Нарушение прав детей и взрослых в детском лагере
Нарушения дисциплины. При работе с разными детьми разного воспитания и из разных семей в обстановке, где они могут проявить новое или совершенно другое поведение, бывают случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение дисциплины и порядка. В лагере, где сразу же после приезда оглашается длинный перечень запретов и правил, возникает желание нарушить все эти правила. Но в любом обществе необходимы некоторые правила. Необходимые обстоятельства и способы дисциплинирования нужно четко обрисовывать. Одновременно и вожатым необходимо помочь понять некоторые правила:
1. Чувствовать время от времени необходимость для ребенка нарушать правила.
2. Понимать, что дети не всегда могут справиться с работой по самоконтролю, но вожатый не должен раздумывать, когда требуется прекратить отрицательное поведение ради спокойствия гpyппы и самого ребенка.
3. Знать, что ребенок имеет обязанность в группе сверстников.
4. Время от времени нужно понукать детей; но понимать, насколько велико желание ребенка в этот момент лениться.
5. Нужно также понимать, что время от времени перемена убеждении свойственна всем человеческим существам.
Дисциплинарные меры должны использоваться постоянно, только тогда они будут эффективны. Наказание это простой способ, который по возможности должен сопровождать отрицательные поступки и должен быть соразмерным.
Категорически запрещается в лагере наказывать детей лишением пищи, трудом, словесно оскорблять. Эти действия часто приводят к стрессу по вине вожатого.
Важно во время работы с детьми выполнить нижеследующие операции для снижения риска:
1. Контроль деятельности одним или более руководителями должен осуществляться все время.
2. Небезопасная практика или нарушение правил выполнения вида деятельности должны быть запрещены сразу же при появлении такою поведения.
По всем случаям проявления нарушений дисциплины должны быть оформлены официальные документы.
Директор лагеря в процессе найма персонала на работу должен предпринять шаги к сведению до минимума риска плохого отношения к детям. Директор должен проанализировать описания работ, бланки заявлений, записи собеседований, бланки рекомендаций, бланки контрактов и схемы подготовки персонала с тем, чтобы он был уверен в полном раскрытии предыдущих случаев плохого обращения с детьми и склонностью претендента к этому.
Необходимо предупредить заявителя о необходимости соблюдать хорошее отношение к детям в лагере.
Лица со склонностью к сексуальному оскорблению часто предпочитают детей ровесникам и озабочены тем, чтобы остаться на работе в близком контакте с детьми, пренебрегают даже проведением свободного времени со сверстниками.
При проведении обучения персонала убедитесь, что вопрос оскорбления детей рассмотрен подробно и персонал понял свои обязанности и то, какие наказания последуют в результате плохого отношения к детям. Обрисуйте порядок действий, который поможет члену персонала защитить себя от попадания в ситуацию, где его могут обвинить в плохом отношении к ребенку без надлежащих доказательств. Предложите членам персонала работать парами, если это возможно, а при работе с ребенком наедине пусть в пределах видимости находится другой член персонала или ребенок на расстоянии, при котором соблюдается личная тайна.
Следует понимать, что директор отвечает не только за все действия по предупреждению плохого обращения с детьми, но также и за документирование того, что такие действия были предприняты, что необходимо в случае инцидента и при последующем разбирательстве.
Итак, с чего начать?
Расскажите вожатому о правах ребенка в лагере; о том, кто может их нарушать, как вожатый должен защищать права детей, соблюдать их и беречь; в чем это должно проявляться.
Важно подчеркнуть, что категорически нельзя делать (как взрослым, так и воспитанникам в детском лагере):
- поднимать руку на ребенка (или взрослого);
- кричать;
- унижать;
- стравливать детей друг с другом;
- бойкотировать;
- ставить в коридоре раздетым вместо сна;
- ставить мальчиков в туалет к девочкам и наоборот (как наказание);
- заставлять отжиматься или подтягиваться, делать круги вокруг корпуса.
Объясняя, что нельзя делать, нужно разъяснить – почему?
Каждый человек имеет право на уважение. Вожатый старше ребенка, уже поэтому должен быть мудрее, выдержаннее, не «опускаться» до уровня оскорбляющих, не горячиться, не делать скоропалительных выводов; анализировать поступки, а не личность. Нужно учиться выслушивать обе стороны, стремиться помогать слабому, признавать свои ошибки.
