Педагогические подходы к организации учебного процесса
23. Организации образования Республики Казахстан (школы, гимназии, лицеи) следуют принципу, согласно которому учащиеся должны «научиться учиться» и стать самостоятельными, мотивированными, заинтересованными, уверенными, ответственными и интеллектуально развитыми личностями.
24. Ожидается, что учителя будут воспитывать и развивать эти качества у учащихся, используя:
1) деятельностный подход в обучении и преподавании (на основе учебной деятельности учащиеся приходят к пониманию необходимости новых знаний);
2) исследовательский подход (что я знаю, что я хочу узнать, чему я научился);
3) развивающее обучение (учащийся овладевает способами действий, учится конструировать свою учебную деятельность и управлять ею);
4) взаимо-, самообучение, взаимо-, самооценивание учащихся;
5) организацию индивидуально-дифференцированного обучения (согласно потребностям ученика через формирующую оценку), парной, групповой деятельности учащихся и работы всего класса.
25. Рекомендуемые стратегии, технологии и методы обучения предмету «Обучение грамоте»:
1) стратегии: самоуправляемая, экспериментальная, критическая, коммуникативная, контекстная;
2) технологии: работа в малых группах (команде), кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), ролевые и деловые игры, модульное обучение;
3) методы: проблемное обучение, индивидуальное обучение, междисциплинарное обучение, обучение на основе опыта, проектный метод.
26. Необходимо обратить внимание на постановку четких целей обучения и критериев успеха для измерения успешности и определения последующих шагов в обучении.
27. Развитие коммуникативных навыков учащихся. Одной из целей учебной программы является социализация личности: воспитание граждан, способных эффективно взаимодействовать в различных сообществах. Для реализации этой цели необходимо развивать коммуникативные навыки через развитие видов речевой деятельности, создавать такую среду, в которой поощряется и ценится коммуникация в различных формах, где учащийся уверенно выражает свое мнение, учится грамотно использовать русский язык в устной и письменной формах для общения со сверстниками, учителями и более широкой аудиторией.
28. Примеры заданий по слушанию и говорению:
1) артикуляционные разминки;
2) звуковой анализ слов;
3) восприятие звучащей речи, выделение из речевого потока языковых единиц (предложение, слово, слог, звук);
4) выявление из прослушанного текста информации в соответствии с поставленной целью;
5) составление диалога, принятие точки зрения собеседника;
6) постановка вопросов и формулирование ответов на основе прослушанного текста;
7) составление высказываний на знакомые и интересные для учащихся темы;
8) составление рассказов по личным впечатлениям, картинкам, по аналогии с прочитанным;
9) словесное рисование/описание;
10) пересказ знакомых историй, сказок; чтение стихотворений наизусть;
11) донесение информации до собеседника и слушателей.
29. Примеры заданий по развитию навыка чтения:
1) работа над лексическим значением слова;
2) игры со словами (анаграммы, палиндромы (перевертыши: шалаш, потоп), нахождение слова в слове);
3) прогнозирование развития событий по началу текста или по заголовку;
4) использование различных видов чтения (чтение по ролям, ознакомительное чтение, поисковое чтение, комментированное чтение, чтение для нахождения информации, чтение для высказывания точки зрения, чтение с остановками, чтение за диктором);
5) игра «в прятки» (ведущий начинает читать текст с любого места, не с начала, учащимся необходимо найти место, которое читает ведущий, и следить за чтением);
6) составление карты рассказа.
30. Примеры заданий по письму:
1) анализ буквы с целью выявления составляющих ее элементов;
2) конструирование и переконструирование букв из соответствующих элементов;
3) ориентирование в пространстве рабочей строки и межстрочного пространства;
4) освоение зрительно-двигательных образов письменных букв и видов их соединений в слогах, сочетаниях, словах;
5) звукобуквенный анализ слов и анализ предложений с последующей записью;
6) предоставление информации в форме рисунков и диаграмм;
7) списывание слов, предложений, текстов с печатного образца;
8) восстановление деформированного предложения, текста;
9) письмо литературному герою;
10) составление текста по опорным словам;
11) письмо по памяти;
12) запись нескольких предложений к серии картинок (подписывание картинок) как пересказ прочитанной истории;
13) корректирование собственных текстов с помощью учителя.