В помощь разработчикам учебных курсов
Методические материалы
Уровни усвоения учебного материала, выделенные разными авторами
Б. Блум | В.П. Симонов | В.Г. Королев | В.П. Беспалько | В.Н. Максимова | М.Н. Скаткин |
1. Знание | I – Различение | 1. Репродуктивное самостоятельное воспроизведение | 1. Ученический (деятельность по узнаванию) | 1. Узнавание | 1. Воспроизве-дение |
2. Понимание | II – Запоминание | 2. Репродуктивное алгоритмическое действие | 2. Алгоритми-ческий (решение типовых задач) | 2. Запоминание | 2. Распознание понятия |
3. Применение | III – Понимание | 3. Продуктивное эвристическое действие (или прикладной уровень) | 3. Эвристичес-кий (выбор действия) | 3. Понимание | 3. Применение понятий |
4. Анализ | IV – Простейшие умения и навыки | 4. Продуктивное творческое действие (креативный уровень) | 4. Творческий (поиск действия) | 4. Применение 4.1 Тематическое обобщение 4.2 Предметное обобщение 4.3 Межпредмет-ное обобщение | 4. Воспроиз-ведение системы понятий |
5. Синтез | V – Перенос | 5. Применение системы понятий | |||
6. Оценка |
Классификация методов обучения
Основания | Группы методов | |
Наименования | Характеристики | |
1. Источник знаний Слово Образ Опыт | Словесные Наглядные Практические | |
2. Этапы обучения | Подготовки к изучению нового материала Изучения нового материала Закрепления и упражнений Контроля и оценки | |
3. Способ педагогического руководства | Объяснения учителя Самостоятельной работы | Руководство: Непосредственное опосредованное |
4. Логика обучения | Индуктивные Дедуктивные Аналитические Синтетические | |
5. Дидактические цели (по Ю.К. Бабанскому и В.И. Андрееву) | Организации учебной деятельности Стимулирования и релаксации Контроля и оценки | |
6. Характер познавательной деятельности (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину) | Объяснительно-иллюстративные («готовых» знаний) Репродуктивные Проблемного изложения Частично-поисковые Исследовательские | Репродуктивные Продуктивные |
Алгоритм выбора оптимального метода обучения Ю.К.Бабанский)
1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога.
2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов.
3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики аналитического и синтетического путей познания.
4. Выбор способов сочетания словесных, наглядных, практических методов.
5. Решение о необходимости введения методов стимулирования учебной деятельности.
6. Определение "точек", интервалов, методов контроля и самоконтроля.
Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
Выбор доминирующего типа обучения (В.И.Загвязинский)
Тип (методическая система, МС) обучения - единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения.
МС прошлого: догматическое обучение, репродуктивное обучение.
МС будущего: гипнопедия (в состоянии естественного и искусственного сна), релаксопедия, суггестопедия.
Современные МС: сообщающее (информационно-иллюстративное, репродуктивное) обучение; программированное обучение; проблемное обучение.