Если опасность исходит от взрослых нужно ограждать детей от встреч с такими людьми. Как это можно сделать?
Если, сотрудник лагеря нарушает права ребенка, то переговорить спокойно с ним, а если не помогает, посоветоваться с администрацией. В своих требованиях вожатому нужно быть настойчивым. Надо понимать, что рядом с ребенком в данных условиях нет никого близких и помочь ему может только вожатый, директор.
Часто вожатому быть настойчивым мешает:
1) боязнь за будущую характеристику;
2) мысль о том, что его не захотят слушать и понять;
3) чувство бесполезности борьбы (все заодно).
Но чувство ответственности за другого, собственное взросление должно вожатому помочь в решении такого сложного вопроса.
Однако защита ребенка не должна быть «защитой ради защиты» или отстаивания своих принципов или самоутверждением вожатого. Только объективный анализ ситуации, аргументированные доводы, знания способствуют разрешению конфликтных ситуаций.
Если дети нарушают права сверстников, то
а) необходимо стремительно остановить конфликт (особенно драку);
б) развести участников конфликта;
в) проанализировать ситуацию с каждым отдельно;
г) продумать и осознать ситуацию;
д) попробовать разрешить ее;
е) в случае неудачи (или прогнозировании неуспеха) обратиться за помощью.
Если вожатый или иной взрослый нарушает права ребенка, то
а) в случаях рукоприкладства, такого сотрудника увольняют;
б) в иных случаях (оскорбление, повышение голоса) предложить вожатому осмыслить ситуацию, продумать о вариантах ее разрешения, предложить (если в этом есть необходимость) помощь.
Бывает и наоборот: дети оскорбляют вожатого, унижают его достоинство. Что делать в такой ситуации? К сожалению, такое тоже бывает. Нужно помочь вожатому понять причины такого поведения детей. Это чаще всего случается, если отсутствует контакт между вожатым и воспитуемым, если вожатый самоуверен и самовлюблен, если вожатому безразличны воспитанники и их жизнь.
Разрешение такой ситуации определяется тем, насколько сам вожатый
а) хочет изменить ее;
б) может признать свои промахи;
в) готов открыто о них говорить с детьми.
Может случиться, что администрация лагеря нарушает права вожатых. В чем это проявляется?: отсутствие выходных, обсуждение работы вожатых в их отсутствие, повышение голоса; требование выполнения обязанностей, с которыми вожатый не был ознакомлен
Что можно сделать вожатому?
1. Изучить свои права и обязанности до выезда в лагерь.
2. До выезда в лагерь получить ответ на интересующие вопросы? (рабочий день, отгулы, з/п …)
3. Отстаивать свои права спокойно, не вовлекая детей; не обсуждая проблемы в присутствии детей.
4. Добросовестно работать, т.к. это основная обязанность, ради которой вожатый находиться в лагере.
5. Проанализировать собственное поведение и попробовать понять, почему именно так поступает администрация.
6. Руководствоваться Трудовым кодексом.
7. Обращаться к руководителю практики (если вожатый на педагогической практике) или в суд.
Если сотрудник лагеря нарушает права вожатого, например, «пристает», оскорбляет, заходит в нетрезвом виде в отряды, нарушает спокойствие. Что делать вожатому?
1) Важно поставить об этом в известность руководство лагеря. (Увы, часто администрация об этом знает и мирится с этим);
2) если ничего не изменяется,
а) срочно проинформировать руководителя педагогической практикой (если вожатый на практике);
б) поднимать этот вопрос коллективом вожатых публично на планерке, педсовете;
в) завершив смену, бежать из такого лагеря.
Но! Вожатому, выезжающему в детский лагерь нужно помнить:
1) несмотря на то, что работа в лагере регламентируется Трудовым кодексом, он не совершенен и не может дать ответы на конкретные вопросы (например, рабочий день вожатого, работа в ночное время);
2) что лагерь создается для отдыха детей, роль вожатого – способствовать его организации;
3) в лагере – вожатый самый близкий человек для воспитанников. И соответственно все проблемы ребенка – это проблемы вожатого, которые в «нормальной» жизни помогают разрешить родители, семья, школа;
4) что только уважение к детям, к их интересам, взглядам, мнению; принятие их такими, какие они есть; стремление помочь в организации досуга будет способствовать успеху вожатого.
