С ограниченными возможностями здоровья
|
Явление социальной реабилитации можно представить как систему взаимосвязанных групп категорий, определяющих его в многомерной системе координат. Причем сложность самого объекта, в качестве которого выступает лицо (ребенок) с ОВЗ, создает дополнительные трудности для описания, как объекта, так и непосредственно реабилитационного процесса, поскольку в многомерном анализе выделяется сразу несколько пересекающихся областей, каждая из которых несет свое смысловое содержание.
Категории социальной реабилитации условно классифицируются по четырем отличительным группам. (Н.С. Морова, 1998).
I группа – категории объекта.
Под объектом описания подразумевается ребенок с ограниченными возможностями в динамике процесса реабилитации.
1.1.Категории этимологического описания.
Необходимо проводить разграничение в использовании терминов «инвалидность» и «дефект». «Состояние» характеризует только саму личность, но на степень ограничений влияет и окружающая среда: конкретная ситуация, участие других людей, отношение общества в целом. Таким образом, «ущерб» (handicape) в большей степени выражает отношение к человеку со стороны общества и ставит, актуализирует задачу по преодолению ограничений, решение которой возможно только при его поддержке.
С этой целью Всемирная организация здравоохранения предлагает следующие употребления терминов:
- физическая инвалидность (physical disabiliti) или физическая недостаточность (impairment) – для характеристики стойкого недостатка, дефекта тела, включая органы чувств (слух, зрение) и речь;
- неспособность к обучению (learning disabiliti), трудности обучения, умственная недостаточность, психическая инвалидность, психический дефект, ущерб (mental disabiliti, learning difficulty, mental handicap) – для обозначения стойких состояний, связанных с органическим поражением головного мозга;
- инвалидность (disabiliti) – общий термин, объединяющий два первых;
- дефект, недостаточность (handicap) – для характеристики трудностей и ограничений, обусловленных этими состояниями, в определенных ситуациях.
Данная терминология считается корректной и рекомендована для практического использования, тем не менее, в настоящее время категориальный аппарат в данной области находится в стадии расширения и уточнения.
1.2. Категории статической характеристики объекта.
Сведения о первоначальном состоянии ребенка, включаемого в реабилитационную деятельность, можно условно подразделить на два вида:
1) описывающие анатомо-физиологические и психолого-педагогические характеристики ребенка, соответствующие нормальному функционированию – антропометрические данные, слух, зрение, внимание, память и др.;
2) раскрывающие отклонения от нормы – умственная отсталость, задержка психического развития, общее недоразвитие речи, поражение опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, слуха и т.д.
1.3. Категории динамической характеристики объекта.
Сюда относятся те дефиниции, которые свидетельствуют об определенной стадии реабилитационного процесса на фоне личностных изменений, происходящих в ребенке за период наблюдения. При этом также имеет место первая группа характеристик, соответствующая возрастным изменениям ребенка в норме, незначительные преобразования происходят во второй группе, что может объясняться эффективностью и качеством процесса социальной реабилитации.
Важно, что в эти подгруппы входят категории, показывающие трансформацию дефекта со стороны трудностей и ограничений, обусловленных этим состоянием в реальных жизненных ситуациях. Например, динамику этого процесса для слабослышащих детей характеризует восприятие неречевых звуков, достаточно правильная артикуляция, относительная внятность произношения, восприятие слоговой структуры слова и ударений. Этим и должно подчеркиваться индивидуальность каждого ребенка, а не «лепиться ярлык», связанный с инвалидностью как явной ущербностью.
Диапазон использования группы категорий объекта обозначен границами реабилитационных возможностей и сохранением индивидуальности каждого ребенка как личности.
II группа – категории деятельности.
Категории деятельности представляют собой самостоятельную и значительную группу категорий, посредством которых описывается функциональная сторона социальной реабилитации. Выделяются следующие подгруппы категорий.
