Организация жизни ребенка. Условия развития
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Игра имеет большое значение и для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Занятия. Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаниц, умений, навыков.
Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение осуществляется и в контексте игровой деятельности.
В процессе оперирования с игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности: умение пользоваться схемами и моделями, познавательная саморегуляция - внимание, память, воображение - за счет действий по соотнесению предметов и знаков, действий с предметами-заместителями. Необходимо построение возможно более полной системы дидактических игр, выполнение ее недостающих звеньев путем гибкого модифицирования имеющихся игр и создания новых. Таким образом, игра в сочетании с необходимыми объяснениями в форме прямого воздействия взрослого образует специфическую форму обучения дошкольников - своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих двух форм обучения.
Программа, определяющая содержание занятий, должна быть ориентирована на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры.
Перестройка организации жизни детей в детском саду начинается с комплектования групп. Необходимо уменьшить их наполняемость, причем в младшем возрасте она должна быть менее плотной, чем в старшем. Целесообразно практиковать временные объединения двух групп, организацию «спаренных» групп, когда (как это есть в других странах) с детьми работают одновременно два воспитателя, один из которых проводит игры или занятия поочередно с небольшими подгруппами детей, а другой в это время наблюдает за свободной деятельностью остальных, осуществляя индивидуальную помощь тем, кто в этом нуждается.
Возрастная группа будет являться в детском учреждении основной организационной единицей (общая игровая комната, спальня и пр.). В группе проводится часть занятий и отдельные режимные моменты. В то же время группа является открытой системой (в той мере, в которой это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям), когда большую часть времени, включая занятия, дети могут проводить в разновозрастных сообществах, формирующихся внутри детского сада. Систематические контакты ребенка с разновозрастными партнерами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывая дополнительные возможности его развития путем взаимообучения при взаимодействии старших детей с младшими. Таким образом, в дошкольном учреждении складывается полноценное детское сообщество, свободное от каких-либо искусственных членений, со всем многообразием форм общения ребенка.
Обогащению социального опыта детей способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей (родительское собрание, мытье окон и пр.). Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада. Родители в детском саду не посторонние! Время, в которое родители могут приводить и забирать детей, четко не регламентируется.
Личное время. В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребенка. Это не только праздники, но и просто время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных действиях.
Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерье- pa помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах - своеобразной «эргономики детства». Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения «развивающей среды». Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.
Семья, детский сад, школа
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической политики в стране, миллионов стихийно сложившихся систем воспитания. Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.
Преемственность в работе детского сада и школы в настоящее время сводится к подготовке самого ребенка. В результате за пределами внимания остается выявление общего и различного в системе взаимоотношений воспитателя и учителя с ребенком, изменение социальной позиции самого ребенка. В детском саду и начальной школе существует общая задача сотрудничества педагога и родителей.
Воспитатель детского сада
Личность может воспитать только личность. Обезличенность фигуры воспитателя, закованного в рамки программы и методических инструкций, отношение к нему как к простому исполнителю своей ролн и жесткий контроль за четким исполнением предписанных ему служебных обязанностей обусловили многие недостатки системы дошкольного воспитания.
Подготовка воспитателя детского сада имеет право на приоритет в системе высшего педагогического образования; она должна осуществляться при обязательности углубленного изучения слушателями курсов психологии, педагогики, философии, психиатрии, детской психотерапии, дефектологии; необходимо участие воспитателей в деловых играх, тренинговых группах, ознакомление их с основами актерского мастерства.
В перспективе целесообразно ввести дифференцированную подготовку воспитателей, чтобы в каждой группе дошкольников один из них имел высшую квалификацию педагога-психолога, другой - квалификацию воспитателя. Педагог-психолог проводит с детьми основные занятия при свободном выборе программ обучения с правом кх творческого преобразования; определяет состояние и уровень развития ребенка при переходе из одной возрастной категории в другую; участвует в проведении диагностики состояния ребенка во внутрисемейных отношениях. В отличие от педагога-психолога воспитатель организует с детьми различные виды игр, прогулки, экскурсии и т.п.
Следует в ближайшие годы развернуть в стране центры психоло- го-педагогической консультации воспитателей детских садов и родителей, привлекая к этой работе различных специалистов.
