Мужской страх навязчивой сексуальности

Как показали эксперименты и исследования, полноценное психологическое здоровье и развитие возможно только при обеспечении позитивной сенсорной подпитки всех каналов восприятия (если кошку не гладить , у нас ссыхается спинной мозг).

Как показали исследования самого последнего времени ,базовая потребность, из которой впоследствии развиваются весь мир личности, — это потребность в любви.

То есть, состояние любви — это естественное здоровое состояние человеческого взаимодействия.

Но, в тех случаях, когда ребенок на стадии своего рождения и развития не получает поле любви как естественное, бесспорное, единственное состояние, у него сохраняется потребность в любви, но формируется ужасное, иногда не осознанное убеждение: любовь — это то, что нужно зарабатывать, завоевывать, покупать (самый типичный вариант — любовь — это одобрение моего поведения).

Это убеждение является основным источником невротического комплекса (по оценкам специалистов, невроз — основная болезнь современности, охватывает от 85% до 95%) .

В основе невроза — запрет на естественное поведение.

Основной страх невротиков — страх быть не тем.

Невротическая лестница:

  1. Я не могу себе позволить:

· быть

· хотеть

· делать то, что я есть.

  1. Я очень несчастный.
  2. У меня не хватает сил на себя.
  3. У меня нет сил для себя, тем более - сил на тебя .
  4. Поэтому ты должен быть ко мне внимателен, заниматься мной.
  5. Я не выдержу испытания.
  6. Поэтому лучше не буду и пробовать.

Невротический термометр (оценка невротизации партнера):

  • Ты должен мне доставлять радость, облегчать, а не усложнять мне жизнь.
  • Ты должен радоваться мне всегда, в любое время суток.
  • Ты должен быть как люди, как я.
  • Комплексные обеды — тебе должно нравиться то же, что и мне.
  • Ты должен испытывать непрерывную потребность в моем обществе.
  • Ты должен делать то, что приятно мне, а не то, что приятно тебе.
  • Ты должен проявлять свою любовь в тех же формах, что и я, и только так, как это нравится мне.
  • Ты должен читать мои мысли раньше меня, понимая и обеспечивая то, что мне хочется.
  • Тебя не должно интересовать ничто другое (другие мужчины, женщины).

Типичные страхи и самый короткий путь к успеху.

У женщин:

  1. Страх быть брошенной. Две формы:

- клятвы в вечной верности;

- пытаться самой бросить первой.

  1. Утрата основного ресурса (красоты, молодости).

Стратегия мужчины:

- ты уникальна;

- ты сама не понимаешь, какое ты чудо;

- тепло, комфорт, питание.

У мужчин:

  1. Страх женской сексуальности.
  2. Страх оказаться аутсайдером.

Женская стратегия:

- восторг;

- веселье;

- покорность;

- дистанция на 0,5 см. больше, чем ему бы хотелось.

Универсальная технология эффективной деятельности:

- Обучение

- Творчество

- Саморегуляция

- Самопрограммирование

- Выполнение любой предметно-практической деятельности.

Шаги:

  1. Установление контакта с самим собой (самонастройка на себя).
  2. Переход в ресурсное позитивное состояние.
  3. Постановка задачи — не абстрактной, а в конкретной чувственной форме.
  4. Набор проб и ошибок — максимальное количество экспериментов с изменениями по всем возможным шкалам.
  5. Осознание того, что старый способ получения результата неэффективен (не доставляет удовольствия, не приносит необходимого, уровень качества, количества).
  6. Понимание того, что на сознательном уровне (при помощи сознательного контроля) задача не может быть решена.
  7. Дать сознанию игрушку, которая бы его поглотила.
  8. Попросить подсознание само( без участия и вмешательства сознания) решать задачи.
  9. Перенести внимание с выполняемой задачи на собственное состояние и поставить новую задачу- усиление или развития этого состояния.

Техника личностного редактирования .

Походка могущества.

Для менеджеров — закон системной саморегуляции.

Любая система, будучи выведена из состояния равновесия к максимальным полюсам потенциально возможных отклонений, а затем предоставлена самой себе, переходит в состояние системной гармонии.

Д/з:Прочитать - Управление конфликтами и гневом.

Педагогика.

