Оценка гипотезы Л.Д. Работнова. Историческая несправедливость.
Гипотеза Л.Д. Работнова родилась в очень неудачное время, так как в то время существовала директива, обучать пению во всех музыкальных образовательных заведениях на глубоком диафрагмальном дыхании. Приверженцы его теории понимали, что лучше промолчать, чем подвергнуться непредсказуемым санкциям. Но главная причина непонимания его гипотезы в состоянии науки того времени. Он на десятки лет опередил понимание природы процессов дыхания. Общение мнение выражено И.К. Назаренко (1968). «Все этонастолько ново и не укладывается в рамки столетиями сложившихся теоретических учений и практических представлений певцов, что, без дополнительной объективной проверки авторитетной комиссией ученых, педагогов и вокалистов, не может быть принято как абсолютно верное».
Работнов считал, что для пения достаточно в 500 куб. см воздуха. Это тот объем, который получается при грудном вдохе.
В то время как, впрочем, и сейчас в физиологии господствовали механистические представления. Этот подход и похоронил новую гипотезу. Его критики исходили из того, что за 1 секунду при выдохе воздуха выходит 50-100 куб. см, а певческая фраза может достигать 30 и более секунд. Это и являлось их главным аргументом против Работнова.
Эта аргументация говорит, что критики, очевидно, не знали о роли гладкой мускулатуры, усилия которой составляют тысячные доли грамма. Ведь в этом случае воздух источается мельчайшими порциями, в сто раз меньшими, чем принято считать. Поэтому вдыхаем мало, а звук тянем легко и долго.
К указанным неблагоприятным факторам надо отнести введение Л.Д. Работновым двух новых феноменов, в название которых введено слово парадоксальный (парадоксальное дыхание, парадоксальное движение диафрагмы).
Этим он сильно повредил пониманию своей гипотезы. Осознанно или нет, но он нарушил важнейший философский принцип, который еще в 14 веке сформулировал английский философ Оккама: «Сущности не следует умножать без необходимости». В последствии этот принцип был крылато назван «бритва Оккамы», которая призвана срезать с «древа познания» все лишнее. Это касается в первую очередь терминологии.
Согласно толковому словарю русского языка (С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова 1995) прилагательное парадоксальный означает совершенно невероятный, удивительный. Согласитесь: это всегда настораживает даже в обычном тексте. А здесь, в новой гипотезе, когда еще все «хлипко», это слово, примененное к главному процессу жизнеобеспечения (дыханию!) вызвало естественную реакцию вначале настороженности, а затем и отторжения.
Сейчас, по истечению немалого времени, этот термин укоренился, но от этого он не стал более понятен
Никакого парадоксального дыхания нет и быть не может, так как любой признак может получить количественную или качественную оценку по простой шкале: (< = >) больше, меньше, равно, (± =) плюс, минус, равно. Миллионнолетняя эволюция дыхания не допускает парадоксов.
То, что описано Работновым и названо парадоксальным дыханием – это малое дыхание, при котором не наблюдается движение стенок живота и грудной клетки. Это проще было бы назвать идеальным малым дыханием.
Это же рассуждение относится и к парадоксальному движению диафрагмы.
В данном случае, речь идет о высоком (вертикальном) положении диафрагмы, когда во время вдоха она почти неподвижна или энергично поднимается кверху.
К заблуждению Л.Д. Работнова можно отнести и то, что он, как и все в то время считал гортанные связки главным голосообразующим фактором. Хотя он не мог не знать, как врач, что его предшественник в этом главном деле его жизни И.Грузинов на Бородино установил, что источником человеческого голоса являются пленки трахеи и бронхов.
Несомненно, что гипотеза Работнова много бы выиграла, если было бы дано больше практического выхода не только для певцов, но и для населения в целом.
Тем более, что принципы малого дыхания давно известны в армии. Еще со времен Павла I в войсках, в пехоте особенно, при строевой ходьбе занимаются выработкой навыка втягивания в себя живота. Ведь при длительных переходах это способствовует увеличению выносливости солдата. Живот должен быть поджатым, чему служит ремень. Существует даже необходимый критерий затягивания солдатского ремня. Несоблюдение его каралось в армии и карается до сих пор, как невыполнение устава.
Таким образом, главная ошибка Л.Д. Работнова в том, что, не сказав о сути гладкой мускулатуры, и введя неопределенные термины по отношению к дыханию и диафрагме, он сделал свое открытие непонятым. Затем, что-то произошло, о чем в литературе не сказано. Это нечто привело к тому, что на пике научной продуктивности, он скоропостижно скончался в возрасте 55 лет.
Так подробно мы остановились на гипотезе Л.Д.Работнова по той причине, что в первую очередь именно его исследования опровергают взгляды Гарсиа на глубокое дыхание, хотя в своей книге он нигде даже не упоминает имени этого вокального педагога.
Популярно о главном
В 1972 году я познакомился с певческими дыхательными таблицами Алчевского. Автор убеждал, что овладение глубоким дыханием с помощью 24 таблиц, рассчитанных на 2 года (15-30 минут в день) позволит спеть верхнюю ноту ДО. Через 3-4 месяца чисто интуитивно эту практику оставил.
Перед этим был небольшой опыт увлечения йоговскими дыхательными упражнениями, на которых, как истину в последней инстанции, любят ссылаться вокальные педагоги. Мне повезло, что удалось на эту тему поговорить с преподавательницей, которая долгое время жила в Индии, и которая читала на философском факультете спецкурс по Индийской философии. Про йогов она рассказала, что это безграмотные люди, зарабатывающие на еду показом разного рода фокусов со своим организмом. Здоровых людей среди них ей не доводилось встречать. Долгожителей среди йогов, как она сказала, не бывает. После этого я оставил дыхательные упражнения.