2.1. Категории, выражающие общую психолого-педагогическую и социально-психологическую характеристику деятельности специалиста, главный акцент в которой делается на работу с семьей. Среди них профессиональная пригодность, психолого-педагогическое воздействие, мотивация деятельности, профессиональная подготовка, общая культура, владение разносторонней информацией.
Очень важное значение имеет система ценностей, определяющая, в конечном счете, профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Такие категории, как гуманистическая направленность, милосердие, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, уважение достоинства другого человека и многие другие являются исключительно важными категориями деятельности, составляющими исходный базис профессии специального психолога.
2.2. Категории деятельности, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности. Сюда на основе требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психическим процессам, войдут: восприятие, воображение, мышление, память, способность к творчеству; на основе психических состояний: активность, усталость, апатия, стресс, уверенность, тревожность; эмоциональной (сдержанность, индифферентность) и волевой (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристики.
2.3. Категории деятельности, ориентированные на совершенство педагога как личности. Сюда входят такие психоаналитические категории, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, действий. Дополняют эту подгруппу такие стрессоустойчивые качества, как физическая подготовка, самовнушаемость, способность управлять своими эмоциями.
2.4. Категории деятельности, направленные на создание личного обаяния. Очевидно, что это коммуникативность, эмпатичность, визуальность, владение красивой и правильной речью, способность внимательно выслушивать и искренно сопереживать и другие.
2.5. Категории деятельности, отражающие специфику коррекционной социально-педагогической работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, то есть главного объекта деятельности.
К основным специфическим категориям относятся: моделирование ситуаций совместной деятельности, знание возрастной и специальной психологии и коррекционной педагогики, щадящий режим, умение работать в ситуации повышенной восприимчивости детского коллектива, постоянная готовность к изменению ситуации или условий, в которых происходит социально-реабилитационный процесс.
III группа – категории отношений.
Данная категория отражает широкий диапазон отношений педагога, в которые он вступает при взаимодействии с ребенком, с его семьей, со специалистами, а также с различными учреждениями: специализированные ДОУ, школы-интернаты, детские дома, реабилитационные центры, ПМПК, МСЭ, больницы, диспансеры, санатории. Все эти отношения можно условно разделить на две группы.
1) Подгруппа личностных отношений, куда следует отнести широкий спектр отношений по форме «субъект – объект».
В аспекте взаимодействия ребенка с особенностями в развитии внутри семьи, в системе межличностного общения, в семейно-соседском окружении, в коллективе сверстников это может нести положительный или отрицательный потенциал, который раскрывается посредством таких категорий, как стиль межличностного общения, симпатия – антипатия, принятие – неприятие, подражание, эмпатия, авторитет и т.д.
В эту подгруппу входят как индивидуальные отношения между людьми, так и межгрупповые, которые находят конкретное выражение в убеждениях, взглядах, мировоззрении конкретных личностей или групп. Например, принятие или неприятие в свою психологическую или социальную общность ребенка с аномалиями в развитии, в скрытой ненависти, в нежелании идти на контакт, в скрытом или явном покровительстве.
2) Подгруппа общественных отношений, выражающая степень взаимодействия между личностью (ребенком, родителем, специалистом) и социальными институтами, участвующими в процессе социальной реабилитации (социальные службы, государственные структуры, неправительственные организации).
Здесь важными дефинициями являются права ребенка, максимальный доступ к услугам, реабилитационная среда, квотирование рабочих мест, конкурентоспособность на рынке труда, реабилитационные средства, общественные организации родителей детей-инвалидов и другие.
IV группа – категории процесса.
Эта категория включает в себя выражение процессов объективации социально-педагогической реабилитации в реальных делах, действиях, поведении и поступках, характеризующих изменения, происходящие в ребенке.
Выделяются те области жизнедеятельности ребенка, которые, являются наиболее значимыми для раскрытия реабилитации как социального процесса.