Основной итог исследований последних лет в области человеческого поведения: изменить поведение человека или группы возможно только в процессе обучения, т.е. любые попытки традиционного управляющего воздействия в различных сферах(семья,работа,политика,искусство), не опирающиеся на основы педагогики, заведомо безуспешны.

Педагогика-совокупность знаний и практик,направленая на развитие потенциала личности или группы( опыта, умений, способностей) в направлении социального благополучия.

Цели и задачи педагогического процесса ,с одной стороны,носят культуральный характер-то есть отражают конкретно-историческую систему социальных потребностей. С другой стороны,существует универсальный набор социальных потребностей ,удовлетворяемых педагогами-воспроизведение,трансформация,осмысление и развитие социального знания и действия.

В качестве основной цели современной педагогики –чаще всего называют формирование личности как полноценного субъекта социальной деятельности.

Соответственно возникают подцели(цели низших уровней) :

1.позитивная социальная установка;

2.коммуникативная активность.

3.осознанность процессов социального взаимодействия;

4.информационная компетентность;

5.зрелость самооценки и навыков саморегуляции.

Достижение этих целей возможно только при условии решения основных педагогических задач:

1.создание пространства творческого поиска;

2.развитие механизмов обратной связи;

3.формирование групповых процессов.

Развитие через альтернативы.

Человек в каждой конкретный момент времени и в конкретной сфере деятельности, стоит пред выбором альтернативы и этот выбор !!!!определяет как его личность в будущем, так!!! и те возможности выбора, которые перед ним будут возникать в дальнейшем.Наш жизненный путь и наше «Я», таким образом, являются совокупностью всех сделанных нами жизненных выборов.

В действительности , в любой момент времени, мы стоим перед выбором не одной, а множества альтернатив самого разного уровня. Повышение уровня осознаваемых альтернатив и является как средством развития, так и индикатором уровня личности,группы. Примитивная альтернатива –бить или не бить детей.Чуть выше- требовать от них автоматического подчинения или осознанного послушания. Еще выше- относиться к ним как к слабым или как равным.Еще выше – учить или совместно учиться.И..это тоже еще далеко не вершина…

Педагогические альтернативы -это

соответственно набор наиболее значимых проблемных .точек, которые определяют содержание и направленность педагогического процесса.

Педагогические альтернативы ,естественно, затрагивают и цели, и задачи,

и методы обучения,охватывают как формальные, так и содержательные моменты.. Как правило, выборы по каждой из альтернативных шкал взаимосвязаны между собой и их внутренняя согласованность определяет гармонию педагогического процесса и его целостность. Качество педагогического процесса как и любого другого процесса человеческой деятельности определяется прежде всего качеством рассматриваемых альтернатив.

Основные альтернативы

( кроме приведенных ранее).

Единство слова и дела,

Дистанция между учителем и учеником.

Однозначность знания или многозначность.

Ориентация на запрос учеников или собственных представлений о содержании. Обучение с обратной связью.

Монологичность либо диалог.

Беспристрастность, объективность- эмоциональная увлеченность, личностноокрашенные отношения.

Ученик- «Чистый лист» или «конструктор».

Формирование самообучающейся системы-.

приведение в соответствии с определенными стандартами.

Современная практика.

Доктор Гамачек, обобщив десятки исследований, посвященных эффективности учителя, составил следующий портрет:

1. Личностные качества:

- человеколюб;

- демократ;

- спарведлив;

- чувство юмора;

- эмпатия;

- контакты в неформальной обстановке с учениками.

2. Поведение в классе:

- ситуационная гибкость;

- легкость в обращении с материалом;

- четкие процедуры проверки знаний;

- ясная демонстрация помощи и поддержки;

- склоность к эспериментам;

- в общении с учениками рефлексирует свое отношение к ним.

3. Положительная самооценка:

- оптимизм;

- принятие себя;

- прогноз дружелюбия окружающих;

- положительное и уважительное восприятие других.

Основной итог — эффективным является и аффективное преподование, представляющее собой не объективное представление фактов, а субъективный экзистенциональный процесс ведения учеников к вершинам их творческих возможностей.

Розенталь Джекобсон показали, что ожидания учителя являются основным фактором, определяющим успешность обучения.