Интересный факт: администрация детского лагеря ведет себя корректно с сотрудниками, которые знают и соблюдают свои права и обязанности
В лагерь приезжают дети с разным состоянием здоровья (независимо от наличия справки), что может проявляться в определенной ситуации негативно.
Однако ситуации бывают разные. Как же может вожатый наказать воспитанника в лагере? Разрешая ситуацию, прекратив противоправные действия (если такие имели место) вожатый использует индивидуальную беседу, как с нарушителем спокойствия, так и со свидетелями произошедшей ситуации; стремиться выяснить, кто совершил негативный поступок; решает, достаточно ли проведенного разговора или необходимо более суровое наказание. Испробовав все дозволенные методы (беседа, анализ ситуации и оценка совершенного действия, порицание, отлучение от участия в интересных делах) вожатому следует обратиться к директору лагеря.
Но, нужно всегда помнить – директор лагеря – это самая последняя инстанция в решении сложных вопросов. Он может не оправдать ожиданий вожатого, который думает, что вот, сейчас, директор, наконец, выгонит сорванца из лагеря и в отряде наступит спокойствие. Но, увы, во-первых, выгоняют одного, будет другой и, во-вторых, не выгонят, потому что это самое легкое, что можно сделать.
Ведь чаще всего нарушают спокойствие, права других ребят, воспитанники из группы риска, те, которые не славятся и в городских условиях, вне лагеря. Подвергаясь гонениям, штурму, отторжению в школьной жизни, пытаясь в новых условиях, в обстановке вне дома утвердиться, воспитанники, часто не задумываются над последствиями. Часто воспитанник отвержен в классе, на улице, ему не уделяют внимания дома, и, наконец, он оказывается ненужным в лагере, где хотел хоть как-то привлечь свое внимание. Выгнав ребенка из отряда, мы облегчаем жизнь себе, но что происходит с воспитанником: почему он себя так повел, а не иначе; что творится в его душе. Воспитанник так и остается один на один со своими проблемами. В лучшем случае найдется кто-то лучше нас и поможет ему в себе разобраться, в худшем – ситуация будет развиваться в негативном направлении для воспитанника. Как быть вожатому? Каждый нуждается в любви. Отверженный, трудный, не понятый – еще больше. Попробуйте разобраться в причинах негативного поведения, понаблюдайте за ребенком, поговорите индивидуально, вызовите на откровенность или повлияйте через других ребят.
Не читайте мораль! Приблизьте отверженного всеми к себе, найдите поручение, которое ему по силам. Посоветуйтесь с другими вожатыми. Обсудите свои действия с директором лагеря, расскажите о том, какого наказания Вы, вожатый, и почему ожидаете от директора. В таком случае, когда Вы приведете воспитанника за наказанием, действия директора лагеря будут вожатым приняты адекватно и главное, не будет неожиданными, потому что будут продуманными и совместными. Для того, чтобы у вожатого не наступило разочарования, прежде чем вести воспитанника к директору лагеря, необходимо вожатому самому обсудить ситуацию с директором, с тем, чтобы определить дальнейший маршрут.
Директору лагеря необходимо сообщать немедленно о происшествиях (например, драки в отряде, побег ребенка). Особенно побег – это серьезная проблема. Есть просто дети, склонные к побегу, обычно директора лагеря о них знают. Но есть и другие категории:
- систематически бегающие;
- домашние дети, не привыкшие к обществу;
- обижаемые другими детьми и не умеющие дать отпор;
- искатели приключений.
Независимо от категории детей, о побеге, необходимо сообщить директору лагеря. Обычно ему известны все «бегающие» маршруты, у него в распоряжении транспорт, он может организовать квалифицированный поиск. Чем раньше он будет осведомлен, тем быстрее разрешиться ситуация.
Что в такой ситуации делать вожатому? Один вожатый собирает всех детей, другой сообщает директору. Не должно быть никакой паники. Часто вожатому мешает сообщить о побеге мысль о будущей характеристике, но важно помнить о жизни ребенка. И даже страх перед эмоциональным всплеском директора не должен мешать сообщить ему о побеге воспитанника.
За что исключают из детского лагеря? За употребление спиртного, наркотиков, драки, издевательства над другими воспитанниками.