1) Отношение к дефекту, которое может выражаться в таких категориях, как осознание (полностью либо частично) или не осознание, восприятие или не восприятие (ребенком, взрослым) собственного дефекта, угнетенность, адаптация или дезадаптация, депривация и т.д.
Данные категории не являются стабильными и подвержены изменению в соответствие с уровнем развития личности, причем отношение к собственному дефекту причинно обусловлено отношением окружающих к человеку как к индивиду, как к личности.
2) Положение в семье. Здесь наиболее распространенными могут быть категории устойчивости или неустойчивости, доброжелательности или отвергнутости, гиперопеки или гипоопеки, аффективность родителей, авторитарность воспитания, гиперсоциальность (попытка строить воспитание по определенной схеме), принуждение и т.д.
Во всей совокупности причин и факторов, приводящих к семейному благополучию или неблагополучию, определяющими являются состояние межличностных отношений и традиции воспитания детей в семье.
3) Навыки самообслуживания. Здесь спектр возможного описания в категориях достаточно широк и во многом связан с понятийным аппаратом общей, возрастной и специальной психологии и педагогики. Сюда входят манипулятивная и предметная деятельность, орудийные действия, умения и навыки, подражания, привычки и др.
Одним из важнейших показателей проявления личности ребенка в сфере самообслуживания является возможность опосредования, самостоятельного регулирования своего поведения. «Опосредствуя свое поведение, человек получает возможность вырабатывать новые способы действования, активности, мотивы. Поведение человека становится более произвольным и осознанным». (Л.С. Выготский).
4) Двигательная активность. Данная область реабилитационной деятельности является важной для всех категорий детской и взрослой инвалидности, но гораздо более она значима для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности для детей, страдающих детским церебральным параличом.
Главными категориями в этой области можно назвать коррекционные физические упражнения, двигательный режим, коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба), преодоление слабости отдельных мышечных групп (гипотрофия, атрофия), улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур), развитие предметно-манипулятивной деятельности рук и пальцев и другие.
Двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие, а, следовательно, и на социальную реабилитацию в целом. Это сказывается на формирование речи, психики, интеллекта, анализаторных систем: зрительная, слуховая, тактильная, проприоцептивная; а также, в широком смысле, на их поведение.
5) Познавательная активность,связанная в первую очередь со стимуляцией сенсомоторного развития ребенка. Развитие сенсомоторных функций в сочетании с эмоционально положительным общением ребенка служит основой формирования всех психических процессов, которые представлены в категориях: комплекс оживления, эмоциональная реакция, произвольное внимание, целенаправленная деятельность, речь, мышление, память, воображение и др.
6) Социальная активность, понимаемая как сложная динамическая функциональная система, характеризующаяся семейно-бытовой, коммуникативной, общественно-трудовой деятельностью, проявлением духовных и физических способностей человека в единстве и гармонии с окружающей природой, социальной средой.
Сюда включается широкий диапазон категорий медицинской, валеологической, экологической направленности: гигиена, здоровый образ жизни, профилактика, превентивный характер социальной работы; отношения с природой, загрязнение окружающей среды, урбанизация; генетические изменения, инвалидизация, болезнь, здоровье, диагностика, прогноз, социум.
Больного ребенка нельзя рассматривать в отрыве от семьи и среды семейного воспитания. Это еще раз подчеркивает, что сохранение и развитие интеллектуального, творческого потенциала, формирование у ребенка с ОВЗ способности и готовности к самопомощи в собственном жизнеобеспечении составляет важную сторону процесса социальной реабилитации.
Предложенная классификация психолого-педагогических, социально-педагогических, медико-социальных и других категорий весьма условна и имеет постоянную тенденцию к расширению. Это объясняется междисциплинарным характером данной проблемы, а также единством и взаимопроникновением всех областей функциональных состояний, которые охватывает процесс социальной реабилитации.
Схема 3.