Уильям Глассер как общий знаменатель трудных учеников описал комплекс неудачника:

ü неспособность справиться с заданиями;

ü нет привязанности к процессу и соученикам;

ü привычка жить сегодняшним днем, надеясь на удачу, но не веря в нее;

ü быть недовольным ситуацией, собой, но не предпринимать никаких действий.

Обучение действием.

1. Наиболее квалифицированно разрешают проблемы те, кто их имеет. Риванс.

2. Люди лучше учатся делать, и рефлексируя, что и как они делают.

3. Лучший способ проверки качества обучения — проверка действием.

4. Процесс обучения наиболее эффективен, когда непрерывно идет обмен информацией с другими — теми, кто тоже учится что-то делать.

Анализ индивидуального педагогического стиля.

Развитие современной педагогики опирается на решение двух существенных задач. Это осознанное изменение функции педагога и столь же осознанное изменение принципов комплектации и организации педагогического коллектива. Преподаватель превращается из авторитарного источника бесспорной информации в менеджера информационного развития ученика.

Педагогический коллектив трансформируется из коллекции источников информации разного — желательно максимально высокого — качества в системную информационную среду, организованную на основе определенной модели, концепции педагогического воздействия. В связи с этим индивидуальный психологический стиль должен выдержать как проверку на собственную внутреннюю целостность, непротиворечивость, так и на совместимость с базовой концепцией школы, уместность данного исполнителя в данном «ансамбле» педагогов.

Ниже приведены основные структурные элементы анализа индивидуального педагогического стиля, позволяющие осмыслить наиболее проблемные моменты в педагогической деятельности.

  1. педагогическое воздействие мыслится, как процесс с открытым или закрытым итогом. Преподаватель, до начала обучения, однозначно определяет для себя (и ученика) тот набор знаний, навыков, установок который должен быть сформирован, или тот результат является предметом совместного поиска.
  1. Цели педагогического воздействия:

1. информационное обеспечение;

2. консультирование — восполнение и развитие у ученика недостающих навыков субъекта управления;

3. направление по жизни — учительство (в восточной традиции понимания этого термина);

4. приведение в соответствие с определенными социальными стандартами;

5. самоутверждение — самореализация учителя, проявление собственных психологических комплексов и борьба с ними.

  1. Позиция в контакте:

1. партнерская;

2. пристройка сверху;

3. пристройка снизу.

  1. Доминирующая функция и соответственно, роль преподавателя:

1. обеспечение ресурсами (информационными и эмоциональными) — менеджер;

2. оценка и поддержка — наставник;

3. принуждение и контроль — начальник;

4. информационный источник — консультант;

5. носитель определенных ценностей и образцов поведения — проповедник.

Попутно отметим, что типичная попытка совмещать эти роли является максимально неэффективной, поскольку успешное наполнение каждой из этих функций опирается на вполне определенный алгоритм, а эти алгоритмы во многом противоречат друг другу. Соединение их приводит к тому, что ни одна из функций не выполняется качественно, а преподаватель поражен незначительностью результатов тех усилий, которые были затрачены.

  1. Обратная связь. Основание, по которым она проводится, ее интенсивность и средства:

1. Основания:

а). удовлетворение потребностей ученика;

б). достижение запланированного учебного результата;

в). эмоционально-психическое состояние ученика;

г). личностная зрелость ученика;

д). развитие группы и ее динамика;

е). адекватность ученика в контактах с внешней средой;

ж). ценности и целевые установки ученика;

з). экологичность педагогического воздействия.

2. Средства обратной связи:

а). контроль знаний;

б). практические результаты деятельности;

в). психологическое тестирование и социометрические процедуры;

г). интервьюирование, опрос;

д). регистрация ситуации избегания контакта — опоздания , прогулы, отказ от неформального контакта;

е). наблюдение, эмпатия.

  1. Средства педагогического воздействия:

1. информационная компетентность;

2. набор методик и техник ведения педагогического процесса — спектр обучающих технологий;

3. системное видение педагогического процесса;

4. вариативность и контроль эмоциональных состояний — эмоциональная зрелость;

5. эмотивность, способность к эмпатии;

6. психологическая устойчивость;

7. лидерство, доминантность;

8. личностная зрелость;

9. широта и диапазон включений в другие формы социальной деятельности — параллельные миры;

10. цели, способы, набор привлекаемых внешних информационных источников.

