Проверка выполненных заданий
Подведение итогов.
Домашнее задание. Прочитать рассказ А. Седугина «Про умную собаку».
Тема: ЭДУАРД УСПЕНСКИЙ «ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ-. ВЛАДИМИР ДАНЬКО «СПАСИБО»
Цель: развивать речевое дыхание, умение читать, правильно, отчетливо произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух и молча; развивать умение давать оценку поступкам героев произведения, инсценировать литературное произведение; содействовать развитию речи, творческих способностей, формированию умений коллективной и рефлексивной деятельности; содействовать развитию речи и внимания, формированию уважительного отношения к членам своей семьи, желания помогать старшим.
Оборудование: плакат (для рефлексии).
Подготовительная работа: учащиеся готовят инсценировку.
Ход урока
I. Организационный момент
Каждый день — всегда, везде,
На уроке, и в игре —
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Т. Козлова
II. Проверка домашнего задания
III. Артикуляционная и речевая разминка
1. Артикуляция звуков [ц], [ч].
— Представьте, что вы ударяете мяч о землю. Он медленно и плавно сдувается: «ц-ц-ц», «ч-ч-ч».
2. Учащиеся бросают мяч друг другу по цепочке со словами:
Целый день я лечу,
Целый день я скачу,
Больше прыгать не могу,
Ах, сейчас я упаду.
IV. Подготовка к восприятию произведения
1. Вступительное слово учителя
— Сегодня па уроке мы продолжим разговор о семье.
На земле всего дороже,
Коль имеешь про запас
То окно, куда ты сможешь
Постучаться в некий час.
А. Твардовский
Семья, близкие люди вам всегда посочувствуют и помогут в беде, а в радости искренне порадуются вместе с вами. Когда вы подрастете и уедете из отчего дома, семья каждого из вас будет тем «окном», куда вы сможете в любую минуту постучаться, обратиться за поддержкой, куда всегда можно вернуться.
Хорошей можно считать ту семью, где все живут в мире, помогают друг другу. Но есть ребята, которые считают, что всю домашнюю работу должны делать мама, папа, бабушка, дедушка. Я предлагаю вашему вниманию одну поучительную историю.
2. Инсценировка стихотворения учащимися.
Автор. Домой заявились Серёжка и Сашка
С коньками под мышкой,
С подружкою Машкой,
С большим аппетитом,
С приблудной дворняжкой.
И что они видят Н
а кухне, бедняжки?
Саша. Ни мамы, ни тети,
Ни бабушки нет,
На кухне не ждёт нас
Горячий обед...
Серёжа. И нам с подоконника
Тащит дворняжка
В обычном почтовом
Конверте бумажку.
Маша разворачивает конверт и читает письмо.
Маша. Весь год мы крутились
По дому, как белки,
Стирали, готовили.
Мыли тарелки.
Вы тоже порою
Помочь нам могли бы,
А вы не сказали
Нам даже «спасибо»!
Ни праздничных слов,
Ни цветов, ни улыбки!
Нет, мы не семья,
А всего лишь ошибка!
Мы очень обижены,
Скажем вам прямо!
Прощайте же!
Бабушка, тётя и мама.
Серёжа. Пропали мы, Сашка!
Саша. Пропали, Серёжка!
Автор. Вот ходит по дому
Голодная кошка,
Сурово глядит
Одноклассница Машка,
И укоризненно
Лает дворняжка.
Серёжа и Саша (вместе).
Немедленно нужно
Семью нам вернуть.
Итак, мы, друзья,
Отправляемся в путь!
Под музыку дети обходят класс, ищут пропавших.
Серёжа. Вот так происшествие!
Саша (показывает плакат, на котором изображен дом).
Это мамина и тётина страна.
Чем заполнена она?
Вилки, тарелки, кастрюли,
Микстуры, компрессы, пилюли,
Нитки, иголки, игрушки
И вечные постирушки.
А ещё духов скляночки
Есть в Стране у нашей мамочки.
Серёжа. А это тётин уголок.
Там — на окне стоит цветок,
Бразильские страсти с экрана
И плюшевая обезьяна.
Саша. А где горой оладушки —
Там, конечно, бабушка.
Сережа и Саша (вместе).
Вернитесь к нам, бабушка, мама и тётя!
Уж вы нас простите! Уж вы нас поймёте!
Мы больше не будем Вас впредь огорчать,
А будем любить, беречь,
Уважать, помогать!
О. Бляхарчук
—Почему мама, тетя и бабушка решили уйти из дома?
—Что нужно сделать ребятам, чтобы семья была вместе?
—Должны ли быть свои обязанности у каждого в семье? Почему?
—Какую домашнюю работу может делать мальчик?
V. Работа с текстом стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой» (с. 88)
1. Чтение произведения учителем.
2. Проверка первичного эмоционального восприятия текста.
— Понравился ли вам мальчик?
3. Чтение текста учащимися (хоровое чтение).
4.Обсуждение прочитанного.
—Что мог бы сделать мальчик, если бы он был девчонкой?
—Как относится к мальчику писатель? Почему вы так думаете?
—Чем мальчик может помочь маме?
—Какая цель у автора? Почему он так рассказывает о мальчике-мечтателе?
—Чему учит это произведение?
—Какой совет вы дали бы герою стихотворения? 5. Чтение произведения учащимися:
а) выборочное чтение:
—Прочитайте, что мальчик бы мог сделать в доме сам.
—Что бы сказала мальчику мама?
б) выразительное чтение.
— Передайте голосом настроение мальчика.
Физкультминутка
Потрудились — отдохнем, Три наклона, прямо встать,
Встанем, глубоко вздохнем. Руки вниз и вверх поднять.
Руки в стороны, вперед; Руки плавно опустили,
Влево, вправо, поворот, Всем улыбки подарили.
Т. Козлова
VI. Работа с текстом стихотворения В. Данько «Спасибо»
1.Чтение произведения учителем (с. 89).
2. Проверка первичного эмоционального восприятия.
3. Чтение текста учащимися.
4.Обсуждение прочитанного.
—Понравился ли вам мальчик? Чем?
—Сколько добрых дел он сделал? Прочитайте.
—Назовите черты характера Павлика.
—Сравните главных героев двух стихотворений.
—Какие слова вежливости вы знаете? Когда их говорят?
5. Самостоятельное чтение:
а) выборочное чтение:
—Прочитайте, за что Павлик услышал первое «спасибо».
—За что мальчика поблагодарили птицы?
—Почему цветы прошептали Павлику: «Спасибо»?
—За что поблагодарила сына мама?
б) выразительное чтение.
— Прочитайте стихотворение, выражая чувства мальчика.
VII. Работа с пословицами
Пословицы недаром молвятся:
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Т. Любимова
— Прочитайте пословицы (с. 91), объясните их смысл.
Рефлексия.
Итог урока
Дом. задание с.88-91, выр.чт
Урок №34
Тема: ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ «ЧТО Я ЛЮБЛЮ»
Цель:совершенствовать умение читать вслух и молча в темпе, соответствующем скорости разговорной речи; формировать представление о творчестве В. Драгунского; развивать умение читать выразительно, выбирая правильную интонацию и выделяя голосом ударный слог; развивать умение давать характеристику героям произведения; создавать условия для активной познавательной деятельности, развития навыков коллективной и рефлексивной деятельности; способствовать формированию уважительного отношения к людям, желания помогать членам своей семьи.
Ход урока
I. Организационный момент
Вы, ребята, отдыхали,
Веселились и играли
Но позвал вас всех звонок.
Начинать пора урок.
Т. Козлова