В начале 80-х годов мне дали прочитать машинописный перевод одного из западных научных центров. Это был отчет о результатах исследований сотен лиц, практиковавших длительное время полное дыхание йогов и другие дыхательные упражнения с целью выйти на высший уровень – Самадхи. Оказалось, что те, кто считали, что добились поставленной цели на самом деле, заработали шизофрению глубокой степени. Авторы также установили, что у всех наблюдаемых был полностью расстроен дыхательный центр.
Свами Вивекананда мой кумир– автор Карма-Йоги, которая его прославила в начале в Америке, а затем сделала национальным героем Индии обладал выдающимся по силе и выносливости организмом. Затем вдруг увлекся дыхательными практиками. В результате прожил всего 39 лет.
В это же время знакомлюсь с машинописными материалами теории К.П. Бутейко, которые убедительнодоказывают, что глубокое дыхание пагубно воздействует на все системы организма и большинство заболеваний связано именно с избытком кислорода и потери углерода-основы жизни.
Суть открытия, сделанного К. П. Бутейко в том, что он установил, что в организме соотношение углекислого газа и кислорода должно быть примерно в пропорции 3:1. При таком соотношении, человек здоров. При глубоком дыхании происходит нарушение этого соотношения. Молекулы кислорода слишком прочно соединяются с гемоглобином крови. Гемоглобин крови разносит кислород по всему организму и молекулы кислорода не могут «отсоединиться» в органе (сердце, печень, почки и др.). Не получая кислорода, орган не может брать из крови необходимые ей для нормальной работы сахар и жиры — и подает сигнал боли. Здесь работает тот же принцип, что и у Работнова. У Работнова при глубоком дыхании воздуха активного, необходимого для фонации меньше, чем при малом дыхании.
А у Бутейко при глубоком дыхании активного, необходимого для жизнедеятельности кислорода меньше. Все это говорит о мудрости природы. Ее механикой (увеличением глубины вдоха) не обманешь.
Бутейко доказал, что астма и другие легочные заболевания возникают тогда, когда эти своеобразные депо организма разрушаются от глубоко дыхания и у организма остается единственный способ уберечься от губительной роли глубокого дыхания:при помощи гладкой мускулатуры сжать дыхательные пути и прекратить насилие организма.
Сколько человек погибло и продолжает погибать от неверного понимания законов природы по отношению к дыханию, главной функции жизнедеятельности!
Свою методику оздоровления, основанную на формуле ВЛГД (волевая ликвидация глубокого дыхания) вначале он апробировал на самом себе, а потом на тысячах пациентах страдавших бронхиальной астмой, а также и другими заболеваниями.
Главное в системе Бутейко – уменьшить глубину вдоха и увеличить продолжительность выдоха. Это и есть формула жизни: выдох дольше вдоха. Просто и гениально! Таким образом, нормализация дыхания устраняет главную причину 95-99% заболеваний. В пении по нашей методике, добавим мы, это происходит само собой. Разумеется, медицина проигнорировала это выдающееся открытие.
Свою методику ВЛГД Бутейко мог бы упростить до чрезвычайно простых методов, но тогда как бы пропадает новизна, нет научного признания. Поэтому он ввел секундомер и регистрационные дыхательные таблицы.
Продолжатель идей К.П. Бутейко, Юрий Вилунас пропагандирует свою методику рыдающего дыхания. Суть ее та же: короткий вдох, выдох дольше, чем вдох.
Все это так. Но, не достигаются ли те же самые оздоровительные эффекты более простыми средствами? 1. Просто поджать живот, что автоматически вызовет уменьшение глубины вдоха. 2. Не проще ли просто петь или же делать выдох с легким звуком? В этих случаях реализуется главный принцип здоровья – увеличение продолжительности выдоха по отношению к вдоху. Но при пении подключается эмоциональный положительный фактор, и поэтому не надо никаких секундомеров, таблиц, тем более рыдания. Ведь сам процесс рыдания настраивает человека на минорный лад.
Краткий итог. Теория малого дыхания К.П. Бутейко могла бы стать огромным прорывом в медицине, да и в повседневнойпрактике профилактики заболеваний, если бы не искусственные методы, которые он предложил. Эти дыхательные таблицы по задержке дыхания явились «ложкой дегтя» испортившей «бочку меда».
Бородино
Пусковым моментом, в результате которого в моем сознании вырисовалась целостная картина на все то, что связано с голосом, с пением и дыханием, явился факт, полученный на Бородино русским учёным И. Грузиновым, о котором говорилось уже не раз. С преклонением перед памятью забытого нашего соотечественника еще раз процитируем его.
«Делая опыты над телами мертвых, надувая дыхательное горло через ветви оного и натягивая перепонку, я несколько раз производил в них совершенный голос, почти сходный с тем, какой мы слышим от животных, без всякого натягивания гортанных связок.. Человеческий голос рождается в груди в нижнем конце дыхательного горла, посредством задней перепонки, соединяющей хрящевые кольца оного…»
Природа всегда экономна, и в одном органе она очень часто совмещает несколько функций. В данном случае она совмещает дыхательную функцию и голос в одном органе, помещает егово внутрь организма. Это «прятанье» обеих систем глубоко во внутрь организма свидетельствует об огромной их важности.