Когда вожатый приводит воспитанника к директору, важно иметь докладную на его имя, в которой должны быть изложены причины, по которым необходимо ребенка отправить домой (директор должен четко знать, что он будет объяснять родителям ребенка).
Что делать, если один воспитанник зовет другого не по имени, а придумав кличку, да еще обидную? Запретами здесь ничего не решить. Нужно убедить обижаемого не откликаться ни за что на кличку, идти не сворачивая, даже если очень хочется повернуться. Только терпение, отсутствие отклика на кличку, спасет от нее и унижений.
Объясните вожатому, что нельзя осуждать личность, нужно анализировать поступки; нельзя сравнивать детей; не дает результатов всеобщее обсуждение поведения подростков – лучший результат дает индивидуальная работа.
О письменном документировании следует упоминать вновь и вновь, так как это наилучший способ защиты лагеря.
Что делать при инциденте
Несмотря на хорошо разработанный план и его реализацию по снижению риска до начала и в процессе деятельности лагеря, несчастные случаи все же происходят. Действие, которое предпринимают на момент возникновения инцидента столь же важны, как и предупредительные меры до начала инцидента. Насколько это возможно шаги, предпринимаемые во время инцидента, следует определить заранее, а руководители должны пройти обучение и получить указания для решения следующих вопросов:
1. Непосредственный уход за лицами, попавшими в инцидент.
2. Уведомление руководителей или ответственного лица по возможности скорее.
3. Получение при необходимости помощи со стороны:
4. Составление письменного отчета об инциденте и документирование по возможности максимального количества деталей
5. При серьезном инциденте следует сообщить об этом руководителям организаций вне лагеря (в государственные агентства, родителям травмированного и администрации лагеря).
Некоторые из инцидентов требуют экстренных действий, другие менее срочные. Одинаково важно в любом случае выполнить все вышеуказанные шаги. Однако, имеются некоторые виды экстренных инцидентов, которые можно проанализировать заранее и сформировать процедуры для того, чтобы справиться с такими ситуациями. Например, спасение утопающих, пожар, торнадо, травмы, требующие медицинском помощи.
Для каждого вида инцидента имеется свой тип экстренных действий:
1. Процедуры должны быть указаны в письменном виде, проверены различными экспертами и переданы персоналу.
2. По этим процедурам следует проводить практические тренировки во время подготовки персонала.
3. Телефонные номера экстренной помощи и телефоны для передачи информации должны вывешиваться на табличках в опасных местах (в зоне купания, в технических зданиях обслуживания лагеря, на кухне, в офисе).
4. Когда первая медицинская помощь входит в перечень экстренных действий, соответствующий персонал должен проходить тренировки по оказанию первой помощи/искусственному дыханию в местах возможного возникновения инцидента.
Следует продумать не только первичную помощь при физических травмах, но также и то, как справиться со стрессом, возникающим в этой обстановке. Элементы, вызывающие стресс следует обсудить с персоналом во время обучения; особенно, когда в лагере отдыхают дети; персоналу нужно дать понять признаки мозгового и эмоционального стресса и соответствующие реакции.
Когда возникает предполагаемый инцидент или происходит жестокое обращение с кем-либо, то первое, о чем нужно позаботиться это о благополучии пострадавшего. Поэтому член персонала, обладающий нужным опытом работы с детьми, должен назначаться на работу в группу, а виновный в инциденте член персонала должен освобождаться от обязанностей. Не следует предполагать виновность члена персонала из-за простого обвинения, следует отдельно разобраться с членом персонала и другим персоналом, который был свидетелем инцидента. Однако, чтобы защитить отдыхающих, членов персонала и лагерь обязательно нужно отделить члена персонала от группы детей.
Нужно понимать, что обвинение и саму ситуацию можно выяснить в беседе с ребенком, который оказался вовлеченным в инцидент, или который был свидетелем или присутствовал при обвинении. Опрос нужно проводить на низких тонах, предпочтительно в присутствии другого члена персонала. Нужно предпринять все шаги, чтобы избавить ребенка от эмоционального стресса. Когда имеется явное обвинение в каком-либо виде физического воздействия или сексуального оскорбления, то следует уведомить надлежащие организации. Такие организации могут быть различны в зависимости от места происшествия. Но информация о таких организациях должна быть заранее определена и легкодоступна.