  1. Способы структурирования и организации информации:

1. исторический;

2. технологический;

3. объектно-индуктивный;

4. объектно-дедуктивный;

5. мозаичный;

6. ситуативный.

  1. Способы организации процесса контроля и оценки:

1. оценка преподавателя за (Знания ,Умения, Навыки);

2. оценка преподавателя за усилия;

3. самооценка по результату;

4. самооценка по процессу;

5. безоценочный анализ и коррекция.

Приведенная схема анализа изложена в концептуально-сжатом виде и, при необходимости, может быть развернута более подробно.

  1. Образ «Я» - представления индивида о самом себе.
  2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть, конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Рассмотрим несколько подробнее эти три основные сосотавляющие «Я»-концепции:

1. Когнитивная составляющая «Я»-концепции или «Образ Я».

Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию «Образа Я» могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя, человек прибегает обычно к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «красивый» и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п., можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания — это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности «Образа Я» правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка — не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй состовляющей - «Я»-концепции.

2. Эмоционально-оценочная сосоавляющая - «Я»-концепции или самооценка.

Человек как личность — самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой «известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам». Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

ü оценка других людей;

ü круг значимых других или референтная группа;

ü актуальное сравнение с другими;

ü сравнение реального и идеального «Я»;

ü измерение результатов своей деятельности.

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

3. Поведенческая составляющая «Я»- концепциизаключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть, конкретных действиях, которые могут быть вызваны «Образом-Я» и самооценкой. Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность «Я»-концепции заключается в том, что как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности, все эмоции и оценки, связанные с «Образом Я», являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.

Выделив три основные составляющие «Я»-концепции не следует забывать о том, что «Образ Я» и «Самооценка» поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в в психологическом плане они неразрывно связаны. Образ и оценка своего «Я» предполагают человека к определенному поведению; потому глобальную «Я»-концепцию мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако, эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.

Обычно выделяют по крайней мере

три основные модальности самоустановок (см.рисунок №1).

  1. Реальное «Я» - установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть, с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.
  2. Зеркальное «Я» — установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное «Я» выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помагает удерживать «Я»-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.
  3. Идеальное «Я»— установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное «Я» формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнить. Причем идеальные элементы своего «Я», личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре «Я»-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным «Я», составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом , многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

  1. Конструктивное «Я» («Я» в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели «Я». Главное отличие конструктивного «Я-проекта» от «Идеального Я» заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку «СТРЕМЛЮСЬ».

В «Я-конструктивное» трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Необходимо отметить, что любой из образов «Я» имеет сложное, неоднозначное по своему строению — происхождение, состоящее из трех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное «Я».

Таким образом, «Я»-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, напрвленных на самого себя. «Я»-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

«Я» - концепция и самооценка.

Сильный акцент на понятии «Я» характерен только для западноевропейской и североамериканской культур. В большинстве культур (в том числе в Азии, Латинской Америке и у многих народов юга Европы) главное значение придается групповым или общинным ценностям. В этих культурах принято считать, что о человеке позаботятся члены его семьи или соплеменник. Представители этих культур часто считают взгляды американцев эгоистическими. Но поскольку большинство исследований регуляции проводилось на базе западной культуры, в них прослеживается сильная тенденция к подчеркиванию человеческого «Я».

В Западной культуре люди ощущают сильную потребность следить за своим поведением и внешностью. Даже в домах, где нет радио, телевизора, тарелок, диванов или столов, обязательно найдется минимум одно, а то и несколько зеркал. Редкий человек способен пройти мимо зеркала, не бросив даже беглого взгляда на свое отражение.

Внешность — это аспект «Я»- концепции, который нетрудно оценить.

Однако относиться к своей внешности можно по-разному. Один человек считает, что щетина на подпородке придает ему пикантный аид, а другой думает, что она свидетельствует о неряшливости.

