Как рассказать ребенку о временах года. осенние. Любой ребенок с удовольствием назовет еще раз эти предметы-признаки, если вы его об этом попросите
осенние. Любой ребенок с удовольствием назовет еще раз эти предметы-признаки, если вы его об этом попросите. А вывод сделаете сами: «Желтые и красные листья, дождь, тучи, ветер, перелетные птицы — это признаки осени».
3. Взрослый рассматривает вместе с детьми сюжетные картины: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Вот примерный перечень вопросов к детям при рассматривании картины:
• Какое время года изображено на картине?
• Назови основные признаки времени года, которые ты видишь на картине.
• Назови месяцы этого времени года.
Необходимо уточнить, что последний вопрос вызывает наибольшие затруднения у детей с проблемами в интеллектуальном развитии, так как «месяц» — составная единица любого времени года — трудно понимаемое ими слово.
Но расстраиваться не стоит, если ребенок не называет месяцы, потому что он запомнит и поймет их значение по мере нашего путешествия по Стране Времен Года. Уделяйте побольше внимания ребенку на прогулке по лесу, в парке, в саду, рассказывайте ему о начале, середине, конце определенного времени года, показывайте, насколько разной может быть, например, осень в начале (сентябре — ранняя осень), середине (октябре — золотая осень), конце (ноябре — поздняя осень). Разбирайте признаки времен года на картинках, на улице, и очень скоро ребенок будет свободно рассказывать о них самостоятельно.
4. Взрослый просит ребенка назвать последовательность времен года и расположить согласно ей сюжетные картины: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Тренинг по сказкотерапии
Для детей с проблемами в интеллектуальном развитии процесс рассматривания сюжетных картин более длительный и подробный. Взрослый должен помочь ребенку найти в картине признаки определенного времени года и назвать их. И если вам придется играть в эту игру не единожды и не все сразу будет получаться у ребенка — не отчаивайтесь. Помните, что наш путь по Стране Времен Года тернистый и препятствий на нем очень много.
Итак, получилась цепочка, состоящая из звеньев — Времен Года. А теперь попутешествуем по ней. Спросите ребенка:
• Какое время года следует за зимой?
• Какое время года перед летом?
• Назови «соседей» осени.
Выполнив несколько таких заданий, ребенок будет более полно понимать значение предлогов: «до», «после», «перед», «за».
Дидактическая игра № 4
Цель — коррекция понимания эмоциональных состояний, изображенных на картинках, коррекция речи.
Материалы: картинки с изображением четырех эмоциональных состояний, соответствующих 4 временам года: зиме, весне, лету, осени.
1. Взрослый сообщает детям, что к ним в гости пришли Зима, Весна, Лето, Осень. Но он не может разобраться, кто есть кто, и просит детей помочь ему. Дети рассматривают картинки и кратко характеризуют эмоциональные состояния времен года: «Какое лицо?» {Доброе, злое, веселое, радостное, грустное, плаксивое, счастливое, хмурое, печальное, унылое, сердитое...) Теперь, когда каждое эмоциональ-
Как рассказать ребенку о временах года
ное состояние описано, можно выбрать из них соответствующие Зиме, Весне, Лету, Осени.
2. Взрослый обращается к детям: «Как вы думаете, кто из них Осень? Почему?» Если получен правильный ответ, взрослый поясняет: «Солнце не светит. Птицы не поют. Идет дождь. Грустная картина. Осень».
Если получен неправильный ответ, сразу возникает вопрос: «Может быть, ребенок не понимает эмоциональных состояний, изображенных на картинках?». В этом случае возьмите лист бумаги и нарисуйте грустное лицо, а потом опишите его: «Брови опущены вниз. Уголки глаз опущены вниз. Между бровями — складка. Уголки рта опущены вниз. Это грустное лицо».
Посмотрите в зеркало, изобразите грустное лицо. Предложите теперь ребенку попробовать «быть грустным» и посмотреть на себя в зеркало. Дети, как правило, готовы побыть «обезьянками» и покривляться перед зеркалом. Используйте этот момент — предложите им стать грустными, сердитыми, злыми, веселыми, удивленными. А потом проведите урок рисования — нарисуйте с детьми веселое, сердитое, радостное, грустное лица. И не забудьте описать их.
Как только ребенок научится без проблем определять эмоциональные состояния, изображенные на картинках, можно показать ему эмоциональные состояния всех времен года и попросить выбрать для каждого времени года свое лицо: летнее, зимнее, осеннее, весеннее.
А своим коллегам я предлагаю разместить эмоциональные состояния на картинках на фланелеграфе и каждый день спрашивать каждого ребенка о том, какой он в данный момент: веселый или грустный, радостный
Осень
Тренинг по сказкотерапии
или сердитый, удивленный или злой. Этот прием способствует коррекции эмоциональной сферы, мимической мускулатуры лица и выработке четких артикуляционных движений губ (если вы будете не только спрашивать, но и показывать в зеркале). Необходимо заметить, что для детей с ДЦП это задание — достаточно сложное, но оно является одним из действенных способов коррекции мимической и дыхательной систем.
Дидактическая игра № 5
Цель — коррекция мыслительной деятельности, коррекция речи.
Материалы: 4 нарисованных дерева или 4 сухие ветки; бумажные или пластмассовые детали к деревьям: зеленые, красные, желтые листья, снежинки, почки с появляющимися из них маленькими листочками.
Взрослый предлагает детям решить ситуацию:
— Перед вами четыре дерева. Они абсолютно одинаковы: лишь ствол и ветки. Но так было не всегда. Раньше они были разными: одно дерево было зимним, другое — весенним, третье — летним, четвертое — осенним. Но вот налетел ураган и сорвал с деревьев зеленые, красные, желтые листочки, снежинки, почки. Помогите, пожалуйста, восстановить деревья.
Дети всегда с удовольствием приходят на помощь. А взрослый поясняет: «Перед вами деревья и
— красные листья,
— желтые листья,
— зеленые листья,
— снежинки,
— почки с появляющимися из них зелеными листочками.
Выбери нужные украшения для:
Как рассказать ребенку о временах года
— осеннего дерева,
— зимнего дерева,
— летнего дерева,
— весеннего дерева».
Украшать деревья можно путем прикладывания деталей (прием накладной аппликации), путем подвешивания деталей на сухие ветки, а также путем пририсовывания элементов к каждому дереву (прием рисования). Выберите наиболее подходящий прием, учитывающий индивидуальные и двигательные особенности ребенка.
Если при выполнении задания возникли трудности или ребенок неправильно нарядил деревья — побеседуйте с ним, спросите его о том, почему он так их украсил. Может быть, увлекшись, он забыл о предложенном задании. Еще раз напомните ему об основных признаках времен года. Обратитесь к нему с вопросами:
1. Что на деревьях осенью? (Листья.) Какого они цвета? (Красного, желтого.)
2. Что на деревьях зимой? (Снег, снежинки.)
3. Что мы видим на деревьях весной? (Почки, листочки.)
4. Что мы видим на деревьях летом? (Листья.) Какого они цвета? (Зеленого.)
Если постоянно напоминать ребенку об основных признаках времен года, то представ- ^
ления о них будут более полными, прочными ° Ф \^/ ^ 0
и устойчивыми.
Дидактическая игра № 6
Цель — коррекция мыслительной деятельности, коррекция речи.