препятствий. Он начинает относиться к себе как к субъекту воспитания, развивается его способность к добровольному выполнению намеченных планов и обязательств, формируются необходимые привычки поведения, воля, ответственность и другие нравственные качества. Задача воспитателей побудить ребенка к самовоспитанию, помочь ему советами, поддержать его усилия.

Таким образом, личность развивается и формируется под воздействием следующих факторов: наследственность, воспитание, среда, деятельность и активность самой личности.

Наши рекомендации