Обычно ваше мнение о себе основывается на отношении а квам других людей. Процесс формирования «Я»-концепции начинается с детства. Имя, выбранное для ребенка родителям, отражает их отношение к нему. Например, есть основания ожидать, что человек, которого назвали Реджинальд Рэндольф Уоллингфорт III, станет утонченной и сложной личностью. Маркус (Marcus.1976) исследовал установки по отношению к именам и обнаружил, что имена вызывают у людей следующие ассоциации : имя Джон связано с добротой и надежностью; Анна — не может быть агрессивной; Агнес — должна быть старой, а Робин — молодой и способной; от Тони — ожидают общительности.

Родители зачастую выбирают имена, которые отражают их надежды и ожидания, связанные с будущей личностью ребенка и его местом в жизни. Однако известно, что независимо от выбранного родителями имени поддержка, любовь, похвалы и интерес родителей к ребенку способствуют формированию у него позитивной «Я»-концепции и высокой самооценки. Если ребенка постоянно ругать и редко проявлять к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная «Я»-концепция, или низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, и у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате, у детей с негативными «Я»- концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это еще больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я»-концепцией, возникшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Взрослея и развиваясь, дети начинают сравнивать себя с другими, задавая самим себе примерно такие вопросы: «Я такой же красивый, как Игорь?», или «Я такая же хорошенькая, как Маша?», или «Могу ли я работать так же старательно, как Инна?» По мере приближения юношеского возраста мнения друзей приобретают решающее значение и становятся для ребенка гораздо важнее, чем взгляды родителей. Подростки придерживаются высокого мнения друг о друге. Дэвид Майерс (David Myers, 1980) провел исследование, которое показало, что большинство старшеклассников имеет высокую самооценку. Однако, по данным некоторых последних исследований, степень удовлетворенности человека самим собой имеет явную зависимость от его половой принадлежности.

Каждый человек создает для себя образ идеального «Я», то есть романтическую мечту о том, каким он хотел бы стать. Как правило, идеальное «Я» обладает качествами, которые имеют ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом. Ваше идеальное «Я» может изменяться в зависимости от окружения. На вечеринке вам хочется представить себя привлекательным «покорителем сердец», но на собрании вы надеетесь, что люди увидят в вас компетентного руководителя. Во время интервью при приеме на работу вам хочется поразить потенциального работодателя своим трудолюбием и знаниями, но на старых друзей вам, вероятно, хочется произвести впечатление человека чуткого и естественного. Некоторым людям лучше других удается изменять свой образ. Если ваши реальные качества соответствуют вашему идеалу или приближаются к нему, то у вас будет высокая самооценка.

Исследования Ливануэля и Уайли (Levanway, 1955; Wylie, 1957) позволили заключить, что люди с положительным «Я»-концепциями склонны терпимее относиться к окружающим. Им легче смириться с собственными неудачами. К тому же у них неудачи происходят реже, поскольку они, как правило, работают эффективнее, чем люди с низкой самооценкой. Высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как самостоятельность и искренность. Люди с положительными представлениями о себе склонны полагаться скорее на самих себя и потому охотнее принимают критику и советы.

Люди с низкой самооценкой, напротив, болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя. Поскольку им не хватает уверенности в себе, они легко поддаются давлению, и обычно ими можно манипулировать. Они падки на лесть и критикуют других, чтобы вырасти в собственных глазах. Большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, поскольку тогда они уверены в успехе. Дети с неблагоприятным мнением о себе, как правило, играют с теми, кто младше их. Некоторые исследования показывают, что низкая самооценка является фактором, способствующим возникновению склонности к мошеничеству, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений.

Зависимости между самооценкой и классовой принадлежностью не выявлено. Лолита Стоун (Lolita Stone, 1992) не обнаружила существенных различий в самооценке женщин афроамериканского происхождения, принадлежавших к рабочему и среднему классам. Однако она обнаружила тенденцию к более высокой самооценке у тех женщин из обоих классов, которые сильнее осозновали свою расовую принадлежность.

Как можно повысить самооценку? Первыми важными шагамина этом пути является принятие своего культурного наследия и расового происхождения. Важную роль играют поддержка, позитивная оценка и искренняя забота окружающих.

