Возможности разных видов игр в социокультурном развитии детей. Методика использования игр. (Опишите проводимую работу)
Детям дошкольного возраста характерна активная, ориентированная на культуру, деятельность, получающая свое выражение в занятиях различными видами искусства, ролевых играх, общении со сверстниками и взрослыми, освоении норм и образцов поведения, ситуативном отражении культурных идей и символов.
Особая роль в этом процессе принадлежит игре. В игровой деятельности ребенок открывает для себя гораздо больше культурных смыслов, чем взрослый, а символизация закономерно имеет для него избыточный и поисковый характер.
Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, - он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность, обогащает свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. Игровой опыт и игровая культура ребенка не столь наивны, как это представляется на первый взгляд взрослым. На уровне игрового общения со сверстниками дошкольники открывают удивительные возможности для самовыражения, нормотворчества, коммуникации и ценностного ориентирования.
Изучение детских игр показывает, что в игре активно реализуются установка ребенка на выражение своей внутренней жизни и стремление к творчеству. Две тенденции сосуществуют в детском игровом сообществе: тенденция стабильности игры и тенденция творчества, изменчивости и динамичности. Основой первой является знание, привычка, стремление дошкольников к устойчивости, прогнозируемости игровых событий и взаимодействий с партнерами по игре, основой другой тенденции является присущая дошкольникам любознательность, живость воображения, стремление к экспериментированию и импровизации.
Игры, которые неизменными передаются в детской культуре от поколения к поколению, обеспечивают преемственность игрового опыта и вносят важный вклад в социокультурное развитие дошкольников.
Самостоятельно придуманные детьми игры способствуют обогащению их творческого потенциала, активизируют механизмы самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения. Разнообразные творческие самодеятельные игры, игровые импровизации, игры-эксперименты, а также традиционные и новые игры с готовым содержанием и правилами составляют комплекс личного игрового опыта дошкольника.
Научные данные показывают, что полноценное развитие детского игрового опыта в дошкольном возрасте определяется соответствующими возможностями образовательной практики.
Современный образовательный процесс в детском саду целенаправлен на неуклонное обогащение самостоятельного личностного опыта дошкольников. Это достигается конструированием образовательного процесса на основе принципов интеграции развивающего образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности, созданием творческой и гуманистической направленности активности детей по отношению к миру.
Игра в этом процессе выполняет совершенно особую роль. С одной стороны, она обладает несомненной самоценностью в силу неоспоримой уникальности как средства социализации и социокультурного развития личности ребенка. Представить себе нормальное развитие дошкольника без игровой деятельности невозможно. С другой стороны, игра не является изолированной частью образовательного процесса. Она естественно вплетается в ткань всей жизни ребенка.
Можно с уверенностью констатировать, что виды деятельности детей дошкольного возраста включают в большей или меньшей степени игровую составляющую. Игра проецируется на все виды активности в дошкольном детстве, придавая этому жизненному периоду неповторимое своеобразие. В игре формируются механизмы, оказывающие влияние на овладение детьми другими видами деятельности. Поэтому обеспечить в образовательном процессе детского сада возможность каждому ребенку наиболее полно и многопланово проявить себя в разных видах детских игр - значит открыть перспективу для его успешного социокультурного развития и взаимодействия со сверстниками.
Актуальное направление исследования игровой деятельности связано с изучением становления самостоятельности и творческой активности ребенка в разных видах игр и с созданием условий, необходимых для развития игрового опыта. Насколько полно удовлетворяются в образовательном процессе детского сада игровые интересы и потребности дошкольников, каковы источники детского игрового опыта, позволяет ли существующая педагогическая технология обеспечить субъектную позицию ребенка в игре, как обогащаются социокультурные основания аксеологического, содержательного и процессуального компонентов игрового опыта в дошкольном детстве - эти вопросы нуждаются в серьезном изучении
Современная массовая культура активно воздействует на детей, что приводит к появлению новых игр, игровых образов, ролей, моделей игрового взаимодействия.
Наиболее наглядно это происходит в сфере игровой тематики, содержания игр и игровых интересов. Наряду с традиционными для дошкольников игровыми сюжетами, активно возникают новые. Так, в играх старших дошкольников наблюдаются темы звездных войн, борьбы монстров, захвата заложников, космических путешествий, борьбы полицейских и мафии; в разной интерпретации отражаются впечатления от современных фильмов, таких как «Звездные войны», «Горец», «Терминатор», известных телесериалов, триллеров, телебоевиков. Современные дошкольники проявляют настойчивый интерес к компьютерным играм, игровым автоматам, электронным и радиоуправляемым игрушкам. Реклама становится частью многих игровых сюжетов. Наблюдается большой интерес к играм с куклами Барби, с электронными игрушками типа Тамагочи, Мяучи и пр. Это - новое явление в игровой субкультуре старших дошкольников. Оно требует от воспитателей более внимательного изучения актуальных детских игровых интересов, готовности поддержать их или направить в правильное, с точки зрения культурного развития и воспитания детей, русло. Вместе с тем, полученные данные показывают, что многие воспитатели и родители оказались неподготовленными к этим изменениям в детской игровой культуре. Они не поддерживают новые игровые сюжеты, прибегая к прямому их запрету, стремятся ограничить детский опыт только традиционными для дошкольников играми. Такая позиция взрослых не может быть названа эффективной, так как игнорирует новые виды социальной ориентации и возможности нового игрового опыта.
С позиции изучения социокультурного развития дошкольников в игре, представляется интересным выяснить, как отражается в игровом опыте старших дошкольников их отношение к сверстнику как игровому партнеру, а также представления о нормах и правилах игрового взаимодействия, способность к самостоятельному обогащению игровой деятельности.
Целостность игрового пространства возникает, прежде всего, на основе единства ценностно-смысловых установок всех участников игры. Готовность детей к взаимному согласованию и принятию ценностно-смысловых установок партнеров приводит к установлению единого пространства игры и гармонии игровых отношений. Это становится фундаментом развития общего игрового замысла. В результате игра осуществляется как совместная деятельность, в которой активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, поддержка, совместное сюжетосложение.
Коллективная игра развивается как саморегулируемая деятельность. В совместной игре постоянно происходит взаимное согласование играющих на основе общего замысла, правил и жизненных представлений. Полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что в культурных, ценностных, содержательно-организационных и управленческих механизмах игрового взаимодействия не всегда обнаруживается гармония. Вследствие чего в игровом сообществе происходят сбои, что нарушает возможности для игрового самовыражения участников коллективной игры. Поэтому в задачу педагога входит создание условий для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками.
Стремление к игровому взаимодействию наиболее ярко проявляется по отношению к детям, обладающим способностью к придумыванию интересных игр, умеющим выразительно и эмоционально передавать игровые роли, включаться в ролевые диалоги и т.п. Так, дети-фантазеры всегда находят себе благодарных слушателей, даже если не обладают лидерскими игровыми качествами. Они часто становятся своеобразными генераторами идей, питающими игровой замысел, в то время как лидеры организационно воплощают эти идеи в реальность игровых ролей, действий и отношений.