ЗАДАНИЯ
К «ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КАПУСТНИКУ»
Тема: «Цель и задачи воспитания»
Составьте и представьте в любой художественной форме (театрализованное представление, изобразительное творчество и др.) идеал человека в народной педагогике, в философских учениях, в религии, в современной педагогике.
Проведите заседание «круглого стола» с воображаемыми родителями на тему о цели воспитания детей в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте.
Подготовьте и проведите «Устный журнал» на тему: «Цель воспитания детей во второй половине XX века».
Составьте ультиматум : «Не хотим, чтобы...».
Придумайте загадки на тему о цели воспитания в разные исторические эпохи.
Проведите «спор» между субъективной и объективной, идеальной и реальной целями воспитания.
Тема: «Методы воспитания и обучеши дошкольников»
Придумайте собственное основание для классификации методов и продемонстрируйте ее.
Разработайте философский трактат на тему: «Зачем нужен метод в воспитании?»
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Научная н методическая литература
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977.
Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986.
Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольника. - М., 1991.
Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. - М., 1991.
Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. - М., 1992.
Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М.,1988.
Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1991.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1990.
Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1985.
Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду.-М„ 1981.
Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1990.
Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. - М., 1994.
Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993.
Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М., 1983.
Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. - М., 1986.
Воспитание в труде / Под ред. Р.С.Буре. - М., 1987.
Гришина Г. Н. Любимые детские игры. - М., 1997.
Гриценко 3. А. «Пришли мне чтения доброго...» - М., 1997.
Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.
Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. - М., 1986.
Декларация прав человека. Права ребенка: Основные международные документы. - М., 1992.
Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. - М., 1995.
Дубровская Е.А. Раз ступенька, два ступенька - будет песенка. - М., 1997.
Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. - Самара, 1997.
Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.
Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М., 1990.
Закон РФ «Об образовании» (1992). - М., 1996.
А. В. Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца. - М., 1995.
Задорожная М. Я. Народные и православно-христианские праздники.-М., 1991.
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. - М., 1988.
Зенъковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
Ибука М. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М., 1991.
Ильенков Э. В. Философия и культура. - М., 1991.
Илъчжов М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.
Игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1989.
Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Антоновой. - М., 1995.
Карамзин II М. Предание веков. - М., 1988.
Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988.
Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. - М., 1987.
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. - М., 1987.
Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.
Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. - М., 1973.
Крухлет М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. - СПб, 1995.
Куликова Т. А. Воспитане дисциплинированности у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
Курочкина И. Н., Черник Т.В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. - М., 1994.
Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: Пер. с англ. - М., 1992.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер. с англ. - М., 1993.
Леей В. Нестандартный ребенок. - СПб, 1993.
Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. - Самара, 1997.
Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1995.
Лиштван 3. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду.-М., 1971.
Магомедов Н. М. Методология и методика свободного воспитания. - Самара, 1995.
Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Избр. пед. соч. - М., 1977.-Т. 2.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., 1990.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 1997.
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». - М., 1991.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой.-М., 1997.
Нравственное воспитание дошкольников. - М., 1972.
Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. -М., 1987.
Общение между детьми в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М., 1990.
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т.А.Марковой. - М„ 1980.
Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт со- циальио-психологического исследования / Под ред. Т. А. Репиной. - М., 1978.
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей. — М., 1994.
Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
Петровский В. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. - М., 1995.
Права ребенка. Основные международные документы. - М., 1992.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988.
Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. - М., 1996.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А.Ветлугииой. - М., 1980.
Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьяко- ва.-М., 1981.
Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М., 1987.
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). - М„ 1982.
Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. - М., 1975.
Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.
Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М., 1976.
Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс. - М., 1994.
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1973.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н. Н. Поддьякова. - М„ 1984.
Усова А. П. Обучение в детском саду. - М., 1981.
Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
Учимся общаться с ребенком / В.А.Петровский и др. - М., 1993.
Ушинский К.Д. История воображения // Избр. пед.соч. - М., 1954.-Т. 2.
Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М.Дьяченко, E.Jl.Aree- вой.-М., 1991.
Чуковский К. И. От двух до пяти (любое издание).
Чумичева Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов-на-Дону, 1995.
Флерина Е. А. Игра и игрушка. - М., 1973.
Флерин^ Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой.-М., 1961.
Элъконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.