Розенбаум (Rosenbaum, 1980) предлагает руководителям для повышения самооценки своих подчиненных давать им индивидуальные задания, хвалить за выполненную работу, учитывать мнения и чувства окружающих и справшивать их совета по поводу решения возникающих проблем. Поскольку люди с высокой самооценкой, как правило, добиваются большего, повышение самооценки работников не только улучшает их представление о себе, но и является выгодным для форм и их руководителей.

«Я»-концепция и личность.

Даже людям с положительной «Я»-концепцией не всегда удается управлять собой. Но, хотя и довольнотрудно найти критерии для приспособляемости, люди с положительной «Я»-концепцией, как правило, адаптируются лучше, чем люди с отрицательной «Я»-концепцией. Под адаптацией психологи чаще всего понимабт поведение и поступки, соответствующие данной культуре и конкретной ситуации, перед лицом которой оказался человек.

Способы и стили регуляции зависят от культурной среды и конкретной обстановки. Индивидуальные методы адаптации, применяемые данным человеком, являются частью его личности. Несмотря на то, что существует множество определений личности, в большинстве из них подчеркивается аспект адаптации к окружающим условиям. Личность представляет собой совокупность всех аспектов поведения человека, включая мысли, чувства и мотивы, которые не имеют внешних проявлений. Некоторые формы поведения и чувства повторяются часто, в то время как другие — только изредка.

Сталкиваясь с новыми требованиями жизни и факторами стресса, вы должны с ними справляться. И в этом постоянном и неизбежном процессе внесения поправок ваша «Я»-концепция и личность постоянно меняются.

Защитные механизмы личности.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.

2. Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае, неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам. Известны случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

3. Рационализация. Этот способ разумного оправдывания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдывание поступка находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации , следующие:

а). оправдание своей неспособности что-либо сделать;

б). оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.

4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название «формирование реакции».

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не сбрасывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например, в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения чел

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1 модуль.

1. Современная ситуация личности.

2. Возможности и методы практической психологии.

3. Метанавыки успешного поведения.

4 Технология эффективного взаимодействия с партнером.10 кнопок.

5. Работа с агрессией и отклоняющимся поведением

6. Проектирование личностного роста.

7. Технология эффективной передачи информации.!!! Сам.

8. Технология эффективного приема информации

9. Проблемные ситуации в процессе общения.!!!Сам

10. Поведение как подача сигналов партнеру.

2 модуль

11Базовые страхи в партнерском общении.Предупреждение и снятие базовых страхов у себя и партнера.

12. Формирование эффективной самоооценки

13 .Диагностика партнера. Критерии оценки и методы.

14 Проектирование тестов и тестовых ситуаций

15 Управление конфликтом. !!! Сам!

16.Уровни развития личности

17.Управление эмоциональным состоянием.Саморегуляция и самопрограмирование.!!!Сам!

18Цели и этапы педагогического процесса

19 Альтернативы в педагогическом процессе.

20 Психологическое здоровье. Психогигиена и психопрофилактика.!!!Сам!

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1.Айзенк.М.Психология для начинающихМ.,2004.

2.Берн.Э.Введение в психологию и психоанализ.М.,2002.

3. Квинн.В. Прикладная психология. Спб.,2003

4. Клонингер.С. Теории личности.Спб.,2003

5. Психология для экономических вузов. Под. Ред.Дружинина.В.Спб.,2002

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

6.Алиев.Х.Метод Ключ.Р.Д.,2003.

7.Андреас.С Трансформация личности. Спб 2004.

8.Бендлер.Р. Используйте свой мозг для изменений-М.,1999.

9.Бэндлер.Р. Технология убеждения. М.2003.

10.Горин.С. Техники россыпью.М.,2002.

11.Козлов.Н. Какотноситься к себе и к людям.М.,1993.

12.Кастанеда.К Путешествие в Икстлан.,М.,1997

13Любимов.А.Мастерство коммуникации.Спб.,2003.

14.Мантэк Чиа. Даосские секреты любви для двоих.К.,2002

15.Мольц.М. Я это я.М.,2003.

16.Сэтир. В. Как строить себя и свою семью.М.,1992.

17.Хольнов.С. Искусство восприятия.Спб..2003

18.Щербатых Ю Психология успеха.М.,..2004

овека, вплоть до появления патологических отклонений.

Наши рекомендации